Могильник как археологический источник | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №20 (415) май 2022 г.

Дата публикации: 18.05.2022

Статья просмотрена: 182 раза

Библиографическое описание:

Сизова, А. О. Могильник как археологический источник / А. О. Сизова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 446-449. — URL: https://moluch.ru/archive/415/91637/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье рассматриваются особенности могильника как одного из основных видов археологических источников на примере Барсовского V могильника нижнеобской археологической культуры Сургутского Приобья.

Ключевые слова: могильник, погребальный обряд, погребение, Барсовский V, нижнеобская археологическая культура, обские угры, Сургутское Приобье.

Могильник как археологический источник решает группу важных исторических вопросов, дает возможности реконструкции духовной и материальной жизни древних обществ, идеологических представлений, социальной дифференциации, торговых межкультурных связей [8, с. 12]. Так, В. Ф. Геннинг пишет: «могильник как археологический объект представляет собой совокупность остатков, в которых материализовался определенный погребальный обряд той или иной группы населения» [2, с. 9].

При изучении могильников определяющую роль играют погребальный комплекс, сопровождающий погребение умершего. На сегодняшний день в археологическом дискурсе исследователей остается дискуссионным вопрос о трактовке понятий «погребение», «погребальный обряд», «погребальный комплекс» [7, с. 86]. Например, по мнению В. А. Алекшина: «погребальный обряд состоит из синхроничных компонентов, которые дают общий контекст об истории развития этноса или культуры в целом: ритуальный и социальный. Последний же характеризует статус погребенного и состоит из набора материальных элементов, присущих погребальному обряду: погребального сооружения, погребального комплекса, способа погребения» [1, с. 25].

Г. С. Лебедев также рассматривает погребальный обряд как систему взаимосвязанных элементов, которые характеризуют: способ погребения; вид захоронения, помещения останков; конструкция погребального сооружения; состав и размещение жертвоприношений и погребального инвентаря [5, с. 24].

По мнению Г. Ф. Никитиной: «погребальный обряд — важнейший археологический источник». Автор выделяет свойственные черты, присущие погребальному обряду и каждой археологической культуре: «массовость; хронологическую дифференцированность, традиционность» [6, с. 3]. Также отмечает, что погребальный обряд дает массу значительных сведений в изучении древнего населения в рамках не только археологического этапа, но и целой археологической культуры. Археологические исследования данного вида источника, способствуют выявлению межкультурных связей, религиозных представлений, определению социальной стратификации общества, изучению традиционных ремесел во времени и даже реконструкции погребальной и традиционно-повседневной одежды.

Отметим, что достаточно большая часть исследователей сходятся во мнении, что погребальный комплекс как одна из составляющих могильника, играет важную роль в реконструкции материальной и духовной жизни населения. Рассмотрим данный тезис на примере Барсовского V могильника нижнеобской археологической культуры Сургутского Приобья.

Могильник Барсовский V располагается в Сургутском р-не Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, в границах объекта культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место «Барсова гора»[12] на мысовидном участке на краю берега протоки Микишина на высоте 16–18 м [11, с. 157]. Памятник был открыт в 1988 г. А. П. Зыковым, и уже в 1989–1990 гг. археологическими раскопками под руководством Н. В. Федоровой и А. А. Михалева были вскрыты 17 погребений. Могильный комплекс исследователи отнесли к зеленогорской археологической культуре (VI — началоVIII вв.) [4, с. 48].

Погребения были ориентированы по линии СЗ–ЮВ и имели овальную форму, размеры обуславливались возрастом и ростом погребенного, глубина могил не превышала 30 см, способ захоронения — ингумация [4, с. 48]. Антропологический материал показал, что все погребения одиночные, а умершие были уложены в анатомическом порядке, головой на юго-восток (по направлению к протоке). По мнению Е. Г. Федоровой: «у обских угров выделяется три варианта ориентировки умершего: на север, что соответствовало представлениям о местоположении входа в загробный мир в низовьях Оби; вниз по течению реки (направление в сторону входа в загробный мир), а также на фамильный поминальный костер, в чем усматривают отражение родовой направленности погребального обряда» [10, с. 226].

Сопровождающий инвентарь немногочислен — фрагменты керамики, корродированные железные предметы, указывающие на военную атрибутику: наконечники стрел и ножи; предметы одежды — «ювелирные» изделия: серьги, ременные накладки в стиле зооморфных и антропоморфных изображений характерных для финно-угорской среды.

Керамика, найденная в погребениях, представлена 3 типами (рис. 1): гребенчатая керамика типа I, фигурно-штампованная керамика типа II, желобчатая керамика типа III. Посуда типа II составляет большую часть раннезеленогорских коллекций Сургутского Приобья, где характерным видом фигурного штампа является уголковый оттиск [3, с. 115].

Отметим характерные особенности Барсовского V могильника:

— грунтовый могильник, погребения которого простые и неглубокие, где основным и единственным способом захоронения является ингумация [9, с. 135];

— наличие фигурно-штамповой керамикой, которая составляет в коллекциях — от 62,7 до 90 % и позволяет идентифицировать данный этап зеленогорской культурой.

— погребальный инвентарь представлен единичными находками изделий из металла, однако, можно сказать о том, что сохраняется традиция использования зооморфных и антропоморфных украшений в одежде, которые берут своё начало в кулайское время в Северо-Западной Сибири и продолжают бытовать в VI–VIII вв. н. э. в Сургутском Приобье.

Могильник представляет собой ценный источник, свидетельствующий о бытовании конкретных категорий предметов относящихся к определенной археологической культуре. В свою очередь, изучаемый инвентарный комплекс: вооружение, предметы быта и домашнего обихода, украшения костюма, ритуальные предметы, дают возможности по реконструкции отдельных аспектов исторического развития человеческого общества.

Керамика зеленогорского типа. 1 — второй (фигурно-штампованный) тип; 3–4, 6, 9, 11 — третий (желобчато-валиковый) тип; 2, 5, 7–8, 10 — первый (гребенчатый) тип [3, с. 168]

Рис. 1. Керамика зеленогорского типа. 1 — второй (фигурно-штампованный) тип; 3–4, 6, 9, 11 — третий (желобчато-валиковый) тип; 2, 5, 7–8, 10 — первый (гребенчатый) тип [3, с. 168]

Барсовский V могильник. 2–16 — находки. 2–7, 9 — железо, 8, 10–16 — бронза (по К. Г. Карачарову) [3, с. 172]

Рис. 2. Барсовский V могильник. 2–16 — находки. 2–7, 9 — железо, 8, 10–16 — бронза (по К. Г. Карачарову) [3, с. 172]

Литература:

  1. Алекшин В. А. Погребальный обряд как археологический источник // Краткие сообщения Института археологии. — Вып. № 161. — 1980. C. 24–31.
  2. Генинг В. Ф. Формализованно-статистические методы в археологии (анализ погребальных памятников) / В. Ф. Генинг, Е. П. Бунятян, С. Ж. Пустовалов, Н. А. Рычков; Отв. ред. С. П. Пачкова. — АН УССР. Ин-т археологии. — Киев: Наук, думка, 1990. — 304 с.
  3. Зыков А. П. Средневековье таежной зоны Северо-Западной Сибири // Археологическое наследие Югры. Екатеринбург, 2006. С. 109–124;
  4. Карачаров К. Г. Средневековье (поздний железный век) // Очерки истории традиционного землепользования хантов (материалы к атласу): Научно-исторические очерки. 2-е издание, исправленное и дополненное. — Екатеринбург: «Издательство «Тезис», 2002. — С. 48.
  5. Лебедев Г. С. Погребальный обряд как источник социологической реконструкции. — Краткие сообщения Института археологии. — Вып. № 148. — 1977. С. 24–30.
  6. Никитина Г. Ф. Систематика погребального обряда племен Черняховской культуры. — М.: Наука, 1985. — 210 с.
  7. Ольховский В. С. Погребальная обрядность и социологические реконструкции // Российская Археология. 1995. № 2. С. 85–98.
  8. Семенова В. И. Средневековые могильники Юганского Приобья / В. И. Семенова. — Новосибирск: Наука, 2001. — 296 с.
  9. Федорова Н. В. Сургутское Приобье в эпоху средневековья / Н. В. Федорова, А. П. Зыков, В. М. Морозов, Л. М. Терехова // Вопросы археологии Урала. Екатеринбург, 1991. Вып. 20.
  10. Фёдорова Е. Г. Погребальный культ северных манси в этноисторическом аспекте // От бытия к небытию. Фольклор и погребальный ритуал в традиционных культурах Сибири и Америки. — СПб.: МАЭ РАН, 2010. С. 209–238.
  11. Чемякин Ю. П. Барсова Гора: археологическая карта / Ю. П. Чемякин, А. П. Зыков. — Сургут — Омск: ОАО «Омский дом печати», 2004. — 208 с.
  12. Приказ Службы государственной охраны объектов культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 13-нп от 30.10.2012 г. «Об утверждении границ территории, предмета охраны, установлении требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место «Барсова гора».
Основные термины (генерируются автоматически): погребальный обряд, могильник, нижнеобская археологическая культура, погребальный комплекс, III, археологическая культура, археологический источник, загробный мир, погребальное сооружение, погребальный инвентарь.


Ключевые слова

обские угры, погребальный обряд, могильник, погребение, Барсовский V, нижнеобская археологическая культура, Сургутское Приобье

Похожие статьи

Погребальные обычаи народов мира.

Как указывают исследователи, погребальные обряды эвенов были довольно сложными

В прошлом у эвенов погребальную одежду старики готовили заранее и в наши дни этот обычай

Погребальные обычаи народов мира. Роль погребальных плачей частного характера в...

Специфика погребальной архитектуры | Статья в журнале...

К погребальной архитектуре можно отнести и тумулусы — эти окружённые каменной стеной этрусские гробницы, покрытые земляными холмами, и мегалитические погребения — погребения в гробницах, сооруженных из больших камней. Одним из наиболее известных погребений...

История сарматов на Кавказе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Погребальный инвентарь составлял керамику: черноглиняный кувшин и конической формы курильница.

Говоря о культуре сарматского общества Северного Кавказа, нельзя не сказать о героическом эпосе. Его зачатки появились, как показал в своих исследованиях французский...

Мифы в духовной культуре чеченцев | Статья в журнале...

Данные по мифологии чеченцев содержат археологические памятники раннего средневековья, традиционные предания и мифы (зафиксированные в XIX-XX веках), архаическую лексику вайнахов, скупые письменные свидетельства современников. И. М. Сигаури отмечал в своей...

К проблеме изучение раннего палеолита Узбекистана

К этому можно добавить, что в инвентаре стоянки имеется серия остроконечников типа кинсон. Подобные остроконечники впервые были обнаружены в слоях стоянки Бон-Бом, в местечке Кинсон во Франции (средние Альпы) и датированы концом эпохи раннего палеолита (200 тыс...

Носители сейминско-турбинской традиции и «камень победы»...

Остатки разрушенного оползнем погребального комплекса выявлены почти в самом центре нижней площадки Усть-Ветлужского могильника.

10. Шалахов Е. Г. Погребальный инвентарь Юринского (Усть-Ветлужского) могильника сейминско-турбинского типа: кремень и...

Охранные исследования курганов в Таганроге в 2010-2012 гг.

Данный археологический объект относится к выявленным памятникам регионального

Охранные спасательные археологические работы проводились за счет средств внутренних

Возможно, что скифский воин был облачен в погребальные одежды, от них сохранилась...

Перспективы поиска памятников культуры вары-хадыта

К настоящему времени, в ареал этой археологической культуры включаются следующие памятники: стоянка Салехард I (нижний стратиграфический

Керамический комплекс культуры вары-хадыта очень разнообразен. Наряду с посудой стандартных форм (сосуды с круглым...

Бухара — колыбель цивилизации | Статья в журнале...

Мавзолеи были запрещены в первые века ислама: погребальный обряд был весьма аскетичен, но со временем этот запрет нарушился. Мавзолей Саманидов имеет форму куба, который перекрыт полусферическим куполом. Выразительные формы мавзолея имеют прямое...

История обско-угорских народов в контексте многообразия культур

 Процесс формирования культуры обских угров исчисляется тысячелетиями. Он представляет собой соединение нескольких культур древнего таёжного населения Западной Сибири, скотоводов лесостепной и степной зон и культур тех народов, с которыми обские угры...

Похожие статьи

Погребальные обычаи народов мира.

Как указывают исследователи, погребальные обряды эвенов были довольно сложными

В прошлом у эвенов погребальную одежду старики готовили заранее и в наши дни этот обычай

Погребальные обычаи народов мира. Роль погребальных плачей частного характера в...

Специфика погребальной архитектуры | Статья в журнале...

К погребальной архитектуре можно отнести и тумулусы — эти окружённые каменной стеной этрусские гробницы, покрытые земляными холмами, и мегалитические погребения — погребения в гробницах, сооруженных из больших камней. Одним из наиболее известных погребений...

История сарматов на Кавказе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Погребальный инвентарь составлял керамику: черноглиняный кувшин и конической формы курильница.

Говоря о культуре сарматского общества Северного Кавказа, нельзя не сказать о героическом эпосе. Его зачатки появились, как показал в своих исследованиях французский...

Мифы в духовной культуре чеченцев | Статья в журнале...

Данные по мифологии чеченцев содержат археологические памятники раннего средневековья, традиционные предания и мифы (зафиксированные в XIX-XX веках), архаическую лексику вайнахов, скупые письменные свидетельства современников. И. М. Сигаури отмечал в своей...

К проблеме изучение раннего палеолита Узбекистана

К этому можно добавить, что в инвентаре стоянки имеется серия остроконечников типа кинсон. Подобные остроконечники впервые были обнаружены в слоях стоянки Бон-Бом, в местечке Кинсон во Франции (средние Альпы) и датированы концом эпохи раннего палеолита (200 тыс...

Носители сейминско-турбинской традиции и «камень победы»...

Остатки разрушенного оползнем погребального комплекса выявлены почти в самом центре нижней площадки Усть-Ветлужского могильника.

10. Шалахов Е. Г. Погребальный инвентарь Юринского (Усть-Ветлужского) могильника сейминско-турбинского типа: кремень и...

Охранные исследования курганов в Таганроге в 2010-2012 гг.

Данный археологический объект относится к выявленным памятникам регионального

Охранные спасательные археологические работы проводились за счет средств внутренних

Возможно, что скифский воин был облачен в погребальные одежды, от них сохранилась...

Перспективы поиска памятников культуры вары-хадыта

К настоящему времени, в ареал этой археологической культуры включаются следующие памятники: стоянка Салехард I (нижний стратиграфический

Керамический комплекс культуры вары-хадыта очень разнообразен. Наряду с посудой стандартных форм (сосуды с круглым...

Бухара — колыбель цивилизации | Статья в журнале...

Мавзолеи были запрещены в первые века ислама: погребальный обряд был весьма аскетичен, но со временем этот запрет нарушился. Мавзолей Саманидов имеет форму куба, который перекрыт полусферическим куполом. Выразительные формы мавзолея имеют прямое...

История обско-угорских народов в контексте многообразия культур

 Процесс формирования культуры обских угров исчисляется тысячелетиями. Он представляет собой соединение нескольких культур древнего таёжного населения Западной Сибири, скотоводов лесостепной и степной зон и культур тех народов, с которыми обские угры...

Задать вопрос