Критический анализ текста на уроках обществознания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (415) май 2022 г.

Дата публикации: 21.05.2022

Статья просмотрена: 89 раз

Библиографическое описание:

Манкевич, Е. С. Критический анализ текста на уроках обществознания / Е. С. Манкевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 598-600. — URL: https://moluch.ru/archive/415/91717/ (дата обращения: 27.04.2024).



В данной статье подчеркивается актуальный характер необходимости организации и осуществления деятельности по критическому анализу текста на уроках обществознания в рамках текущей общественной и образовательной парадигм. Также автором предлагаются собственные варианты развития соответствующих навыков и умений у учащихся посредством формирования специализированных заданий в курсе обществознания.

Ключевые слова: образование, обществознание, школа, федеральные государственные образовательные стандарты, текст.

В современном мире аксиомой становится необходимость наличия у человека умений и навыков работы с информацией, что рассматривается как обязательный компонент образовательной подготовки, как важнейший показатель подготовленности человека к решению профессиональных и бытовых задач. Здесь также следует ставшее уже обыкновением считать информацию в качестве реального фактора производства, что переводит эту проблему не только в плоскость функционирования отдельного субъекта, но и в плоскость развития производительных сил и отношений, что добавляет актуальности к необходимости умению работать с различного рода и вида информацией уже в контексте развития общества и государства. Здесь имеется в виду не работа по заранее утвержденным и сформированным стандартам и шаблонам, а деятельность в условиях стремительно и непредсказуемо меняющегося окружения.

Разумеется, важнейшее значение здесь приобретает вопрос анализа и интерпретации текстовой информации как основной формы изложения и представления информационных материалов в современном мире. Гуманитарные учебные предметы, присутствующие сегодня в рамках современного школьного образования, базируются именно на работе с текстом, где исключением не является и учебный предмет «Обществознание».

Так, в федеральном государственном стандарте среднего общего образования в качестве одного из предметных результатов освоения описываемого учебного предмета значится непосредственно необходимость наличия у учащегося такого качества общего уровня подготовленности, как «сформированности навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития». В метапредметных же результатах также отмечается, что у учащегося должно присутствовать умение «ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, полученную из различных источников» [5]. Именно на данном уровне к необходимости критического анализа любой информации в обыденном ее понимании примешивается законодательная потребность развивать в учащихся соответствующие умения и навыки, чего на уроках обществознания можно добиться за счет соответствующей работы с текстом.

Для современного образования, фактически, данная необходимость отражается в комплексном понятии «функциональная грамотность», которая систематически проверяется у учащихся сегодня в рамках международных исследований качества образования в рамках ее отдельных аспектов. В целом же, функционально грамотным человеком (если использовать «классическое» современное международное определение), признается тот человек (в нашем случае учащийся), кто «кто может принимать участие во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счётом для своего собственного развития и для дальнейшего развития общины (социального окружения)» [7]. Читательская грамотность здесь является одним из ключевых составных аспектов рассматриваемого понятия, в версии PISA представляя собой ни что иное, как «понимание, использование, оценка, размышление и взаимодействие с текстами для достижения своих целей, развития своих знаний и потенциала, а также для участия в жизни общества» [2].

Безусловно, данная формулировка является чрезмерно размытой и даже противоречивой, однако, что важно, у нас имеются сведения касательно наличия достаточно больших проблем у современных учащихся даже с более конкретными заданиями, направленными на работу с текстовой информацией. Так, используя аналитические материалы Министерства образования и науки Республики Башкортостан касательно выполнения результатов ЕГЭ по учебным предметам за 2021 г., применительно к учебному предмету «Обществознание» мы можем увидеть достаточно неприглядную картину, в частности, явное снижение набираемых баллов в рамках заданий на поиск социальной информации и извлечение ее из неадаптированных оригинальных текстов (с 78,6 % учащихся до 65,6 % учащихся, набравших здесь максимальный балл) [1]. Это не единственное, но весьма важное основание, показывающее наличие у учащихся затруднений в области работы с текстом.

В этом плане, как представляется, перед педагогами в любом случае создается цель грамотно организовывать работу с текстом, в особенности в области его критического анализа, который нужно начинать уже на самом этапе первичного ознакомления с текстом, где можно воспользоваться опытом курса истории и формировать задания вроде поиска авторства текста или же самого источника, из которого взят тот или иной отрывок. В этом контексте будут одновременно формироваться и исследовательские навыки, столь ценящиеся и необходимые сегодня как в образовании, так и непосредственно в окружающей действительности. Кроме того, по мнению современных авторов, в работе с любым гуманитарным текстом важна сама технология отображения и извлечения необходимых смысловых конструкций и выводов, для чего разумнее всего представлять изучаемые тексты в виде таблиц, кластеров и фишбоунов, если стоит задача анализировать текст и выделить в нем главную мысль [6, с. 3].

Учитывая текущие реалии современного обществоведческого образования, под «критическим анализом текста» можно подразумевать едва ли не базовое выделение ключевых обществоведческих понятий и «пересказ» основной мысли текста. В этом плане, учитывая актуальные потребности современного образовательного законодательства и запросы самой личности, общества и государства, делается явный акцент на необходимость формирования ситуации работы учащихся с текстами в плане работы с его составными частями в виде фактологических суждений. Здесь учащимся требуется найти в тексте и привести отдельные факты. Опираясь на имеющиеся требования, целесообразнее всего является формировать соответствующие задания к выбранному тексту, которые, на наш взгляд, должны представлять собой примерно следующие проблемные вопросы, а именно: определить мнение автора текста по указанной проблеме; осуществить поиск и анализ информации по заданной теме; раскрыть на примерах теоретические положения или понятия; перечислить признаки какого-либо явления; привести примеры деятельности субъектов, действий, ситуаций, явлений.

Такие вопросы являются универсальными и подходят к практически любому тексту, однако, они не учитывают аксиологическую нагрузку, которая крайне важна в контексте реального критического анализа. Современные эксперты здесь делают особенный акцент именно на сложностях высказывания самими учащимися собственных представлений о той или иной проблеме, что имеет препятствия в виде неумения формулировать мысли и адекватно аргументировать свою позицию [3, с. 136–137]. Как и в первом случае, на наш взгляд, достигнуть прогресса по этому вопросу можно за счет постоянного обращения к использованию особенных вопросов к выбираемым текстам проблемного содержания, которые можно сформулировать примерно следующим образом, а именно: на основе приведенных сведений сформулировать собственное суждение об актуальных проблемах; аргументировать свое мнение по социальной проблеме жизни человека и общества; интерпретировать (дать объяснение) информацию из оригинальных текстов (политико-правовых, философских, публицистических и других).

На наш взгляд, именно таким образом должны выглядеть стандартные задания, направленные на развитие у учащихся умений работать с текстом обществоведческого содержания. К слову, современные учебники обществознания также переходят к подобному видению, размещая проблемные задания к тематическим параграфам, где предлагается не просто ответить на вопросы по содержанию, но и выразить свою мировоззренческую позицию касательно выдвигаемой позиции или высказываемого суждения, что отмечают исследователи [4, с. 79–80]. В данном случае важно понимать, что представленные выше образцы заданий являются универсальными и могут применяться на любом этапе урока и применительно к любой теме, но с подбором соответствующих текстов научного и научно-популярного характера. Чередование чисто технических заданий и ценностных заданий должно как способствовать развитию личности учащегося в контексте актуальных всесторонних требований, так и соответствовать наличествующим процедурам оценки знаний, умений и навыков в рамках государственной итоговой аттестации.

Пожалуй, самым сложным моментом здесь может показаться именно что выбор соответствующих текстов, однако, при решении фактологических заданий использовать можно любую значимую (с точки зрения обществознания) информацию. Что же касается ценностного анализа текста, то здесь ключевое значение имеет подбор тем, предполагающих дискуссионность их изначального состояния или трактовки, к которым в рамках современного обществоведческого курса мы можем отнести темы касательно глобальных проблем человечества, нейтрализации феномена преступности, изменения роли семьи и положения женщины в обществе, эффективности политических режимов и прочие вопросы. Однако, в любом случае, построение деятельности по критическому анализу текста на уроках обществознания не имеет каких-либо рамок кроме необходимых для достижения целей, что делает эту работу крайне творческой и диспозитивной с точки зрения применяемых методов и форм работы с текстом. В данном отношении следует всеми силами и средствами превращать такую работу с текстом в обыденную, перенося характер ее оценки из плоскости «особенной» и «сложной», что происходит уже сегодня в рамках оценочных процедур, но не всегда отражается в реальном процесс освоения курса обществознания.

Литература:

  1. Анализ выполнения результатов ЕГЭ-2021 по учебным предметам // Министерство образования и науки Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://rcoi02.ru/wp-content/uploads/RB_GIA11.pdf. Дата обращения: 17.05.2022.
  2. Как PISA определяет и измеряет читательскую грамотность? // ФИОКО [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://fioco.ru/fioko-news/pisa-in-focus-101. Дата обращения: 17.05.2022.
  3. Крючкова Е. А. Приемы работы с текстами в социально-гуманитарных дисциплинах (обществознание, история, география) // Наука и школа. 2018. № 4. С. 133–141.
  4. Лазебникова А. Ю., Французова О. А. Учебник обществознания: этапы, факторы и направления обновления // Ценности и смыслы. 2018. № 5. С. 73–85.
  5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: URL: http://www.pravo.gov.ru. 16.05.2022.
  6. Силакова Н. И. Исследовательская деятельность обучающихся на уроках истории и обществознания // Научный вестник Крыма. 2017. № 2. С. 1–4.
  7. Фролова П. И. К вопросу об историческом развитии понятия «Функциональная грамотность» в педагогической теории и практике // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. № 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-istoricheskom-razvitii-ponyatiya-funktsionalnaya-gramotnost-v-pedagogicheskoy-teorii-i-praktike. Дата обращения: 16.05.2022.
Основные термины (генерируются автоматически): текст, учащийся, задание, рамка, урок обществознания, критический анализ текста, современный мир, социальная информация, текстовая информация, учебный предмет.


Похожие статьи

Организация работы с текстом как с основным источником...

Основным источником развития учащихся, безусловно, является информация, работу с которой

Цель: организация учебной и внеучебной деятельности учащихся по работе с

Работа с текстом делится на три этапа: предтекстовую деятельность, текстовую деятельность...

Формирование познавательных универсальных учебных действий...

Овладение данным познавательным учебным действием будет способствовать успеху при сдаче экзамена по истории и обществознанию

На формирование познавательных УУД работает и технология развития критического мышления. На разных этапах урока истории и...

Использование информационных технологий в преподавании...

Однако в современном мире постепенно отпадает необходимость перегружать память, потому что

Слайд может содержать в различных формах задания для обучающихся: дать

4) Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач...

Использование технологий анализа ситуаций на уроках...

После получения информации, учащиеся анализируют ее и принимают решение или дают ответ на

Задание учащихся — проанализировать все имеющиеся варианты и выбрать один

Если проанализировать современный учебный процесс и ныне сформированные цели.

Формирование понятий на уроках обществознания в рамках...

Данная статья посвящена проблеме формирования понятий у учащихся на уроках обществознания в рамках реализации ФГОС. Также в статье рассмотрены разнообразные формы работы, дающие возможность более эффективно формировать понимание понятий и...

Технология развития критического мышления как средство...

После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию. Прием «Перепутанные логические цепочки».

Формирование духовного мира личности и интеллектуальное...

Учащиеся творчески интерпретируют информацию. В результате анализа отдельных эпизодов создается общее представление о произведении.

критическое мышление, учащийся, урок, технология развития, текст, ребенок, Пушкин, прием, внутренний мир, авторская позиция.

Роль ситуационных задач в формировании правовой компетенции...

Ключевые слова: правовая компетенция, урок обществознания, ситуационные задачи

Всю основную нагрузку по правовому образованию берет на себя урок обществознания, так как

Ситуационные задачи — это набор фрагментов информации в текстовом, графическом...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках...

уроки-лекции «Парадоксы»; уроки-концерты; уроки-диалоги; уроки «Следствие ведут

Учащиеся имеют прочные, глубокие знания по предмету, у них сформированы стойкие

Разработка учащимися творческих заданий на урок. Творческие задания — это такие...

Похожие статьи

Организация работы с текстом как с основным источником...

Основным источником развития учащихся, безусловно, является информация, работу с которой

Цель: организация учебной и внеучебной деятельности учащихся по работе с

Работа с текстом делится на три этапа: предтекстовую деятельность, текстовую деятельность...

Формирование познавательных универсальных учебных действий...

Овладение данным познавательным учебным действием будет способствовать успеху при сдаче экзамена по истории и обществознанию

На формирование познавательных УУД работает и технология развития критического мышления. На разных этапах урока истории и...

Использование информационных технологий в преподавании...

Однако в современном мире постепенно отпадает необходимость перегружать память, потому что

Слайд может содержать в различных формах задания для обучающихся: дать

4) Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач...

Использование технологий анализа ситуаций на уроках...

После получения информации, учащиеся анализируют ее и принимают решение или дают ответ на

Задание учащихся — проанализировать все имеющиеся варианты и выбрать один

Если проанализировать современный учебный процесс и ныне сформированные цели.

Формирование понятий на уроках обществознания в рамках...

Данная статья посвящена проблеме формирования понятий у учащихся на уроках обществознания в рамках реализации ФГОС. Также в статье рассмотрены разнообразные формы работы, дающие возможность более эффективно формировать понимание понятий и...

Технология развития критического мышления как средство...

После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию. Прием «Перепутанные логические цепочки».

Формирование духовного мира личности и интеллектуальное...

Учащиеся творчески интерпретируют информацию. В результате анализа отдельных эпизодов создается общее представление о произведении.

критическое мышление, учащийся, урок, технология развития, текст, ребенок, Пушкин, прием, внутренний мир, авторская позиция.

Роль ситуационных задач в формировании правовой компетенции...

Ключевые слова: правовая компетенция, урок обществознания, ситуационные задачи

Всю основную нагрузку по правовому образованию берет на себя урок обществознания, так как

Ситуационные задачи — это набор фрагментов информации в текстовом, графическом...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках...

уроки-лекции «Парадоксы»; уроки-концерты; уроки-диалоги; уроки «Следствие ведут

Учащиеся имеют прочные, глубокие знания по предмету, у них сформированы стойкие

Разработка учащимися творческих заданий на урок. Творческие задания — это такие...

Задать вопрос