Роль интеллектуального капитала в конкурентной борьбе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №17 (412) апрель 2022 г.

Дата публикации: 26.04.2022

Статья просмотрена: 102 раза

Библиографическое описание:

Лю, Ян. Роль интеллектуального капитала в конкурентной борьбе / Ян Лю. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 17 (412). — С. 112-114. — URL: https://moluch.ru/archive/412/90771/ (дата обращения: 16.12.2024).



Научная статья посвящена анализу роли интеллектуального капитала в конкурентной борьбе предприятий. Актуальность исследования нисходит к важности наращивания конкурентных преимуществ среди компаний любой отрасли для сохранения и наращивания занимаемой доли на рынке. В рамках данной статьи рассмотрено понятие «конкурентоспособность»; перечислены плюсы от использования инновационных продуктов в компаниях; проанализировано влияние использования товарного знака на величину денежных потоков компании.

Ключевые слова: конкурентоспособность, интеллектуальный капитал, эффективность, НИОКР, товарный знак, денежный поток.

В связи с тем, что экономический рост и развитие компаний основываются на научных изысканиях, технологическом прогрессе, соответственно интеллектуальный капитал выходит на первое место в степени важности и влияния на этот рост. [2]

Чтобы выдержать конкурентную борьбу с другими предприятиями в своей нише необходимо использовать все возможности интеллектуального капитала, так как он влияет на эффективности экономики, важен на всех этапах производства. На показатели производства в большей степени начинает влиять не традиционные физические и финансовые активы, а знания, опыт и квалификация.

Положение компании в современной экономике определяются умением создать добавленную стоимость, анализировать и использовать полученную из разных источников информацию, т. е. применять интеллектуальный капитал, который становится не только способом использования инноваций, но и инструментом менеджмента для завоевания рынков в своей сфере деятельности.

В связи с тем, что экономики стран активно взаимодействуют и связаны друг с другом, существует глобализация, количество конкурентов и качество производимых товаров и услуг растет. Борьба между бизнесами помогает развиться потенциалу рыночных отношений, приводит к тому, что руководство компаний активно общается между собой, тк необходимо согласовывать множество различных условий работы. Важно понимать, как в том числе утверждает исследователь М.Портер, что невозможно развиваться и становиться преуспевающей организацией без конкуренции, тк при вмешательствах и ручном регулировании данной сферы происходит застой и увеличивается риск кризисов. [3].

Для определения уровня конкурентоспособности предприятия необходимо проанализировать количество и результативность научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), его технические и экономические показатели, издержки труда, показатели производительности, качество продукции, работу отдела маркетинга, инфраструктуру, преимущества компании перед другими на рынке.

Среди экономистов конкуренцию принято считать взаимодействием между людьми, которое способно разрешить их проблемы и задачи при помощи увеличения уровня качества продукции, его количества и стоимости.

Еще одним определением конкурентоспособности является совокупность уникальных свойств продукции или услуги, которые выделяют его среди других подобных товаров по степени решения поставленных задач и денежных средств на его покупку и использование.

Швейцарская компания «European management forum» считает конкурентоспособностью предприятия анализ реальных и возможных преимуществ организации и дает следующее определение: «Конкурентоспособность — это реальная и потенциальная способность компаний, а также имеющиеся у них для этого возможности проектировать, изготовлять и сбывать в тех условиях, в которых им приходится действовать, товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары их конкурентов». Такая трактовка заслуживает внимания, так как на мировом рынке между собой в конкурентной борьбе участвуют компании, а не страны.

Различные параметры интеллектуального капитала в разной степени влияют на конкурентоспособность организации. Предприятия, где используются инновации, есть патенты, могут получить следующие плюсы:

– для увеличения объема денежного потока на товары, которые повторно вводятся в производство, добавляется ценовая премия;

– для защиты технологических разработок важно получение патента, дополнительно этим действием возможно отделиться от конкурентов.

– для компании, ориентированной на инновации, технологичное производство и дизайн продукции существуют возможность оперативно подстраиваться и меняться под изменения в мире, и влиять на принятые стандарты, тем самым уменьшая риски деятельности организации [2].

Следует отметить, что в определенный момент времени все технологические и инновационные наработки копируются конкурентными компаниями, и чистую прибыль приходится разделять между всеми участниками сферы деятельности. Повторению за лидером рынка подлежат и другие области производства.

В нынешних условиях популярность приобретают «эмоциональные» отличия, благодаря которым легче стать монополистом на рынке, от других компаний, например, товарные знаки.

Рассмотрим значение товарного знака на процесс принятия решения о покупке. Если товарный знак является узнаваемым, зарекомендовал себя с положительной стороны, то срок принятия решения о покупке сокращается со стадии понимания необходимости обладать данным товаром/услугой до, непосредственно, совершения покупки. Сильный товарный знак является позволяет компании выделиться среди конкурентов, уменьшая колебания в сознании покупателя, чтобы выбрать товар/услугу конкурентов.

Товарные знаки влияют на экономические и финансовые показатели организации, а именно на: величину денежного потока, его движение, скорость, и связанные с ним риски.

В свою очередь, величина денежного потока, который формируется благодаря товарному знаку, зависит от следующих данных: стоимости, темпов роста, инвестиций компании, издержек на производстве. При условии получения товарным знаком ценовой премии, стоимость продукции значительно увеличивается.

За счёт больших объемов производства есть возможность уменьшить издержки на производство самых востребованных товаров и услуг под топ-товарными знаками. К тому же широко известные товарные знаки обладают меньшей степенью инвестиций благодаря более крупному потенциальному левериджу во всем пути цепей поставок [3].

Рассмотрим увеличение скорости движения денежного потока. Для держателей акций компании важным является тот факт, что стоимость денег всегда меняется во времени, но при использовании всего потенциала товарного знака, предоставляется возможность сократить время и, соответственно, уменьшить риски потерять денежные суммы. Под потенциалом торгового знака подразумевается, что продукция или услуга данной компании считаются лучшими в своей отрасли, и поэтому являются максимально желаемыми к покупке для потребителя, таким образом создаётся непостоянная монополия.

Следующим важным моментом является увеличение во времени стадии получения денежного потока. Товарный знак создаёт условия для увеличения стоимости продукции. При этом термин «жизненный цикл» товара является характеристикой отдельной единицы продукта, а не ко всему товарному знаку. Организациями предпринимаются различные меры для поддержания уровня известности и надежности товарного знака, особенно эти меры активно используются в период структурных изменений продукции и услуг, внешней оболочки, в моменты подъёмов в экономике. Самые популярные торговые знаки являются таковыми на протяжении многих лет в связи с тем, что имеют высокий уровень доверия от покупателей, они стремятся оценить все новые виды и версии продукции данного товарного знака, далее рекомендуют их следующим группам потребителей.

Теперь изучим фактор уменьшения рисков по получению ожидаемых денежных потоков. Настоящая стоимость будущих денежных потоков возможно вычислить, используя ставку дисконтирования, другими словами, анализируется риск для инвесторов, связанный с будущим товарного знака. Чем он выше, тем ниже стоимость товарного знака. Риск покупки акций компаний известных товарных знаков, считается, сулит меньше рисков в связи с тем, что такие компании обладают большей лояльностью покупателей, а сама организация — менее зависима от конкурентов [4].

Резюмируя выше изученную информацию, становится очевидно, что в современных экономических реалиях интеллектуальный капитал — основа высокой конкурентоспособности компании на рынке.

Литература:

  1. Капелюшников, Р. И. Концепция человеческого капитала. Критика современной буржуазной политической экономии / Р. И. Капелюшников. — М.: Наука, 2017.
  2. Мельников, О. Н. Экономика и управление предпринимательской деятельностью как функции затрат творческой энергии субъектов рынка / О. Н. Мельников. — М.: МЕЛАП, 2020.
  3. Никифорова, С. В. Конкурентные преимущества предприятия на международном рынке / С. В. Никифорова, А. Н. Мамров. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004.
  4. Сухинин, И. В. Узловые проблемы общей экономической теории И. В. Сухинин. — М.: ГУУ, 2018. — Ч. 2.
Основные термины (генерируются автоматически): товарный знак, интеллектуальный капитал, денежный поток, компания, товар, возможность, знак, конкурент, конкурентная борьба, ценовая премия.


Похожие статьи

Интеллектуальный капитал как фактор развития бизнеса

Научная статья посвящена анализу особенностей и проблем текущего этапа развития рынка интеллектуального капитала в Российской Федерации. Актуальность исследования обусловлена периодом цифровой трансформации российской экономики, повышенной ролью инте...

Экономическое развитие — за инновациями

В статье рассмотрены основные вопросы развития инновационной деятельности как фундамента НТП и влияния этого развития на российскую экономику. Рассматривается взаимосвязь инновационной деятельности отечественных предприятий и структуры их экспорта с ...

Логистика как фактор конкурентной устойчивости торгово-производственных компаний

В статье рассмотрена проблема логистики как фактора конкурентной устойчивости для торгово-производственных компаний. Даны определения конкурентной устойчивости и конкурентоспособности предприятия. Проанализированы методы доставки товаров, оценены их ...

Анализ влияния цифровой экономики на качество человеческих ресурсов

В статье рассмотрены вопросы, касающиеся влияния цифровой экономики на человеческие ресурсы. В качестве методов исследования были выбраны методы анализа и синтеза, приемы табличного представления данных. Человеческий капитал, а именно способность спе...

Влияние инвестиций в человеческий капитал на экономику и инновации

Инвестирование в человеческий капитал является одним из ключевых факторов, определяющих экономическую эффективность компаний и государств в целом. Управленцы крупных компаний на практике убедились, что конкурентоспособность организации зависит во мно...

Влияние положительного имиджа и репутации на устойчивость развития компании

В научной статье представлены результаты исследования роли управления корпоративным имиджем и деловой репутации компании при обеспечении устойчивости ее развития. Рассмотрены теоретические аспекты понятия «имидж» и «репутация». Определены цели формир...

Как повысить прибыль компании? Анализ прибыли на примере Bosch

Актуальность выбранной темы связана с тем, что прибыль является одним из важнейших элементов рыночной экономики. Увеличение прибыли формирует финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства компании и удовлетворения социальных и мате...

Факторы, влияющие на эффективность затрат в лесной промышленности

Данная статья посвящена актуальной проблеме учета факторов, влияющих на эффективность затрат при производстве продукции в лесной промышленности. В данной работе автором показаны основные тенденции продаж на рынке лесной промышленности, снижение объем...

Зачем нужна оценка эффективности использования НМА

Тема оценки эффективности использования нематериальных активов (НМА) приобретает все большее значение в современном бизнесе, поскольку НМА становятся ключевым фактором успеха и конкурентоспособности компаний. Оценка эффективности использования НМА по...

Имидж в механизме формирования конкурентоспособности коммерческого банка

Статья посвящена исследованию роли имиджа в формировании конкурентоспособности современного коммерческого банка. Особое внимание уделяется изучению влияния социальных медиа на создание и поддержание имиджа кредитных организаций. Социальные медиа — эт...

Похожие статьи

Интеллектуальный капитал как фактор развития бизнеса

Научная статья посвящена анализу особенностей и проблем текущего этапа развития рынка интеллектуального капитала в Российской Федерации. Актуальность исследования обусловлена периодом цифровой трансформации российской экономики, повышенной ролью инте...

Экономическое развитие — за инновациями

В статье рассмотрены основные вопросы развития инновационной деятельности как фундамента НТП и влияния этого развития на российскую экономику. Рассматривается взаимосвязь инновационной деятельности отечественных предприятий и структуры их экспорта с ...

Логистика как фактор конкурентной устойчивости торгово-производственных компаний

В статье рассмотрена проблема логистики как фактора конкурентной устойчивости для торгово-производственных компаний. Даны определения конкурентной устойчивости и конкурентоспособности предприятия. Проанализированы методы доставки товаров, оценены их ...

Анализ влияния цифровой экономики на качество человеческих ресурсов

В статье рассмотрены вопросы, касающиеся влияния цифровой экономики на человеческие ресурсы. В качестве методов исследования были выбраны методы анализа и синтеза, приемы табличного представления данных. Человеческий капитал, а именно способность спе...

Влияние инвестиций в человеческий капитал на экономику и инновации

Инвестирование в человеческий капитал является одним из ключевых факторов, определяющих экономическую эффективность компаний и государств в целом. Управленцы крупных компаний на практике убедились, что конкурентоспособность организации зависит во мно...

Влияние положительного имиджа и репутации на устойчивость развития компании

В научной статье представлены результаты исследования роли управления корпоративным имиджем и деловой репутации компании при обеспечении устойчивости ее развития. Рассмотрены теоретические аспекты понятия «имидж» и «репутация». Определены цели формир...

Как повысить прибыль компании? Анализ прибыли на примере Bosch

Актуальность выбранной темы связана с тем, что прибыль является одним из важнейших элементов рыночной экономики. Увеличение прибыли формирует финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства компании и удовлетворения социальных и мате...

Факторы, влияющие на эффективность затрат в лесной промышленности

Данная статья посвящена актуальной проблеме учета факторов, влияющих на эффективность затрат при производстве продукции в лесной промышленности. В данной работе автором показаны основные тенденции продаж на рынке лесной промышленности, снижение объем...

Зачем нужна оценка эффективности использования НМА

Тема оценки эффективности использования нематериальных активов (НМА) приобретает все большее значение в современном бизнесе, поскольку НМА становятся ключевым фактором успеха и конкурентоспособности компаний. Оценка эффективности использования НМА по...

Имидж в механизме формирования конкурентоспособности коммерческого банка

Статья посвящена исследованию роли имиджа в формировании конкурентоспособности современного коммерческого банка. Особое внимание уделяется изучению влияния социальных медиа на создание и поддержание имиджа кредитных организаций. Социальные медиа — эт...

Задать вопрос