Фальсификация косметической продукции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №20 (415) май 2022 г.

Дата публикации: 24.05.2022

Статья просмотрена: 1174 раза

Библиографическое описание:

Матвеева, С. А. Фальсификация косметической продукции / С. А. Матвеева, С. Н. Бутова, Е. Р. Вольнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 19-23. — URL: https://moluch.ru/archive/415/91907/ (дата обращения: 16.12.2024).



Проблема наличия фальсифицированных товаров касается и российского косметического рынка. Фальсификация в её различных видах и проявлениях способна не только нарушить репутацию косметического бренда, ввести потребителя в заблуждение, привести к неоправданным денежным расходам, но и нанести урон здоровью человека. Относительно новой проблемой для России стало появление паразитических косметических товаров, изделий-имитаций. Существующие мероприятия по защите потребителей от фальсификата не обладают 100 %-ной эффективностью. Исходя из этого, поиск новых путей и способов борьбы с контрафактом является актуальным и перспективным направлением развития парфюмерно-косметического сектора экономики. Особое значение имеет разработка, создание и совершенствование методик контроля качества и безопасности косметически изделий при помощи инструментальных аналитических методов.

Ключевые слова: фальсификация, косметический бренд, товары-имитации, товарный знак, технический регламент.

The problem of availability of counterfeit goods also concerns the Russian cosmetic market. Falsification in its various forms and manifestations can not only violate the reputation of a cosmetic brand, mislead the consumer, lead to unjustified monetary expenses, but also cause damage to human health. A relatively new problem for Russia was the emergence of parasitic cosmetic products, imitation products. Existing measures to protect consumers from counterfeiting do not have 100 % efficiency. Based on this, the search for new ways and means of combating counterfeiting is an urgent and promising direction of development of the perfume and cosmetic sector of the economy. Of particular importance is the development, creation and improvement of methods for quality control and safety of cosmetic products using instrumental analytical methods.

Key words: falsification, cosmetic brand, imitation goods, trademark, technical regulations.

Введение

Контрафактная продукция существует в любой отрасли промышленности. К сожалению, не свободен от фальсификации и рынок косметической продукции. Незаконное использование товарных знаков достигло в России опасных масштабов — в отдельных секторах рынка доля нелегального оборота, при оценке фальсификационного уровня указывают множество цифр, но только малая их часть основана на действительном анализе. В России до сих пор не существуют точных и реальных сведений о том, сколько некачественной продукции проходит через косметический рынок. Именно поэтому борьба с фальсификацией, усовершенствование методов идентификации парфюмерно-косметических товаров являются значимыми и перспективными направлениями развития российской индустрии красоты.

Литературный обзор

Согласно российскому законодательству вся косметическая продукция должна вырабатываться согласно требованиям, установленным в ТР/ТС 009/2011. В указанном техническом регламенте представлены требования к составу парфюмерно-косметического изделия, к его физико-химическим характеристикам, микробиологическим, токсикологическим и клинико-лабораторным показателям, нормы по содержанию токсичных элементов. Помимо этого, установлены нормы и правила проведения технологического процесса, требования к составу, виду и показателям безопасности потребительской тары и её маркировки (ТР/ТС 009, 2011, С. 4–8).

Несмотря на существование системы государственного надзора (контроля) за качеством и безопасностью парфюмерно-косметической продукции, в настоящее время фальсифицированная продукция на рынке всё же существует.

Фальсификация — это процесс подделки, подмены и имитации определённых характеристик аутентичной продукции или всего продукта в целом (Дзахмишева И. Ш., 2011, С. 24–28). Фальсификация товаров с правовой стороны представляет собой торговый обман и мошенничество. Согласно определению, представленному в ГОСТ Р 57881, фальсифицированной изделие — это товар, характеризующийся, при производстве или его реализации, неполной или ложной информацией, касающейся его качественных и количесвенных характристик, показателей безопасности, стоимости и пр. (ГОСТ Р 57881–2017).

Наличие таких товаров на рынке, помимо желания получения быстрой и лёгкой прибыли, объясняется двумя основными причинами. Во-первых, в условиях нестабильности экономики, ломки старых административных, производственных, контролирующих, снабженческих и других структур и связей в первую очередь разрушению подвергались именно контрольные службы (инспекции по качеству, государственные и ведомственные службы). Ослабление контроля качества производимой и реализуемой продукцией создало благоприятную среду для различного рода нарушений и злоупотреблений. Во-вторых, отмена обязательного выполнения требований стандартов по всем показателям, кроме показателей безопасности, экологичности, совместимости, взаимозаменяемости. В переходный период у изготовителя отсутствуют коммерческие стимулы к добровольному соблюдению стандартов на продукцию, учетов интересов потребителя. Все это является той почвой, на которой бурно развиваются различного рода фальсификации.

По оценке союза производителей Франции, который ведет наиболее активную борьбу с фальсификацией товаров и даже создал музей контрафакции (Musee de la contrefacone), подделки составляют не более 7 % объема мировой торговли и ежегодно приносят Франции ущерб, составляющий 40 млрд. евро и приводит к сокращению 30 тысяч рабочих мест.

По данным экономико-социальных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» на долю фальсифицированной косметической продукции в России приходится около 5 % от объём всего отечественного рынка (Радаев В. В., 2017. С. 288–289). Причём, основная часть фальсификата в бьюти-сегменте приходится на импортную продукцию, поделка отечественных парфюмерно-косметических изделий носит единичный характер (Чернышова М. Ю., 2016, С. 89–92).

Фальсифицированная косметическая продукция отрицательно сказывается на популярности того или иного косметического бренда, а также несёт некий риск для здоровья потребителей. По словам врача-дерматолога, Волобуевой Ю. В., около 10 % пострадавших от аллергий приходится на потребителей фальсифицированной косметической продукции Исходя из этого, проблема фальсификации в косметической индустрии на сегодняшний день актуальна, существует необходимость в поиске новых путей борьбы с фальсификацией.

Теоретическое обоснование

Как уже было отмечено ранее, фальсификация косметических средств — это негативное явление для производителей и потенциально опасное для потребителей. Существует необходимость разработки и внедрения мер, направленных борьбу с контрафактной продукцией. Исходя из этого, целью настоящей статья является изучение понятия фальсификация косметических средств и поиск путей и средств решения указанной проблемы. Для реализации поставленной цели решались следующие задачи:

— поиск и анализ научно-технической информации, касающейся фальсификации, её видов и рисков, как для производителей, так и для потребителей;

— систематизация полученной информации;

— поиск путей и способов борьбы с контрафактом на отечественном рынке косметической продукции.

Основная часть

В зависимости от метода фальсификации различают ассортиментную, качественную, количественную, стоимостную и информационную. Наибольшее распространение на современном косметическом российском рынке получили ассортиментная, качественная и информационная фальсификации. Каждый вид фальсификации имеет свои характерные способы подделки аутентичных товаров, а при комплексной — сочетание 2,3 или более видов (Дзахмишева И. Ш., 2011, С. 55–89). Рисунок 1 наиболее полно отражает существующие виды фальсификации и их влияние на характеристики косметических изделий.

Рис. 1. Взаимосвязь видов фальсификации и характеристик косметики

В таблице 1 представлена краткая характеристика видов фальсификации и их негативные последствия для производителей и потребителей.

Таблица 1

Виды фальсификации и их вред

Вид фальсификации

Характеристика

Последствия

Производитель

Потребитель

Ассортиментная

Подделка за счёт изменения наименования изделия, отнесение к несоответствующей группе

Снижение спроса на продукцию

Использование не по назначению, потеря доверия к производителю

Стоимостная

Несоответствие заявленной цены фактической стоимости товара

Потеря потребителей

Денежные убытки, потеря доверия к производителю

Информационная

Недостоверная или ложная информация на этикетке

Штраф

Введение в заблуждение

Качественная

Замена сырья на более дешёвые аналоги, нарушение технологии

Штраф, в особо тяжёлых случаях изъятие продукции, уголовная ответственность

Моральный ущерб, вред здоровью (раздражения, аллергии и пр.).

Количественная

Обман по массе или объёму продукции в упаковочной единице

Штраф

Потеря доверия к производителю, денежные убытки

Исходя из информации, представленной в таблице, можно утверждать, что наиболее опасным видом является качественная фальсификация.

Также стоит отметить, что на сегодняшний день существует ряд тенденций в области фальсификации косметических средств.

Во-первых, наиболее часто фальсификации подвергаются товары премиум-класса, ввиду их высокой стоимости, и товары среднего ценового сегмента (мидл-маркет), так как эта группа изделий быстро обновляется на полках магазинов, приобретается с высокой частотой, и именно на указанной группе косметики потребитель чаще всего экономит.

Во вторых, на отечественном рынке выявлена так называемая «фантазийная» продукция. Недобросовестные производители таких изделий используют товарные знаки или их фрагменты брендов с мировым именем, отличительные элементы дизайна или упаковки, что, соответственно, незаконно.

В-третьих, серьёзной угрозой для российского рынка стали товары-имитации, «умные» подделки, или паразитические товары (Радаев В. В., 2017. С. 294–298). Такие косметические изделия, в основном сегмента масс-маркет, очень схожи с продукцией известных брендов, по составу, внешнему виду, назначению, упаковке. Стоимость таких товаров в 2–2,5 раза ниже, чем стоимость аналогичного товара известного производителя. Эти продукты настолько хорошо копируют оригиналы, что зачастую эти изделия стоят на одних полках в местах реализации. Товары-имитации вводят в заблуждение потребителей. Они беспрепятственно поступают на полки крупных и даже специализированных магазинов.

В-четвёртых, в восприятии большинства потребителей контрафактная продукция уступает и по качественным показателям, и по потребительским свойствам, оригиналу. Но сегодня, эксперты отмечают, что качество подделок колоссально выросло. Встречаются контрафакты, чей внешний вид, упаковка, отдушка и т. д., в разы лучше оригинального товара (Радаев В. В., 2017. С. 295).

Необходимо также упомянуть и о каналах поступления фальсификата на российский косметический рынок. Основная доля подделок, как уже было отмечено ранее, поступает из-за рубежа. Причём, основной риск поступления подделок присутствует в регионах, граничащих с Китаем. Каналы распространения (розничные рынки, небольшие магазины) расширяются. Стремительно развиваются интернет-магазины, где доля фальсификата высока.

Учитывая всё вышеперечисленное, очевидно, что фальсификация продукции крайне нежелательное явление для производителей, потребителей и экономики страны в целом, поэтому борьба с подделками является значимой и актуальной задачей на сегодняшний день.

В настоящее время, организован ряд мероприятий, направленных на решение проблемы фальсификации косметических средств. Хороший способ борьбы я фальсификацией товаров,которая признана во всем мире — защита торговых марок.В 1996 году Европейский Союз ввел юридический механизм единой для всех 15 стран,который участвую обобщенной марки,кот орая регестируется в Управлении по гармонии на внутреннем рынке. (Зубченко Л. А., 2002, С. 54–62). Учитывая важную стратегическую роль торговой марки, крупнейшие компании расходуют значительные средства на ее защиту. При этом расходы рассматриваются как инвестиции. Так, по данным агенства Interbrand, американская компания Gillette входит в двадцатку самых дорогих торговых марок мира: ее стоимость оценивается в 17,4 млрд. долларов.

В России существует большое количество законов,призванных защищать производителей и потребителей от «пиратской» продукции. В 1992 году стал действовать Закон о товарных знаках, наименования и обслуживания мест их происхождения и Патентный закон. Нарушения прав владельцев продуктов отслеживают с момента прохождения товара через границу при таможенном контроле. Государственный таможенный комитет (ГТК) ведет реестр объектов собственности, в котором числится более 150 товарных знаков. В разделе «Косметические товары» в нем значатся Head & Shoulders, Pantene Pro-V и др.

После этого с 1 июля 2002 года вступает в силу Кодекс об административных правонарушениях, где предусматривают административную ответственность за нарушения и незаконное использование торговых знаков и авторских прав.

С подделками борется не только государство, но и агентство по борьбе с фальсификацией. Служба по борьбе с фальсификацией (СБФ) — это единственная организация, обеспечивающая защиту рынков сбыта продукции и подделок.

На сегодняшний день, защищать брэнды на внутреннем и внешнем рынках предполагается при помощи маркировки продукции зарегистрированным знаком ТПП-Эксперт с несколькими степенями защиты. В случае обнаружения фальсифицированной продукции под маркой товаропроизводителей, подписавших лицензионное соглашение с агентством, сотрудники агентства гарантируют передачу информации в правоохранительные органы для принятия соответствующих мер: ареста фальсифицированной продукции, ее изъятия и привлечения продавцов и производителей к уголовной ответственности.

Насколько успешной окажется борьба новой структуры с конкретной продукцией, покажет время. Пока же никакой закон и организация не в силах эффективно противостоять фальсификатам. Специалисты считают, что нанести удар по пиратскому бизнесу может, как ни странно, сам потребитель. С каждым годом он становится все более грамотным, искушенным, требовательным и главное — более платежеспособным.

В борьбе с фальсификацией также перспективна разработка и создание новейших инструментальных методик анализа показателей качества и безопасности парфюмерно-косметических средств. На сегодняшний день уже применяются методы газовой хроматографии с помощью анализатора термической энергии (для выявления присутствия в косметическом изделии канцерогенных N-нитрозоалканоламинов); колебательные температурные тесты, тесты на УФ-стабильность, «Ускоренное старение». Созданы приборы для диагностики состояния кожи (например, аппарат Soft Plus), позволяющие в экспресс режиме оценить состояние кожи после использования косметического изделия: её влажность, жирность, рН, эластичность и др.

Выводы

Были получены следующие выводы:

  1. Фальсификация — это актуальная проблема сегодняшнего косметического рынка, от которой страдают производители, потребители и парфюмерно-косметическая промышленность в целом;
  2. Наиболее опасна качественная фальсификация, так ка именно данный вид подделки несёт наиболее существенные риски для здоровья потребителей;
  3. Для российского косметического рынка характерен ряд особенностей: наличие «фантазийной» продукции, изделий-имитаций, контрафактов сегмента мидл-маркет и премиум-класса;
  4. На сегодняшний день на законодательном уровне введён ряд мероприятий по защите населения от контрафакта: защита торговых марок, маркирование, административная и уголовная ответственность недобросовестных производителей;
  5. При совершенствовании мер борьбы с фальсификацией перспективны разработки инструментальных экспресс-методов идентификации изделий, оценки их качества и безопасности.

Литература:

  1. ГОСТ Р 57881–2017. Библиографическая ссылка. Система защиты от фальсификации и контрафакта. Термина и определения. М.: Стандартинформ, 2017. 10 с.
  2. Идентификация и фальсификация непродовольственных товаров: Учебное пособие / Под общ. ред. д. э. н., проф. И. Ш. Дзахмишевой. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2011. 360 с.
  3. Основные формы незаконного оборота продукции на потребительских рынках России и меры противодействия / В. В. Радаев (рук. проекта), Е. С. Бердышева, Н. В. Конрой, З. В. Котельникова; отв. ред. сер. В. В. Радаев; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики»; Лаб. экон.-социол. исслед. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. 418 с.
  4. ТР ТС 009/2011. О безопасности парфюмерно-косметической продукции. — М.: АО Кодекс, 2015. — 255 с.
  5. Фальсификация косметических товаров на российском и мировом рынке/ М. Ю. Чернышова, Е. Г. Вершинникова//Торговля, предпринимательство и право. 2016. № 2. С. 89–92.
  6. Фальсификация торговых марок в международной торговле. (сводный реферат)/ Л. А. Зубченко //Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 2: Экономика. Реферативный журнал. 2002. № 3. С. 54–62.
Основные термины (генерируются автоматически): фальсификация, Россия, производитель, фальсифицированная продукция, вид фальсификации, фальсифицированная косметическая продукция, фальсификация товаров, уголовная ответственность, товар, российский косметический рынок, продукция, потребитель, потеря доверия, показатель безопасности, отечественный рынок, косметический бренд, косметическая продукция.


Похожие статьи

Изучение возможности использования конопляного масла в технологии косметических кремов

Использование «зелёных» компонентов в составе косметических средства на сегодняшний момент не утратило своей значимости и актуальности. Синтетические ингредиенты продолжают активно заменять натуральными аналогами и крупнейшие производители с мировым ...

Проблемы незаконного использования фирменного стиля компании

Статья посвящена анализу незаконного использования фирменного стиля компании, его основных составляющих частей. Фирменный стиль компании предназначен для получения наибольшей популярности у потребителей и прибыли, международного сотрудничества, возмо...

Информационная безопасность денежных переводов

Информационная безопасность является одним из наиболее важных факторов развития как отдельно взятых предприятий, экономики отдельно взятых муниципальных образований, регионов и страны в целом, так и общества в целом, независимо от территориальной при...

Услуги в сфере организации квестов, не отвечающие требованиям безопасности

На сегодняшний момент популярной и, в то же время, проблемной сферой является оказание услуг, связанных с организацией развлекательных мероприятий (квестов). Невзирая на распространенность и популярность таких услуг у населения, вопросы осуществления...

Виды и роль АИС в производственном цикле промышленных объектов

В данной статье рассматривается значение автоматизации предприятия и применение информационных технологий. Проанализированы достоинства и недостатки автоматизированных систем, то есть причины применимости/неприменимости владельцами средних и крупных ...

Влияние цифровой маркировки на торговлю одеждой

В статье рассмотрена проблема распространения контрафактных товаров, а также вызванный им негативных эффект для экономики. Легкая промышленность является одной из проблемных отраслей отечественной промышленности с точки зрения контрафакта. Одним из м...

Международно-правовые аспекты защиты прав на товарные знаки в мировой экономике

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме контрафакта и поддельных товаров. Особое внимание уделено роли товарного знака (знака обслуживания), а также брэнда в международных экономических отношениях. В статье выяснены особенности обес...

Повышение качества и конкурентоспособности казахстанских товаров и услуг

В данной статье рассмотрено повышение качества и конкурентоспособности казахстанских товаров и услуг. Качество — это свойство, которое обеспечивает соответствие продукта или услуги выраженным или предполагаемым потребностям потребителя. Конкурентоспо...

Фальсификация швейных и трикотажных изделий

Любое несоответствие подлинности товара квалифицируется как подделка (фальсификация). А любая подделка нарушает право потребителя на получение товаров надлежащего качества. Поэтому одной из острых проблем современности является предотвращение фальсиф...

Правовой статус имплантата в Российской Федерации

Поиск новых способов лечения заболеваний стимулирует развитие технологий и выявляет острую необходимость правового регулирования отношений, возникающих в связи с оборотом медицинских изделий. Но прежде всего необходимо начать с установления статуса и...

Похожие статьи

Изучение возможности использования конопляного масла в технологии косметических кремов

Использование «зелёных» компонентов в составе косметических средства на сегодняшний момент не утратило своей значимости и актуальности. Синтетические ингредиенты продолжают активно заменять натуральными аналогами и крупнейшие производители с мировым ...

Проблемы незаконного использования фирменного стиля компании

Статья посвящена анализу незаконного использования фирменного стиля компании, его основных составляющих частей. Фирменный стиль компании предназначен для получения наибольшей популярности у потребителей и прибыли, международного сотрудничества, возмо...

Информационная безопасность денежных переводов

Информационная безопасность является одним из наиболее важных факторов развития как отдельно взятых предприятий, экономики отдельно взятых муниципальных образований, регионов и страны в целом, так и общества в целом, независимо от территориальной при...

Услуги в сфере организации квестов, не отвечающие требованиям безопасности

На сегодняшний момент популярной и, в то же время, проблемной сферой является оказание услуг, связанных с организацией развлекательных мероприятий (квестов). Невзирая на распространенность и популярность таких услуг у населения, вопросы осуществления...

Виды и роль АИС в производственном цикле промышленных объектов

В данной статье рассматривается значение автоматизации предприятия и применение информационных технологий. Проанализированы достоинства и недостатки автоматизированных систем, то есть причины применимости/неприменимости владельцами средних и крупных ...

Влияние цифровой маркировки на торговлю одеждой

В статье рассмотрена проблема распространения контрафактных товаров, а также вызванный им негативных эффект для экономики. Легкая промышленность является одной из проблемных отраслей отечественной промышленности с точки зрения контрафакта. Одним из м...

Международно-правовые аспекты защиты прав на товарные знаки в мировой экономике

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме контрафакта и поддельных товаров. Особое внимание уделено роли товарного знака (знака обслуживания), а также брэнда в международных экономических отношениях. В статье выяснены особенности обес...

Повышение качества и конкурентоспособности казахстанских товаров и услуг

В данной статье рассмотрено повышение качества и конкурентоспособности казахстанских товаров и услуг. Качество — это свойство, которое обеспечивает соответствие продукта или услуги выраженным или предполагаемым потребностям потребителя. Конкурентоспо...

Фальсификация швейных и трикотажных изделий

Любое несоответствие подлинности товара квалифицируется как подделка (фальсификация). А любая подделка нарушает право потребителя на получение товаров надлежащего качества. Поэтому одной из острых проблем современности является предотвращение фальсиф...

Правовой статус имплантата в Российской Федерации

Поиск новых способов лечения заболеваний стимулирует развитие технологий и выявляет острую необходимость правового регулирования отношений, возникающих в связи с оборотом медицинских изделий. Но прежде всего необходимо начать с установления статуса и...

Задать вопрос