Отражение Холокоста в произведениях литературы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (416) май 2022 г.

Дата публикации: 28.05.2022

Статья просмотрена: 1846 раз

Библиографическое описание:

Кеворков, М. М. Отражение Холокоста в произведениях литературы / М. М. Кеворков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 21 (416). — С. 234-236. — URL: https://moluch.ru/archive/416/92126/ (дата обращения: 02.05.2024).



Статья посвящена анализу трагедии Холокоста в художественной литературе послевоенного и современного периодов.

Ключевые слова: Холокост, книга, художественная литература, Великая Отечественная война.

События Второй мировой войны стали тем толчком, который изменил отношение человека к самому себе и окружающему миру. Потенциал человеческой жестокости позволяет предположить, что произошедшее может случиться ещё раз, и именно поэтому необходимо напоминать посредством искусства о возможном повторении кошмара, чтобы предупредить новую трагедию. Информация, для того чтобы сохранить историю для последователей, зачастую хранится на бумаге, например, в художественной литературе, поэтому имеет смысл изучить, ознакомиться с повествованиями очевидцев, проникнуть в закрытый до некоторых пор мир неизведанной катастрофы.

В документальной и художественной литературе огромную роль в изучении правды о Холокосте сыграл ряд книг на идиш, которые были изданы ещё в годы войны.

Среди книг можно выделить три сборника (перечислены в хронологическом порядке их издания): «За Родину, в бой» 1941 года; «Родина» 1943 года и «К победе», 1944 год. В сборнике «Родина» представлены очерки, рассказы и стихи 31-го еврейского писателя — И. Фефера, Эзро Фининберга, Л. Квитко, С. Галкина, Хаима Гроде, Д. Гофштейна, Моше Брондерзона, Бунима Гелера, А. Гонтаря и других, также представлен рассказ Б. Маршака о проявлении антигуманности нацистов «Как я спаслась?», повествующий о киевлянке Саре Кац, чудом выжившей при массовом расстреле евреев в Киеве [2].

Советская литература на идише, написанная и изданная во время войны, играет немаловажную роль в формировании исторической правды и личного мнения человека. Она отличалась от остальной литературы того времени. Ее тематика была связана только с войной, и советскими властями было дозволено представлять и героев прошлого, и говорить о религии евреев, хотя это все являлось закрытыми темами как в предвоенные, так и затем в послевоенные годы. Среди этой литературы немало рассказов, очерков, стихов и поэм, которые затрагивали тему катастрофы.

Среди авторов, пишущих на эту тему, были такие известные писатели и поэты, как Дер Нистор, Давид Бергельсон, Давид Гофштейн, Перец Маркиш, Ицик Фефер, Арон Кушниров и др. После окончания Великой Отечественной войны советское правительство не пощадило перечисленных выше авторов, практически все они были убиты в рамках расследования дела Еврейского антифашистского комитета.

Среди исторических героев в литературе на идиш периода Великой Отечественной войны были упомянуты богатырь Самсон, братья Макаби, Бар Кохба, Раби Акива и многие другие. Эти темы нашли отражение в работах «Война» Переца Маркиша, «Дедушка с внуком» Дер Нистора, в драме «Давид Реувени» Давида Бергельсона, «Бар Кохба» Самуила Галкина и т. д. В ходе Великой Отечественной войны и некоторое время после ее завершения казалось, что будет продолжаться развитие еврейской литературы на языке идиш в СССР. Но приближение Победы привело к ужесточению ограничений на творчество еврейских писателей. Все темы, касающиеся Холокоста и жизни евреев, становятся запретными для публикации на идише. Причиной этого во многом был синдром победителя: события войны, как правило, воспринимались в героическом ключе, позиция жертв казалась не столь актуальной, а чаще всего оставалась скрытой. Тем самым увеличивается значимость документов, которые нашли отражение в литературе того времени. Еще одним аспектом в ознакомлении с явлением Холокоста являются исторические книги, изданные после Великой Отечественной войны. Их влияние на познание нашими современниками явлений Холокоста неоценимо. Во-первых, они хорошо написаны, и соответственно, охватывают больший круг читателей, чем научные труды.

Во-вторых, большая часть этих книг автобиографична, очевидцы рассказывают свои личные истории. В-третьих, они состоят не только из перечисления событий и фактов: благодаря живым, осязаемым эмоциям автора читателю легче проникнуться текстом, что-то осознать, понять и запомнить, пронести через себя. Многие автобиографические книги, раскрывающие правду о Холокосте, и сборники документов долго не печатали из-за цензуры или грубо сокращали, выкидывая «неудовлетворяющие некоторым правилам» факты. Рукописи пылились на полках, потому что менялось официальное отношение к тем или иным событиям. И вместе с тем именно исторические книги становятся уникальными свидетельствами эпох, раскрывающими неприглядные, и порой страшные тайны, которые кое-кто предпочел бы похоронить навечно.

Одним из издательств, освящающих события Холокоста, является издательство «Corpus», созданное из двух существовавших ранее издательств, принадлежащих издательской группе Азбука-Аттикус. Редакционная команда сама формирует свою издательскую политику, и благодаря этому мы имеем возможность познакомиться с несколькими книгами о Холокосте [4]. Например, с книгой Яна Карского «Я свидетельствую перед миром. История подпольного государства». Когда-то ему отказались поверить в том, что происходит с евреями на оккупированных нацистами территориях. Теперь у нас есть возможность погрузиться в Холокост глазами Яна Карского.

Это личная история, подтверждающая события, о которых мы можем прочесть и в других литературных и документальных свидетельствах Холокоста. Еще одним литературным документом-доказательством Холокоста является книга-автобиография Анатолия Кузнецова «Бабий Яр». А. Кузнецов оказался свидетелем расстрела киевских евреев в Бабьем Яру в 1941 году. После дополнительного сбора информации и данных по этому вопросу в 1966 году книга «Бабий Яр» была впервые опубликована, правда, только в одном литературном журнале и со значительными сокращениями. Кузнецову удалось вывезти рукопись в Англию, где книгу напечатали без сокращений. В России роман увидел свет уже после перестройки. Книга тяжела для чтения, как, собственно, и любое свидетельство о событиях того времени. Также литературным доказательством существования Холокоста является «Черная книга» — сборник документов и свидетельств очевидцев событий на оккупированной в годы войны территории Польши. Илья Эренбург и Василий Гроссман, ее составители, хотели донести до людей историю Холокоста в СССР и Польше.

Для этого Эренбург и Гроссман собирали дневниковые записи и письма, документы, предоставленные Государственной Чрезвычайной Комиссией по расследованию фашистских преступлений, а также статьи и рассказы журналистов и писателей, побывавших в концлагерях. В 1947 году верстка «Черной книги» была уничтожена, и ее возвращение к читателю произошло только в 1980-е годы [1]. Для обложки одного из современных изданий использовали образец обложки первого издания 1947 года.

В литературе о Холокосте, написанной в годы войны русскими писателями, можно выделить две составляющие традиции: документальность повествования и тематическую ориентацию на описание лагеря смерти. Такое деление возникло после появления статьи В. Гроссмана «Треблинский ад» (1944) [3, c.88], написанной им после увиденного при освобождении Треблинки. Собственно, именно на этих традициях построены «Бабий Яр» и «Черная книга». С развитием мировой литературы развивается и модель передачи своих историй. Появляются графические романы, в основе которых лежит «комикс».

Одним из произведений такого рода является книга Арта Шпигельмана «Маус» [6, c. 226] издательства «Corpus», в котором автор описывает жизнь своего отца во время трагичных событий. Автор рисует представителей разных народов в виде животных, отличаются они только одеждой. Таким вот образом Арт Шпигельман показывает абсурдность деления людей по национальному или политическому признаку. Это произведение является единственным из написанных в жанре графического романа и получивших Пулитцеровскую премию. Хотелось бы упомянуть еще одну книгу нестандартного стиля, написанную о событиях Холокоста. А именно: произведение Жоржа Перека «Исчезaние» [5, c. 400].

Немного детективная, немного фантастическая с гигантской метафорой утраты, это книга не для всех, но для многих. Написана она не напрямую о Холокосте, но узнавая историю жизни самого Жоржа Перека, понимаешь, что связано произведение именно с этой темой. Также мы можем продолжить свое знакомство с художественной послевоенной литературой, затрагивающей события Холокоста, благодаря издательству «Текст», специализирующемся на издании книг авторов-евреев. Основная часть литературных изданий повествует о повседневной жизни евреев. Тем не менее среди книг этого издательства есть значительное число произведений о Холокосте.

Это и дилогия Примо Леви, состоящая из книг «Человек ли это?» и «Передышка», в которых автор рассказывает свою личную историю — как он попал в лагерь, как долго и абсурдно происходило его возвращение домой. И роман Е. Грековой «Свежо предание.».., в центре повествования которого история еврейской семьи, прошедшей и революцию, и годы сталинского террора. Этот роман ждал своего издания 35 лет, как и многие другие произведения, написанные в советское время на данную тему.

Хотелось бы обратить внимание на языки повествования. Встречаются и итальянский, и идиш, и английский, и русский (а книга И. Б. Зингера была издана на 2-х языках — идиш и английском), а ведь рассмотрена малая часть литературных публикаций, и отсюда можно сделать очередной вывод — насколько масштабна была трагедия. Так как многие очевидцы и «участники» этих событий были переселены, бежали и т. д., сейчас практически в каждом уголке мира можно обнаружить детей, внуков и самих очевидцев Холокоста.

В 1990-е годы на постсоветском пространстве отношение к изучению Холокоста меняется, и это находит свое отражение в литературе. С 1990-х годов собираются и издаются литературные и литературно-публицистические произведения, написанные выжившими узниками еврейских гетто и лагерей.

В этих текстах на первый план выходит не художественный, а документальный аспект. В данной литературе-свидетельстве выделяются три основных тематических блока: жизнь и гибель в гетто, жестокая действительность концлагерей и еврейское сопротивление.

Современные издания, будь то книга, написанная в этом веке, или произведение переизданное, — вся эта литература направлена на широкий круг читателей, не только на взрослого человека, но и на детей школьного и даже дошкольного возраста. У авторов и издателей существует стремление поведать свои истории как можно большему количеству людей, чтобы история ХХ века не повторялась. А мы, в свою очередь, имеем возможность погрузиться в события тех дней, прочувствовать их. Это необходимо — ведь события Холокоста касаются не одного лишь еврейского народа, а всех нас.

Литература:

  1. Васильева, Э. Традиция и литература о холокосте / Э. Васильева. — Текст: непосредственный // Res Humanitariae. — 2014. — № 14. — С. 206–222.
  2. Вишневецкий, А. Отражение Холокоста в прессе и литературе / А. Вишневецкий. — Текст: электронный // Проза.ру: [сайт]. — URL: https://proza.ru/2015/10/23/301 (дата обращения: 25.05.2022).
  3. Гроссман, В. С. Повести. Рассказы. Очерки / В. С. Гроссман. — Прижизненное изд. — Москва: Воениздат, 1958. — 544 c. — Текст: непосредственный.
  4. Исторические книги: свидетельства Холокоста. — Текст: электронный // Издательство Corpus: [сайт]. — URL: https://www.corpus.ru/blog/istoricheskie-knigi-svidetelstva-holokosta.htm (дата обращения: 25.05.2022).
  5. Перек, Ж. Исчезание / Ж. Перек. — Москва: ИД Ивана Лимбаха, 2017. — 400 c. — Текст: непосредственный.
  6. Шпигельман, А. Маус / А. Шпигельман. — Москва: АСТ, 2021. — 226 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): Великая Отечественная война, книга, художественная литература, событие Холокоста, Холокост, автор, личная история, сборник документов, СССР, Яна.


Похожие статьи

Уроки Холокоста как историческая и нравственная память...

Знакомя школьников с темой Холокоста на уроках истории, обществознания, литературы

Истоки Холокоста идут не от Гитлера, не от фашистов. Он только выплеснул все

Познакомившись с историей одной семьи, пережившей Холокост и чудесным образом...

«Отклик сердца на жестокий зов войны». Повышение уровня...

Великая Отечественная война стала одной из главных тем литературы ХХ века. Одним из творений на тему войны, которое пробуждает в читателе Добро, Милосердие и Сострадание, является небольшой по объему, но чрезвычайно емкий по содержанию рассказ М. Шолохова...

Проблема фальсификации событий Великой Отечественной...

Великая Отечественная Война, мировая война, СССР, Советский Союз, событие, массовый героизм, историк, США, учебная литература, факт.

Великая Отечественная война – значимое событие в истории не только России, но и всего человечества.

Судьбы солдат Великой Отечественной войны в исторических...

Великая Отечественная война – значимое событие в истории не только России, но и всего человечества. Война унесла миллионы жизней не только солдат, но и мирных граждан. Нет в стране, ни одной семьи, которую бы не затронула Великая Отечественная война.

Генерал А. А. Власов: идейный борец со сталинским режимом или...

Ключевые слова: Великая Отечественная война, СССР, генерал Власов. Личность А. А. Власова до сих пор по-разному оценивается как историками, так и общественностью. Одни представляют его как борца со сталинским режимом, достойным памятника и музея его имени.

Осуществление политики Холокоста на территории Крыма

В статье рассматривается вопрос об осуществлении Холокоста на территории Крымского

Библиографическое описание: Кулакова, Н. Н. Осуществление политики Холокоста на

Изучая историческую литературу периода второй мировой войны, нередко можно столкнуться с таким...

Ключевые понятия книги В. И. Чуйкова «Сражение века»...

 Книга «Сражение века» представляет собой мемуары Маршала Советского Союза, дважды героя Советского Союза Василия Ивановича Чуйкова, посвященные величайшему сражению в мировой истории — Сталинградской битве. Противостояние на берегах могучей русской реки...

Роль памятников истории и культуры в воспитании современной...

В настоящее время, когда происходит переписывание истории целых эпох и государств, рост экстремистских и

Библиографическое описание: Гутарева, Н. Ю. Роль памятников истории и культуры в воспитании современной

А началась Великая Отечественная война так.

Экзистенциализм и военная проза советского периода

Великая Отечественная война отражена в русской литературе ХХ века глубоко и всесторонне, во всех проявлениях: армия и тыл, партизанское движение и

Писатели-фронтовики являются теми авторами, которые в своих произведениях выражают точку зрения, что исход войны...

Похожие статьи

Уроки Холокоста как историческая и нравственная память...

Знакомя школьников с темой Холокоста на уроках истории, обществознания, литературы

Истоки Холокоста идут не от Гитлера, не от фашистов. Он только выплеснул все

Познакомившись с историей одной семьи, пережившей Холокост и чудесным образом...

«Отклик сердца на жестокий зов войны». Повышение уровня...

Великая Отечественная война стала одной из главных тем литературы ХХ века. Одним из творений на тему войны, которое пробуждает в читателе Добро, Милосердие и Сострадание, является небольшой по объему, но чрезвычайно емкий по содержанию рассказ М. Шолохова...

Проблема фальсификации событий Великой Отечественной...

Великая Отечественная Война, мировая война, СССР, Советский Союз, событие, массовый героизм, историк, США, учебная литература, факт.

Великая Отечественная война – значимое событие в истории не только России, но и всего человечества.

Судьбы солдат Великой Отечественной войны в исторических...

Великая Отечественная война – значимое событие в истории не только России, но и всего человечества. Война унесла миллионы жизней не только солдат, но и мирных граждан. Нет в стране, ни одной семьи, которую бы не затронула Великая Отечественная война.

Генерал А. А. Власов: идейный борец со сталинским режимом или...

Ключевые слова: Великая Отечественная война, СССР, генерал Власов. Личность А. А. Власова до сих пор по-разному оценивается как историками, так и общественностью. Одни представляют его как борца со сталинским режимом, достойным памятника и музея его имени.

Осуществление политики Холокоста на территории Крыма

В статье рассматривается вопрос об осуществлении Холокоста на территории Крымского

Библиографическое описание: Кулакова, Н. Н. Осуществление политики Холокоста на

Изучая историческую литературу периода второй мировой войны, нередко можно столкнуться с таким...

Ключевые понятия книги В. И. Чуйкова «Сражение века»...

 Книга «Сражение века» представляет собой мемуары Маршала Советского Союза, дважды героя Советского Союза Василия Ивановича Чуйкова, посвященные величайшему сражению в мировой истории — Сталинградской битве. Противостояние на берегах могучей русской реки...

Роль памятников истории и культуры в воспитании современной...

В настоящее время, когда происходит переписывание истории целых эпох и государств, рост экстремистских и

Библиографическое описание: Гутарева, Н. Ю. Роль памятников истории и культуры в воспитании современной

А началась Великая Отечественная война так.

Экзистенциализм и военная проза советского периода

Великая Отечественная война отражена в русской литературе ХХ века глубоко и всесторонне, во всех проявлениях: армия и тыл, партизанское движение и

Писатели-фронтовики являются теми авторами, которые в своих произведениях выражают точку зрения, что исход войны...

Задать вопрос