Специфика погребальной архитектуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №38 (224) сентябрь 2018 г.

Дата публикации: 23.09.2018

Статья просмотрена: 344 раза

Библиографическое описание:

Игумнов, А. В. Специфика погребальной архитектуры / А. В. Игумнов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 38 (224). — С. 192-197. — URL: https://moluch.ru/archive/224/52701/ (дата обращения: 26.04.2024).



В данной статье проводится анализ исторического развития архитектуры погребальных сооружений. Анализируется подход к созданию особых мест для траурных церемоний и интеграции погребальных сооружений в городскую среду обитания. Исследование показало, что на протяжении многих веков создание погребальных сооружений и комплексов было в центре внимания зодчих и архитекторов. Используя величайшие достижения в области архитектуры, искусства, строительства и используя новейшие технологии и материалы, создавались уникальные здания.

Процесс развития и формирования новых типов погребальной архитектуры продолжается и в наше время. Яркий пример тому появление в Европе в конце XIX в. кремационной архитектуры. В связи с ростом населения планеты и дефицита мест для захоронений, этот новый тип погребальной архитектуры становится предметом особого внимания современных архитекторов.

Ключевые слова: погребальная архитектура.

Многие археологические находки свидетельствуют о том, что убежденность в потусторонней жизни существовала уже в первобытном обществе. Но где и как протекала эта жизнь — эти вопросы были предметом размышлений и умозаключений в течение всех тысячелетий развития человечества.

Неизбежность смерти, её непредсказуемость, а порой неожиданность и беспричинность, ставит само понятие смерти за гранью человеческого понимания. Смерть разными религиями воспринимается по-разному — или это наказание за греховную жизнь, или это награда и ожидает вечная загробная жизнь.

Вся погребальная архитектура разных времён и в разных частях света демонстрирует представления человека о завершении его земного пути и в зависимости от мировоззрения преследует две основные цели: создать условия для дальнейшего существования в ином мире и увековечить память умершего (для атеистов — только возвеличить и сохранить память для потомков).

Архитектура Древнего Рима. Черветери (Цере). Погребальные сооружения: тумулус

Рис. 1. Этрусская гробница-тумулус

К погребальной архитектуре можно отнести и тумулусы — эти окружённые каменной стеной этрусские гробницы, покрытые земляными холмами, и мегалитические погребения — погребения в гробницах, сооруженных из больших камней. Одним из наиболее известных погребений такого типа, является погребальный комплекс в Карнаке, Франция. Он состоит из почти 3000 камней [2, 3].

С углублением религиозных представлений появляются сооружения совсем другого смыслового и пространственного уровня. Это накладывает отпечаток на процесс формирования культурных преобразований прообразов (языческие капища, идолы и др.) в новые ритуальные образы (храмы, статуи, священный огонь алтаря).

Наиболее ярко и показательно эти процессы проявляются в Средиземноморье, где особенно выделяется Египет со своими пирамидами и храмовыми комплексами. Остатки храма при пирамиде Хафра в Гизе дают нам представление об устройстве этих сооружений: в центре прямоугольного здания находился зал с четырехгранными монолитными гранитными столбами, по двум сторонам были расположены два узких помещения для заупокойных царских статуй. В таких храмах совершались погребальные обряды [5].

Следует отметить, что аллеи с памятниками и обелиски можно считать неоценимым вкладом египетской архитектуры древности в развитие монументального зодчества на протяжении последующих столетий. Это подтверждается активным заимствованием египетских мотивов в греко-римской античной архитектуре. И в дальнейшем, европейская архитектурная мысль неоднократно обращалась к образам сфинксов, пирамид и обелисков при создании погребальных сооружений.

Античная храмовая архитектура также заложила основы формирования погребальных сооружений. Так первые храмы, окруженные рядами колонн, возводились обычно на вершинах холмов, подчеркивая устремлённость в небо, и в тоже время, отделяя верующих для совершения обряда. Классическим образом такой архитектуры является древнегреческий афинский Акрополь. И особенно Парфенон со сплошным скульптурным фризом по фасаду.

Галикарнасский_мавзолей_картинка_(Civ5)

Рис. 2. Галикарнасский мавзолей

Пергамский алтарь (II в. до н. э.), памятник Нереид (IV в. до н. э.), Галикарнасский мавзолей (IV в. до н. э.), где применены величайшие архитектурные и строительные достижения того времени, оставались надолго источниками вдохновения для создания погребальной архитектуры в разных частях света [1].

Языческое мировоззрение Древнего Рима создало стройную и многоуровневую систему своих богов, что непосредственно отразилось в архитектуре культовых сооружений, породив новый его тип — пантеон. Построенный в 126-м году римский Пантеон, явился прообразом большого числа погребальных и мемориальных комплексов Европы. Ярким примером которых, является мемориал Вальхалла (1842 г.) Регенсбург, Германия.

Пришедшие на смену язычеству и быстро утвердившееся в Европе христианское мировоззрение оказало свое влияние и на создание погребальных сооружений. Так первые христианские мавзолеи были близки к мартириям и представляли собой центрические ротонды или многогранные постройки [4].

Примером являются мавзолей Констанции в Риме (ныне церковь Санта-Костанца, середина IV века) и мавзолей Теодориха в Равенне (около 526 года).

В cредние века в Европе мавзолеи практически не возводились, их заменили захоронения в погребальных часовнях и в криптах.

С этого периода мавзолеи получили распространение на исламском Востоке, где на их форму повлияли римско-византийские мавзолеи, зороастрийские храмы Сасанидского Ирана, в Восточной Азии — буддийские ступы.

Среди примеров восточных мавзолеев — Исмаила Самани (конец IX — начала X веков) в Бухаре (ныне Узбекистан).

400px-Samanid_Mausoleum

Рис. 4. Мавзолей Исмаила Самани

Искусно выполненная декоративные кирпичные кладка, оттеняющая безупречные классические пропорции мавзолея, вызывает одновременно восторг и трепет уже несколько столетий.

Мавзолей Айша-Биби, близ города Тараз (ныне Казахстан), мавзолей Тимура и Тимуридов в Самарканде (Гур-Эмир).

Уникальность мавзолея Гур-Эмира как памятника среднеазиатской культуры, обусловлена использованием многоцветной мозаики, подчёркивающей лёгкость и стройность архитектурных линий и пропорций и, в то же время, их величие и монументальность.

Тадж–Махал в Индии — это самый известный и богатейший мавзолей. Поражает обилие драгоценных и полудрагоценных камней, покрывающих стены. И мраморный бассейн подчеркивает всё великолепие комплекса. Расположенный перед входом в мавзолей, бассейн усиливает отражением впечатление от самого здания.

taj-mahal

Рис. 5. Мавзолей Тадж — Махал. Индия, Агра

Мавзолеи вновь начинают возводить в Европе в эпоху классицизма.

Вид-на-новый-мост-и-Мавзолей-в-парке-замка-Говард

Рис. 6. Мавзолей Ч. Ховарда

Мавзолей Ч. Ховарда в виде храма-толоса с куполом на территории замка Ховард в Великобритании, 1729–1742 годы, архитектор Н. Хоксмур.

В XIX в. появляются невероятно разнообразные и разностильные, с точки зрения архитектуры, погребальные сооружения.

Как пример — неороманский королевский мавзолей Фрогмор королевы Виктории и принца Альберта в Виндзоре, 1862–1868 годы, архитекторы А.Дж. Хамберт, Л. Грунер.

Что же касается XX в., то здесь архитектуры мавзолеев, опираясь на многовековые традиции, стремятся к монументальности и лаконизму.

Вся погребальная архитектура демонстрирует представление человека о создании мира, его предназначении и роли самого человека в этом мире.

Исследование показало, что на протяжении многих веков создание погребальных сооружений и комплексов было в центре внимания зодчих и архитекторов.

Анализируя подход к созданию особых мест для траурных церемоний и интеграции погребальных сооружений в городскую среду обитания, можно сделать вывод, что используя величайшие достижения в области архитектуры, искусства, строительства и применяя новейшие технологии и материалы, создавались уникальные здания. Архитектура этих зданий отражала религиозные представления общества и национальные особенности населения.

Процесс развития и формирования новых типов погребальной архитектуры продолжается и в наше время. Яркий пример тому появление в Европе в конце XIX в. кремационной архитектуры. В связи с ростом населения планеты и дефицита мест для захоронений, этот новый тип погребальной архитектуры становится предметом особого внимания современных архитекторов.

Литература:

  1. Алпатов М. Художественные проблемы искусства Древней Греции. М.: Исскуство, 1987. 224 с.
  2. Блохина И. В. Всемирная история архитектуры и стилей. Москва: Ассоциации строительных вузов. 2014, 36 с.
  3. Кочергин В. В. Кольца каменного века.Архитектура древннейшего времени. М.: Архитектура-С. 2016,192 с.
  4. Маркузон В. Мемориальная архитектура античного Рима.Память и время. М.: Галарт, 2011. С. 332–334.
  5. Шуринова Р. Искусство Древнего Египта. М.: Изобразительное искусство,1972. 200 с. (Сер. «Искусство стран и народов мира»).
Основные термины (генерируются автоматически): погребальная архитектура, Европа, мавзолей, сооружение, городская среда обитания, дефицит мест, кремационная архитектура, область архитектуры, особое внимание, представление человека.


Ключевые слова

погребальная архитектура

Похожие статьи

О региональных особенностях архитектуры медресе

Это касается и архитектуры медресе-образовательных учреждений средневековой Средней Азии.

Анализируя архитектуру бухарских медресе на примере медресе Мири-Араб, можно

Мавзолей-медресе Ходжа Машхад. Реконструкция южного фасада С. Г. Хмельницкого.

Похожие статьи

О региональных особенностях архитектуры медресе

Это касается и архитектуры медресе-образовательных учреждений средневековой Средней Азии.

Анализируя архитектуру бухарских медресе на примере медресе Мири-Араб, можно

Мавзолей-медресе Ходжа Машхад. Реконструкция южного фасада С. Г. Хмельницкого.

Задать вопрос