Образы героев в романах Энн Бронте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (414) май 2022 г.

Дата публикации: 11.05.2022

Статья просмотрена: 482 раза

Библиографическое описание:

Чечетко, М. В. Образы героев в романах Энн Бронте / М. В. Чечетко, А. А. Закарина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 19 (414). — С. 494-496. — URL: https://moluch.ru/archive/414/91335/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье авторы пытаются проанализировать образы героев в романах «Агнес Грей» и «Незнакомка из Уайллфелл-холла» Энн Бронте.

Ключевые слова: образы, параллелизм, роман.

Одним из излюбленных приемов характеристики героев для Бронте является параллелизм характеров. В романе «Агнес Грей» Бронте сопоставляет поведение и отношение к людям миссис Мэррей и матери Агнес Грей. Если миссис Мэррей познакомилась с приехавшей в дом гувернанткой Агнес лишь в середине следующего после ее приезда дня, то мать Агнес, как она уверена, поговорила бы с новой служанкой сразу же после ее прихода в дом, причем куда более ласково и дружелюбно. В том и другом романе особое внимание уделено священникам. Образы их также сопоставлены. В «Агнес Грей» Энн Бронте описывает двух непохожих друг на друга священников — мистера Уэстона и мистера Хатфилда. Она подчеркивает разницу между ними в нескольких аспектах.

Они по-разному читают молитвы. Мистер Хатфилд уделял особое внимание своей внешности, старался выйти к прихожанам как можно эффектнее. Он бормотал вступительную молитву, бормотал «Отче наш», декламировал коротенький текст и наконец излагал свои сочинения, которые проникнуты нарочитой ученостью и искусственностью. Во время молитвы он не забывал о своей внешности — приглаживал завитые волосы, давая возможность прихожанам полюбоваться его сверкающими перстнями.

В противоположность Хатфилду, молитвы мистера Уэстона вызывали совсем иные чувства, Священное писание он читал так, что каждое слово обретало свой полный смысл. Даже самые рассеянные должны были невольно слушать, а самые невежественные — понять. Молитвы он произносил так, словно не участвовал в службе, а просто молился, благоговейно, из самой глубины сердца.

Мистер Хатфилд старался угодить богатым прихожанам, и тем самым, в глазах Агнес Грей, унижал свой сан. Он опрометью сбегал с кафедры, лишь бы пожать руку помещику и посадить его жену и дочек в экипаж. Иногда, чтобы угодить наиболее состоятельным из своих прихожан, он утверждал в проповеди необходимость почтительного повиновения бедных богатым.

Мистер Уэстон равнодушно относился к своему положению в обществе. Он с удовольствие помогает всем, кто нуждается в его помощи, не придавая значение положению человека. Войдя в дом бедняка, он примечает, чего недостает в этом доме, и порою присылает им эту вещь, которой они сами купить не в силах. Уэстон никогда не заискивал перед помещиками. Он не побоялся противоречить богатому мистеру Мэррею, спасая кошечку бедной женщины Нэнси Браун.

В романе «Незнакомка из Уайллфелл-холла» также выведен священник — это приходской священник Майлс Миллуорд, отец Элизы. Энн Бронте критически оценивает его принципы и поведение: он закостенел в предрассудках, не терпел несогласия с его трактовкой догматов веры, считал свои мнения всегда истинными, а тех, кто спорил с ним — либо невеждами, либо упрямцами. Приходской священник, слово которого должно быть весомо — он, не зная правды, верит всем сплетням о Хелен, которые распространяет его собственная дочь.

Из этого видно, что Энн Бронте в своей трактовке религии и долга священнослужителя исходит из простых истин: религия призвана учить добру и любви к ближнему, и священник должен донести это до прихожан и сам соответствовать этим требованиям. Скромность и доброта приветствуются ею, а тщеславие и угодливость, недоброжелательность к людям и безответственность — осуждаются. Из него также видно, что Энн Бронте не боится прямых сопоставлений и параллелизма в характерах персонажей — например, Джейн Остен делала это всегда исподволь, заставляя читателя догадываться о нем и проводить сравнения самому. Моральные сопоставления Энн Бронте, напротив, подчеркнуты и открыты — точно так же поступает и Шарлотта Бронте, в своих произведениях. В этом ощущается опора на назидательные каноны XVIII века, когда моральная тенденция в романе должна была проводиться открыто и подчеркивалась рациональной сюжетной композицией.

Героиня также имеет своего двойника — это ее ученица Розали Мэррей. Агнес Грей — не может похвастаться красотой, но у нее доброе, отзывчивое сердце. Она умеет помогать людям, прощать обиды, обладает выдержкой, терпением и тактом. Автор вознаграждает ее встречей с мистером Уэстоном, когда она уже потеряла на это надежду, дарит ей взаимную любовь и счастливую семейную жизнь.

Розали Мэррей, напротив, очень красива; она стройна, кокетлива, нарядна и богата, и имеет множество поклонников. Поклонение — всё, чего она жаждет, она хочет, чтобы все восхищались ею и пытается покорить всех знакомых мужчин, не думая о чувствах других. Выйдя замуж по расчету, она по-прежнему красива и богата, но несчастна и одинока.

Так же проведены параллели и между героями романа «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла». В этом романе внешность героев не противопоставлена их внутренней сущности: все герои молоды и привлекательны, но у них разные характеры и разные сердца. В этом романе сопоставляются также деревня и город, что было излюбленным моральным тезисом сентименталистской литературы. «Бог создал деревню, а человек — город», — восклицал английский поэт конца XVIII века Джордж Крэбб. Энн Бронте не столь категорична: она, напротив, сводит свое сопоставление к выводу, что и в деревне, и в городе всегда найдутся как достойные, так и недостойные люди. Так она сопоставляет Элизу Миллуорд и Хелен Хантингтон, Гилберта Маркхэма и Артура Хантингтона.

Хелен Хантингтон — всю жизнь провела в городе. Она красива, богата, образованна, изящна. Благодаря своему уму, красоте и обаянию, она привлекает внимание мужчин, сама того не желая. Выросшая в достатке, она в силу неблагоприятных обстоятельств живет в скромном старом доме в деревне, пытается зарабатывать на жизнь своим трудом. Обладая выдержкой, терпением, добротой, она ради спасения сына терпит все косые взгляды и сплетни соседей. В отличие от Элизы Миллуорд, она не способна прибегнуть к непорядочным и низким уловкам и интригам, даже во спасение своей семьи и сына.

Гилберт Маркхэм — деревенский житель, владелец фермы, который знает, что такое труд. Он полюбил Хелен Хантингтон, ничего не зная о ее прошлой жизни. Он долго не верит сплетням и слухам о ней, а потом прямо ищет истины, обращаясь к ней, надеясь на ее искренность. Узнав правду о семейной жизни Хелен, он готов ждать сколько угодно, сделать что угодно, лишь бы потом быть со своей любимой. Он принимает все условия, поставленные Хелен, хотя и не знает, что его ждет впереди. Узнав о том, что она вернулась к больному мужу, он еще больше убеждается в ее благородстве и доброте и не питает обид. Свое счастье Гилберт Маркхэм заслуживает терпением, выдержкой, пониманием и искренней любовью.

Артур Хантингтон — полная противоположность Гилберту. Это молодой светский человек, получивший обычное для своего статуса образование, он красив и любезен, но при этом — избалован и эгоистичен. Интересы его ограничены; он — повеса, гуляка и мот. Женившись на Хелен, он вначале требует уделять ему всё внимание, ревнует ее даже к посещениям церкви. Но в его любви — тот же эгоизм: он быстро остывает и возвращается к прежней жизни. Жена и ребенок мало его занимают, он по несколько месяцев живет вдали от семьи, пьет кутит с друзьями и любовницами. На старания жены образумить его, он отвечает всё более наглым и жестоким поведением по отношению к ней. Даже во время смертельной болезни, он не может образумиться и раскаяться, а лишь панически боится смерти. Сам не способный на высокие чувства, он не верит, что Хелен вернулась, чтобы ухаживать за ним, а не упрекать его и издеваться. Он так и не смог искупить свою вину перед женой и оказался плохим отцом для своего маленького сына.

Таким образом, Энн Бронте использует рациональное сопоставление персонажей для того, чтобы подчеркнуть нравственную идею своего произведения. Этот дидактический принцип также восходит к роману XVIII века, в том числе и к нравоописательному роману, опиравшемуся на моралистические требования к литературе Самюэля Джонсона.

Но многое в ее романах принадлежит новому веку. Хотя она не воспринимает романтические веяния времени, во всяком случае, в такой степени, как их воспринимали ее сестры-романистки, — эмоциональная окраска сказывается в трактовке темы природы. Описания природы занимают значительное место в ее романах — это неотъемлемая часть чувств главных героев.

Литература:

  1. Чечетко М. В. Эстетические взгляды и художественные принципы Джейн Остен. — В кн. Проблемы английской литературы XIX и XX века. М,изд. МГУ, 1974
  2. Филюшкина, Светлана Николаевна. Современный английский роман: Формы раскрытия авт. сознания и пробл. повествоват. техники / С. Н. Филюшкина. — Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1988. — 182 с.
Основные термины (генерируются автоматически): роман, мистер, особое внимание, прихожанин, священник.


Ключевые слова

образы, параллелизм, роман

Похожие статьи

Священнослужители и прихожане: контакты и противоречия

В императорской России особое внимание этому аспекту уделял историк-публицист A. A. Папков.

Позицию прихожан по данному вопросу выражает один из героев рассказа П. Несмелова «Заручная»

Иногда священники вовсе отказывались выполнять требы прихожан.

Мотив раздвоения личности в повести Стивенсона «Странная...»

Статья посвящена анализу мотива раздвоения личности главного героя повести «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». Автор выявляет не совсем традиционное раздвоение личности (шизофрению) у главного героя, которое помогает иначе трактовать...

Быт Англии в XIX веке в романе Джейн Остен «Гордость...»

Роман повествует об обычной жизни провинциального общества, но написан он с такой

Так же довольно показательной является сцена за ужином в доме Беннетов, где мистер Коллинз

Говоря, о традициях и быте Англии упомянутых в романе, стоит отметить специфичность...

Смысл жанровых подзаголовков детективной дилогии Б. Акунина...

В статье анализируются нетрадиционные для классической системы жанровые наименования «повесть о маньяке» и «повесть о мошенниках». Подробно описываются особенности употребления в данном контексте термина «повесть». Работа демонстрирует связь между...

Психологизм в романе Джейн Остин «Гордость и предубеждение»

Произведения Джейн Остин входят в обязательную программу обучения во всех колледжах и университетах Великобритании.

Одной из самых главных особенностей романов Джейн Остин — это сдержанность. Но это не только неотъемлемая часть ее романов, но и принцип ее жизни.

Библеизмы как средство создания комического эффекта...

Особое внимание уделено тем трансформациям, которые использовались при передаче

Анализируются приемы создания юмористического эффекта в романе Х. Филдинг «Дневник...

Позже особое внимание антропоцентрический подход приобрел в лингвистической концепции В.

Генри Джеймс и Габриэле Д’Аннунцио: пламя страсти

В романе дается понять, что образ продавца имеет особое значение. В сцене с выбором

Мистер Вервер, заинтригованный образом Шарлотты, нарисованным его дочерью, пытается

Особое место в романе «Пламя», как и в романе «Золотая чаша», занимает символика.

Черты философского романа в произведении Джона Фаулза...

Библиографическое описание: Полякова, А. А. Черты философского романа в произведении Джона Фаулза «Коллекционер» и философско-этические

Автор обращает особое внимание на то, что настоящее искусство подразумевает не слепое подражание тому, что уже создано, а...

Похожие статьи

Священнослужители и прихожане: контакты и противоречия

В императорской России особое внимание этому аспекту уделял историк-публицист A. A. Папков.

Позицию прихожан по данному вопросу выражает один из героев рассказа П. Несмелова «Заручная»

Иногда священники вовсе отказывались выполнять требы прихожан.

Мотив раздвоения личности в повести Стивенсона «Странная...»

Статья посвящена анализу мотива раздвоения личности главного героя повести «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». Автор выявляет не совсем традиционное раздвоение личности (шизофрению) у главного героя, которое помогает иначе трактовать...

Быт Англии в XIX веке в романе Джейн Остен «Гордость...»

Роман повествует об обычной жизни провинциального общества, но написан он с такой

Так же довольно показательной является сцена за ужином в доме Беннетов, где мистер Коллинз

Говоря, о традициях и быте Англии упомянутых в романе, стоит отметить специфичность...

Смысл жанровых подзаголовков детективной дилогии Б. Акунина...

В статье анализируются нетрадиционные для классической системы жанровые наименования «повесть о маньяке» и «повесть о мошенниках». Подробно описываются особенности употребления в данном контексте термина «повесть». Работа демонстрирует связь между...

Психологизм в романе Джейн Остин «Гордость и предубеждение»

Произведения Джейн Остин входят в обязательную программу обучения во всех колледжах и университетах Великобритании.

Одной из самых главных особенностей романов Джейн Остин — это сдержанность. Но это не только неотъемлемая часть ее романов, но и принцип ее жизни.

Библеизмы как средство создания комического эффекта...

Особое внимание уделено тем трансформациям, которые использовались при передаче

Анализируются приемы создания юмористического эффекта в романе Х. Филдинг «Дневник...

Позже особое внимание антропоцентрический подход приобрел в лингвистической концепции В.

Генри Джеймс и Габриэле Д’Аннунцио: пламя страсти

В романе дается понять, что образ продавца имеет особое значение. В сцене с выбором

Мистер Вервер, заинтригованный образом Шарлотты, нарисованным его дочерью, пытается

Особое место в романе «Пламя», как и в романе «Золотая чаша», занимает символика.

Черты философского романа в произведении Джона Фаулза...

Библиографическое описание: Полякова, А. А. Черты философского романа в произведении Джона Фаулза «Коллекционер» и философско-этические

Автор обращает особое внимание на то, что настоящее искусство подразумевает не слепое подражание тому, что уже создано, а...

Задать вопрос