Кредитно-финансовая поддержка функционирования и развития реального сектора экономики Сингапура | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №22 (417) июнь 2022 г.

Дата публикации: 29.05.2022

Статья просмотрена: 69 раз

Библиографическое описание:

Путин, А. Г. Кредитно-финансовая поддержка функционирования и развития реального сектора экономики Сингапура / А. Г. Путин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 22 (417). — С. 215-219. — URL: https://moluch.ru/archive/417/92328/ (дата обращения: 17.12.2024).



В современных условиях добиться высокой эффективности инновационной деятельности и развития реального сектора экономики невозможно без глубокого знания инфраструктурных элементов государственного регулирования и поддержки, видов и инструментов финансирования программ, а также специфики инновационной деятельности субъектов реального сектора экономики.

Неверная оценка и ошибочная интерпретация государством потребностей предприятий реального сектора не позволяют своевременно принимать адекватные меры оперативного регулирования и формировать благоприятную среду для развития предпринимательства и создания инноваций.

В этом плане высокий интерес представляет вопрос организации кредитно-финансового обеспечения субъектов реального сектора экономики зарубежных стран. Настоящий мир таков, что с каждым годом становится все сложнее придумать что-то новое, поэтому целесообразнее использовать наработанные и проверенные на практике методы государственной финансовой поддержки функционирования и развития предпринимательства.

Прежде всего стоит ориентироваться на страны, которые смогли добиться самых высоких мест в таких мировых рейтингах, как индекс глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index), рейтинг «Ведение бизнеса» (Doing business), рейтинг предпринимательской активности (New business density), рейтинг конкурентной среды PMR (Product Market Regulation), глобальный мониторинг предпринимательства (Global Entrepreneurship Monitor).

Одной из таких стран является Сингапур — яркий пример того, как маленькое государство без ресурсов может стать страной, к которой применяется термин «экономическое чудо», страной с самыми современными технологиями, и кредитно-финансовая поддержка со стороны Правительства Сингапура сыграла в этом далеко не последнюю роль.

Прежде всего стоит отметить достаточно уникальную характеристику Сингапура — практически все предприятия относятся к среднему и малому бизнесу (99,5 % на протяжении последних шести лет), соответственно, на долю крупных приходится всего лишь 0,5 % общего числа предприятий (рис. 1). Кроме того, малый и средний бизнес обеспечивают более 70 % занятости населения, а их доля в формировании ВВП страны стабильно превышает 44 % на протяжении последних 12 лет.

Динамика количества предприятий Сингапура, тыс. ед.

Рис. 1. Динамика количества предприятий Сингапура, тыс. ед.

Источник: на основе данных Департамента статистики Сингапура [2]

При этом, несмотря на относительно небольшую численность населения (около 5,7 млн человек), реальный сектор экономики Сингапура динамично развивается, каждый год создается порядка 6–10 тысяч новых предприятий, которые, принимая во внимание ограниченный внутренний рынок, практически сразу, на начальной стадии своего развития, выходят на международный рынок.

Такое большое количество стартапов обусловлено тем, что правительство Сингапура решило сделать акцент именно на новых предприятиях. С этой целью были разработаны и реализованы достаточно прозрачные и удобные многочисленные программы финансовой поддержки стартапов.

Государственные инфраструктурные учреждения через развитые финансовую и банковскую системы предоставляют долгосрочную финансовую поддержку МСП в приоритетных отраслях экономики.

Наиболее значимая роль в области финансово-кредитной поддержки в Сингапуре принадлежит единому на всю страну агентству Standards, Productivity and Innovation for Growth (SPRING Singapore ) — в переводе означает «Весна Сингапура», что очень метко определяет направление их деятельности. Агентство осуществляет около 100 различных программ помощи предпринимателям. Состоит агентство Spring из пяти управлений.

Первое занимается развитием предпринимательского потенциала компаний малого и среднего бизнеса, в том числе брендингом и совершенствованием управления.

Второе — оказанием услуг, необходимых предпринимателям для своей деятельности. Сюда входят консалтинговые, бухгалтерские, мониторинговые и тому подобные услуги.

Сотрудники третьего управления помогают руководителям предприятий с учетом их отраслевой специфики.

Четвертое управление агентства сконцентрировано на проблемах качества и стандартизации, и, наконец, пятое на вопросах корпоративного развития, в том числе совершенствования структуры предприятий и подготовки кадров [4].

В Сингапуре разработаны и внедрены в жизнь десятки разнообразных программ льготного кредитования предприятий малого и среднего бизнеса. Это и выдача специальных займов, и страхование кредитов, и распределение субсидий. Специальное льготное кредитование предусмотрено для микрофирм, численность персонала которых не превышает 10 человек.

Подавляющая часть мер поддержки ориентирована на стартапы. С этой целью создана вспомогательная платформа, на которой выстроена комплексная программа государственной поддержки, — Startup SG [3]. По состоянию на июнь 2022 года в структуре данной меры поддержки выделено 7 отдельных направлений: Talent, Founder, Tech, Accelerator, Equity, Infrastructure, Loan.

Startup SG Founder целевая программа поддержки, в основе которой лежит не столько финансовая помощь (хотя она тоже предоставляется), сколько наставничество и опека. Аккредитованные партнеры-наставники помогают командам предпринимателей советами, учебными программами, контактами. Стартапам также предоставляется грант на стартовый капитал размере 50 000 SGD.

Startup SG Tech программа предоставляет возможность получить дополнительное финансирование стартапам, разрабатывающим и продвигающим собственные технологии и решения на их основе. С помощью данной программы финансируются проекты из областей робототехники, биомедицинских наук и здравоохранения, чистых, информационных и коммуникационных технологий, новых индустрий, точного машиностроения, инжиниринга, пищевой науки и технологии. При этом рассматриваются 2 категории проектов:

1) POC (Proof-of-Concept) — проект на стадии концептуализации, и его техническая / научная жизнеспособность еще требует подтверждения;

2) POV (Proof-of-Viability) — уже есть технически / научно жизнеспособная концепция (имеется POC), и стартапер собирается продолжить разработку рабочего прототипа, чтобы подтвердить коммерческую ценность установленной концепции.

Для первого вида ограничение по объёму финансирования — 250 000 SGD, для второго — 500 000 SGD. При этом от стартапов потребуется увеличить оплаченный капитал на 10 % и 20 % от гранта для POC и POV соответственно.

Startup SG Talent — программа, которая способствует привлечению талантов со всего мира для создания бизнеса в Сингапуре. В частности, включает в себя такие меры поддержки, как:

T - Up — технология обновления возможностей предприятия. Достаточно интересная схема, согласно которой компании будет прикомандирован научный сотрудник или инженер-исследователь Агентства по науке, технологиям и исследованиям (A*STAR) на срок до двух лет. Прикомандированные эксперты смогут помочь предприятию в разработке инновационных продуктов, способствовать инновациям в бизнес-процессах. При этом государством субсидируется до 70 % затрат на командировку.

GRT ( Global Ready Talent Programme ) программа направлена на создание потока талантов для поддержки сингапурских предприятий в их зарубежной экспансии, предлагая молодым сингапурцам возможность стажировки и возможности трудоустройства за рубежом. Сингапурские предприятия, предлагающие студенческие стажировки или программы для менеджеров, имеют право на финансовую поддержку до 70 % от квалификационных расходов.

Государственные структуры Сингапура существенно помогают своим малым и средним предприятиям в обучении и подборе кадров. Именно государство покрывает до 90 % расходов на обучение и переподготовку кадров, работающих на малых и средних предприятиях. В стране действуют для этого и государственные учебные заведения, и частные. Более того, предприятие может самостоятельно пригласить к себе на фирму нужного для обучения персонала специалиста (в том числе и из-за рубежа), а потом предъявить счет на оплату его услуг государству. Конечно, при этом выбор такого педагога должен быть обоснованным [4].

Startup SG Equity программа направлена на стимулирование инвестиций частного сектора в инновационные сингапурские технологические стартапы с интеллектуальной собственностью и потенциалом глобального рынка.

В рамках схемы StartupSGEquity правительство совместно с независимыми квалифицированными сторонними инвесторами финансирует подходящие стартапы, а также инвестирует в избранные фирмы венчурного капитала, которые, в свою очередь, будут инвестировать в подходящие стартапы, используя подход фонда фондов.

Startup SG Loan выделение кредитов, обеспеченных государством. Запущенная 29 октября 2019 года Схема финансирования предприятий (EFS) упорядочила существующие схемы финансирования и расширила поддержку, оказываемую молодым компаниям. EFSпозволяет получить более легкий доступ к финансированию и охватывает 6 областей (см. табл. 1).

Таблица 1

Схема финансирования предприятий Сингапура ( EFS )

Мера поддержки

Цель кредитования

Предельный размер кредита

Срок погашения

Риск-доля

Ссуда на оборотный капитал

Финансирование ежедневных операционных потребностей в денежных средствах

300 тыс. SGD

5 лет

70 % для стартапов

Кредит на основные средства

Финансирование инвестиций в основной капитал:

покупка оборудования и машин для автоматизации и модернизации;

строительство или покупка государственных и коммерческих предприятий и коммерческих помещений.

30 млн SGD

15 лет

50 %;

70 % для стартапов

Венчурный долг

Финансирование роста инновационных предприятий с помощью венчурных долгов и варрантов.

Варранты или права на покупку капитала предназначены для компенсации более высокого риска невозврата кредита.

5 млн SGD

5 лет

50 %;

70 % для стартапов

Торговая ссуда

Финансирование торговых потребностей, в том числе:

Инвентаризация / складское финансирование;

Структурированный оборотный капитал до поставки;

Факторинг (с регрессом) / счет-фактура / AR-дисконтирование

Банковская гарантия (срок владения ограничен 2 годами)

10 млн SGD

1 год

70 %

Проектный займ

Финансирование выполнения обеспеченных зарубежных проектов:

Заем на оборотный капитал

Завод / Здание / Земля

Оборудование / Машины / Суда / Прочие основные средства / Покупка техники в аренду;

Гарантии

50 млн SGDдля зарубежных проектов;

30 млн SGDдля внутренних проектов

15 лет для ссуд на основные средства;

5 лет для ссуд на оборотный капитал и гарантии

50 %;

70 % для стартапов

Кредит на слияния и поглощения

Финансирование приобретения предприятий с целью интернационализации

50 млн SGD

5 лет

50 %;

70 % для стартапов

Источник: на основе данных Государственного агентства Сингапура [1].

Для успешного развития МСП в стране реализуются программы привлечения иностранных инвесторов (программы Global Investor Program-me, ENTREPASS), которые предлагают им упрощенные условия иммиграции. Критериями участия в этих программах являются: соответствие малого или среднего бизнеса приоритетным секторам экономики Сингапура и успешный опыт ведения бизнеса в стране проживания сроком не менее 3-х лет. Объем привлекаемых иностранных инвестиций должен быть не менее 50 млн SGD.

В Сингапуре существует и достаточно активно действует общественная организация ASME (Association of Small & Medium Enterprises), объединяющая, как видно из самого названия, представителей малого и среднего бизнеса. ASME ведет переговоры с правительственными структурами, организует для предпринимателей бизнес-клубы, встречи, тренинги.

Оказывая помощь предприятиям малого и среднего бизнеса, государство не забывает и об их контроле. Осуществляется он по двум направлениям.

Во-первых , правительственные структуры ежегодно проводят мониторинг этого сектора экономики с тем, чтобы выявить, каким предприятиям необходима модернизация оборудования, каким — обновление компьютерного обеспечения, каким — переподготовка персонала и т. д. Другими словами, специальные комиссии выявляют нужды предпринимателей с целью предоставления в дальнейшем своей помощи.

Во-вторых , представители различных контролирующих органов, конечно же, постоянно следят за соблюдением на предприятиях малого и среднего бизнеса всех необходимых для конкретной отрасли норм и правил [4].

В стране разработаны и успешно действуют Государственные базовые программы финансово-кредитной поддержки инновационной деятельности МСП . Основу финансовой поддержки инновационной деятельности МСП составляют программы в форме государственно-частного партнерства. Они представлены программами стимулирования развития инновационной деятельности начинающих предпринимателей и талантливой молодежи, инновационных стартапов в технологическом секторе.

Таким образом, благодаря разработанному Правительством Сингапура комплексу мер поддержки реального сектора стране удалось достичь высокого уровня развития и конкурировать с крупнейшими экономиками мира.

Литература:

  1. Государственное агентство Сингапура [Электронный ресурс] –https://www.enterprisesg.gov.sg/
  2. Департамент статистики Сингапура [Электронный ресурс] — https://www.singstat.gov.sg/
  3. Программа поддержки StartupSG [Электронный ресурс] — https://www.startupsg.gov.sg/programmes/
  4. Экономика Сингапура. Экономическая модель развития Сингапура [Электронный ресурс] — http://www.gecont.ru/articles/econ/singapur.htm/
Основные термины (генерируются автоматически): SGD, EFS, POC, сингапур, ASME, POV, предприятие, программа, инновационная деятельность, оборотный капитал.


Похожие статьи

Развитие инвестиционной деятельности Республики Узбекистан в условиях модернизации экономики

Субсидии как эффективный способ поддержки малого и среднего предпринимательства в России

Создание деловой среды и развитие малого бизнеса и частного предпринимательства в Республике Узбекистан

Роль лизинговых компаний в финансовой составляющей инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса Омской области

Инновационные продукты и услуги в банках второго уровня Республики Казахстан

Особенности финансово-экономической поддержки малого бизнеса и предпринимательства в Узбекистане

Направления совершенствования торгово-экономического сотрудничества Таджикистана с КНР

Приоритетные направления господдержки малого и среднего бизнеса в некоторых странах СНГ

Активизация мер и механизмов инвестиционного климата в Республике Узбекистан

Реализация программ международного бакалавриата для дошкольного и начального образования как ресурс для саморазвития и самоопределения учащихся

Похожие статьи

Развитие инвестиционной деятельности Республики Узбекистан в условиях модернизации экономики

Субсидии как эффективный способ поддержки малого и среднего предпринимательства в России

Создание деловой среды и развитие малого бизнеса и частного предпринимательства в Республике Узбекистан

Роль лизинговых компаний в финансовой составляющей инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса Омской области

Инновационные продукты и услуги в банках второго уровня Республики Казахстан

Особенности финансово-экономической поддержки малого бизнеса и предпринимательства в Узбекистане

Направления совершенствования торгово-экономического сотрудничества Таджикистана с КНР

Приоритетные направления господдержки малого и среднего бизнеса в некоторых странах СНГ

Активизация мер и механизмов инвестиционного климата в Республике Узбекистан

Реализация программ международного бакалавриата для дошкольного и начального образования как ресурс для саморазвития и самоопределения учащихся

Задать вопрос