Симулякр как ответ на кризис идеологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (417) июнь 2022 г.

Дата публикации: 03.06.2022

Статья просмотрена: 63 раза

Библиографическое описание:

Киямова, П. А. Симулякр как ответ на кризис идеологии / П. А. Киямова, М. Д. Дунаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 22 (417). — С. 623-625. — URL: https://moluch.ru/archive/417/92565/ (дата обращения: 16.11.2024).



Ключевые слова: идеология, симуляция, симулякр, ценностный кризис.

Современная политическая реальность переживает кризис идеологии, который вызван переходом в постиндустриальное общество, для которого характерна проблема, которая заключается в переустройстве традиционных общественных институтов и политических систем [1, с. 13.].

Идеология представляет собой мировоззренческую парадигму, которая полностью рассматривает общественно-политические проблемы и направлена на построение стратегий политического цикла, Маркузе рассматривает данное определение как систему взглядов для обоснования власти своего управления обществом [2, с. 45.]

Кризис идеологии стоит искать в таких феноменах как массовое обществе, общество потребления и социальная одномерность. Массовое общество наглядно представлено концепцией Хосе Ортега-и-Гассетом [3, c. 56], который рассматривал феномен восстания масс, причины которого основываются на экономическом развитии общества, которое выражается в сокращении разрыва благополучия классов. Это выступает проблемой для элитарного общества с его особенной культурой, потому что масса создает собственную культуру. Автор показывает то, что, не смотря на экономический успех, масса сохраняет свои ценностные и культурные свойства, которые выражены в посредственности, желании потреблять, а также заполнять собой пространство, следовательно, это создает особый культурный феномен, который полностью вытесняет традиционную культуру. На основе анализа концепций, можно подчеркнуть важность для исследуемой проблематики. Классическая идеология подчеркивает экономическую сегментированность общества, пытаясь представить определенную категорию населения, феномен восстания масс формально сглаживает разделения экономического порядка, следовательно, идеологии теряют свою популярность в силу потери базового электората. Поэтому модернизация идеологических систем приводит к их однотипности в вопросе повестки.

В рамках концепции Г. Маркузе [4, с. 89], общество переживает технологический прогресс, в ходе которого осуществляется автоматизация труда, а также развитие медиа-информационных технологий, это приводит к тому, что уровень жизни рабочего класса повышается, а информационные технологии позволяют сглаживать классовые противоречия, которые сглаживают общественную конфликтность. Главное отличие от Ортеги-и-Гассета, в том, что рамках концепции Маркузе, данный феномен — это целенаправленная политика государства, которая обеспечивает комфорт угнетенным классам для поддержания их лояльности.

Данные концепции характерны для общества модерна с его идеологической составляющей, которая базируется на традиционных семиотических структурах, а также паттернах политического поведения [5, с. 25], феномен массовизации общества разрушает традиционные ценностные парадигмы, в которых классическая идеология теряет онтологическое основание.

На фоне подобного кризиса возникает концепция симуляции, которая представляет собой процесс, который на концептуальном уровне заменяет традиционные ценности, потому что задача симуляции «вывести из реальности приятным искажением, а впоследствии извращая само понимание реальности, представляя ее искажением» [6, с. 44]. Также важно подчеркнуть и интуитивно-подсознательное восприятие, которое выражается в симуляции трансперсонального опыта, который близок к религиозно-мистическому опыту. Основным автором данной концепции выступает Жан Бодрийар, который выделяет важные термины как симулякр и симуляция. Симулякр означает уже статичную концептуальную идейно-ценностную модель [7, с. 57], а симуляция — это процесс внутри самого симулякра, который искажает реальное восприятие действительности.

Преимущество симулякра на фоне феномена общества потребления заключается в том, что он наиболее прагматичен, гибок, а также способен не ограничиваться хронологическими рамками политического цикла, потому что способен незаметно для восприятия менять свои ценностные параметры. Категория общества потребления — это необходимое поле для взаимодействия симуляции, потому позволяет реализовывать политическое поведение на основании потребления, введя такие вещи как миф об успешности и благополучии, что порождает стремление к соответствию с симуляцией рекламного пространства, ведь это создает интуитивную иллюзию развития собственной индивидуальности [8, с. 95], что в действительности порождает закрепощение массового сознания. Также культу благополучия позволяет создать конформистский контроль общества над индивидом. Само потребления сопровождается эмоциональной эйфории, имитируя мифологические аспекты бытия человека, это достигается вспомогательной категорией симулякра как соблазн, который имеет концептуальное и подсознательное воздействие вкупе вовлекая человека в пространство симуляции. Если даже симуляция себя исчерпывает, то возникает феномен ретро, когда предметы потребления приобретают окрас культуры прошлого, что преподносится потребителю как откат к традиционным ценностям и культуре.

Данная концепция наиболее эффективно реализуется на политическом пространстве, потому что современные информационные технологии позволяют осуществить легитимацию любого политического решения государства, создавая симуляцию внешнего врага и угрозы терроризма, чтобы оправдать настоящее решение политической власти, которое может действительно идти против интересов граждан. Сам Бодрийар [9, с. 15] использует пример войны в Персидском заливе, которая в действительности существовала больше в медийном пространстве. Данное явление создает для международных отношений такое понятие как гибридная война, которая отличается косвенным участим основными политическими акторами через частные военные компании, а также через незаконные экстремистские организации.

Таким образом, на основании анализа концепций идеологий мы можем наблюдать их аксиологическую узость на фоне симулякра, в то время как симулякр посредством симуляции позволяет формировать новые ценностные парадигмы общества, которые будут иметь схожесть с традиционными, что обеспечивает их популярность, также важно отметить что задача симуляции — это общественная и политическая интеграция гражданского общества, которая реализуется через систему потребления и концептуальную подмену восприятия реальности, что обеспечивает легитимность действий для государств на современном этапе, также важно отметить, что симулякр сглаживает классовые и экономические противоречия посредством иллюзии индивидуализма, который полностью зависит от общественного конформизма. На современном этапе развития истории — симулякр имеет перспективу заменить традиционные идеологии, а также аксиологические парадигмы постиндустриального общества.

Литература:

  1. Этциони А. От империи к обществу. М.: Ладомир, 2004.
  2. Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М: Художественный журнал, 1999.
  3. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М.: АСТ, 2016.
  4. Маркузе Г. Одномерный человек. М.: Рефл-бук, 1994.
  5. Серто М. Де. Изобретение повседневности. СПб.: Европейский университет, 2013
  6. Бодрийяр Ж. Симуляции и Симулякры.М.: Издательский дом Постум, 2015.
  7. Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: «Рудомино», 1999.
  8. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Республика, 2006.
  9. Бодрийар Ж. Дух терроризма. Войны в заливе не было. М.: РИПОЛ классик, 2016.
Основные термины (генерируются автоматически): симуляция, задача симуляции, идеология, кризис идеологии, политическое поведение, постиндустриальное общество, рамка концепции, феномен восстания масс.


Ключевые слова

идеология, симулякр, симуляция, ценностный кризис
Задать вопрос