«Отклик сердца на жестокий зов войны». Повышение уровня духовности школьников через интеграцию уроков изобразительного искусства и литературы | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (13) июнь 2017 г.

Дата публикации: 04.06.2017

Статья просмотрена: 375 раз

Библиографическое описание:

Федина, С. В. «Отклик сердца на жестокий зов войны». Повышение уровня духовности школьников через интеграцию уроков изобразительного искусства и литературы / С. В. Федина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 3 (13). — С. 36-41. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/61/2547/ (дата обращения: 25.04.2024).



Нравственное воспитание учащихся — одна из основных целей процесса образования в современном мире. И школа имеет немаловажную, если не сказать основную роль в этом вопросе. Ведь, как показывает практика, именно в школе для детей открываются и расширяются такие категории как мораль, нравственность, память и многие другие. В данной статье мне хотелось бы поговорить о таком понятии как сострадание, которое в рамках школьной программы (если быть конкретнее, то через интегрированные уроки литературы и изобразительного искусства) мы можем раскрыть через тему Великой Отечественной войны и памяти о ней.

Ни для кого не секрет, что тема Великой Отечественной войны нуждается в более подробном освещении для современных школьников и молодежи. Как бы не освещалась тема памяти со стороны общества, без активности школы в этом направлении, разумы и сердца детей будет затронуть крайне трудно. В наш век цифровых технологий, когда внимание детей денно и нощно устремлено во всевозможные гаджеты, школа, к счастью, остается тем небольшим миром, где технологии пока не заменили человека. Это и дает нам фору в таком деле, как поддержание и актуализация памяти детей о Великой Отечественной войне, ведь наиболее важной частью этой темы является именно эмоциональная составляющая.

Уроки литературы и изобразительного искусства как никакие другие дают нам возможность использования эмоциональной составляющей и воздействия на чувства детей.

Чувство сострадания изначально заложено в ребенке, но, вне всяких сомнений, оно нуждается в правильной стимуляции, что и позволяет нам сделать использование произведений русской литературы, которые входят в программу обучения. И для подкрепления результата, на уроках изобразительного искусства можно использовать различные виды работы, как и самостоятельное (тут надо дописать)

Если говорить о работе на уроках литературы, то здесь благодатным материалом для изучения могут послужить такие произведения как «Судьба человека» М. А. Шолохова для старших школьников и «Ночевала тучка золотая…» А. И. Приставкина для среднего звена. Оба произведения, без сомнений, оставляют в душе не только детей, но и любого взрослого, неизгладимый след.

В произведении «Ночевала тучка золотая…» мы встречаемся с историей двух мальчиков — детдомовцев, которых война завела из детского дома на Кавказ, где они борются с продолжающимися трудностями, ищут понимания и заботы, но вместо того встречаются с жестокостью и смертью. Дети очень глубоко переживают события, описанные в произведении, очень эмоционально воспринимают историю, которая происходит с их ровесниками и, как свойственно учащимся в этом возрасте, проецируют сюжет произведения на самих себя. И как результат мы видим обострение такого чувства как сострадание, сопереживание, жалость, чувство несправедливости и отвращения к насилию и войне. Война, соотнесенная с детьми, представляется школьнику как нечто противное человечеству, так как она нарушает привычный и правильный ход жизни людей. И именно сострадание к героям произведения является единственно верной эмоциональным обоснованием дальнейшего рассуждения и рефлексии ребенка.

В старшем звене таким произведением является «Судьба человека» М. А. Шолохова. В повести мы видим историю простого человека, который пережил войну, но потерял всю семью. Все произведение наполнено сценами военной жизни главного героя, и мы видим, как меняется привычный уклад с наступлением военных действий. Герой переживает многое — плен, ранение, смерть близких и знакомых. И наиболее эмоционально окрашенным моментом произведения для юного читателя здесь являются отношения Андрея Соколова с беспризорным мальчиком Ваней, родители которого погибли на фронте. Именно здесь вновь появляется эта эмоциональная подоплека, которая и заставляет ребенка сострадать героям повести. Они видят душевно раненого Андрей Соколова, видят чудом оставшегося в живых Ванюшку, которые волей судьбы нашли друг друга, что заставляет их не раз задуматься о войне и ее последствиях для каждого человека, который пережил ее.

Великая Отечественная война и сострадание — две категории, которые очень успешно работают вместе. Дополняя друг друга, они создают отличный тандем, позволяющий в полной мере раскрыть оба понятия и донести их для детей. И в полной мере погрузить ребенка в тему и создать подспорье для дальнейшего глубокого размышления позволяет проведения уроков изобразительного искусства на данную тему.

Русская культура богата на интерпретацию темы Великой Отечественной войны в живописи. На уроках ИЗО учитель может предложить ученикам обратить внимание на ряд таких картин как «Возвращение» В. Н. Костецкого, «Без вести пропавший» А. П. Горского и «Зло мира» Б. В. Щербакова. Все эти картины, безусловно, связаны единым лейтмотивом — чувством сострадания к людям, в чьи жизни жестоко вмешалась война.

Первой для рассмотрения школьников предлагается картина Б. В. Щербакова «Зло мира». Здесь, на фоне разрушений и завалов, нам представлены три небольшие истории, каждая из которых заслуживает отдельного внимания.

http://itd2.mycdn.me/image?id=833876907422&t=20&plc=WEB&tkn=*Ii4g9R6wx4eP0bjNwqIPM_dX8CE

Б. В. Щербаков «Зло мира»

На переднем плане мы видим старуху с маленьким мальчиком: она, практически в облачении Смерти, устало смотри вдаль, а мальчик, возможно, пока не до конца осознавая ситуацию, ожидающе смотрит на бабушку, протягивая ей руки. Учащиеся могут сами рассказать, кого они видят в этой паре, порассуждать, где родители мальчика, что ждет бабушку и внука в будущем. После этого взгляд падает на дальнюю пару: молодых девушку и юношу. Они ранены, их лица наполнены болью, но девушка с заботой и любовью придерживает юношу. И после этого взгляд устремляется в центр картины, здесь мы видим девочку. Она растеряна, в глазах ее разочарование и печаль. У ног девочки лежит кот, кто знает, может быть, он — последний, кто у нее остался?

Вся картина, ее настроение, атмосфера передают человеку, увидевшему ее, чувство жалости, несправедливости, сострадания… Разум человека не понимает, почему это случилось, кому это нужно и ради чего людей заставляли так страдать? Зачем вообще нужно это антигуманное действо, калечащее и убивающее людей и разрушающее судьбы?

Второй картиной, иллюстрирующей данную тему, является полотно А. П. Горского «Без вести пропавший». Здесь, на фоне ясного летнего дня, произошла встреча двух людей: молодого солдата и, вероятно, его жены. Из названия мы понимаем, что солдат был «без вести пропавшим», что и подтверждает черная одежда женщины. Она, с радостью, граничащей с болью, держит солдата за плечи, прижавшись головой к его груди. Нам понятны чувства женщины — она, отчаялась, и не ждала возвращения любимого человека с войны, но произошло чудо, он смог выжить, и, несмотря ни на что, вернулся домой. После радости за женщину и солдата, к нам приходит чувство несправедливости и жалости, ведь, не будь войны, их судьба могла сложиться по-другому, они были бы вместе, любили друг друга и им не пришлось бы испытывать все то, что принесла им война. Ученикам можно предложить подумать о том, что пережила эта женщина, поставить себя на ее место и порефлексировать: какие чувства испытала женщина, узнав, что ее возлюбленный считается «без вести пропавшим»? Какие эмоции вызвало у нее его возвращение домой?

http://www.artlib.ru/objects/gallery_1/artlib_gallery-542-b.jpg

А. П. Горский «Без вести пропавший»

Далее учащимся предлагается рассмотреть картину В. Н. Костецкого «Возвращение», написанную художником в первые послевоенные годы.

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/02/16/s_58a4d9235206d/s562886_1_9.jpeg

В. Н. Костецкий «Возвращение»

Эта картина в идейном плане продолжает предыдущую: перед нами вновь солдат, который после войны встречает свою семью. Но количество участников происходящего уже больше, что дает нам повышение уровня эмпатии, а, следовательно, и расширение эмоционального диапазона и более широкое влияние на чувства зрителя. Картина передает нам чувство сострадания и несправедливости, единственные вопросы, возникающие после ее просмотра — это, какое право имеет война забирать отца у ребенка, мужа у жены и сына у матери?

После просмотра картин и обсуждения их в заданном ранее направлении, ученикам предлагается самостоятельно продолжить ряд работ по заданной тематике. Безусловно, опыт и познание детей в этой теме не ограничиваются представленным уроком, так как и ранее с учениками были проведены уроки о Великой Отечественной войне, включая тему Холокоста, поэтому ставить рамки в выборе сюжета для рисунка не стоит, напротив, чем разнообразнее будут работы, тем лучше.

Данная работа уже была проведена с учениками, и мне бы хотелось представить ее результаты:

D:\сострадание\сер\гавр.jpgD:\сострадание\сер\сухр.jpg

D:\сострадание\сер\бутор.jpgD:\сострадание\сер\Сорок.jpg

D:\сострадание\сер\шадр.jpgD:\сострадание\сер\ханен.jpg

Литература:

  1. Мы не можем молчать: Школьники и студенты о Холокосте. Выпуск 9: Сборник/ Сост. А. И. Алтман, Д. В. Прокудин; под ред. И. А. Альтмана. — М.: Центр и Фонд «Холокост»: МИК, 2012.-136 с.
  2. Мой солнечный город: Сборник сочинений учащихся школ Самарской области. — г. Тольятти. — 2015. — 191 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Великая Отечественная война, война, изобразительное искусство, друг друга, картина, ребенок, чувство сострадания, Горское, полная мера, урок литературы.

Похожие статьи

Изобразительное искусство 1941–1945 годов как важный фактор...

Великая Отечественная война, изобразительное искусство, война, ребенок, картина, чувство сострадания, друг друга, полная мера, Горское, урок литературы.

Внеклассное занятие на тему: «Сталинград во время Великой...»

Воспитывать любовь к Отечеству, к героям ВОВ через искусство

сталинградская битва, занятие, ребенок, Великая Отечественная война, сталинград, патриотическое воспитание

Сталинградская битва, ведущий, Великая Отечественная война, Сталинград, Волгоград...

Интегрированный урок по изобразительному искусству...

Великая Отечественная война, мое сознание, чувство людей, война, художник, черный маркер, стеклянная доска, практическая работа, изобразительное искусство, гелиевая ручка.

Трагические и героические мотивы в сюжетно-тематической...

Интегрированный урок по изобразительному искусству в шестом... Изучая искусство периода Великой Отечественной войны, дети учатся понимать идеи, мысли, чувства людей, отдавших свою жизнь в борьбе с фашизмом. Данный урок актуален.

Роль литературы о войне в нравственном воспитании

Великая Отечественная война стала одной из главных тем литературы ХХ века.

Одним из творений на тему войны, которое пробуждает в читателе Добро, Милосердие и Сострадание, является небольшой по объему, но чрезвычайно емкий по содержанию рассказ М. Шолохова...

Плакатное искусство Сибири в годы войны первой половины XX в.

Изобразительное искусство 1941–1945 годов как важный фактор... Великая Отечественная война открыла взору художника россыпи материала, который таил огромные нравственные и эстетические.

Отражение Великой Отечественной войны в советском...

Москва, Великая Отечественная война, Россия, подвиг, советский народ, Советский Союз, боевой дух, военный авиационный вуз, крупная победа, мировая война.

Изобразительное искусство 1941–1945 годов как важный фактор...

«Этот праздник со слезами на глазах». Сценарий...

Это значит — нет войны. Автор: А. Усачёв. Ведущий 1.Здравствуйте, дорогие друзья!

Испанские дети в годы Великой Отечественной войны. Советский Союз, ребенок, испанец, СССР, дом, Великая Отечественная война, быль, Гражданская война, Северный Кавказ...

Поэзия Ю. Друниной как зеркало исторических событий

Ключевые слова: Великая Отечественная война, творчество, поэзия, Ю. Друнина, патриотизм.

Духовным оружием, рупором победы служила литература. Талант поэтов, писателей, людей искусства служил для поддержания воинского духа фронтовиков, в их...

Похожие статьи

Изобразительное искусство 1941–1945 годов как важный фактор...

Великая Отечественная война, изобразительное искусство, война, ребенок, картина, чувство сострадания, друг друга, полная мера, Горское, урок литературы.

Внеклассное занятие на тему: «Сталинград во время Великой...»

Воспитывать любовь к Отечеству, к героям ВОВ через искусство

сталинградская битва, занятие, ребенок, Великая Отечественная война, сталинград, патриотическое воспитание

Сталинградская битва, ведущий, Великая Отечественная война, Сталинград, Волгоград...

Интегрированный урок по изобразительному искусству...

Великая Отечественная война, мое сознание, чувство людей, война, художник, черный маркер, стеклянная доска, практическая работа, изобразительное искусство, гелиевая ручка.

Трагические и героические мотивы в сюжетно-тематической...

Интегрированный урок по изобразительному искусству в шестом... Изучая искусство периода Великой Отечественной войны, дети учатся понимать идеи, мысли, чувства людей, отдавших свою жизнь в борьбе с фашизмом. Данный урок актуален.

Роль литературы о войне в нравственном воспитании

Великая Отечественная война стала одной из главных тем литературы ХХ века.

Одним из творений на тему войны, которое пробуждает в читателе Добро, Милосердие и Сострадание, является небольшой по объему, но чрезвычайно емкий по содержанию рассказ М. Шолохова...

Плакатное искусство Сибири в годы войны первой половины XX в.

Изобразительное искусство 1941–1945 годов как важный фактор... Великая Отечественная война открыла взору художника россыпи материала, который таил огромные нравственные и эстетические.

Отражение Великой Отечественной войны в советском...

Москва, Великая Отечественная война, Россия, подвиг, советский народ, Советский Союз, боевой дух, военный авиационный вуз, крупная победа, мировая война.

Изобразительное искусство 1941–1945 годов как важный фактор...

«Этот праздник со слезами на глазах». Сценарий...

Это значит — нет войны. Автор: А. Усачёв. Ведущий 1.Здравствуйте, дорогие друзья!

Испанские дети в годы Великой Отечественной войны. Советский Союз, ребенок, испанец, СССР, дом, Великая Отечественная война, быль, Гражданская война, Северный Кавказ...

Поэзия Ю. Друниной как зеркало исторических событий

Ключевые слова: Великая Отечественная война, творчество, поэзия, Ю. Друнина, патриотизм.

Духовным оружием, рупором победы служила литература. Талант поэтов, писателей, людей искусства служил для поддержания воинского духа фронтовиков, в их...

Задать вопрос