Богослужения суточного круга, которыми в том числе являются часы, отражены в богослужебной книге Часослов. Она является довольно поздним явлением. Зарождается она на рубеже VIII-IX вв. [1, с.29]. Однако изначально составлением Часослова занимался преподобный Савва Освященный, живший в V столетии. Но та богослужебная книга, которая используется сейчас за богослужением, ориентировочно появляется только в IX веке [2, с.428]. И этот процесс связан с личностями преподобных Иоанна Дамаскина и Феодора Студита, дополнившими Часослов [1, с.29].
Богослужения суточного круга, возникшие раньше появления Часослова, являются результатом синтеза двух кардинально отличных богослужебных традиций — монастырской (монашеский чин) и городской (известной как песенное последование).
Монашеский чин подразумевает главным образом совершение непрекращающейся молитвы. Монахи, памятуя о призвании апостола к непрестанной молитве (1 Фес. 5:16), весь день проводили в храме. Причем основными текстами для молитвословий были псалмы. Поэтому Часослов, как монашеская книга, является ничем иным, как сокращенной версией Псалтири [3, с.113].
Вторая городская традиция концентрируется вокруг кафедрального собора, епископа, духовенства, хора, молящихся. Оно наполнено символизмом, привязано к определенному времени, ограничено по продолжительности. В константинопольских рукописях не существует упоминаний о Часослове [1, с.205].
А значит, с наибольшей долей вероятности можно утверждать: последования, содержащиеся в Часослове, монастырского происхождения. И чинопоследование часов является монашеским изобретением.
1.1. История первого часа и его идейное содержание
О первом часе, как о времени, предназначенном для общественной молитвы, нет упоминаний в Библии. У ранних отцов Церкви также ничего не присутствует по этому поводу. Самый ранний источник — свидетельство преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. Он пишет о практике, наличествующей в одном из монастырей Вифлеема: «Это богослужение не вновь заведено, а получилось чрез отделение от ночных бдений (nocturnarum vigiliarum), совершавшихся после пения петухов до зари (утрени)» [4, с.149]. Далее он повествует, что данная служба возникает исключительно в аскетических целях: «Чтобы удержать иноков от долгого сна в промежуток времени между окончанием бдения (утрени) и 3-м часом» [4, с.149].
Таким образом, служба первого часа является исключительно монашеской и возникает в монастырях Палестины, причем довольно поздно, примерно в IV веке [1, с.591].
В настоящее время первый час включает себя 5-й, 89-й и 100-й псалмы. Причем 89-й псалом являлся одним из конечных в утрени. А на пятый указывают песненные последования, что говорит о том, что псалом в древности входил в состав часа. Однако, по словам преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, в V веке в последование входили 50-й 62-й и 89 псалмы [4, с.150].
Главная идея службы первого часа — утренняя молитва, мысли и чувства верующего при наступлении нового дня. Только некоторые стихи пятого псалма могут соотноситься, согласно «Учительному известию», с воспоминанием суда Пилата над Христом, который происходил в то же время суток [5, с.64].
Пожалуй, главный текст, отражающий тему часа — его тропарь. Текст тропаря первого Часа таков: «Заyтра услыши глaс мой, Царю мой и Боже мой». Это воззвание к Царю и Богу в утреннее время, молитвенный порыв молящихся в ранние часы наступающего дня. Из текста тропаря ясно, что основная тема часа — утренние молитвословия.
Первый час — сравнительно позднее монашеская служба, выделившаяся когда-то из состава утрени в аскетических целях. Стоит еще раз повторить: главная идея службы — утренние молитвословия.
1.2. Формирование третьего часа и его темы
Третий час, в отличие от первого, появляется сравнительно рано. В древнейшей Синайской рукописи Часослова, восходящей к VIII веку, указывается для третьего часа нынешние псалмы [1, с.592]. Отсутствие альтернативных вариантов чинопоследования, дошедших до настоящего времени, может косвенно свидетельствовать о том, что служба третьего часа довольно древняя.
Главная тема богослужения — молитва о сохранении праведности в поведении, что является характерной чертой в утреннее время. Это также прошение об устранении соблазнов, как внешних со стороны врагов, так и внутренних со стороны падшей человеческой природы, склонности ко греху.
Как и в случае с первым Часом, новозаветная тематика, согласно «Известиям учительным», имеет два смысла. Вспоминается суд Пилата над Иисусом Христом с бичеванием и поруганием [5, с.65], что и происходило с Господом примерно в это время (Ин. 19:4).
Вторую основную тему раскрывает содержание тропаря часа, который звучит следующим образом: «Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим низпославый: Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся». Очевидно, речь идет о сошествии Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы (Деян. 2). Как известно, это событие произошло утром, о чем и свидетельствует апостол Петр: Ибо теперь третий час дня (Деян. 2:15). Отсылка ко времени здесь подразумевает воспоминание конкретного исторического события, ставшего моментом зарождения Церкви. Более того, в современном тексте анафоры, используемой Русской Православной Церковью, тропарь и стихи третьего часа также присутствует [2, с.113].
Итак, служба третьего часа сравнительно древнее богослужения первого часа. Молитва в этот дневной промежуток — ранняя церковная традиция. Это единственная служба, чья тема связана с событием, описанным в книге Деяний.
Литература:
- Скабаланович М. Н. Толковый Типикон. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2016.
- Кашкин А. С. Православное богослужение. Практическое руководство для клириков и мирян. М.: Издательство Саратовской епархии, 2019.
- Диаковский Е. П. Последование часов и изобразительных. М.: ЕЕ Медиа, 2012.
- Иоанн Кассиан Римлянин, свт. Творения. Т 5. М.: Сибирская благозвонница, 2009.
- Служебник. М.: Издательство Московской Патриархии, 2015.