К вопросу об истории христианской музыки в рамках преподавания дисциплин ОРКСЭ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Внешкольная педагогика

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, январь 2015)

Дата публикации: 13.12.2014

Статья просмотрена: 139 раз

Библиографическое описание:

Ведерникова, Е. Э. К вопросу об истории христианской музыки в рамках преподавания дисциплин ОРКСЭ / Е. Э. Ведерникова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 117-118. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/6921/ (дата обращения: 16.12.2024).

Ключевые слова: музыка, гармония, культура, преподавание модуля ОРКСЭ.

 

Как известно, в настоящее время в средней школе активно развивается преподавание дисциплин в рамках образовательного модуля Основ религиозных культур и светской этики (далее ОРКСЭ). Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10–11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним. Для педагога в контексте преподавания дисциплины наиболее важным и значимым является организация практической части урока, поскольку наиболее качественно и плодотворно культура изучается через наглядные пособия. В рамках курса учителя имеют возможность расширять преподаваемый модуль посредством практических занятий — экскурсий, демонстрацией наглядных пособий, воспроизведением аудио- и видеоматериалов. Одной из важнейших составляющих христианской культуры, в частности Православия является музыка. Музыкальная культура исторически неотделима от религиозной культуры и имеет одновременное происхождение. В рамках преподавания Основ Православной культуры можно обратить внимание учащихся на музыкальную составляющую. Как правило, в связи с этим элементом может возникнуть множество вопросов, таких как — откуда произошла музыка? Почему в Православной Церкви поют, а в Западной Церкви играет орган? Отвечая на поставленные вопросы, учитель должен обладать комплексом компетенций.

С позиции христианского вероучения — музыка, как и любое гармоничное искусство, есть отражение гармонии и красоты самого Божества. То есть через высокое искусство человек может приблизиться к пониманию реальности Бога. Об этом в частности писал древнехристианский философ Августин Блаженный в своем трактате — «Шесть книг о музыке» [1, 118]. Примечательно, что Библия также дает ответ на вопросы о происхождении музыки. В самой первой ветхозаветной книге «Бытие» повествуется о человеке по имени Иувал, который был отцом всех играющих на гуслях и свирелях, то есть родоначальником музыки [2, 3]. Но нельзя понимать музыку в религиозном восприятии как просто искусство. Музыка в понимании Церкви является не просто сопровождением священнодействий, а прежде всего молитвой. Именно по этой причине человеческий голос стал практически единственным инструментом во время совершения культовых действий. Причем пение совершалось исключительно в унисон, что воспринималось, как единство и единомыслие верующих [3, 213]. Однако с развитием технологий в руках человека появляются различные музыкальные инструменты. Уже в Средние века в Западной Европе на богослужениях начинают использовать орган, клавесин, а впоследствии и целые оркестры. В восточной православной Церкви сохраняется традиция использовать только голос, который воспринимается представителями данного направления христианства как высший инструмент, сотворенный Богом.

Для понимания отечественной религиозной музыкальной культуры необходимо обратиться к истокам появления христианства на Руси. В наше время традиция богослужебного пения полностью и кардинально изменена. Христианство, пришедшее на Русь, принесло с собой византийскую культуру, в которой существовала музыкальная система, состоящая из восьми гласов, основных мелодических распевов, на которые полагались слова молитв. Осмогласие есть система употребления четырех древних автентических и четырех к ним плагальных гласов или ладов, по которым излагаются как тексты отдельных групп православных церковных песнопений, так и мелодии их [4, 421]. Эта система легла в основу русской певческой традиции, более известной как «Знаменный распев». Название распева происходит от невменных знаков — знамён (от древнерусского «знамя», то есть знак), использовавшихся для его записи [5, 53]. Эта музыкальная традиция сохраняется до сих пор в старообрядческой церкви и как упоминалось выше, пение в данной традиции осуществляется исключительно в унисон. Число гласов — не случайно. В христианской культуре практически все проникнуто глубоким символизмом. Число «8» для христиан является священным и символизирует бесконечность, поскольку люди верят, что Бог сотворил мир за шесть дней (6 временных периодов), седьмой день переживается в настоящее время, а восьмой день — вечная жизнь после конца света.

Следующим этапом развития музыкальной культуры стало появление многоголосия в период «смутного времени» на Руси, когда влияние западной культуры постепенно начинает брать верх в государстве. Благодаря этому влиянию в практике богослужения появляется многоголосие. Это не всегда воспринималось верующими того времени. Что в частности выразилось и в идеях старообрядческого раскола. Позднее, в конце 19 века в России формируется система авторской духовной музыки. Русские композиторы, такие как А. А. Архангельский, С. В. Смоленский предпринимают попытку систематизации основ церковного пения, что легло в основу современной практики. Кроме того, богослужебное пение продолжилось и после революции. Наиболее известными композиторами духовной музыки советского периода стали С. В. Рахманинов, П. Г. Чесноков, С. С. Прокофьев.

Для подготовки урока в рамках ОРКСЭ учителю обязательно необходим наглядный материал, с помощью которого можно познакомить детей с тем, как устроено богослужебное пение. Наиболее полный бесплатный архив духовной музыки в настоящее время находится в интернете по адресу: http://predanie.ru/muz/. На примере аудиозаписей можно продемонстрировать учащимся все этапы развития христианской певческой культуры от одноголосного унисонного пения до многоголосных хоровых авторских произведений. Таким образом, мы видим, что вопрос о понимании той или иной религиозной культуры в рамках преподавания модуля нуждается в углубленном изучении наглядного аудиовизуального материала, каким может стать богослужебное пение.

 

Литература:

 

1.                «Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения» М.: «Музыка», 1966г. стр. 118.

2.                Библия. Спб.: Синодальная типография, 1907г. стр. 3

3.                Амвросий Медиоланский. Толкование на Шестоднев: Фрагмент / Пер. с лат.: С. С. Аверинцев / Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения» М.: «Музыка», 1966г. стр. 213.

4.                Риман Г. Музыкальный словарь [Пер. с нем. Б. П. Юргенсона, доп. рус. отд-нием]. — М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2008г. стр. 421.

5.                Металлов В. Очерк истории православного пения в России, 4-е изд. М., 1915г. стр. 53.

Основные термины (генерируются автоматически): богослужебное пение, Русь, время, музыка, музыкальная культура, религиозная культура, христианская культура, этап развития.

Ключевые слова

культура, гармония, музыка, преподавание модуля ОРКСЭ

Похожие статьи

О методике преподавания истории государства и права

В статье рассматриваются методические аспекты особенности преподавания истории государства и права зарубежных стран в условиях кредитной технологии обучения.

Культурологический подход в содержании и методике преподавания социально-гуманитарных дисциплин в Медицинском колледже Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого

Рассматривается опыт автора по использованию культурологического подхода в части содержания и методике преподавания социально-гуманитарных дисциплин в Медицинском колледже.

Применение электронных учебников на уроках библиотековедения

Виолончельная техника. Основные вопросы виолончельной педагогики

Настоящая работа посвящена проблемам виолончельной педагогики. Основными задачами статьи являются исследование традиций русской виолончельной школы, выявление основных проблем виолончельной педагогики.

Межпредметная интеграция как средство повышения интереса к изучению химии у учащихся физико-математических школ

В статье рассматриваются приемы интеграции физики и химии и их применение на уроках как средство повышения интереса к изучению химии.

Мультимедийные ресурсы на уроках сольфеджио в ДШИ: к вопросу об источниковой и правовой базах в соответствии с основными формами работы дисциплины

Обучение диалогической речи в контексте профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам

В статье рассматриваются психологические особенности диалогической речи, ее лингвистический компонент, виды диалога, а также подходы к обучению диалогической речи в условиях профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам в нефилологичес...

Работа учащихся с историческим текстом как диалог поколений и культур

Толкование в мусульманском праве

В настоящей статье рассматривается интерпретационная деятельность мусульманских юристов, оценивается роль фикх-юриспруденции в формировании принципов исламского права. А работе выполнен анализ значения телеологического метода толкования в системе инт...

Правотолкование как спецкурс в современном высшем учебном заведении

В статье рассматривается проблема правотолкования в современном высшем учебном заведении, анализируются новые подходы к проблеме толкования норм права и применение студентами полученных знаний на практике.

Похожие статьи

О методике преподавания истории государства и права

В статье рассматриваются методические аспекты особенности преподавания истории государства и права зарубежных стран в условиях кредитной технологии обучения.

Культурологический подход в содержании и методике преподавания социально-гуманитарных дисциплин в Медицинском колледже Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого

Рассматривается опыт автора по использованию культурологического подхода в части содержания и методике преподавания социально-гуманитарных дисциплин в Медицинском колледже.

Применение электронных учебников на уроках библиотековедения

Виолончельная техника. Основные вопросы виолончельной педагогики

Настоящая работа посвящена проблемам виолончельной педагогики. Основными задачами статьи являются исследование традиций русской виолончельной школы, выявление основных проблем виолончельной педагогики.

Межпредметная интеграция как средство повышения интереса к изучению химии у учащихся физико-математических школ

В статье рассматриваются приемы интеграции физики и химии и их применение на уроках как средство повышения интереса к изучению химии.

Мультимедийные ресурсы на уроках сольфеджио в ДШИ: к вопросу об источниковой и правовой базах в соответствии с основными формами работы дисциплины

Обучение диалогической речи в контексте профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам

В статье рассматриваются психологические особенности диалогической речи, ее лингвистический компонент, виды диалога, а также подходы к обучению диалогической речи в условиях профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам в нефилологичес...

Работа учащихся с историческим текстом как диалог поколений и культур

Толкование в мусульманском праве

В настоящей статье рассматривается интерпретационная деятельность мусульманских юристов, оценивается роль фикх-юриспруденции в формировании принципов исламского права. А работе выполнен анализ значения телеологического метода толкования в системе инт...

Правотолкование как спецкурс в современном высшем учебном заведении

В статье рассматривается проблема правотолкования в современном высшем учебном заведении, анализируются новые подходы к проблеме толкования норм права и применение студентами полученных знаний на практике.