Классификация транспортно-пересадочных комплексов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Архитектура, дизайн и строительство

Опубликовано в Молодой учёный №17 (412) апрель 2022 г.

Дата публикации: 27.04.2022

Статья просмотрена: 514 раз

Библиографическое описание:

Тахирай, Гледьян. Классификация транспортно-пересадочных комплексов / Гледьян Тахирай. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 17 (412). — С. 51-54. — URL: https://moluch.ru/archive/412/90830/ (дата обращения: 26.04.2024).



В данной статье автор говорит о составляющих транспортно-пересадочного комплекса, а именно о транспортно-пересадочном узле и об общественном центре, а также приводит подробную классификацию многофункциональных комплексов такого типа.

Ключевые слова: транспортно-пересадочный комплекс, транспортно-пересадочный узел, общественный центр.

На сегодняшний день в мире в основном существуют транспортно-пересадочный узлы (ТПУ), а транспортно-пересадочные комплексы (ТПК) только набирают популярность в проектировании. Обеспечение пересадки пассажиров общественного вида транспорта в максимально комфортных условиях с минимально возможными временными затратами является основной целью функционирования ТПУ. Увеличение обслуживающей и коммерческой составляющей объекта ТПУ расширяет его функционал, тем самым превращая его в ТПК, которые предназначены для: размещения коммерческих объектов; создания комфортных условий для пассажиров, ожидающих транспорт; оптимизации пешеходных потоков пассажиров, совершающих пересадку, с возможностью посещения ими объектов обслуживания или минуя их.

Транспортно-пересадочный комплекс предоставляет услуги, связанные с процессом перемещения пассажира, а также услуги, связанные с возможностью приобретения различных товаров (мультисервисы, предприятия быстрого питания, рестораны, детские и молодежные кафе, многофункциональные предприятия семейного отдыха, торговые автоматы, платежные терминалы и т. д.). ТПК как уникальный архитектурный объект со своей планировочной структурой оказывает сильное влияние не только на развитие прилегающих территорий, но и на весь город в целом — в зависимости от мощности ТПУ и набора общественных функций.

На данный момент транспортно-пересадочный комплекс еще не изучен подробно, и нет установленной классификации, поэтому для ее определения, нужно знать классификацию двух типов объектов, входящих в ТПК, это — ТПУ и многофункциональный общественный центр.

Несмотря на большое разнообразие функций, входящих в ТПК, транспортная функция остается основной, поэтому классификацию ТПК необходимо начинать именно с транспортной составляющей по следующим классификационным признакам: назначение ТПК; уровень величины пассажиропотока; виды пересадок, реализуемых в ТПК; уровень обеспечиваемых межтранспортных связей в ТПК.

В зависимости от назначения и выполняемых функций ТПК делятся на три типа — региональные, городские и межрегиональные. Региональные — это ТПК, которые обеспечивают пересадку пассажиров пригородных видов транспорта, наземных видов городского пассажирского транспорта и метрополитена. Городские — это ТПК, которые обеспечивают пересадку пассажиров на территории одного города. Межрегиональные — это ТПК, в которых осуществляется пересадка пассажиров внешнего и пригородного транспорта между собой и на различные системы городского пассажирского транспорта.

Величина пассажиропотока транспортно-пересадочного комплекса — это показатель, который учитывает численность пассажиров, проходящих через ТПК в «пиковые» часы. Можно выделить четыре классификационные группы ТПК по данному признаку: малые, средние, крупные и сверхкрупные. В качестве количественных значений показателя используются величины пассажиропотоков в утренний «час пик»: 18 тыс. и менее — малые ТПК; от 18 тыс. до 35 тыс. — средние ТПК; от 35 тыс. до 50 тыс. — крупные ТПК; 50 тыс. и более — сверхкрупные ТПК.

Виды реализуемых пересадок подразделяют ТПК на два типа — внутрисетевые и комплексные. Внутрисетевые обеспечивают пересадку внутри одной системы пассажирского транспорта. Например, городской наземный пассажирский транспорт — городской наземный пассажирский транспорт; скоростной внеуличный транспорт — скоростной внеуличный транспорт и т. п. Комплексные обеспечивают пересадку между следующими видами транспорта в разных комбинациях: внешний транспорт (обеспечивает транспортные связи различных регионов между собой); региональный транспорт (обеспечивает транспортные связи между городом и пригородом); городской скоростной внеуличный транспорт; городской наземный пассажирский транспорт.

При классификации ТПК также нужно учитывать уровень обеспечиваемых межтранспортных связей, а именно виды взаимодействующего транспорта через постоянные и переменные составляющие транспортных систем. Постоянная составляющая представляет собой городской пассажирский транспорт (трамваи, автобусы, троллейбусы, монорельс, метрополитен, и т. д.), а переменная — железнодорожный, авиационный и морской транспорт. Существуют следующие варианты пересечения в зависимости от видов взаимодействующего транспорта: автомобильный — автомобильный; автомобильный — железнодорожный; автомобильный — воздушный; автомобильный — морской; автомобильный — железнодорожный — морской; автомобильный — морской — воздушный; автомобильный — железнодорожный — воздушный; автомобильный — железнодорожный — морской — воздушный.

Помимо транспортной классификации существует также и градостроительная классификация транспортно-пересадочных комплексов, которая рассматривает их как важнейший элемент планировочной структуры города и определяет его положение относительно системы центров, которая утверждена в генеральном плане развития любого города. Основное назначение градостроительных центров — развитие полицентрической системы города. Помимо центрального ядра города различают два вида центров: городские многофункциональные и локальные общественные. В соответствии с существующей системой центров можно выделить следующие ТПК: центрального ядра города; городского общественного центра; локального общественного центра; расположенные вне системы городских центров.

В мировой практике многофункциональная общественная часть комплекса — это объект недвижимости с большой площадью, который содержит в себе меньшие площади различного предназначения, такие как офисы, апартаменты, жилые, торговые, гостиничные, игровые и другие помещения. В настоящее время среди существующих в мире многофункциональных общественных центров, которые могут входить в транспортно-пересадочный комплекс, можно выделить следующую классификацию наиболее часто встречающихся разновидностей в зависимости от основного назначения объекта: торгово-офисные центры; офисно-торговые центры; гостинично-торговые комплексы; торгово-гостиничные комплексы; гостинично-офисные комплексы; торгово-развлекательные комплексы.

Торгово-офисный центр является объектом, в котором основная функция торговая, при этом часть здания занимают офисные помещения. Обе функции, как правило, нейтральны по отношению друг к другу.

Офисно-торговый центр — это бизнес-центр, на первом этаже которого расположены магазины. Входы в бизнес-центр и торговый центр четко разделены. Торговля в данном случае является сопутствующей функцией при офисах.

Гостинично-торговый комплекс является распространенным сочетанием. Здесь профилирующая функция гостиничная, а на первом этаже создаются магазины и другие коммерческие предприятия услуг.

Торгово-гостиничный комплекс — это более редкое сочетание, где основной функцией является торговая. В таких комплексах гостиница часто проигрывает от соседства торгового комплекса, так как большинству гостей не нравится большое количество людей в комплексе. При этом торговый центр выигрывает от наличия гостиницы, которая формирует ему некоторый дополнительный поток состоятельных покупателей.

Гостинично-офисный комплекс — это многофункциональный объект, в основе которого гостиница, часть площадей которой занимают помещения офисного назначения.

Торгово-развлекательный комплекс — это самая популярная совокупность предприятий торговли, которые реализуют универсальный ассортимент товаров, предприятий общественного питания, сферы услуг и развлечений, расположенных на определенной территории и управляемых как единое целое. Развлекательная функция повышает узнаваемость объекта, а также помогает «приучить» посетителей к центру, создавая образ комплекса, который можно посетить с любой целью.

Одним из важнейших вопросов классификации ТПК формируемых с участием общественного центра является выделение классификационных групп схожих по особенностям сформированной инфраструктуры и условиями функционирования. Предлагается выделить три группы общественных центров относительно расположения их к ТПУ в составе ТПК: встроенные (наземные, надземные, подземные); пристроенные; отдельно стоящие.

Многофункциональные общественные центры сложны в проектировании, особенно если они объединены с таким же сложным объектом, как транспортно-пересадочный узел, поэтому необходимо максимально четко продумать зонирование, поскольку, как бы ни разделялись функции комплекса, они все равно остаются жестко связаны друг с другом.

Литература:

  1. Башкаев Т. И. Типология и классификация современных транспортно-пересадочных узлов // Архитектура и строительство России. — 2011. — No 5. — С. 22–29.
  2. Гельфонд, А. Л. Архитектурная типология общественных зданий и сооружений: Учебное пособие / А. Л. Гельфонд; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун- т. — Н. Новгород: Изд-во ННГАСУ, 2003.
  3. Кадыров Т. Э. Общественные пространства: феномены, тенденции и процессы / Т. Э. Кадыров // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета, 2014. № 4. С. 115–120.
  4. Степура М. Г. Характерные тенденции формирования и развития транспортно-общественных центров // Архитектура: сб. науч. трудов. — 2008. — № 1. — С. 69–72.
Основные термины (генерируются автоматически): транспортно-пересадочный комплекс, транспортно-пересадочный узел, городской наземный пассажирский транспорт, комплекс, общественный центр, пассажирский транспорт, пересадок пассажиров, основная функция, основное назначение, скоростной внеуличный транспорт.


Похожие статьи

Научный подход к проблеме развития систем городского...

Транспортно-пересадочные узлы — это пересечения транспортных инфраструктурных сетей, в которых пассажир пересаживается из одного вида транспорта в другой, а так же места, где пешеход становится пассажиром. Именно на «стыках» взаимодействия между видами...

Логистический подход к работе городского пассажирского...

Система городского пассажирского транспорта представляет собой структурированную

Функционирование системы городского пассажирского транспорта направлено на

Общественный пассажирский транспорт — важнейшая инфраструктурная составляющая...

Ключевые слова: транспортно-пересадочный узел...

Основополагающим элементом в составе транспортно-пересадочного узла (далее — ТПУ) является железнодорожный вокзал. Также следует различать два понятия: «железнодорожный вокзал» и «железнодорожный вокзальный комплекс». В железнодорожный вокзал не входит...

Пассажирский городской транспорт — самый проблемный...

Так, городской пассажирский транспортный комплекс Санкт-Петербурга на современном этапе

2. Сеть наземного электрического транспорта, которая включает 43 трамвайных и 44

Городской пассажирский транспортный комплекс Санкт-Петербурга сопряжен с...

Научно-практический подход к разработке концепции организации...

В статье на примере транспортно-пересадочного узла «Южный» в Красноармейском районе Волгограда, предложен к рассмотрению порядок подготовки предпроектной концепции организации транспортно-пересадочных узлов, включающий в себя анализ...

Нужен ли единой системе городского пассажирского транспорта...

Социальные результаты работы городского пассажирского транспорта, как одной из основных отраслей городского хозяйства, можно оценить по опросам общественного мнения, которые достаточно четко отражают как структуру, так и количественные значения...

Транспортно-пересадочные узлы — это пересечения...

Ключевые слова: транспортно-пересадочный узел, общественно-транспортный центр, транспортная инфраструктура, интермодальность, современные технологии. Интегрированные транспортно-общественные комплексы принципиально отличаются от специализированных.

Пассажирский городской транспорт — самый проблемный...

Так, городской пассажирский транспортный комплекс Санкт-Петербурга, второго по величине города

Городской пассажирский транспортный комплекс Санкт-Петербурга сопряжен с

Для современного этапа развития наземного городского пассажирского транспорта...

Анализ необходимости организации транспортно-пересадочного...

Транспортно-пересадочный узел — узловой элемент планировочной структуры города транспортно-общественного назначения, в котором

Анализ транспортного обслуживания района Театральной... Перевозки пассажиров в общественном транспорте требуют в 3–5 раз...

Похожие статьи

Научный подход к проблеме развития систем городского...

Транспортно-пересадочные узлы — это пересечения транспортных инфраструктурных сетей, в которых пассажир пересаживается из одного вида транспорта в другой, а так же места, где пешеход становится пассажиром. Именно на «стыках» взаимодействия между видами...

Логистический подход к работе городского пассажирского...

Система городского пассажирского транспорта представляет собой структурированную

Функционирование системы городского пассажирского транспорта направлено на

Общественный пассажирский транспорт — важнейшая инфраструктурная составляющая...

Ключевые слова: транспортно-пересадочный узел...

Основополагающим элементом в составе транспортно-пересадочного узла (далее — ТПУ) является железнодорожный вокзал. Также следует различать два понятия: «железнодорожный вокзал» и «железнодорожный вокзальный комплекс». В железнодорожный вокзал не входит...

Пассажирский городской транспорт — самый проблемный...

Так, городской пассажирский транспортный комплекс Санкт-Петербурга на современном этапе

2. Сеть наземного электрического транспорта, которая включает 43 трамвайных и 44

Городской пассажирский транспортный комплекс Санкт-Петербурга сопряжен с...

Научно-практический подход к разработке концепции организации...

В статье на примере транспортно-пересадочного узла «Южный» в Красноармейском районе Волгограда, предложен к рассмотрению порядок подготовки предпроектной концепции организации транспортно-пересадочных узлов, включающий в себя анализ...

Нужен ли единой системе городского пассажирского транспорта...

Социальные результаты работы городского пассажирского транспорта, как одной из основных отраслей городского хозяйства, можно оценить по опросам общественного мнения, которые достаточно четко отражают как структуру, так и количественные значения...

Транспортно-пересадочные узлы — это пересечения...

Ключевые слова: транспортно-пересадочный узел, общественно-транспортный центр, транспортная инфраструктура, интермодальность, современные технологии. Интегрированные транспортно-общественные комплексы принципиально отличаются от специализированных.

Пассажирский городской транспорт — самый проблемный...

Так, городской пассажирский транспортный комплекс Санкт-Петербурга, второго по величине города

Городской пассажирский транспортный комплекс Санкт-Петербурга сопряжен с

Для современного этапа развития наземного городского пассажирского транспорта...

Анализ необходимости организации транспортно-пересадочного...

Транспортно-пересадочный узел — узловой элемент планировочной структуры города транспортно-общественного назначения, в котором

Анализ транспортного обслуживания района Театральной... Перевозки пассажиров в общественном транспорте требуют в 3–5 раз...

Задать вопрос