Фальсификат текстильных товаров: классификация и способы распознавания, роль системы управления рисками в пресечении поступления на российский рынок | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №27 (369) июль 2021 г.

Дата публикации: 05.07.2021

Статья просмотрена: 540 раз

Библиографическое описание:

Крапчина, Л. Н. Фальсификат текстильных товаров: классификация и способы распознавания, роль системы управления рисками в пресечении поступления на российский рынок / Л. Н. Крапчина, М. Ю. Соловьев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 27 (369). — С. 129-133. — URL: https://moluch.ru/archive/369/83030/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассмотрена актуальная на для российского рынка текстильных товаров проблема фальсификата продукции. Представлена классификация фальсификата текстильной продукции, способы обнаружения фальсификата для потребителя, а также роль системы управления рисками, реализуемой таможенными органами в деле пресечения распространения фальсифицированной текстильной продукции.

Ключевые слова : фальсификация, текстильная продукция, методы идентификации, система управления рисками.

Продажи текстильной продукции в России с каждым годом растут, и это не удивительно, ткани используются и предприятиями легкой промышленности, и частными лицами. Так, по данным «BusinesStart: готовые обзоры рынков», за период 2016–2019 гг. рост продаж составил 7,5 %, объем товарооборота по текстилю в 2019 г. составил 12,5 млрд. долл., из них на экспорт приходилось 1,05 млрд. долл., а импорта — 11,4 млрд. долл. Исключение составил 2020 г., т. к. в связи с пандемией на время была приостановлена работа большей части предприятий как внутри страны, так и за рубежом. Наибольший удельный вес в общем объеме продаж тканей приходится на синтетические и искусственные ткани — в среднем 54,4 %, на долю хлопчатобумажных тканей приходится в среднем 42,3 %. При этом наблюдаются разнонаправленные тренды в объемах продаж за анализируемый период: объемы продаж синтетических тканей растут, а натуральных, напротив, — сокращаются [1, 2]. Такая ситуация на российском рынке усугубляется еще и тем, что растет доля фальсификата. Фальсификация означает преднамеренное искажение чего-либо, изменение (подделку) в корыстных целях вида или свойств объектов [4].

Фальсификация текстильных товаров нарушает интересы многих участников рыночных отношений и представляет не только недополучение в бюджет государства финансовых поступлений в качестве таможенных платежей от импорта, т. к. большая часть такой продукции становится контрафактной, но и нарушает права потребителей, что вытекает в негативные последствия для их здоровья.

По данным Федеральной таможенной службы России, объем подделок текстильной продукции с каждым годом возрастает (Рисунок 1).

Количество контрафактной текстильной продукции, выявленной таможенными органами в 2014–2020 гг., млн. ед. [7]

Рис. 1. Количество контрафактной текстильной продукции, выявленной таможенными органами в 2014–2020 гг., млн. ед. [7]

Как видно из рисунка 1, динамика фальсификата текстильных товаров положительна. В 2014 г. объем фальсифицированной продукции составил 4,8 млн. единиц, а в 2019 г. — в 2,7 раза больше. В 2020 г. в связи с падением общего объема продаж из-за кризиса уменьшилось и количество фальсифицированных текстильных товаров до 8,3 млн. единиц.

Перечень текстильной продукции довольно обширен и подразделяется в зависимости от исходного сырья на хлопчатобумажные, льняные, шелковые и шерстяные. Для каждой из выделенных групп существуют специфические виды фальсификации. Разнообразие текстильных товаров объясняет высокую степень распространения фальсифицированных изделий. Под фальсифицированной продукцией следует понимать продукцию, сопровождаемую неполной или недостоверной (ложной) информацией о ее составе, характеристиках или свойствах в целях введения потребителей в заблуждение [5]. В большинстве случаев это продажа товара-подделки.

В зависимости от вида среди подделок выделяют: ассортиментную, качественную, количественную, стоимостную и информационную фальсификацию.

Распространенным способом подделки является ассортиментная фальсификация. При данном виде фальсификации производится абсолютная или частичная замена оригинального товара его копией похожего типа. В таких случаях цена подделки значительно ниже, чем у оригинального товара и данные товары имеют низкие потребительские свойства. В некоторых случаях выявление и установление подобной замены является весьма непростой задачей. В зависимости от товара в свойствах заменителя способны проявляться низкокачественные элементы одежды (липучки, пуговицы, молнии, петли, крючки), искусственные элементы или компоненты, но кроме того и разнообразные имитаторы оригинальных элементов. Отличия оригинального товара от низкокачественной копии можно выявить по таким показателям, как запах, пошив, проверка документов и пр.

Неприятный запах, исходящий от текстильных товаров, является самым распространенным явлением при ассортиментной фальсификации. Как правило, подобного рода продукция изготовлена из дешевого сырья, на такое сырье отсутствуют сертификаты соответствия, что свидетельствует о наличии опасности для здоровья человека. По критерию пошива, поддельная продукция довольно часто выдает себя. Неровные швы, торчащие нитки и, как следствие, короткий срок службы товара, являются одним из критериев распознания покупателем низкокачественных товаров.

Следующим важным критерием проверки качества товаров является проверка соответствующих документов на них. В большинстве случаев обычному потребителю бывает сложно выявить факт фальсификации продукции из-за недостатка или отсутствия профессиональных знаний основных товароведных характеристик текстильной продукции. Необходимо отметить тот факт, что с каждым годом ассортимент текстильной продукции растет и расширяется, данное явление в большей степени осложняет процесс выявления подделок.

Следующим способом подделки текстильной продукции является качественная фальсификация. Качественная фальсификация обуславливается добавлением товару различного рода добавок, которые совершенствуют внешний вид текстильных товаров. В большинстве случаев используют разнообразные украшающие элементы, фурнитуру, материал, который не предусмотрен технологией изготовления и нормативно-правовыми актами. К данному типу подделок зачастую относят применение второсортных материалов за место первосортных.

Выявить факт фальсификации текстильных товаров в данном случае можно благодаря сравнению и анализу аналогичных товаров на различных рынках сбыта. Необходимо внимательно читать информацию о товарах на сайте магазина или на документах сопутствующей продукции, а также на этикетках товара. Концентрировать внимание необходимо на мелких элементах, возможно, до опечаток или неполных сведений. Не следует опасаться спрашивать необходимую информацию о товаре у продавца. При возможности необходимо взглянуть в интернете, какие имеются изготовители текстильной продукции. Некоторые изготовители создают материал с целью пошива изделий, а другие обладают полным циклом изготовления. Сконцентрировать внимание на упаковке товара. При качественной фальсификации производители экономят на качестве упаковки и красочности рисунков.

Еще одним распространенным способом фальсификации текстильных товаров является количественная фальсификация. Реализуется она за счет обмана покупателя, с использованием ключевых характеристик товара, отклоняемых от допустимых норм. Такими характеристиками выступают масса изделий; объем, длинна, толщина изделий; плотность изготавливаемого материала и т. д. Зачастую, при количественной фальсификации обман покупателя достигается за счет неправильных замеров с большими отклонениями в сторону снижения количественных характеристик. Недобросовестные продавцы используют фальшивые средства замеров, неправильные замерные приборы, а также психологическое влияние на потребителя.

Распознать покупателю факт обмана при количественной фальсификации можно благодаря нескольким принципам. Во-первых, покупатель всегда имеет право запрашивать документацию на измерительную продукцию. Добросовестному продавцу не составит проблем показать необходимые документы и сертификаты на свои измерительные приборы. Во-вторых, покупатель должен обратить внимание на внешнее состояние измерительных приборов. Сколы, царапины, болтающиеся составные элементы, наличие дополнительных деталей крепежа или фиксации на измерительных приборах должны сразу насторожить покупателя. В большинстве случаев благодаря подобным дополнительным «деталям» происходит обман покупателя.

Самым широко применяемым и распространенным способом фальсификации текстильных товаров является стоимостная фальсификация. Стоимостная фальсификация — это обман покупателей, достигаемый путем продажи контрафактной продукции (разновидность фальсифицированной продукции) по ценам действующих фирм-производителей неоригинальной продукции по ценам оригинальной. В случае реализации неоригинальной продукции под видом оригинальной определить подделку достаточно легко. Покупателю стоит обратить внимание на торчащие нитки, кривые буквы логотипа, резкий неприятный запах от товара, низкокачественные дополнительные элементы, отсутствие или наличие кривых швов и присутствие большого количества клея на текстильных товарах. Также потребителю рекомендуется покупать текстильную продукцию в торговых центрах или бутиках и во избежание покупки поддельной продукции присутствовать лично. По статистике реализация поддельной текстильной продукции в большинстве случаев происходит при онлайн-заказах через интернет.

Достаточно широко распространена информационная фальсификация текстильной продукции, выражающаяся в предоставлении покупателю заведомо ложных данных о товаре. Недобросовестными производителями и продавцами искажается информация о наименовании продукта, компании-производителя, стране-поставщике, информация о составе продукта, различного рода товарные характеристики, способы ухода за товаром и др. Во избежание информационной фальсификации покупателям рекомендуется брать данные и всю необходимую информацию о товарах с официальных сайтов компаний-производителей.

Следует сказать, что огромное значение в деле пресечения фальсификата текстильной продукции на российский рынок имеет СУР (система управления рисками), реализуемая таможенными органами Российской Федерации. Благодаря этой системе, которая, практически на сто процентов автоматизирована, является гибкой (профили рисков постоянно актуализируются сотрудниками таможенных органов), возможно установление факта подделки и пресечения выпуска фальсификата текстиля, к которому относятся не только цельные полотна ткани, но и одежда, аксессуары, обувь, предметы быта, изготовленные из текстильного полотна [6]. В качестве такого разнообразия текстильных товаров покупатель не смог бы самостоятельно разобраться даже при изучении всех способов распознавания подделки, поступив подобные товары на отечественный рынок.

При реализации СУР учитываются страны-риска, товары-риска, а также множество индикаторов риска. Из Италии поступают высококачественные ткани для изготовления одежды, а также одежда класса люкс, из Азии и Южной Америки поступает хлопок, из Китая, Японии, США — шелковые ткани. В группе риска стоят азиатские поставщики, среди которых лидирующие позиции занимает Китай; среди текстильных изделий к товарам-риска относят синтетические и искусственные ткани и изделия из них. Данная информация подлежит актуализации в соответствующих профилях риска. В целях определения индикаторов риска специалисты СУР изучают технологию и состав текстильных изделий, именно эти аспекты вызывают наибольшие трудности, т. к. необходимую информацию зачастую сложно выяснить или проверить.

Сотрудники таможенных органов руководствуются помимо норм таможенного законодательства, Национальным стандартом РФ «Система защиты от фальсификации и контрафакта» (ГОСТ Р 57881–2017), где под фальсифицированным изделием рассматривается изделие, сопровождаемое при производстве и обороте заведомо неполной или недостоверной (ложной) информацией о соответствии изделия требованиям к качеству изделий по договору закупки и поставки, обязательным требованиям к данному виду продукции, установленным нормативными правовыми документами, техническими регламентами, документами по стандартизации, технической документацией на данную продукцию [3]. Автоматизированная система управления рисками способна обрабатывать большие базы данных, а специалисты в рассматриваемой области должны обладать специальными знаниями, отслеживать и изучать технологические инновации текстильной промышленности и состав волокон. Значение СУР в пресечении фальсификата текстильных товаров при этом возрастает, т. к. сложившаяся проблема требует незамедлительного решения.

Таким образом, решение проблемы распространения фальсификата текстильных товаров в первую очередь ложится на таможенные органы. Благодаря эффективной реализации на практике системы управления рисками, профессионализму и ответственному отношению к своей работе сотрудников таможенных органов значительный объем фальсификата на рынок текстиля может быть пресечен.

Литература:

  1. BusinesStart: готовые обзоры рынков. Анализ рынка тканей в России в 2016–2020 гг., оценка влияния коронавируса и прогноз на 2021–2025 гг. — https://businesstat.ru
  2. Импорт текстиля в Россию. — URL:https://sbcargo.ru
  3. Национальный стандарт РФ «Система защиты от фальсификации и контрафакта. Термины и определения». ГОСТ Р 57881–2017. — 01.07.2018.
  4. Нестеров, А. В. Фальсификация и контрафакция: экспертный аспект. — 2001. — Original article: https://www.labrate.ru/articles/nesterov_article_2001-_contrafactio.htm
  5. Радаев В. В. Основные формы незаконного оборота продукции на потребительских рынках России и меры противодействия / В. В. Радаев, Е. С. Бердышева, Н. В. Конрой, З. В. Котельникова. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. — 418 с.
  6. Сальникова А. В. Модный контрафакт в России: современные тенденции / А. В. Сальникова // Актуальные проблемы экономики и права. –2020. — Т. 14. — № 1. — С. 57–66.
  7. Официальный сайт Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru
Основные термины (генерируются автоматически): текстильная продукция, товар, большинство случаев, информационная фальсификация, качественная фальсификация, количественная фальсификация, необходимая информация, оригинальный товар, российский рынок, фальсифицированная продукция.


Похожие статьи

Вертикальные маркетинговые системы на рынке потребительских товаров Калининградской области: предпосылки и особенности формирования

В статье дана краткая характеристика рынка потребительских товаров Калининградской области, рассмотрены институциональные факторы внешней среды, обуславливающие предпосылки формирования вертикальных маркетинговых систем в распределительных каналах. П...

Удаленная идентификация физических лиц в сфере банковских услуг: международный опыт, необходимость и проблемы внедрения в Республике Узбекистан

В данной статье рассматривается одно из ключевых направлений современного банковского сектора — удаленная идентификация физических лиц. Исследуются понятие удаленной идентификации, ее виды, цели внедрения удаленной идентификации, международный опыт в...

Тенденции развития коммуникативной политики на рынке хлебобулочных изделий: международный опыт

В статье систематизированы условия, особенности формирования и ключевые тенденции развития коммуникативной политики на рынке хлебобулочных изделий. Анализ кейсов зарубежных компаний позволяет сделать вывод об усилении конкуренции в сегменте и влиянии...

Повышение эффективности эксплуатации автоцистерн на основе нового алгоритма контроля качества нефтепродуктов в процессе их доставки на АЗС

Данная статья посвящена проблеме повышения эффективности эксплуатации автоцистерн на основе нового алгоритма контроля качества нефтепродуктов в процессе их доставки на АЗС. В статье описывается перспективный информационный комплекс, позволяющий упрос...

Разработка математического обеспечения системы управления инновационными ресурсами промышленных предприятий

В статье рассматривается концепция инновационных самоорганизующихся бизнесобразующих технологий, определены их основные закономерности (синтропия и эксформация), а также предлагается математическая модель классификации инновационных систем и ресурсов...

Тенденции развития рынка коммуникационных услуг в России

Данная научная статья посвящена исследованию особенностей развития рынка коммуникационных услуг, которые во многом определяют инфраструктуру современных предприятий, отражают уровень развития информационных технологий и влияют на весь современный эко...

Отдельные вопросы документационного обеспечения системы менеджмента качества фармацевтического предприятия

В настоящее время в развитии фармацевтического производства России наступил критический момент, связанный с внедрением международных стандартов и снижением конкурентоспособности отечественных предприятий. В этой связи, особую актуальность приобретают...

Формирование системы экономической диагностики металлургического предприятия как фактор обеспечения его экономической безопасности

В статье предложена система экономической безопасности металлургического предприятия. Акцентирован выбор критериев и методики оценки экономической безопасности предприятия в рамках финансовой, технико-технологической, кадровой и организационно-эконом...

Цифровые технологии как средство снижения доли теневой экономики

Данная статья посвящена цифровым технологиям как инструменту снижения доли теневой экономики. При этом области, которым следует уделить основное внимание, определяются на основе точных анализов и проверенных научных подходов. Также разработаны предло...

Договор в сфере информационных технологий: понятие и виды

В статье анализируется понятие договора в сфере информационных технологий, понятие договора, различные классификации договоров об оказании информационных услуг, разработанные в доктрине гражданского права. Целью исследования является выработка целост...

Похожие статьи

Вертикальные маркетинговые системы на рынке потребительских товаров Калининградской области: предпосылки и особенности формирования

В статье дана краткая характеристика рынка потребительских товаров Калининградской области, рассмотрены институциональные факторы внешней среды, обуславливающие предпосылки формирования вертикальных маркетинговых систем в распределительных каналах. П...

Удаленная идентификация физических лиц в сфере банковских услуг: международный опыт, необходимость и проблемы внедрения в Республике Узбекистан

В данной статье рассматривается одно из ключевых направлений современного банковского сектора — удаленная идентификация физических лиц. Исследуются понятие удаленной идентификации, ее виды, цели внедрения удаленной идентификации, международный опыт в...

Тенденции развития коммуникативной политики на рынке хлебобулочных изделий: международный опыт

В статье систематизированы условия, особенности формирования и ключевые тенденции развития коммуникативной политики на рынке хлебобулочных изделий. Анализ кейсов зарубежных компаний позволяет сделать вывод об усилении конкуренции в сегменте и влиянии...

Повышение эффективности эксплуатации автоцистерн на основе нового алгоритма контроля качества нефтепродуктов в процессе их доставки на АЗС

Данная статья посвящена проблеме повышения эффективности эксплуатации автоцистерн на основе нового алгоритма контроля качества нефтепродуктов в процессе их доставки на АЗС. В статье описывается перспективный информационный комплекс, позволяющий упрос...

Разработка математического обеспечения системы управления инновационными ресурсами промышленных предприятий

В статье рассматривается концепция инновационных самоорганизующихся бизнесобразующих технологий, определены их основные закономерности (синтропия и эксформация), а также предлагается математическая модель классификации инновационных систем и ресурсов...

Тенденции развития рынка коммуникационных услуг в России

Данная научная статья посвящена исследованию особенностей развития рынка коммуникационных услуг, которые во многом определяют инфраструктуру современных предприятий, отражают уровень развития информационных технологий и влияют на весь современный эко...

Отдельные вопросы документационного обеспечения системы менеджмента качества фармацевтического предприятия

В настоящее время в развитии фармацевтического производства России наступил критический момент, связанный с внедрением международных стандартов и снижением конкурентоспособности отечественных предприятий. В этой связи, особую актуальность приобретают...

Формирование системы экономической диагностики металлургического предприятия как фактор обеспечения его экономической безопасности

В статье предложена система экономической безопасности металлургического предприятия. Акцентирован выбор критериев и методики оценки экономической безопасности предприятия в рамках финансовой, технико-технологической, кадровой и организационно-эконом...

Цифровые технологии как средство снижения доли теневой экономики

Данная статья посвящена цифровым технологиям как инструменту снижения доли теневой экономики. При этом области, которым следует уделить основное внимание, определяются на основе точных анализов и проверенных научных подходов. Также разработаны предло...

Договор в сфере информационных технологий: понятие и виды

В статье анализируется понятие договора в сфере информационных технологий, понятие договора, различные классификации договоров об оказании информационных услуг, разработанные в доктрине гражданского права. Целью исследования является выработка целост...

Задать вопрос