О технологии обучения «Перекрестная наметка идей» и «Аналогии» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (36) январь 2012 г.

Статья просмотрена: 727 раз

Библиографическое описание:

Нутфуллаева, Ш. Н. О технологии обучения «Перекрестная наметка идей» и «Аналогии» / Ш. Н. Нутфуллаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 1 (36). — Т. 2. — С. 116-118. — URL: https://moluch.ru/archive/36/4181/ (дата обращения: 27.04.2024).

В настоящее время усилие педагогической науки и практики направлено на повышение качества подготовки специалистов и улучшения учебного процесса. Все это требует осуществления радикальных мер по подготовке условий для реализации обучения, ориентированного на результат. Осуществление качественного обучения, как известно, возможно при переходе традиционной методики обучения на передовые педагогические технологии. Одним из передовых технологии является «Перекрестная наметка идей». Нами проведены несколько педагогических экспериментов по применению технологии «Перекрестная наметка идей» на курсах повышения квалификации.

Перекрестная наметка идей – это комплексный методический прием обучения, при котором, слушатели так же как и при мозговом штурме, за короткое время письменно генерируют идеи.

Дидактическая цель перекрестной наметки идей заключается главным образом в улучшении методических компонентов компетенции действия, в частности в нахождении идей в деятельности.

Методическая цель также заключается преимущественно в отработке навыков этого метода генерирования идей, а также в быстром комбинировании фактов и идей/мыслей.

Технология перекрестной наметки идей очень похожа на метод мозгового штурма, однако, в этой технологии идеи не называются модератору, а записываются участниками. При перекрестной наметке идей так же как при мозговом штурме участники должны взаимно давать друг другу импульс своими идеями и соединять их/привязывать, создавать из них аналогии.

Технология перекрестной наметки идей разработан в различных вариантах, но свое начало берет из концепции метода мозгового штурма. В числе вариантов технологии перекрестной наметки идей самым известным методом является метод 635. Перекрестную наметку идей можно применять почти во всех предметных областях/специальностях, будь то техническая сфера или социальная. Там, где применим метод мозгового штурма, можно также применять и технологии перекрестной наметки идей.

Представленное здесь проведение ограничивается методом 635, который получил свое название исходя из того, что: 6 участников вносят по 3 предложения решения в течение 5 минут . Конечно, количество участников может варьироваться в определенных пределах.

Основным условием для проблемно-ориентированной технологии перекрестной наметки идей является наличие нескольких возможностей решения. Чтобы провести метод 635, нужны 6 человек. В качестве рабочего материала используются формуляры (с таблицей из трех столбцов и шести строк и с постановкой задачи), которые позже применяются для генерирования идей.

Ход проведения технологии описан в пяти этапах:

1. Определение проблемы: в первой фазе участники получают подробную информацию о постановке вопроса или проблемы и им разъясняются правила игры.

2. Собрать предложения решений: затем каждый из шести участников получает лист бумаги с таблицей из трех столбцов и шести строк. Участник сначала записывает в верхней строке в каждой ячейке идею или возникшую мысль.

3. Передача формуляра дальше: затем лист передается следующему участнику (например, по часовой стрелке).

4. Привязка: Этот участник дальше развивает записанные предшествующим участником идеи т. е. задумывается над ними и записывает усовершенствованные идеи во вторую строку. Опять передает лист дальше и т.д. Таким образом, каждый лист передается пять раз и в конце должно быть создано 108 идей. Каждый лист может находиться у каждого участника не более 5 минут.

5. Оценка: Далее проводится оценка предложений. Имеющиеся предложения решений объясняются и обсуждаются.

Для успешного проведения перекрестной наметки идей существуют следующие основные правила: перекрестная наметка идей – это метод, при котором исключена критика предложений, внесенных другими участниками. При перекрестной наметке идей прежде всего выдвинутые на первое место идеи должны всегда приниматься в расчет для их дальнейшего усовершенствования, то есть, нет никакой защиты авторских прав – так сказать, все участвуют в работе над одной пригодной для реализации идеей. Кроме этого, следует обращать внимание на то, чтобы идеи были записаны разборчиво и формулированы понятно и следует избегать создающих помехи промежуточных разговоров.

Технология перекрестной наметки идей представляет учащимся хорошую возможность проявить себя, структурировать свои идеи и интенсивно критически рассматривать проблемы. Другие сильные стороны технологии перекрестной наметки идей - это:

  • малые затраты при проведении,

  • взаимное стимулирование друг друга в результате подхватывания предыдущих идей,

  • размышления в спокойной обстановке,

  • равное/одинаковое участие всех (более доминантные учащиеся оказывают меньше влияния, потому что не делается никаких вербальных высказываний),

  • групповое планирование не сказывается на творческом производстве,

  • нет необходимости в модераторе,

  • протокол создается автоматически .

К ограничениям относятся:

  • не возможная обратная связь при недоразумении/разногласии,

  • ощущение психологического давления при работе (в результате нехватки времени),

  • работа менее спонтанна и динамична,

  • ограниченное пространство для изложения идей,

  • услышаны не все идеи,

Еще одной из новых технологии является «Аналогия».

Аналогия [от греческ.: analogia] означает однородность или схожесть; определенные соответствия по признакам при одновременных различиях в признаках. Таким образом, технология аналогий является логическим методом заключения, при котором делается вывод о предметах (явлениях) относительно их однородности или схожести (умозаключение по аналогии).

Дидактическая цель технология аналогий заключается в улучшении компетенции решения проблем.

Методическая цель технология аналогий заключается в сравнении со способами действия и в переносе навыков или знаний с уже испытанных/надежных способов действия на новые, т.е., в нахождении идей для решения проблем на основе умозаключения, сделанного по аналогии.

Основным признаком и элементом технологии аналогий является вывод по аналогии. При этом вывод делается на основе аналогии между двумя объектами по образцу: A имеет схожесть с B. B имеет свойство b. Следовательно, A имеет также свойство b. При этом объектами могут быть существа, вещи или феномены, схожесть может заключаться в свойствах, структурах и/или функциях. Выводы по аналогии относятся к редуктивным/восстановительным умозаключениям. Они всегда являются вероятностными умозаключениями, которые имеют гипотетический характер и всегда требуют верификации на практике .

Технология аналогий часто используется для наглядного объяснения. К примеру, этот метод используется для математических тренировочных заданий, при решении которых учащиеся изучают структуру решений общую для многих других заданий. Часто в начале нового/еще не известного проекта также применяется метод аналогий. При этом проводится сравнение с уже знакомым проектом, который был выполнен при схожих условиях. Вывод по аналогии можно делать как в естественных науках, так и в общественных науках. Естественно-научные аналогии можно найти в так называемой иерархически организованной бионике.

Условием для применения является существование/осознанное восприятие проблемной ситуации. Технологии «аналогии» делятся на следующие методически этапы:

  1. Задание/проблемная ситуация задается через предмет или обстоятельства дела/содержание, которые сложно раскрыть; для решения следует искать схожие предметы или обстоятельства дела/содержание.

  2. Анализ признаков неизвестных предметов (обстоятельств дела) с целью обнаружить схожесть с известным предметом (обстоятельством дела).

  3. Синтезировать (выработать) совпадающие и отличающиеся признаки между исследуемым неизвестным предметом (обстоятельством дела) и известным предметом (обстоятельством дела).

  4. Заключение вывода о схожести или соответствии по одному или нескольким другим/дальнейшим признакам на основании схожести или соответствия определенных важных признаков (вывод по аналогии).

  5. Выведение отдельных высказываний из наличия признака и его верификация (подтверждения правильности) на практике. Определяется граница аналогий (область применимости), например, область применения, объем продукции, степень сложности.

6. Работа с полученными по аналогии знаниями в области применимости.


Основном преимуществом аналогии является перенос полученных знаний на техническую проблему, которая должна быть решена.Объективная реальность предлагает в своем бесконечном многообразие многочисленные схожие свойства (структуры, функции и пр.) между двумя объектами (существа, вещи, феномены). Этот факт позволяет людям понять реальность через перенос выводов, сделанных в ходе умозаключений по аналогии. Формирование аналогий способствует дальнейшему улучшению обучения/учебы, лучшему пониманию ситуаций (решение проблемы) и творческому подходу к решению проблемы. Обучение облегчается, потому что проводятся параллели с уже известными знаниями. Исследования показывают, что «способность решать проблему существенно улучшается при применении ранее переданной информации, если было дано указание использовать ранее изученную информацию в качестве аналогии“ .

Аналогии могут быть использованы как руководящий принцип для решения проблем, но их нужно применять правильно. Поэтому, сила доказательства, следующая за выводом по аналогии, часто дана лишь условно, то есть только когда оба объекта (существа, вещи, феномены) одинаковы по своей структуре или сходны друг с другом по форме, т.е., все значительные/важные признаки похожи/соответствуют и при переносе соблюдаются определенные руководящие принципы, может проводиться так называемое доказательство по аналогии. Если этого нет (как раз важные различия), вывод по аналогии считается не верным. Поскольку выводы по аналогии исходят из соответствия по основным признакам, они требуют постоянной проверки эмпирическим путем.


Литература:

  1. BACKERRA, Hendrik; MALORNY, Christian; SCHWARZ, Wolfgang: Kreativitätstechniken. Kreative Prozesse anstoßen, Innovationen fördern. Die K7. 2. Aufl., München, Wien: Carl Hanser Verlag 2002.

  2. HARTMANN, Wolf D., Handbuch der Managementtechniken. Moderne Managementmethoden und -techniken im kritischen Überblick. 2. Aufl., Berlin: Akademie Verlag 1990.

  3. WEITZ, Bernd O.: Handlungsorientierte Methoden und ihre Umsetzung, Bd. 2, Bad Homburg vor der Höhe: Verlag Gehlen 2000.

  4. ANDERSON, R. John: Kognitive Psychologie. 2. Aufl., Heidelberg: Spektrum Akademischer Verlag 1996.

  5. HILL, Bernd; NADER, Werner: Biologische Systeme, eine unerschöpfliche Innovationsquelle. In: Biologie in unserer Zeit, 30. Jg. 2000, Nr. 2.

Основные термины (генерируются автоматически): перекрестная наметка идей, обстоятельство дела, мозговой штурм, участник, вывод, идея, известный предмет, нахождение идей, область применимости, проблемная ситуация.


Похожие статьи

Активные методы обучения, направленные на развитие...

Метод перекрестной наметки идей очень похож на метод мозгового штурма , при этом методе идеи участников записываются (см. раздел «Мозговой штурм» и «Перекрестная наметка идей»).

Применение метода «мозговой штурм» в образовании

мозговой штурм, идея, творческое мышление, решение, участник, время, задача.

Использование «мозгового штурма» как формы деловой игры

Главным достоинством «Мозгового штурма» можно назвать постановку целей развития творческого мышления, генерации как можно большего количества идей, включая абсурдные, шуточные и невыполнимые варианты, освобождение от инертности мышления участников...

Интерактивная технология «Мозговой штурм» в работе с детьми...

 выбрать идею. При проведении «Мозгового штурма» воспитатель должен обеспечить психологическую поддержку участников, атмосферу активности и доброжелательности.

Мозговой штурм и его разновидности как эффективная...

Технология «мозгового штурма» (мозговая атака, «брейнсторминг») хорошо известна среди преподавателей, однако, поскольку ее часто используют на

2. Круговой мозговой штурм устанавливает порядок ответов, которые даются по кругу, принцип «одна идея за один раз».

Метод ассоциаций как прием мыслительной деятельности...

Как известно, эвристическая деятельность на уровне исходных идей у разных архитекторов протекает различно. Известно, например, что у А. Бурова и К. Мельникова, столь разных по творческому методу архитекторов, мысленная модель предшествовала выполнению набросков.

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

Таковой является проблемная ситуация, скоторой начинается процесс размышления.

Поэтому, основная задача педагогов детского сада заключается в наполнении повседневной жизни детей в группе интересными делами, идеями, проблемами, включение всех детей в...

Мастер-класс «Использование приемов технологии развития...»

Для пробуждения вызова можно использовать рисунок, вопрос, задачу, проблему, ситуацию, мозговой штурм, работу с ключевыми терминами, перевернутые логические цепи, свободное письмо, разбивку на кластеры (построение логографа-выделение блоков идей) и т. д.

Особенности некоторых эвристических методов обучения

«Мозговой штурм» (Л. Ф. Осборн). Основная задача метода — сбор как можно большего числа идей в результате освобождения участников от инерции

Работа происходит в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контридей.

Похожие статьи

Активные методы обучения, направленные на развитие...

Метод перекрестной наметки идей очень похож на метод мозгового штурма , при этом методе идеи участников записываются (см. раздел «Мозговой штурм» и «Перекрестная наметка идей»).

Применение метода «мозговой штурм» в образовании

мозговой штурм, идея, творческое мышление, решение, участник, время, задача.

Использование «мозгового штурма» как формы деловой игры

Главным достоинством «Мозгового штурма» можно назвать постановку целей развития творческого мышления, генерации как можно большего количества идей, включая абсурдные, шуточные и невыполнимые варианты, освобождение от инертности мышления участников...

Интерактивная технология «Мозговой штурм» в работе с детьми...

 выбрать идею. При проведении «Мозгового штурма» воспитатель должен обеспечить психологическую поддержку участников, атмосферу активности и доброжелательности.

Мозговой штурм и его разновидности как эффективная...

Технология «мозгового штурма» (мозговая атака, «брейнсторминг») хорошо известна среди преподавателей, однако, поскольку ее часто используют на

2. Круговой мозговой штурм устанавливает порядок ответов, которые даются по кругу, принцип «одна идея за один раз».

Метод ассоциаций как прием мыслительной деятельности...

Как известно, эвристическая деятельность на уровне исходных идей у разных архитекторов протекает различно. Известно, например, что у А. Бурова и К. Мельникова, столь разных по творческому методу архитекторов, мысленная модель предшествовала выполнению набросков.

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

Таковой является проблемная ситуация, скоторой начинается процесс размышления.

Поэтому, основная задача педагогов детского сада заключается в наполнении повседневной жизни детей в группе интересными делами, идеями, проблемами, включение всех детей в...

Мастер-класс «Использование приемов технологии развития...»

Для пробуждения вызова можно использовать рисунок, вопрос, задачу, проблему, ситуацию, мозговой штурм, работу с ключевыми терминами, перевернутые логические цепи, свободное письмо, разбивку на кластеры (построение логографа-выделение блоков идей) и т. д.

Особенности некоторых эвристических методов обучения

«Мозговой штурм» (Л. Ф. Осборн). Основная задача метода — сбор как можно большего числа идей в результате освобождения участников от инерции

Работа происходит в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контридей.

Задать вопрос