К вопросу об оптимизации расхода смешанного топлива в автобусах марки DAEWOO BS-106 | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №20 (415) май 2022 г.

Дата публикации: 16.05.2022

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Дорж, Оюунчимэг. К вопросу об оптимизации расхода смешанного топлива в автобусах марки DAEWOO BS-106 / Оюунчимэг Дорж, Должинсурэн Батжаргал. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 14-18. — URL: https://moluch.ru/archive/415/91587/ (дата обращения: 03.05.2024).



В Улан-Баторе, столице Монголии, примерно 945 автобусов большого класса в день перевозят пассажиров по 89 маршрутам общественного транспорта. Эти автобусы проезжают в среднем 240 км в день и потребляют 81,6 литра дизельного топлива, соответствущего нормам Евро-2. Одним из способов снижения расхода топлива является использование смеси дизеля и газа. В результате исследовательских экспериментов мы установили, что использование автобусов смешанного топлива дает возможность не только сэкономить топливо, но и снизить количество сажи в выбросах до 83.4 %. Для работы двигателя автобуса на смесевом топливе необходимо установить дополнительное устройство для жидкого газа и отрегулировать программу для подачи смеси дизельного и газового топлива с весовым соотношением 70:30. Установлено, что при использовании в автобусах газодизельной смеси соответствующего состава можно сэкономить более 6.0 миллионов тугриков с каждого автобуса большого класса, использующегося в общественном транспорте.

Ключевые слова: скорость автобуса, расход топлива, газодизельное топливо, коэффициент заполнения салона автобуса.

По оценкам, большие автобусы общественного транспорта потребляют 33 литра топлива на 100 км в теплое время года и 39 литров в холодное время. Однако расход топлива варьируется в зависимости от многих факторов, таких как состояние дороги, дорожные условия и пробки, погодные условия, скорость движения, количество пассажиров и исправность техники. На этом основании расход топлива рассчитывается согласно установленным нормам, таким как эталонная норма расхода топлива на 100 км пробега в Монголии [1], норма увеличения эталонного количества, норма увеличения или уменьшения эталонного количества расхода топлива в столице и центрах аймаков, эталонная норма расхода топлива в холодное время года и срок действия, увеличение эталонной нормы расхода топлива в зависимости от специфики эксплуатации и дорожных условий и инструкция по расчету норм потребления [2].

По результатам экспериментальных исследований установлены зависимость расхода топлива автобуса от основных факторов, таких как средняя скорость движения и количество пассажиров, с последующим сравнением с теоретическими значениями, а также возможность снижения расхода топлива за счет применения дизельно-газовой смеси.

Известно, что на скорость движения автобусов влияют загруженность дорог, погодные и сезонные условия, пробки на дорогах, количество транспортных средств, участвующих в движении в будние и выходные дни, а также перекрестки и пешеходные переходы [4, 5].

  1. Выбор некоторых влияющих факторов на расход смешанного газодизельного топлива двигателя

С достаточной точностью можно определить фактический расход топлива по конкретному маршруту движения, учитывая несколько влияющих факторов. На расход топлива непосредственно влияют структура подвижного состава, техническая готовность, качество сжиженного нефтяного газа (СНГ), дорожные условия, условия движения, условия перевозки и водительские навыки.

Навыки водителя являются важным влияющим на расход топлива фактором. При экспериментах для определения нормы расхода топлива выбирают водителей с обычным уровнем водительских навыков. В наших экспериментах для определения экономии топлива мы выбрали водителя со средним уровнем навыков вождения.

Дорожные условия — совокупность нескольких понятий: состояния дорожного покрытия, геометрических параметров (траектории данного маршрута, количества поворотов на единицу длины маршрута), а также количества переходов, регулируемых и нерегулируемых перекрестков.

Условия движения или реальная обстановка на дороге, в которой находится транспортное средство, зависит от транспортного потока и состояния окружающей среды.

Скорость движения является одним из важнейших факторов при определении расхода топлива на определенном маршруте. Для оценки скорости автобуса на маршруте используются два параметра: техническая скорость V т и эксплуатационная скорость V а . Измерение технической скорости является трудоемкой задачей для непосредственного измерения в маршрутной сети автобусного парка. Эксплуатационная скорость зависит от плотности и интенсивности технического потока, а также от времени простоя техники, светофоров, перекрестков, пробок.

Доказано, что коэффициент заполнения салона оказывает существенное влияние на расход топлива транспортного средства. Коэффициент заполнения салона автобуса является величиной безразмерной и определяется отношением количества пассажиров, находящихся в салоне к номинальной вместимости салона.

  1. Эксперименты для определения расхода газодизель ного топлива

Маршруты общественного транспорта в Улан-Баторе, соединяющие пригородные районы непосредственно с центром города, разные: в виде вдоль и поперек проходящих линий, кольца или полукольца и смешанные. Для экспериментов мы выбрали маршрут М3 «Зуун салаа — Халдварт» общей длиной примерно 32 км, 70 % которой проходит через центральную улицу — Проспект мира (Рис 1).

Маршрут измерения расхода топлива в направлении М:3

Рис. 1. Маршрут измерения расхода топлива в направлении М:3

Измерение скорости автобуса данного маршрута проводилось с помощью мобильного GPS устройства, а расход смешанного топлива прибором марки FC-9521, производства Японской фирмы Johsai.

Зависимость скорости от времени маршрута М3

Рис. 2. Зависимость скорости от времени маршрута М3

Результаты наших экспериментальных исследований представлены на рисунке 2 и 3.

Контроль расхода топлива

Рис. 3. Контроль расхода топлива

Перед началом экспериментов необходимо сверить время на всех приборах и устройствах, приборе для измерения расхода топлива, мобильном и GPS-устройствах в автобусе, а также в программном электронном блоке управления. Результаты экспериментов (скорость движения, время, пройденный путь, траектория движения автобуса и т. д.) можно получить в любом формате, с помощью программы для преобразования данных GPS Visualizer. Использование мобильного приложения GPS Speedometer дало нам возможность полностью контролировать движение автобуса, время пребывания и отправления на каждой остановке.

Для расчета фактического расхода топлива необходимо учесть некоторые физико-химические показатели дизели и СНГ (Таблица 1).

Таблица 1

Физико-химические показатели дизельного топлива и сжиженного газового топлива

Показатели

Значение

Пропан

Бутан

Дизел ь

1

Химическая формула

C 3 H 8

C 4 H 10

C 10 H 22 -C 15 H 32

2

Минимальная теплота сгорания, кДж/кг

36221

55240

3

Плотность, кг/м 3

510

825

4

Октановое число

95–112

-

5

Цетановое число

0...-5

45–50

6

Давление при хранении, кПа

1020

7

Температура самовоспламенения, о С

470

365

250

8

Соотношение воздуха и топлива

15.6

15.4

14.5

  1. Определение расхода газодизельного топлива в зависимости некоторых факторов

В результате обработки экспериментальных данных нами установлена зависимость расхода газодизельного топлива от эксплуатационной скорости и коэффициента заполнения салона автобуса, а также получена математическая модель многомерной регрессии.

(1)

Согласно критерии Фишера выполнеятся условие:

, ,

, ,

Для выражения полученную модель фактическими значениями, подставляя в (1) значения

получили математическую модель многомерной регрессии в следующем виде:

(2)

Оптимальное или минимальное значение расхода топлива получили при равенстве частных производных нулю и составляет y min = 23.1.

), и математическая модель многомерной регрессии приобретает вид (3). ), и математическая модель многомерной регрессии приобретает вид (3). ), и математическая модель многомерной регрессии приобретает вид (3).

Таким образом, по полученным оптимальным значениям построен трехмерный график (Рис 4), и математическая модель многомерной регрессии приобретает вид (3).

(3)

Зависимость расхода газодизельного топлива от эксплуатационной скорости и коэффициента заполнения салона автобуса

Рис. 4. Зависимость расхода газодизельного топлива от эксплуатационной скорости и коэффициента заполнения салона автобуса

Коэффициент детерминации составляет , в результате чего мы можем сделать вывод, что данная модель приемлема.

Вывод:

В результате обработки экспериментальных данных установлена зависимость расхода газодизельного топлива от эксплуатационной скорости и коэффициента заполнения салона автобуса.

При использовании газодизельного топлива в соотношении 70:30, минимальный расход такого топлива составляет 23.1 л, что дает возможность сэкономить примерно 6.6 миллионов тугриков с каждого автобуса в Улан-Баторе.

Литература:

  1. https://legalinfo.mn/mn/detail/14976
  2. https://legalinfo.mn/mn/detail?lawId=210481&showType=1
  3. Авдай Ч, Энхтуяа Д. Методика экспериментально-исследовательских работ. Улан-батор — 2000.
  4. Абрамов С. Н. Опыт нормирования и корректирования расхода топлива при маршрутных перевозках пассажиров.–М.: 1983.
  5. Жажинидзе В. И. Совершенствование нормирования расхода топлива на городских автобусных маршрутах: Дисс. канд. техн. наук — М.: МАДИ, -1991. -186 с.
  6. Газобаллонные автомобили: Справочник /А. И. Морев, В. И. Ерохов, Б. А. Бекетов и др.-М.: Транспорт, 1992.
  7. Максимов В. А., Крылов Г. А., Хазиев А. А. Опыт применения персональных компьютеров при организации городских автобусных перевозок. Информ. центр по автомобильному транспорту. Сер. Автомоб. Перевозки; Выщ. 10. М.: 1999. 36с
  8. Максимов В. А. Научные основы повышения эффективности использования городских автобусав средствами инженерно-технической службы: Автореферат. дисс. докт. техн. Наук. М.: МАДИ, 2000. 38с.
  9. Морев А. И., Ерохов В. И. Эксплуатация и техническое обслуживание газобаллонных автомобилей: Учеб. пособие для проф. обучения рабочих на пр-ве. М.: Транспорт, 1988. 184с.: ил. 54
  10. Результаты первых эксплуатационных испытаний в г.Москве автобуса большого класса “ВОЛЖИНИН” с двигателям МАН D0826LOH07” /Конин И. В., Зенченко В. А.: Московский государств, автомоб.-дорожный институт (техн. университет). М., 1999. 37 с. Библиогр. 6 наимен. Рус. –Ден. В ВИНИТИ РАН 0,2.12.99, № 3575-В99.
Основные термины (генерируются автоматически): расход топлива, GPS, газодизельное топливо, коэффициент заполнения салона автобуса, эксплуатационная скорость, общественный транспорт, скорость движения, математическая модель, многомерная регрессия, эталонная норма расхода топлива.


Ключевые слова

расход топлива, скорость автобуса, газодизельное топливо, коэффициент заполнения салона автобуса

Похожие статьи

О совершенствовании характеристик путевого расхода топлива

Эксплуатационный расход топлива определяется правильностью выбора передачи при движении автомобиля. Для того чтобы объяснить как нужно выбирать передачу необходимо иметь соответствующую характеристику путевого расхода топлива при установившемся...

Оценка экономической эффективности эксплуатации транспортных...

О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на

О внесении изменений в методические рекомендации «Нормы расхода топлив и

Ключевые слова: автотранспорт, перевозка, пассажир, общественный, транспорт...

Совершенствование планирования потребности дизельного...

Предлагаемый метод определения расхода топлива в растениеводстве уточнит планирование потребности в дизельном топливе, упростит расчеты, снизит затраты труда при этом, повысит качество выполнения технологических операций механизаторами и позволит получать...

Математическая модель процесса топливоподачи системой...

- плотность топлива и скорость звука постоянны; - движение топлива в топливопроводе принимается одномерным; - давление в аккумуляторе в начале каждого расчетного режима считается постоянным и равным остаточному давлению в системе

Расчет экономической и экологической оценки эффективности...

Следовательно, подбор альтернативных топлив необходимо проводить на основе оценки по критериям технической приспособленности автотранспортных средств, их экологической

Р — расход ресурса на производства топлива, кг

Р — расход топлива на 1 км пробега, л.

Определение экономической эффективности применения...

Городской общественный пассажирский транспорт (ГПТ) является одним из

Инвестиционная привлекательность создания гибридных автобусов сдерживается высокими

Модель определения показателей экономической эффективности проекта ГА включает капитальные...

Система управления расходованием топлива | Статья в сборнике...

Дроссель изменяет соотношение компонентов расхода топлива в соответствии с командами системы управления.

1) Система регулирования соотношения расходов компонентов топлива (РСК) поддерживает с помощью расходомерных датчиков окислителя и горючего заданное...

Моделирование распределения пассажиропотоков по различным...

Рост числа личного транспорта, несовершенство организации дорожного движения на улицах многих

, где — привлекательность данного (оцениваемого) вида транспорта по сравнению с другим

Полученные, в результате расчетов по модели, данные позволяют прогнозировать...

Выбор целевых показателей (индикаторов) для повышения...

К вопросу о выборе показателей в рамках системы управления качеством пассажирских перевозок в статье рассмотрены основные показатели, рассматриваемые в нормативной документации федерального и регионального уровней, характеризующие качество...

Похожие статьи

О совершенствовании характеристик путевого расхода топлива

Эксплуатационный расход топлива определяется правильностью выбора передачи при движении автомобиля. Для того чтобы объяснить как нужно выбирать передачу необходимо иметь соответствующую характеристику путевого расхода топлива при установившемся...

Оценка экономической эффективности эксплуатации транспортных...

О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на

О внесении изменений в методические рекомендации «Нормы расхода топлив и

Ключевые слова: автотранспорт, перевозка, пассажир, общественный, транспорт...

Совершенствование планирования потребности дизельного...

Предлагаемый метод определения расхода топлива в растениеводстве уточнит планирование потребности в дизельном топливе, упростит расчеты, снизит затраты труда при этом, повысит качество выполнения технологических операций механизаторами и позволит получать...

Математическая модель процесса топливоподачи системой...

- плотность топлива и скорость звука постоянны; - движение топлива в топливопроводе принимается одномерным; - давление в аккумуляторе в начале каждого расчетного режима считается постоянным и равным остаточному давлению в системе

Расчет экономической и экологической оценки эффективности...

Следовательно, подбор альтернативных топлив необходимо проводить на основе оценки по критериям технической приспособленности автотранспортных средств, их экологической

Р — расход ресурса на производства топлива, кг

Р — расход топлива на 1 км пробега, л.

Определение экономической эффективности применения...

Городской общественный пассажирский транспорт (ГПТ) является одним из

Инвестиционная привлекательность создания гибридных автобусов сдерживается высокими

Модель определения показателей экономической эффективности проекта ГА включает капитальные...

Система управления расходованием топлива | Статья в сборнике...

Дроссель изменяет соотношение компонентов расхода топлива в соответствии с командами системы управления.

1) Система регулирования соотношения расходов компонентов топлива (РСК) поддерживает с помощью расходомерных датчиков окислителя и горючего заданное...

Моделирование распределения пассажиропотоков по различным...

Рост числа личного транспорта, несовершенство организации дорожного движения на улицах многих

, где — привлекательность данного (оцениваемого) вида транспорта по сравнению с другим

Полученные, в результате расчетов по модели, данные позволяют прогнозировать...

Выбор целевых показателей (индикаторов) для повышения...

К вопросу о выборе показателей в рамках системы управления качеством пассажирских перевозок в статье рассмотрены основные показатели, рассматриваемые в нормативной документации федерального и регионального уровней, характеризующие качество...

Задать вопрос