Психологические военные операции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бахтина, М. А. Психологические военные операции / М. А. Бахтина, Б. И. Павленко, Н. А. Ноздрина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 19 (414). — С. 380-382. — URL: https://moluch.ru/archive/414/91305/ (дата обращения: 19.11.2024).



Психологические операции (далее ПСИОП) проводятся сторонами конфликтов с незапамятных времён: Шумер и Вавилон, Египет и Китай, Древние Греция и Рим — везде в уцелевших хрониках древних государств можно найти упоминания о попытках оказать воздействие на противника, даже не прибегая к непосредственному боевому столкновению. Основными целями ставились обычно попытки ввести противника в заблуждение, посеять в его рядах страх и панику, подорвать волю к сопротивлению и боевой дух. И несмотря на то, что в истории регулярно встречались личности весьма одарённые к такого рода предприятиям, долгое время системный подход к проведению ПСИОП и противодействию не формировался. В числе первых значимый вклад в изучение этой темы внесли Ф. Бекон «О хитрости», Дж. Свифт «Искусство политической лжи», Н. Макиавелли «Государь». В более позднее время практические рекомендации по психологическому разложению противника вырабатывались А. В. Суворовым, Наполеоном и др.

В конце XIX — начале XX века ПСИОП получает возможность сформироваться в отдельное направление ведения боевой деятельности. Формируется необходимая теоретическая база, проводятся исследования, создаются специальные органы для непосредственного проведения и изучения ПСИОП. Глубоким изучением данной деятельности занимались вооружённые силы Великобритании, Франции, США, Германии. Первая мировая война способствовала значительному накоплению исследовательского материала и реального опыта. Германские идеологи разработали стратегии «психологического вредительства», в которой описана необходимость «убеждать широкие массы в том, что они обмануты, преданы и приведены к гибели своим же собственным правительством» [1]. Тем самым в обществе провоцируются сомнения, дезориентация, а оппозиционные структуры получают возможность активизироваться и захватить власть.

Согласно НАТОвской директиве «О принципах планирования и ведения психологических операций», ПСИОП — скоординированная деятельность. А, значит, проводится она системно, целенаправленно. Основной целью ставится распространение (пропаганда) определённых идей «с целью оказания влияния на мнения, чувства, состояния и отношения или поведения объектов воздействия с тем, чтобы достичь прямых или косвенных выгод для своей страны». При этом «источником» распространяемой информации может быть как объективный, так и неназываемый, а то и вовсе фальсифицируемый.

Слухи относятся к наиболее эффективным и мощным средствам воздействия на население и войска противника. Слухи заразительны, распространяются чаще всего между знакомыми людьми в наиболее доверительной форме. И чем более ограничен доступ к информации у населения, тем большую значимость и роль приобретают слухи, особенно те, что относятся к важнейшим событиям. На фоне тревожных состояний и неуверенности распространяющиеся слухи могут легко деморализовать и дезорганизовать общество [2].

Специалисты выделяют визуальные, аудиальные и аудиовизуальные каналы передачи сообщений. И если в XX веке для их передачи использовались листовки, трансляции посредством звукоусиливающей аппаратуры, радио или телевидения, а также различные товары народного потребления, несущие определённое информационное содержание, то в XXI веке лидерство завоёвывает передача сообщений посредством сети Интернет. Количество пользователей сети позволяет воздействовать на цели ПСИОП не только в зоне непосредственного соприкосновения, но и в глубоком тылу, при этом нет необходимости нести затраты на изготовление и доставку материальных носителей информации.

Если обратиться к опыту последних дней, то можно явственно выделить различный подход к донесению информации. В то время, как одни СМИ дают сухие факты об объявленных в адрес нашей страны санкциях, ряд других (и прежде всего финансируемые из-за рубежа), излагают максимально эмоционально, старательно акцентируя внимание исключительно на негативных последствиях, а некоторые издания даже публиковали призывы и манифесты. Всевозможные группы в интернете, различные сообщества, ранее не имевшие в своей тематике политики, как по команде стали ретранслировать сообщения об отношении к проводимой Россией спецоперации, запугивать свою аудиторию последствиями и т. п.

Знание целей, задач, методов и средств осуществления ПСИОП позволяет определить необходимые и эффективные меры по противодействию психологическим мероприятиям. Эффективность работы по противодействию психологическим диверсиям в решающей степени зависеть от того, насколько удастся на практике реализовать принципы упреждения, доходчивости и эмоциональной насыщенности проводимых мероприятий. То есть результаты противодействия будут определяться тем, в какой мере специалисты, осуществляющие противодействие учтут закономерности функционирования психики.

В работе по организации и осуществлению противодействия ПСИОП, можно условно выделить три направления: прогнозирование, профилактика и срыв психологических акций.

Важным моментом прогнозирования является определение возможной тематики и символики ПСИОП. Например, по взглядам военных психологов США наибольший ущерб моральному духу войск наносят такие факторы, как опасность, дискомфорт, недостаток пищи, отсутствие боевого опыта, негативное отношение к целям и действиям руководителей, недовольство командованием [3]. Эти же факторы можно практически без изменений перевести и на гражданское общество

В интересах профилактики эффективного психологического воздействия противника следует особое внимание уделять разъяснению истинных целей, задач, тематики, форм, методов, технических средств осуществления ПСИОП. Как показывает опыт вооружённых сил, хороший профилактический эффект дает ознакомление военнослужащих с конкретными фактами, свидетельствующими об изощренных приемах, методах и последствиях ПСИОП. Предупреждение эффективного «срабатывания» ПСИОП предполагает надежное перекрытие каналов психологического воздействия на население.

Снижению эффективности психологических акций противника способствует непрерывное, объективное, психологически целесообразно структурированное информирование граждан.

Для формирования методов противодействия ПСИОП стоит обратиться к перечню задач, которые ставит военное руководство при проведении операций, направленных, например, на гражданское население. Сюда в числе прочих входит:

– дискредитация военно-политического руководства страны;

– внушение о бессмысленности ведения боевых действий;

– устрашение населения;

– провоцирование психозов (в том числе массовых);

– разжигание конфликтов между различными группами общества;

– морально-психологическая поддержка оппозиционных сил и движений.

Обращаясь к истории России последних лет, можно с лёгкостью найти факты попыток воздействия на наше общество по всем обозначенным задачам. При чём воздействие осуществлялось как резидентами, так и нерезидентами Российской Федерации. А потому в условиях расширяющегося и обостряющегося конфликта принятие руководством страны решения об удалении из общественного формата вещания ряда агентов воздействия было неизбежным.

Переходя на уровень рядового гражданина, можно попытаться сформулировать некий ряд правил поведения, который бы способствовал оздоровлению психологической обстановки в обществе и создавал дополнительные сложности недоброжелателям, проводящим свои ПСИОП. Прежде всего, нужно препятствовать распространению слухов, так как именно слухи являются самой часто встречающейся формой воздействия. В первую очередь это означает, отказ от так называемых «репостов». Советский агитационный плакат «Не болтай!», наверное, является наилучшей иллюстраций к этому действию.

Следующее, что всегда стоит делать обывателю — обращать внимание на источник информации. Получая сообщение из уст пусть даже авторитетного человека, всегда следует помнить о том, что так сказал именно он, а полученную информацию лучше перепроверять на первоисточнике. Тут современные технологии коммуникаций как раз смогут помочь. Но, как показывает практика, очень не многие занимаются проверкой фактов.

Ну и последнее, но не менее значимое — необходимо развивать критическое мышление. «Если в вашей голове возникла мысль, задумайтесь о том, кто её автор?!» Разного рода побуждения могут как быть спровоцированными общими паническими настроениями, так и являться отражением собственных внутренних страхов. И только хладнокровное, взвешенное, обдуманное поведение может на длительное время гарантировать относительную безопасность как отдельно взятой личности, так и общества в целом.

Литература:

  1. Сейерс М., Кан А.. Тайная война против Америки. — М.: Воениздат, 1945
  2. Лайнбарджер П. Психологическая война. — М.: Воениздат, 1958
  3. Абдурахманов Р. А., Анцупов А. Я. Военная психология: методология, теория, практика [учебно-методическое пособие] — М.: Военный университет, 1996
Основные термины (генерируются автоматически): общество, слух.


Задать вопрос