Административная ответственность должностных лиц является одной из часто обсуждаемых и дискуссионных вопросов в современной правовой науке. Проблематика привлечения к административной ответственности должностных лиц играет важную практическую роль, поскольку она призвана обеспечивать требования правопорядка и осуществлять профилактическую функцию.
В статье рассмотрены законодательные основы и особенности привлечения должностных лиц к административной ответственности.
Ключевые слова: административная ответственность, должностное административное правонарушение, административная ответственность, должностное лицо, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации.
Administrative responsibility of officials is one of the frequently discussed and debatable issues in modern legal science. The problem of bringing officials to administrative responsibility plays an important practical role, since it is designed to ensure the requirements of law and order and carry out a preventive function.
The article discusses the legislative framework and features of bringing officials to administrative responsibility.
Keywords: administrative responsibility, official administrative offense, administrative responsibility, official, Code of Administrative Offenses of the Russian Federation.
Действующее законодательство устанавливает некоторые особенности привлечения к административной ответственности должностных лиц. Такие особенности установлены нормами Конституции Российской Федерации, Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации и рядом федеральных законодательных актов. Причем отметим, что к числу специфических субъектов административной ответственности относятся, кроме должностных лиц, лица с ограниченными возможностями, несовершеннолетние лица и некоторые другие.
Основанием для привлечения должностных лиц к административной ответственности является совершение таковыми административного правонарушения в виде неисполнения либо ненадлежащего исполнения ими своих служебных обязанностей.
Хоть понятие «должностное лицо» в действующем законодательство раскрыто недостаточно, все же в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации указано, что к числу должностных лиц могут быть отнесены лица, постоянно, временно либо в соответствии со специальными полномочиями осуществляющие функции представителя власти. В сущности, должностные лица наделены распорядительными полномочиями в отношении лиц, которые не находятся в служебной зависимости от них (то есть граждан), на законных основаниях. Также к числу должностных лиц относятся такие лица, которые выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, в войсках и воинских формирования России [5, C. 174].
В практической деятельности в вопросе привлечения должностных лиц к административной ответственности большую роль играет взаимосвязь таких лиц с организациями, в которых они осуществляют свою деятельность. По этой причине обозначим, что каждое юридическое лицо принимает на себя ответственность за жизнь, здоровье и безопасность своего персонала. В это же время стоит обозначить, что не все организации и не в полной мере действуют в соответствии с требованиями трудового законодательства. Правонарушители принимают на себя разные виды ответственности, однако, именно должностные лица, в отличие от юридических лиц, как правило, несут менее строгую ответственность, то есть административную. Порядок и основания привлечения должностных лиц к административной ответственности регламентируется нормами Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации [3, C. 188].
Необходимо подчеркнуть, что в соответствии с нормами Кодекса под должностным лицом понимается не только сотрудник государственных и муниципальных структур, но и сотрудники организаций, которые действуют в границах своей компетенции и в соответствии со своим служебным положением. То есть любой работник любой компании может быть привлечен к административной ответственности, если им было совершено административное правонарушение при исполнении своих служебных обязанностей. Соответственно, к административной ответственности могут быть привлечены и руководители организаций на тех же основаниях [2, C. 118].
В соответствии с действующим административным законодательством, к должностному лицу может быть применено четыре вида административного наказания. Такими являются предупреждение, административный штраф, дисквалификация и административное приостановление деятельности.
Под предупреждением понимается официальное порицание, которое оформляется в письменном виде. Такое административное наказание может быть применено в тех случаях, когда должностное лицо совершило то или иное правонарушение впервые. При этом само правонарушение не привело к имущественному ущербу и не повредило жизни и здоровью людей. Должностным лицам назначается административное наказание в виде предупреждения в соответствии со статьей 3.4 КоАП [4, C. 250].
Административный штраф, как мера административного наказания, представляет собой денежное взыскание, которое может быть наложено на организацию, должностное лицо, руководителя либо сотрудника организации. Основанием для взыскания с правонарушителя административного штрафа является постановление, которое должно быть оформлено в соответствии с требованиями законодательства уполномоченным на то должностным лицом или органом власти. В таком постановлении должны быть указаны банковские реквизиты, по которым штраф должен быть оплачен. Необходимо обозначить, что оплатить административный штраф нужно в течение шестидесяти дней с момента вступления постановления в юридическую силу. Иначе, должностное лицо будет привлечено к дополнительному наказанию.
Следующим видом административного наказания является дисквалификация. Под ней понимается лишение сотрудника права занимать ту или иную должность или управлять юридическим лицом в соответствии со статьей 3.11 КоАП [1]. Такой вид наказания может быть назначен только в тех случаях, когда правонарушение совершенно работником, который ранее уже был привлечен к административной ответственности. Чтобы постановление о дисквалификации было исполнено, необходимо расторгнуть с таким должностным лицом трудовое соглашение или перевести его на другую должность. Подчеркнем, если наказание в виде дисквалификации назначено руководителем, то он больше не имеет права руководить соответствующей организацией. Иначе, он будет обязан оплатить штраф в размере пяти тысяч рублей, в то время как сама организация должна будет заплатить штраф в размере ста тысяч рублей. Такие санкции предусмотрены статьей 14.23 Кодекса об административных правонарушениях [1].
Наконец, наказание в виде административного приостановления деятельности подразумевает прекращение работы юридического лица на определенный срок. То есть можно сделать вывод, что такое административное наказание может быть применено только в отношении юридического лица. Однако, в соответствии с нормами Кодекса об административных правонарушениях индивидуальный предприниматель также относится к категории должностных лиц. Соответственно, мы можем рассматривать такой вид административного наказания по отношению к должностным лицам.
Отдельного внимания заслуживает вопрос о привлечении к административной ответственности руководителей в качестве должностных лиц. Эта проблема включает в себя большое количество специфических вопросов, в числе которых охрана труда, требования пожарной безопасности, выплата заработной платы, трудовые взаимоотношения с персоналом, работа с персональными данными и другое. Привлечь руководителя к ответственности можно только в том случае, если действительно подтвержден факт совершения им административного правонарушения. Основанием привлечения руководителя к административной ответственности является невыполнение или ненадлежащее выполнение им своих служебных обязанностей.
Как показывает практика, основная часть правонарушений руководителя связывается с организационно-распорядительной или административно-хозяйственной деятельностью. При этом, законом предусматривается привлечение к административной ответственности одновременно нескольких категорий лиц: руководителя, то есть должностного лица, и организации, то есть юридического лица.
Чтобы привлечь к административной ответственности сотрудника, с отнесением его к категории должностных лиц, необходимо, чтобы совершенное им правонарушение было напрямую связано с его должностными обязанностями. То есть, основанием для привлечения его к ответственности будет то, что в его должностной инструкции или трудовом договоре установлена ответственность за определенное направление деятельности, но им такая деятельность не была выполнена. Чаще всего, такими должностными лицами являются начальник отделов, главные бухгалтеры, инженеры и специалисты по охране труда.
В рамках исследуемого вопроса необходимо обозначить, что законом установлены обстоятельства, которые позволяют сотрудникам избежать административной ответственности. Например, такими обстоятельствами могут быть малозначительность поступка, отсутствие вины сотрудника, а также истечение срока давности совершения проступка. Так, срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности составляет два месяца со дня его совершения, а в случае назначения наказания судом — три месяца.
Порядок привлечения должностного лица к административной ответственности включает в себя четыре основных этапа:
- Проведение проверки и выявление правонарушения. Например, на должностное лицо может поступить жалоба.
- Расследование обстоятельств дела, сбор доказательств и составление протокола.
- Направление протокола и всех необходимых документов в прокуратуру или трудовую инспекцию. Документы рассматриваются судами общей юрисдикции, государственными инспекторами или представителями надзорных органов.
- Вынесение постановления о мере административного наказания судом или соответствующей инспекции [2, C. 117].
Так, особенность привлечения должностных лиц к административной ответственности заключается в том, что они обладают специальным правовым статусом, который предусматривает наличие властных полномочий и полномочий распорядительного характера по отношению к другим лицам. Также, правонарушения должностных лиц нередко могут причинить обществу или даже государству значительной больший вред, чем административные правонарушения со стороны обычных физических лиц.
Важно обозначить, что противоправность должностных лиц, которые являются субъектами административных правонарушений, выражена не только в невыполнении ими установленных административно-правовыми нормами правил определенной сферы, но и в неисполнении конкретных обязанностей, которые предусмотрены должностной инструкцией [3, C. 188].
Важно также подчеркнуть, что в ходе рассмотрения административных правонарушений, которые совершаются должностными лицами, кроме положений статьи 2.1 Кодекса об административных правонарушениях [1], которые закрепляют общее понятие административного правонарушения, необходимо учитывать нормы статьи 2.4 «Административная ответственность должностных лиц», определяющих специфику совершения административного правонарушения должностным лицом. Так, последние устанавливают административную ответственность должностного лица в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Если же посмотреть на ситуацию иначе, то круг противоправных действий, которые совершаются должностными лицами, не ограничивается исключительно несоблюдением установленных правил, обеспечение выполнения которых включается в их служебные обязанности, а предусматривает и другие их виды.
В целом, проведенное исследование позволяет сделать вывод, что основным элементом состава должностного административного правонарушения, являющегося определяющим и характеризующим специфическую направленность должностных правонарушений, выступает само должностное лицо, от есть субъект правонарушения. В отношении должностных лиц могут быть назначены такие виды административных наказаний, как штраф, предупреждение, дисквалификация и административное приостановление деятельности.
Особая специфика данной категории правонарушений и ответственность за низ позволяет свидетельствовать о наличии большого количества пробелов в данной области, которые нуждаются в своем немедленном решении. Соответственно, существует необходимость проведения более глубоких исследований с целью определения наиболее существенных проблем и трудностей.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Российская газета. 31.12.2001. № 256.
- Кулдош П. Г., Леоненко А. Ю. Об административной ответственности государственных органов и должностных лиц за нарушение права граждан на обращение // Современные вопросы государства, права, юридического образования. 2019. С. 116–119.
- Пашкова Е. Н. Особые условия привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции // Сборник научных статей по итогам недели российской науки в Рязанском филиале Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя. 2020. С. 187–190.
- Пьянова Г. С., Ёркина Т. Н., Сафронова Е. В. Особенности привлечения к административной ответственности глав муниципальных образований и иных должностных лиц местного самоуправления // Юность и знания — гарантия успеха -2019. 2019. С. 248–251.
- Ширинян Р. В. Актуальные проблемы реализации института административной ответственности должностных лиц // Молодой ученый. 2020. № 40 (330). С. 173–176.