Качественные методы оценки рисков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №23 (418) июнь 2022 г.

Дата публикации: 09.06.2022

Статья просмотрена: 343 раза

Библиографическое описание:

Пустошилов, Н. О. Качественные методы оценки рисков / Н. О. Пустошилов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 23 (418). — С. 569-571. — URL: https://moluch.ru/archive/418/92871/ (дата обращения: 01.05.2024).



Качественные методы. Методы выбора рисков. Экспертные оценки. На современном этапе оценка риска заключается в сравнении уровня риска с уровнем приемлемости, которые сильно разнятся от проекта к проекту Основанием для отнесения к группе приемлемых рисков служит система параметров, различная для каждого портфеля риска.

Ключевые слова: метод, риски, выбор, эксперт.

При реализации любого инвестиционного проекта необходимо проводить комплексный анализ или оценку рисков, чтобы дать потенциальным партнёрам необходимые данные для принятия решений о целесообразности участия в проекте и выработки антирисковых мероприятий для защиты от возможных финансовых потерь.

Все методы, применяемые для анализа рисков проекта, можно условно разделить на качественные и количественные.

Главная задача качественного анализа инвестиционных рисков состоит в выявлении и идентификации возможных видов рисков рассматриваемого инвестиционного проекта, а также в определении и описании источников и факторов, которые влияют на данный вид риска. Кроме того, качественный анализ предполагает описание возможного ущерба, его стоимостной оценки и мер по снижению или предотвращению риска.

Карточки Кроуфорда

Основная концепция данного метода заключается в следующем. Ведущий раздает участникам одинаковое количество карточек и задает один вопрос: какой риск вы считаете наиболее важным для проекта? Каждый участник записывает свой ответ на карточке и передает ее ведущему. После этого ведущий снова задает вопрос, и процедура повторяется до тех пор, пока не закончатся карточки. В результате эксперт получает несколько десятков формулировок. Если карточки заранее пронумеровать, начиная с десяти до одного, а затем сгруппировать похожие формулировки, то в результате будет получен ранжированный список рисков (где главный риск, будет наиболее встречаемый на карточках с учетом последовательности), который можно раздать участникам для внесения изменений и дополнений. Если группа хорошо подобрана (в том смысле, что в нее входят люди с разными точками зрения), то, скорее всего, определится большинство рисков, которые являются значимыми для проекта.

Метод номинальных групп

Один из методов коллективного принятия решений. Этот метод полезен, когда необходимо выявить и сравнить индивидуальные суждения, чтобы прийти к решениям, которые не могут прийти в голову одному человеку. Влияние доминирующей личности уменьшается. Обеспечивает взаимодействие между участниками. Составление упорядоченного списка рисков отнимает довольно много времени. Высокая загрузка презентатора.[1].

Мозговой штурм

Мозговой штурм — это, пожалуй, самая распространенная и простая модель. Участники мозгового штурма высказывают любые идеи, специально отобранный человек все записывает, структурирование и оценка идей происходит позже. Модератор (лидер) мозгового штурма должен только способствовать процессу генерации идей. Ключом к успеху метода является запрет на критику идей. Легко сказать, но трудно сделать. Мозговой штурм может генерировать так много идей, что для их обработки требуется вдвое больше экспертов[2].

Метод Delphi

Применение метода Delphi требует немного больше времени, так как оно выполняется в несколько итераций. Вы проводите письменный опрос экспертов, входящих в группу, затем обобщаете полученные мнения и рассылаете экспертам интегрированный список рисков (обобщение требует навыков анализа и синтеза информации). Сейчас ваши эксперты говорят об этом обобщенном документе. В простом случае достаточно двух итераций (хотя Delphi не используется в простых ситуациях), но если решаемая проблема сложна и у вас достаточно времени, итеративная обработка информации и обмен сообщениями могут занять до нескольких недель. Поскольку эксперты всегда работают с обобщенной информацией, влияние отдельных авторитетов на мнения других экспертов в группе нивелируется[3].

Экспертный опрос

Используется прошлый опыт. Сбор первичных данных на основе использования опыта, знаний и интуиции экспертов в изучаемых областях Эксперт может быть предвзятым. Занимает довольно много времени

Методы с использованием диаграмм

Ясное представление участвующих процессов. Легкость построения. Для них имеется много компьютерных инструментов. Иногда вводит в заблуждение. Может занимать много времени

Результатом процесса идентификации рисков является Реестр рисков, содержащий:

– Список идентифицированных рисков;

– Список потенциальных действий по реагированию;

– Основные причины возникновения риска;

– Уточнение категорий рисков.

Контрольные списки

Этот метод позволяет тщательно проанализировать креативную проблему, направить вашу творческую мысль в нужное русло. Конкретный и упорядоченный. Легко использовать. Однако данный метод может не содержать конкретных элементов для данного проекта. Метод контрольного списка дает исследователю некоторую систему, однако стороннему специалисту достаточно сложно оценить качество оценок. Даже при заданных весах за счет варьирования шкал по каждому параметру могут быть получены самые разные ранжирования объектов [4].

Метод аналогии

Использует прошлый опыт для исключения проблем в будущем. Подобные проекты содержат много сходных черт

Требует много времени. Легко получить результаты, не подходящие для данного случая. Аналогия может быть некорректной

SWIFT-анализ

Расшифровывается как «Структурированная техника «что, если»» и представляет собой упрощенную версию HAZOP. SWIFT применяет систематический командный подход в среде семинара, где команда исследует, как изменения утвержденного проекта или плана могут повлиять на проект, путем ряда соображений «что, если». Этот метод особенно полезен при оценке жизнеспособности возможных рисков.

Анализ дерева решений

Аналогичен анализу дерева событий, но не предоставляя полностью количественных результатов, анализ дерева решений чаще всего используется для определения наилучшего курса действий при наличии неопределенности в исходе возможных событий или предлагаемых планов. Это делается, начиная с первоначального предложенного решения и отображая различные пути и результаты в результате событий, происходящих после первоначального решения. После того, как все пути и результаты установлены и оценены их соответствующие вероятности, можно выбрать курс действий на основе комбинации наиболее желательных результатов, связанных событий и вероятности успеха.

Анализ галстука-бабочки

Это один из наиболее практичных методов, помогающих определить меры по снижению риска. Анализ галстука-бабочки начинается с рассмотрения события риска, а затем проецируется в двух направлениях. Слева перечислены все потенциальные причины события, а справа перечислены все потенциальные последствия события. Затем можно определить и применить меры (или барьеры) по смягчению последствий для каждой из причин и последствий в отдельности, эффективно снижая как вероятность возникновения риска, так и последующие воздействия, если риск все еще имеет место.

Можно сделать вывод о том, что сегодня существует достаточно большое количество методов анализа влияния возможных рисковых ситуаций на успех реализации проектов. Изучение и использование таких инструментов анализа позволяет значительно снизить риски провала конечной цели проекта. При этом ни один из существующих методов оценки инвестиционных рисков не дает точных результатов, и только их развитие и изучение дает перспективные возможности уточнения результатов и повышение устойчивости реализации проекта.

Литература:

  1. Айхель, Ксения Валерьевна. Управление рисками инвестиционных проектов на промышленных предприятиях: диссертация... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Айхель Ксения Валерьевна; [Место защиты: Юж.-Ур. гос. ун-т].- Челябинск, 2011–221 с.ил. — Библиогр.: с. 180–191.
  2. Горбачев, Сергей Викторович. Управление финансовыми проектами и финансовыми рисками: [учебное пособие] / С. В. Горбачев.- Казань: Казанский ун-т, 2011–83 с. схемы, табл. — Библиогр.: с. 82–83.
  3. Романов, Сергей Николаевич. Формирование механизма риск-контроллинга инвестиционных проектов: диссертация... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Романов Сергей Николаевич; — Москва, 2011–191 с.
  4. Титаренко, Борис Петрович. Управление рисками в инновационных проектах / Б. П. Титаренко.- Москва: МГСУ, 2011–142 с.ил. — (Библиотека научных разработок и проектов МГСУ / М-во образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Московский гос. строит. ун-т»). — Библиогр.: с. 125–126
Основные термины (генерируются автоматически): мозговой штурм, проект, HAZOP, SWIFT, анализ галстука-бабочки, анализ дерева решений, время, качественный анализ, прошлый опыт, Эксперт.


Ключевые слова

выбор, метод, риски, эксперт

Похожие статьи

Форсайт потребительского рынка | Статья в журнале...

Морфологический анализ. базируется на подборе возможных решений для отдельных частей задачи и их последующей систематизированной компиляции. рационален при анализе простых объектов и при поиске новой идеи на основе комбинации известных решений (дизайн, реклама).

О технологии обучения «Перекрестная наметка идей» и «Аналогии»

Осуществление качественного обучения, как известно, возможно при переходе

Перекрестная наметка идей – это комплексный методический прием обучения, при котором, слушатели так же как и при мозговом штурме, за короткое время письменно генерируют идеи.

Synectics as a strategic asset in innovative teaching | Молодой ученый

«Мозговой штурм» — это технология решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при которой детям предлагают высказывать, возможно

Мозговая атака — поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при котором анализ...

Исследование методов активизации творческого мышления при...

«Мозговой штурм» — это технология решения проблемы на основе стимулирования

Именно мозговой штурм — наиболее употребительный из всех эвристических методик решения

мозговой штурм, активный метод обучения, метод проектов, этап, компетенция, решение...

Обзор научных методов сбора и обработки информации

Методология науки — систематический анализ методов, применяемых для получения научного знания, и тех общих принципов, которыми направляется научное исследование. (Философия, 2006). Изучение научных методов сбора и обработки информации — актуальная задача.

Организация процедуры управления рисками процессов СМК

Управление рисками — это процесс разработки и выполнения управленческих решений

+ + + Анализ «галстук-бабочка». - + + Техническое обслуживание (обеспечение надежности).

Анализ управления коммерческими рисками в банковской деятельности (на примере ООО...

Потенциал квеста как педагогической технологии формирования...

Например, Мозговой штурм способствует формированию навыков работы в команде

В настоящее время квесты обретают всю большую популярность в России и странах СНГ.

Достойным примером командного волонтёрского квеста может служить интернет-проект...

Обзор методов сценарного подхода, применяющихся при...

Диверсионный анализ применительно к программным продуктам и проектам требует системного подхода

При анализе методом деревьев отказов для начала для каждой функции системы

HAZOPанализ угроз и работоспособности (Hazard and Operability Analysis).Эта методология...

Как помочь научиться учиться | Статья в журнале «Школьная...»

Анализ идей. Все высказанные идеи каждая группа рассматривает критически.

«Мозговой штурм» — это технология решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при которой детям предлагают высказывать, возможно, большее количество...

Сравнительный анализ современных инструментов Data Mining

Интеллектуальный анализ данных (Data Mining) — это процесс поддержки принятия решений, основанный на поиске в данных скрытых закономерностей. При этом накопленные сведения автоматически обобщаются до информации, которая может быть охарактеризована как знания.

Похожие статьи

Форсайт потребительского рынка | Статья в журнале...

Морфологический анализ. базируется на подборе возможных решений для отдельных частей задачи и их последующей систематизированной компиляции. рационален при анализе простых объектов и при поиске новой идеи на основе комбинации известных решений (дизайн, реклама).

О технологии обучения «Перекрестная наметка идей» и «Аналогии»

Осуществление качественного обучения, как известно, возможно при переходе

Перекрестная наметка идей – это комплексный методический прием обучения, при котором, слушатели так же как и при мозговом штурме, за короткое время письменно генерируют идеи.

Synectics as a strategic asset in innovative teaching | Молодой ученый

«Мозговой штурм» — это технология решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при которой детям предлагают высказывать, возможно

Мозговая атака — поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при котором анализ...

Исследование методов активизации творческого мышления при...

«Мозговой штурм» — это технология решения проблемы на основе стимулирования

Именно мозговой штурм — наиболее употребительный из всех эвристических методик решения

мозговой штурм, активный метод обучения, метод проектов, этап, компетенция, решение...

Обзор научных методов сбора и обработки информации

Методология науки — систематический анализ методов, применяемых для получения научного знания, и тех общих принципов, которыми направляется научное исследование. (Философия, 2006). Изучение научных методов сбора и обработки информации — актуальная задача.

Организация процедуры управления рисками процессов СМК

Управление рисками — это процесс разработки и выполнения управленческих решений

+ + + Анализ «галстук-бабочка». - + + Техническое обслуживание (обеспечение надежности).

Анализ управления коммерческими рисками в банковской деятельности (на примере ООО...

Потенциал квеста как педагогической технологии формирования...

Например, Мозговой штурм способствует формированию навыков работы в команде

В настоящее время квесты обретают всю большую популярность в России и странах СНГ.

Достойным примером командного волонтёрского квеста может служить интернет-проект...

Обзор методов сценарного подхода, применяющихся при...

Диверсионный анализ применительно к программным продуктам и проектам требует системного подхода

При анализе методом деревьев отказов для начала для каждой функции системы

HAZOPанализ угроз и работоспособности (Hazard and Operability Analysis).Эта методология...

Как помочь научиться учиться | Статья в журнале «Школьная...»

Анализ идей. Все высказанные идеи каждая группа рассматривает критически.

«Мозговой штурм» — это технология решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при которой детям предлагают высказывать, возможно, большее количество...

Сравнительный анализ современных инструментов Data Mining

Интеллектуальный анализ данных (Data Mining) — это процесс поддержки принятия решений, основанный на поиске в данных скрытых закономерностей. При этом накопленные сведения автоматически обобщаются до информации, которая может быть охарактеризована как знания.

Задать вопрос