Разработка расчетной модели образования пространственных трещин в железобетонных конструкциях при кручении с изгибом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Архитектура, дизайн и строительство

Опубликовано в Молодой учёный №18 (413) май 2022 г.

Дата публикации: 11.05.2022

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Шайкежан, Аманкелды Шайкежанулы. Разработка расчетной модели образования пространственных трещин в железобетонных конструкциях при кручении с изгибом / Аманкелды Шайкежанулы Шайкежан, Д. С. Турагул. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 18 (413). — С. 147-149. — URL: https://moluch.ru/archive/413/91169/ (дата обращения: 19.10.2024).



Цель работы — изучение процесса и разработка расчетной модели образования пространственных трещин железобетонных конструкций при кручении с изгибом в широком диапазоне отношений действующих крутящих и изгибающих моментов, пролетов их совместного действия и других значимых параметров напряженно- деформируемого состояния.

Ключевые слова: расчетная модель, пространственные трещины, железобетонные конструкций, опорная реакция, трещинообразования.

The article is devoted to study of the process and development of a computational model of the formation of spatial cracks of reinforced concrete structures during torsion with bending in a wide range of ratios of acting torques and bending moments, spans of their joint action and other significant parameters of the stress-strain state.

Keywords: calculation model, spatial cracks, reinforced concrete structures, support reaction, cracking.

Решение основных задач капитального строительства связано с дальнейшим развитием технического прогресса в области бетона и железобетона, как наиболее распространенных материалов, несущих конструкций современного строительства. Одним из главных направлений в области развития технического прогресса бетона и железобетона, как отмечено целым рядом Международных конференций последних лет, является углубление и совершенствование теоретических исследований работы железобетонных конструкций при различных сочетаниях силовых воздействий. К весьма распространенному виду такого сочетания относится совместное действие на конструкцию изгибающего и крутящего моментов (балки монолитных перекрытий, бортовые элементы и опорный контур ребристых ваитовых покрытий и мостов, подстропильные и подкрановые балки, контурные балки зданий с монолитным каркасом, опоры линий электропередач, железобетонные пилоны и т. д.).

Образование трещин в сечениях таких конструкций, определенное по существующей методике, в ряде случаев оказывается значительно заниженным по сравнению с опытными данными. Вследствие этого проектирование• экономичных и в тоже время надежных железобетонных конструкций, работающих в условиях сложного сопротивления — кручения с изгибом, вызывает определенные трудности.

Отсутствие достаточно строгих методов расчета при составлении нормативных документов приводит к принятию расчетных положений, заведомо предполагающих необоснованный запас образования трещин в железобетонных конструкциях при кручении с изгибом.

Учитывая большой объём производства и возведения железобетонных конструкций в стране, можно отметить, что даже относительно малое снижение расхода материала за счет применения более совершенных методов расчета имеет важное народно-хозяйственное значение.

Методология исследования

Использован экспериментально-теоретический метод. В теоретических и численных исследованиях, выполненных в работе, использованы общие методы механики твердого деформируемого тела, сопротивления материалов и теории железобетона.

Результаты исследования

В этих работах было доказано, что при расчетах конструкций, без учета совместной их работы, игнорируется факт возникновения перераспределения усилий и изменений жесткости элементов в связи с образованием трещин. Такой подход не позволяет достоверно запроектировать элементы, работающие в системе перекрытий. Показано, что на перераспределение усилий между отдельными элементами существенно влияет как изгибная, так и крутильная жесткость.

Напряженное состояние конструкций каркасов и перекрытий зданий, возникает при изгибе с кручением — это одно из самых сложных явлений в железобетоне. При этом, кручение в элементах возникает как вторичный силовой фактор, чаще всего, в силу совместной работы в каркасе здания.

Несмотря на широкое применение железобетона и сталежелезобетона в Казахстане и странах ближнего зарубежья, в действующих в настоящее время различных нормах не предлагаются четкие методики расчета сталежелезобетонных балок, работающих на изгиб с кручением, а рекомендации для расчета таких конструкций находятся в стадии разработки. Они содержат только расчет потери устойчивости из плоскости при кручении с изгибом.

Выводы

На основе проведенного анализа существующих научных исследований и нормативных документов, научных разработок отечественных и зарубежных ученых, посвященных исследованию железобетонных балок в условиях сложного сопротивления — кручения с изгибом и выполненных в данной работе экспериментально-теоретических исследований можно сделать следующие выводы:

  1. В проведенном исследовании обобщена классификация пространственных трещин в железобетонных стержневых конструкциях при кручении с изгибом; построена расчетная модель образования пространственных трещин первого, второго и третьего типов при кручении с изгибом, базирующаяся на критерии образования пространственной трещины в виде условия достижения главными деформациями удлинения бетона ЕЛ, СВОИХ предельных значений Е/,,.,,/. В расчетных зависимостях учитывается физическая нелинейность, депланации поперечных сечений, предварительное напряжение в продольной и поперечной арматуре и влияния полей местных напряжений.
  2. Разработан алгоритм расчета и выполнен сопоставительный анализ теоретических и экспериментальных параметров образования пространственных трещин при кручении с изгибом, который показал, что расчет по предлагаемой методике не только качеетвенно подтверждает закономерности, полученные в опытах, но и количественно хорошо согласуется с опытными данными.

В качестве предложений для дальнейшего развития исследований, представленных в работе, следует отметить необходимость разработки расчетной модели и методики расчета ширины раскрытия пространственных трещин для железобетонных конструкций при сложном сопротивлении.

Литература:

  1. Арзамасцев С. А. Исследование железобетонных элементов, работающих на изгиб с кручением при статическом и кратковременном динамическом воздействии / С. А. Арзамасцев, А. Ю. Кудрявцев // Перспективы развития фундаментальных наук: сб. науч. трудов XI Межд. конф.студентов и молодых ученых; под ред. Е. А. Вайтулевич; — 2014. — С. 711713.
  2. Алькади С. А. Экспериментальные исследования живучести фрагмента каркаса здания с железобетонными составными элементами, работающими на изгиб с кручением/ С. А. Алькади, А. И. Демьянов, Е. В. Оссовских // Строительная механика инженерных конструкций и сооружений. — 2017. — № 5. — С. 72–80.
  3. Азизов Т. Н. Крутильная жесткость тавровых железобетонных элементов с нормальными трещинами, 2009. — С.4–11.
  4. Авласко Е. В. Экспериментальные исследования многопустотных железобетонных плит безопалубочного формирования при совместном действии изгиба с кручением // Перспективы развития новых технологий в строительстве и подготовке инженерных кадров: сб. науч. Трудов. -Нопополоцк: ПГУ, 2012. — Т. 1. — С. 187–191.
  5. Байрамуков С. Х. Трещиностойкость железобетонных элементов со сквозными отверстиями при кручении и при кручении с изгибом /С. Х. Байрамуков, С. С. Дюрменова // Инженерный вестник Дона. — 2013. -Т. 24. -№ 1 (24). — С. 57.
  6. Баширов Х. З. Железобетонные составные конструкции зданий и сооружений: монография / Х. З. Баширов, В. И. Колчунов, В. С. Федоров, И. A. Яковенко. — М.: Издательство «АСВ», 2017. — 248 с.
Основные термины (генерируются автоматически): конструкция, кручение, изгиб, образование трещин, сложное сопротивление, балок, работа, трещина.


Ключевые слова

расчетная модель, пространственные трещины, железобетонные конструкций, опорная реакция, трещинообразования

Похожие статьи

Расчет надежности железобетонных элементов конструкций

В работе приводится анализ надежности железобетонного изделия. В качестве объекта изучения рассматривается железобетонная балка. Исследованы особенности изменения физико-механических свойств бетона во времени. Построена функция надежности железобетон...

Исследование конечной жесткости соединений металлических конструкций

В статье показано различие в подходе к расчету соединений элементов поперечных рам стальных каркасов в российской и европейской нормативной документации. Рассмотрено влияние учета конечной жесткости соединений на распределение внутренних силовых факт...

Математическая модель анализа эксплуатационной надежности технических средств системы управления движения судов

В статье предложена математическая модель анализа эксплуатационной надеж-ности технических средств системы управления движением судов с помощью полумар-ковских процессов, которая позволяет учитывать их структуру, оценить влияние усло-вий эксплуатации...

Устойчивость железобетонного изгибаемого элемента (балки) под действием равномерно распределенного изгибающего момента

В статье анализируются задача на устойчивость железобетонного изгибаемого элемента под действием равномерно распределенного изгибающего момента, решенная ПК «ANSYS». Определяются формы потери устойчивости и значение критического изгибающего момента....

Анализ методов обеспечения безопасности эксплуатации трубопроводных систем

Статья посвящена вопросам обоснования решения задачи — повышение надежности нефтепроводов за счет конструктивно-технологических факторов. Авторы предлагают в качестве решения такой задачи рассмотреть напряженно-деформированное состояние трубы в сечен...

Разработка программы геодезического мониторинга за деформационным состоянием канатно-кресельной дороги

В статье рассматривается вопрос по составлению проекта геодезического мониторинга линейных опор канатно-кресельной дороги, проводится анализ материалов инженерно-геологических изысканий и нормативно-технической документации, определяются факторы возн...

Применение метода ступенчатых изотерм для прогнозирования ползучести экструдированной полипропиленовой армирующей георешетки, используемой в строительстве

В данной работе проведены исследования ползучести экструдированный полипропиленовой георешетки, используемой в строительстве. Кривые ползучести были получены при трех различных режимах испытаний. На основе полученных данных продемонстрирована возможн...

Прочность и деформируемость армированных песчаных грунтов в условиях трехосного сжатия

Проведены экспериментальные исследования с образцами песчаного грунта в естественном состоянии и с введением армирующих прослоек в приборе трехосного сжатия. Выявлены закономерности увеличения параметров прочности и уменьшения деформируемости песчано...

Деформационные характеристики геополимерного бетона и несущая способность железобетонной балки на его основе

Приводятся результаты исследования деформативно-прочностных характеристик бетона, изготовленного с применением геополимерного вяжущего на основе измельченного гранита с добавкой шлака. Установлено, что исследованный бетон может быть использован для п...

Моделирование развития разрушений проводников печатных плат как последствий технологических дефектов

Рассмотрены технологические дефекты характерные для этапа изготовления печатных плат, связанные с заужением печатного проводника в пределах установленного допуска. Сделан вывод, что именно возможно проведение моделирования поведения печатного проводн...

Похожие статьи

Расчет надежности железобетонных элементов конструкций

В работе приводится анализ надежности железобетонного изделия. В качестве объекта изучения рассматривается железобетонная балка. Исследованы особенности изменения физико-механических свойств бетона во времени. Построена функция надежности железобетон...

Исследование конечной жесткости соединений металлических конструкций

В статье показано различие в подходе к расчету соединений элементов поперечных рам стальных каркасов в российской и европейской нормативной документации. Рассмотрено влияние учета конечной жесткости соединений на распределение внутренних силовых факт...

Математическая модель анализа эксплуатационной надежности технических средств системы управления движения судов

В статье предложена математическая модель анализа эксплуатационной надеж-ности технических средств системы управления движением судов с помощью полумар-ковских процессов, которая позволяет учитывать их структуру, оценить влияние усло-вий эксплуатации...

Устойчивость железобетонного изгибаемого элемента (балки) под действием равномерно распределенного изгибающего момента

В статье анализируются задача на устойчивость железобетонного изгибаемого элемента под действием равномерно распределенного изгибающего момента, решенная ПК «ANSYS». Определяются формы потери устойчивости и значение критического изгибающего момента....

Анализ методов обеспечения безопасности эксплуатации трубопроводных систем

Статья посвящена вопросам обоснования решения задачи — повышение надежности нефтепроводов за счет конструктивно-технологических факторов. Авторы предлагают в качестве решения такой задачи рассмотреть напряженно-деформированное состояние трубы в сечен...

Разработка программы геодезического мониторинга за деформационным состоянием канатно-кресельной дороги

В статье рассматривается вопрос по составлению проекта геодезического мониторинга линейных опор канатно-кресельной дороги, проводится анализ материалов инженерно-геологических изысканий и нормативно-технической документации, определяются факторы возн...

Применение метода ступенчатых изотерм для прогнозирования ползучести экструдированной полипропиленовой армирующей георешетки, используемой в строительстве

В данной работе проведены исследования ползучести экструдированный полипропиленовой георешетки, используемой в строительстве. Кривые ползучести были получены при трех различных режимах испытаний. На основе полученных данных продемонстрирована возможн...

Прочность и деформируемость армированных песчаных грунтов в условиях трехосного сжатия

Проведены экспериментальные исследования с образцами песчаного грунта в естественном состоянии и с введением армирующих прослоек в приборе трехосного сжатия. Выявлены закономерности увеличения параметров прочности и уменьшения деформируемости песчано...

Деформационные характеристики геополимерного бетона и несущая способность железобетонной балки на его основе

Приводятся результаты исследования деформативно-прочностных характеристик бетона, изготовленного с применением геополимерного вяжущего на основе измельченного гранита с добавкой шлака. Установлено, что исследованный бетон может быть использован для п...

Моделирование развития разрушений проводников печатных плат как последствий технологических дефектов

Рассмотрены технологические дефекты характерные для этапа изготовления печатных плат, связанные с заужением печатного проводника в пределах установленного допуска. Сделан вывод, что именно возможно проведение моделирования поведения печатного проводн...

Задать вопрос