В статье авторы формулируют тенденции финансового контроля государственного оборонного заказа, а также обобщают нарушения в данной сфере.
Ключевые слова: государственный оборонный заказ, государственный контракт, военная безопасность государства.
В настоящее время государственный оборонный заказ является механизмом претворения в жизнь государственной стратегии развития оборонного комплекса страны и обеспечения национальной безопасности. Осуществляется контроль показателей выполнения государственного оборонного заказа, соблюдения контрактных условий, контроль качества и приемка продукции, предназначенной для выполнения государственного оборонного заказа. Более подробного рассмотрения требует осуществление финансового контроля в сфере государственного оборонного заказа.
Организация государственного финансового контроля необходима для управления публичными финансовыми средствами. Реализация такого контроля в сфере закупок, осуществляемых в рамках государственного оборонного заказа, обеспечивает финансовую и военную безопасность государства [1]. Надлежащее использование бюджетных денежных средств, выделяемых в рамках выполнения государственного оборонного заказа, является одним из обязательных условий достижения и финансовой, и военной безопасности государства.
На рисунке 1 приведена статистика по выполнению государственного оборонного заказа на 2017–2021 гг.:
Рис. 1. Выполнение плана по государственному оборонному заказу в 2017–2021 гг., в %
В целом, процент выполнения государственного оборонного заказа находится на стабильно высоком уровне, что подчеркивает важность этого направления деятельности для страны.
По заявлениям ФАС России, наиболее часто встречаются следующие нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа [2]:
— включение в себестоимость продукции затрат, не связанных с ее производством;
— поставка продукции, необходимой для выполнения государственных контрактов (контрактов), по ценам, превышающим рыночные цены;
— использование денежных средств, полученных по государственному контракту(контракту), на цели, не связанные с исполнением государственного оборонного заказа.
Типовыми нарушениями в сфере государственного оборонного заказа являются такие нарушения как необоснованный отказ от заключения контракта со стороны головного исполнителя или исполнителя государственного оборонного заказа, навязывание доминирующим субъектом невыгодных условий договора своему контрагенту либо изъятие товара из обращения на рынке при наличии спроса на такой товар.
Отдельно можно выделить такое нарушение как заключение антиконкурентных соглашений между хозяйствующими субъектами, действующими на одном товарном рынке (в том числе сговор на торгах). Также одним из видов нарушений являются ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов власти. Около 80–100 нарушений в год фиксируются в связи с нарушением условий государственного контракта по государственному оборонному заказу
Так как нарушения в сфере государственного оборонного заказа могут привести к значительным последствиям, проводится политика по усилению контроля за нарушениями в сфере государственного оборонного заказа.
С 2021 года были внесены значительные изменения в системе контроля в сфере государственного оборонного заказа. Новая система контроля построена на принципах комплексного взаимодействия между Счетной Палатой Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации, Федеральным казначейством, Федеральной службой по финансовому мониторингу, ФАС России. Такая система позволяет проконтролировать весь процесс: от формирования заданий по государственному оборонному заказу до заключения контракта, его выполнения и контроля за результатом выполненных обязательств [3].
Информация от уполномоченных банков ежедневно поступает в единую электронную систему, действующую на базе Национального центра управления обороной Российской Федерации. Это позволяет определять фактический состав кооперации, производить мониторинг соблюдения условий контрактов и стадии готовности продукции, корректировать политику авансирования [4].
Таким образом, сопровождение контрактов по государственном оборонному заказу необходимо для повышения прозрачности финансирования государственного оборонного заказа.
Банковское сопровождение государственного оборонного заказа — большой шаг на пути совершенствования процедуры контроля за расходом бюджетных денежных средств.
Литература:
1. Липченко Е. И. Казначейское сопровождение государственного оборонного заказа// Развитие финансового рынка и предпринимательских структур в современных условиях. — Волгоград, 2022. — С. 51–54.
2. Максиненко Т. С, Шабанова Н. Д. Банковское сопровождение государственного оборонного заказа// Современные тренды развития стран и регионов — 2017. — 2018. — С 420–423.
3. Палеха В. И. Банковское сопровождение оборонного заказа // Военная экономика и военные финансы: история и современность, итоговая военно-научная конференция финансово-экономического факультета, посвященная 100-летию военно-финансового образования. — Москва, 2021. — С. 249–257.
4. Худякова К. Э. Казначейское сопровождение государственного оборонного заказа// Global and Regional Research. — 2019. — Т. 1. — № 4. С. 86–91.