Понятие и содержание контрактной системы государственных и муниципальных закупок в РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №22 (417) июнь 2022 г.

Дата публикации: 03.06.2022

Статья просмотрена: 271 раз

Библиографическое описание:

Казберова, Д. С. Понятие и содержание контрактной системы государственных и муниципальных закупок в РФ / Д. С. Казберова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 22 (417). — С. 320-323. — URL: https://moluch.ru/archive/417/92478/ (дата обращения: 28.04.2024).



Проводя анализ понятию и содержательной стороне российской контрактной системе, отмечу ее относительно недавнее возникновение и становление в Российской правовой системе, в отличие от многих зарубежных государств. Поэтому о российской контрактной системе в сфере государственных закупом можно вести речь, как о достаточно «молодом» институте, поскольку контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг находится на пути своего развития и становления, а имеющийся мировой опыт организации закупок для государственных нужд представляет собой особый интерес для России.

Верно, отмечается в юридической литературе, что «за рубежом государство, как субъект рыночных отношений, через систему государственных закупок активно участвует в производственно-торговых, инвестиционных, инновационных и социально-экономических процессах. Государственные закупки превратились здесь в важный инструмент реализации долгосрочных и крупномасштабных внутрихозяйственных программ в различных областях. Государство является важнейшим заказчиком продукции для государственных нужд на внутреннем рынке» [1, c. 78].

В таких странах, как Соединенные штаты Америки (США), а также в Великобритании, уже многие годы функционируют национальные контрактные системы, включающие в себя отработанные механизмы управления государственным заказом по трем основным этапам: планирование, размещение, исполнение. В странах Европейского союза детально регламентированы процедуры размещения государственного заказа, которые носят обязательный характер не только для стран, являющихся членами Европейского Союза, но и государств, только претендующих на право вступления в ЕС.

Через государственные контракты многие государства решают свои социально-экономические проблемы, привлекают организации для обеспечения научных исследований, разрабатывают и внедряют новые технологии. Государственный контракт обеспечивается за счет бюджета. Поэтому важнейший элемент системы представляет собой оптимизацию расходов государственного бюджета на основе принципов гласности, открытости, экономичности. В международной практике такая система имеет название — прокъюремент.

Прокьюремент (от англ. procurement — приобретение, поставка), включает в себя разветвленную систему разнообразных методов взаимодействия сторон обязательств, разнообразных приемов используемых при заключении контрактов, а также инструментов и возможностей имеющихся у сторон контрактных отношений. В рамках прокъюремента покупатель ищет такого поставщика, который предлагает минимальную цену на товары, работы, услуги, самые оптимальные другие существенные условия — качество продукции, сроки поставки, формы и сроки платежей и проч. Совокупность практических методов и приемов, позволяющих максимально обеспечить интересы покупателя при проведении закупочной компании, проводится в рамках прокъюремента.

Исследуя Российское законодательство, отмечаем, что Государственная контрактная система представляет собой совокупность норм и правил, для обеспечения формирования единого технологического цикла, который объединяет основные этапы обеспечения федеральных государственных нужд, в частности к таковым относим планирование закупок, прогнозирование поставок товаров, работ и услуг для федеральных государственных нужд, планирование закупок государственным заказчиком для обеспечения федеральных государственных нужд, размещаются заказы на поставку товаров, работ, услуг, юридическое сопровождение, в том числе и по итогам, а также контроль и мониторинг государственных контрактов [2, c. 50].

Заботой государства является обеспечение государственных потребностей и нужд. В результате должны быть удовлетворены потребности в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления государственных функций и полномочий. По статистике, общий объем рынка госзаказа в наши дни составляет от 25 до 35 % ВВП, а в отдельных областях экономики и выше, что является существенной частью затрат федерального бюджета. Для осуществления госзакупок, государство вступает в договорные контрактные отношения. Посредством системы контрактов государство устанавливает и реализует экономические и договорные связи с действующими хозяйственными субъектами. При реализации таких отношений, хозяйствующие субъекты находятся в конкурентном поле. При этом предметом конкуренции выступают государственные средства.

В основе контрактной системы государства находятся контрактные отношения между заказчиком и исполнителем государственного заказа, при этом, сделка представляет собой добровольное соглашение Сторон по закупке. Однако, существуют разные точки зрения на степень добровольного участия в сделке. Есть мнения, что часть сделок осуществляются все же по некоторым давлением разных факторов, что не позволяет называть сделку совершенно добровольной. А.Шаститко убежден в том, что в любом контракте всегда присутствует элемент «взаимного давления (поскольку речь идет о противоречащих интересах), момент давления обусловлен конфликтом экономических интересов в мире ограниченных ресурсов» [3, c. 119].

Как отмечалось, государственный контракт, муниципальный контракт представляет собой гражданско-правовой договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд ( п. 8 ч. 1 ст. 3 ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» — (далее Закон № 44-ФЗ) [4]. Как и в классическом контракте, в государственной и муниципальной контрактной системе имеются две стороны в лице государства и исполнителя госзаказа, которые преследуют свои интересы, но также есть и третья сторона в лице госзаказчика, у которой тоже свои интересы, которые в некоторых случаях могут не совпасть.

Основу правового регулирования рассматриваемых отношений договорных отношений регламентируются нормами Гражданского Кодекса РФ [5]. Так, вторая часть ГК РФ в рамках договора купли-продажи выделяет самостоятельный его вид — поставку товаров для государственных нужд (статьи 525–534 ГК РФ). ГК РФ системно регулируются вопросы формы и содержания такого договора, особенности его заключения и исполнения, ответственность сторон. Также к отношениям, вытекающим из данного договора применимы положения договора поставки (статьи 506–523 ГК РФ), если иное не установлено § 4 гл.30 ГК РФ о договоре поставки. Отметим, что ГК РФ регулирует порядок поставки не только для государственных нужд, то есть Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 525 ГК РФ), но и муниципальных нужд. Такие отношения регламентируются или государственным или муниципальным контрактами.

Федеральный Закон № 44-ФЗ внес принципиальные изменения в систему закупок. До 2013 года приоритетом было максимальное снижение цены контракта. С 2017 года в полную силу вступил закон и теперь заказчику необходимо обосновать саму закупку. Более того, результативность закупки, направленной на обеспечение государственных и муниципальных нужд также будет оценена. Таким образом, наблюдается смещение акцентов от суммы бюджетных средств, направленных на размещение закупки, к результату, полученному от ее размещения.

Также претерпели изменения правила осуществления государственных закупок. Изменения касаются организации и проведения закупок государственным и муниципальным заказчиком и участником государственных закупок. В Российской Федерации теперь действует контрактная система, которая регулируется с этапа планирования и до этапа оценки эффективности закупки, а сказать более точно до контроля в сфере закупок (Глава 5 Закона № 44-ФЗ). Однако, некоторые положения Закона № 44-ФЗ [4] сохранились в новой системе в своей предшествующей форме. Например, изменения почти не коснулись способов проведения государственных закупок. Открытый аукцион теперь проводится только в форме электронного аукциона. Изменения коснулись правил определения начальной цены государственного контракта, а также правил оценки заявок на участие в государственных закупках, правил изменения и расторжения государственного контракта, правил надзора за деятельностью государственных и муниципальных заказчиков. Законом установлены особенности исполнения уже заключенных контрактов, например, особенности заключения энергосервисных контрактов, инженерных изысканий, по предоставлению кредита и др.

Правовые нормы, регулирующие государственный и муниципальный заказ и контракт содержатся и в Бюджетном Кодексе РФ [6]. Например, они определяют необходимым конкурсный подход к размещению заказов для государственных и муниципальных нужд (ст.72 БК РФ).

В научной сфере отмечаются следующие трактовки контрактной системы. Так, Матевосян С. С. дает крайне лаконичное определение контрактной системе как совокупности участников контрактной системы и осуществляемые ими действия [7]. Якушина Е. В. Указывает на то, что контрактная система — это совокупность мер экономического, правового и организационного характера, которые должны обеспечить муниципальные и государственные нужды в товарах, работах, услугах благодаря осуществлению взаимосвязанных этапов [8, c. 20]. Шмелева М. В. рассматривает контрактную систему как систему правоотношений, которые состоят из совокупности взаимообусловленных и неразрывно связанных между собой элементов. При этом, эти отношения включают определенные этапы, такие как планирование закупок, разработка документации о закупках и проекта государственного контракта, проведение закупки, заключение государственного контракта, исполнение контракта, сдача отчетности по контрактной деятельности [9, c. 101].

Также Шмелева М. В. выделят две концептуальные формы контрактных отношений, реализуемые в Российской Федерации:

– Обязательственные (или договорные) правоотношения. При этом, заключение государственного контракта представляет собой юридический факт, который создает договорные правоотношения между участником закупок и заказчиком.

– Организационно-правовые отношения, складывающиеся при проведении закупок (размещении заказов), что отвечает сущности контрактных правоотношений. При этом сущность контрактной системы описывается как особые взаимоотношения между физическими и юридическими лицами, имеющими правовой статус участника или заказчика и возникающие по поводу организации, проведения и участия в процедурах по закупкам [10, c. 368].

Таким образом, делаем следующие выводы. Контрактная система представляет собой объединение участников контрактной системы в сфере закупок по поводу действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд. Контрактная система предполагает объединение различных субъектов сфере закупок для достижения единых целей. Контрактная система влияет на экономику за счет антикоррупционной направленности, на национальный бизнес и выполнения государственных обязательств.

В Российской Федерации процесс по организации закупок для государственных и муниципальных нужд представляет собой сложный процесс, требующий четкого алгоритма действий от субъектов данных правоотношений на всех стадиях закупочного процесса. Внедрение указанного процесса в России осуществлено на данном этапе формирования системы государственных, муниципальных закупок осуществлено полностью, но при этом существует ряд препятствий, от скорейшего устранения которых зависит совершенствование механизма регулирования государственных закупок.

Литература:

  1. Цахаев Г. Р. Опыт США в сфере государственных закупок // Научный журнал «Апробация». 2013. № 5. С. 78–80.
  2. Государственная контрактная система: состояние, проблемы, перспективы. Под ред. Смотрицкая И. И. М.: Институт экономики РАН, 2015. С. 50.
  3. Шаститко А. Е. Неоинституциональная экономическая теория. М. Инфра-М. 2017. С.119
  4. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 16.04.2022) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2022) // Опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru — 16.04.2022
  5. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru — 08.07.2021
  6. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 16.04.2022) // Опубликованы на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru — 16.04.2022.
  7. Матевосян С.С Проблемы реализации способа закупок «запрос котировок» // Молодой ученый. 2017. № 36. С. 60–62. [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/archive/170/45588/ (дата обращения: 04.01.2018).
  8. Якушина Е. В. Федеральная контрактная система и государственные закупки в сфере образования. // Креативная экономика. 2011. № 8. С. 19–27.
  9. Шмелева М. В. Гражданско-правовое регулирование контрактных отношений при государственных и муниципальных закупках в Российской Федерации // // Вестник СамКГУ. 2018. № 4. С. 101.
  10. Митьковская И. В. Понятие и сущность контрактной системы в сфере закупок. // А ктуальные вопросы развития экономики. Материалы международной научно-практической конференции. Омск, 2016. С. 368.
Основные термины (генерируются автоматически): контрактная система, государственный контракт, Российская Федерация, ГК РФ, нужда, закупка, отношение, государственный заказ, муниципальный контракт, сфера закупок.


Похожие статьи

Понятие государственного контракта в законодательстве...

Государственный контракт в системе государственных закупок является инструментом

Государственные закупки как юридический факт связан с понятием государственного контракта

Государственный (муниципальный) контракт — это заключаемый от имени...

Пути совершенствования контрактной системы поставки товаров...

Контрактная система в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд уже на. Литература: Федеральный закон «О

Основные термины (генерируются автоматически): контрактная система, государственный контракт, единственный поставщик, ГК РФ.

Гражданского Кодекса Российской Федерации (статья 124...)

В случае, когда государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов на размещение заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, государственный или муниципальный контракт должен быть заключен не позднее 20...

Актуальные проблемы контрактной системы в сфере публичных...

Контрактная система в сфере публичных закупок заключается в создании единых условий в целях обеспечения конкуренции участников данного

Параллельно с ГК РФ находятся также иные юридические акты, касающиеся общественных отношений системы закупок, к таковым...

Некоторые особенности исполнения контракта в рамках 44-ФЗ...

Отношения по поставке товаров для государственных нужд направлены на возмездную

Сфера государственных заказов неразрывно связана с развитием конкуренции, именно

5 апреля 2013 года вступил в силу Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в...

Государственный контракт на выполнение работ для...

Гражданского Кодекса Российской Федерации (статья 124 Гражданского Кодекса Российской Федерации) [2]. В силу особенности субъектов, наделенных определенным характером власти, был разработан один из видов соглашений — государственный контракт.

Теоретические основы развития закупок для государственных...

Современная контрактная система Российской Федерации, являющаяся основой системы государственных закупок, сформировалась после крушения Советского Союза при необходимости в короткие сроки создать систему договорных отношений между государством...

Правовое регулирование отношений в сфере закупок товаров...

В рамках данной статьи рассматривается специфика, присущая процедуре торгов в процессе государственных и муниципальных закупок.

закупки, государственные закупки, муниципальные закупки, контрактная система, государственный контракт, торги...

Проблемы контрактной системы в сфере закупок для...

Контрактная система в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд уже на начальных этапах своего применения столкнулась с определенными проблемами. В первую очередь следует отметить уже ставшие традицией для большинства официальных порталов...

От системы государственных закупок к Федеральной...

Создание системы государственных закупок в Российской Федерации взамен действовавшей в плановой экономике системы

Контрактная система в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд уже на начальных этапах своего применения...

Похожие статьи

Понятие государственного контракта в законодательстве...

Государственный контракт в системе государственных закупок является инструментом

Государственные закупки как юридический факт связан с понятием государственного контракта

Государственный (муниципальный) контракт — это заключаемый от имени...

Пути совершенствования контрактной системы поставки товаров...

Контрактная система в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд уже на. Литература: Федеральный закон «О

Основные термины (генерируются автоматически): контрактная система, государственный контракт, единственный поставщик, ГК РФ.

Гражданского Кодекса Российской Федерации (статья 124...)

В случае, когда государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов на размещение заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, государственный или муниципальный контракт должен быть заключен не позднее 20...

Актуальные проблемы контрактной системы в сфере публичных...

Контрактная система в сфере публичных закупок заключается в создании единых условий в целях обеспечения конкуренции участников данного

Параллельно с ГК РФ находятся также иные юридические акты, касающиеся общественных отношений системы закупок, к таковым...

Некоторые особенности исполнения контракта в рамках 44-ФЗ...

Отношения по поставке товаров для государственных нужд направлены на возмездную

Сфера государственных заказов неразрывно связана с развитием конкуренции, именно

5 апреля 2013 года вступил в силу Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в...

Государственный контракт на выполнение работ для...

Гражданского Кодекса Российской Федерации (статья 124 Гражданского Кодекса Российской Федерации) [2]. В силу особенности субъектов, наделенных определенным характером власти, был разработан один из видов соглашений — государственный контракт.

Теоретические основы развития закупок для государственных...

Современная контрактная система Российской Федерации, являющаяся основой системы государственных закупок, сформировалась после крушения Советского Союза при необходимости в короткие сроки создать систему договорных отношений между государством...

Правовое регулирование отношений в сфере закупок товаров...

В рамках данной статьи рассматривается специфика, присущая процедуре торгов в процессе государственных и муниципальных закупок.

закупки, государственные закупки, муниципальные закупки, контрактная система, государственный контракт, торги...

Проблемы контрактной системы в сфере закупок для...

Контрактная система в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд уже на начальных этапах своего применения столкнулась с определенными проблемами. В первую очередь следует отметить уже ставшие традицией для большинства официальных порталов...

От системы государственных закупок к Федеральной...

Создание системы государственных закупок в Российской Федерации взамен действовавшей в плановой экономике системы

Контрактная система в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд уже на начальных этапах своего применения...

Задать вопрос