Управление конкурентоспособностью предприятий курортно-туристского комплекса (на примере Краснодарского края) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №15 (410) апрель 2022 г.

Дата публикации: 15.04.2022

Статья просмотрена: 97 раз

Библиографическое описание:

Зыгарь, С. В. Управление конкурентоспособностью предприятий курортно-туристского комплекса (на примере Краснодарского края) / С. В. Зыгарь. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 15 (410). — С. 102-105. — URL: https://moluch.ru/archive/410/90346/ (дата обращения: 27.04.2024).



В данной статье автором кратко обозначено понятие «конкурентоспособности предприятия», а также определена её роль при реализации туристической услуги. Кроме того, рассмотрены конкурентные преимущества и описаны недостатки курортно-туристических комплексов Краснодарского края по сравнению с зарубежными курортными территориями. Проведен анализ туристического потока за последние пять лет курортных городов Кубани.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность предприятия, управление конкурентоспособностью, анализ, туристические услуги, туристический поток.

In this article, the author briefly defines the concept of «enterprise competitiveness», and also defines its role in the implementation of tourist services. In addition, the competitive advantages and disadvantages of the resort and tourist complexes of the Krasnodar Territory in comparison with foreign resort territories are considered. The analysis of the tourist flow over the past five years of the resort cities of Kuban has been carried out.

Keywords: competition, competitiveness of the enterprise, competitiveness management, analysis, tourist services, tourist stream.

В нынешних реалиях основной стратегической целью любого предприятия является достижение и удержание конкурентных преимуществ. Обязательным условием для определения права на существование какого-либо туристского предприятия, является конкурентная борьба, которая дает возможность выделить из большого количества предприятий лидеров рынка. Способность туристского предприятия производить действительно качественные и актуальные в настоящее время туристические товары и услуги, востребованные населением, считается преимуществом перед аналогичными предприятиями.

В связи с этим, принять обоснованное решение в пользу повышения конкурентоспособности отдельно взятого туристского предприятия следует на основании тщательного изучения конкурентов. Чтобы выявить сильные и слабые стороны конкурентов, следует правильно оценить потенциал конкурентов, а также их цели и стратегии. Благодаря данным, полученных в ходе изучения конкурентов, в перспективе можно сконцентрироваться и расширить свои собственные преимущества на тех направлениях, на которых конкурент имеет слабую позицию.

Конкурентоспособность является сложным и многогранным понятием, включающее в себя такие аспекты предприятия, как продукт предприятия и его основные характеристики, в состав которых входят: актуальность технологии производства и качество продукта, а также доступность для конечных потребителей данного продукта. Кроме того, многогранность конкурентоспособности обусловлена и другими факторами: цена, продажа каналов доставки, маркетинг, обслуживание. На данный момент среди авторов, которые занимаются этимологией понятия конкурентоспособности предприятия или товаров, не существует единого мнения в отношении понятия «конкурентоспособность предприятия». Именно поэтому существует огромное количество трактовок этого понятия. Тем не менее, данные определения характеризуют положение самого предприятия на рынке по отношению к конкурентам, а также его способность достойно с ним конкурировать. Определение конкурентоспособности, которое базируется, на внутренней и внешней деятельности предприятия дал отечественный доктор экономических наук Блинов А. О.: «Под конкурентоспособностью предприятия мы понимаем способность создавать такое превосходство над конкурентами, которое позволяет достичь поставленных целей» [1]. Одним из наиболее популярных определений конкурентоспособности в российской экономической литературе является определение, которое было предложено Р. А. Фатхутдиновым. Данный автор в свою очередь обозначил, что, конкурентоспособность является свойством объекта, которое характеризуется степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке [4].

Следует отметить, что большинство подходов к определению понятия и содержания категории конкурентоспособности предприятия можно охарактеризовать следующим утверждением: объект, способный предоставить гарантированную прибыль является конкурентоспособным объектом. В этой связи, задача повышения конкурентоспособности предприятия отождествляется с задачей повышения эффективности его функционирования, где эффективность является соотношением результатов и функционирования поставленной конечной цели предприятия. Для достижения данной цели предприятия стоит выполнить совокупность определенных мер по систематическому совершенствованию товара или услуг, кроме того, необходимо осуществлять постоянный поиск новых каналов сбыта туристического товара или услуги.

На сегодняшний день Краснодарский край можно с уверенностью назвать одним из лидеров по числу туристских прибытий в России. По информационным данным пресс-службы краевой администрации с начала 2021 года Краснодарский край посетили свыше 12,4 миллиона туристов. Следует отметить, что только с июня по август 2021 года туристический поток в курортах региона составил 8,9 миллиона отдыхающих, а это в полтора раза больше, чем за аналогичный период ковидным летом 2020 года. Больше всего туристов за год принял курортный город Сочи. По данным администрации края в данном курортном городе отдохнули с января по август 4,5 миллионов человек. Анапа является второй в списке по популярности среди Черноморских городов Кубани в 2021 году, город посетили 2,5 миллионов отдыхающих. На третьем месте — Геленджик, который посетили почти 2,3 миллиона человек. Также следует отметить, что среди посещаемых территорий региона отметились Туапсинский район (771 тысяч туристов) и Новороссийск (448 тысяч туристов). Среди тех направлений, которые были менее популярны у туристов, оказались города Азовского побережья (Ейск, Приморско-Ахтарск, Темрюк, Славянский район). В совокупности данные районы посетили 948 тысяч человек (рис.1).

Туристический поток курортов Краснодарского края [3]

Рис. 1. Туристический поток курортов Краснодарского края [3]

В целом, можно отметить, что туристический поток курортов Кубани за период с января по август 2021 года сократился более чем на 8 % по сравнению с допандемийным 2019 годом. Тогда курорты Краснодарского края посетили более 13, 5 миллионов человек. В 2018 году туристический поток превысил 17 миллионов человек, а в 2017 году на курортах Кубани отдохнули около 16 миллионов человек (рис.2).

Количество туристов Краснодарского края в зависимости от года [3]

Рис. 2. Количество туристов Краснодарского края в зависимости от года [3]

Во время текущей пандемии конкуренция между ближайшими зарубежными и отечественными курортами усилилась. Основными конкурентами отечественных курортов стали: Турция и Египет, которые в свою очередь были нацелены именно на российских отдыхающих. И несмотря на то, что существует высокая конкуренция среди Черноморских курортов, Краснодарский край представляет собой фактически единственное в России приморское бальнеологическое, а также курортно-рекреационное место отдыха для отечественных туристов, что является одним из важнейших преимуществ. В свою очередь, Кубанские курорты в зависимости от сезона готовы предоставить широкий спектр услуг разной ценовой категории. Стоит отметить, что Краснодарские курорты по сравнению с мировыми курортами привлекают туристов своей низкой ценовой политикой на санитарно-курортное лечение. Кроме того, существует возможность использовать всевозможные сочетания природных лечебных факторов (лечебная грязь, минеральная вода, климат), а вместе с тем в лечении применяются всемирно признанные лечебные методики. Край обладает экономически стабильной и безопасной ситуацией в регионе, многообразием туристических мест и объектов, а организация охоты и рыбалки для иностранных туристов становится дополнительным привлекающим фактором. Еще одним из немаловажных преимуществ отдыха на Краснодарских курортах для россиян является безопасность. Гражданин Российской Федерации в случае травмы или обострения хронического заболевания имеет возможность получить бесплатную медицинскую помощь на основании полюса обязательного медицинского страхования либо дополнительную помощь по программе добровольного медицинского страхования. Туристам предлагаются полюсы добровольного медицинского страхования при поселении или же при продаже туристической путевки. Также следует учитывать, что большинство санитарно-курортных и оздоровительных предприятий Краснодарского края ведут свою деятельность по системе «все включено», предлагающая в свою очередь проживание, разовое питание, медицинские услуги.

Несмотря на все вышеизложенные достоинства курортов Кубани отдыхающие в этом году на Черноморском побережье выявили ряд проблем:

1) Соотношение цены и качества сервиса. Большинство туристов неприятно удивил уровень предоставленного сервиса в отелях. Помимо высокой цены за проживание отдыхающим приходилось доплачивать за многие другие услуги. Кроме того, стоит отметить, что Сочинские отели категории 4–5 звезд сильнее всего подняли цены. Был зафиксирован рост на уровне 70–90 %, также в ряде объектов цена за номер в сутки повысилась вдвое, чем за аналогичный период 2019 года.

2) Неадекватные цены. Ценовая политика на развлечения и еду на Черноморском побережье сильно была завышена. Поступали жалобы от отдыхающих, что несмотря на высокие цены, качество блюд и уровень сервиса в ресторанах и кафе оставляли желать лучшего.

3) Экологическая проблема. Антисанитария, а также разлившаяся по улицам канализация привели к массовым заболеваниям ротавирусом. Канализацию сливали прямо к месту отдыха туристов, а количество больных в Краснодарском крае превысило все разумные пределы.

4) Ковидные ограничения. В связи с эпидемиологической ситуацией в стране и мире администрация Краснодарского края решила ужесточить правила въезда в регион. На территорию курортов могли попасть только привитые граждане. По этой причине туристы массово начали отказываться от поездки на Черноморское побережье.

Из-за эпидемиологической обстановки в стране и мире границы с другими странами были вынуждено закрыты на продолжительное время. Данная ситуация спровоцировала мировой экономический кризис. В следствии этого внутренний туризм стал основным в стране, что повлекло за собой бешенный спрос на туристические направления Черноморского побережья. Также стоит отметить, что данная обстановка стала причиной нездоровой конкурентной борьбы среди курортно-туристических комплексов Краснодарского края, что подтверждается неадекватным ростом цен на туристические услуги в этом году, при этом само качество услуг остались на низком уровне. Таким образом, исходя из проведенного анализа, мы можем прийти к такому выводу, что на сегодняшний день несмотря на все преимущества и достоинства курортов Кубани, стоит обратить внимание на недостаточно качественный сервис туристических услуг. Нехватка кадров с профессиональным образованием является причиной несоответствия «цены-качество» в отелях, кроме того, данный фактор влияет на качество и высокую стоимость услуг предприятий общественного питания. Следовательно, данные обстоятельства в целом влияют на конкурентоспособность курортно-туристических предприятий.

Литература:

  1. Блинов А. О. Имидж организации как фактор ее конкурентоспособности / А. О. Блинов, В. Я. Захаров // Менеджмент в России и за рубежом. — 2003. — № 4. — С. 20–24.
  2. Мокроносов А. Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учебное пособие \ А. Г. Мокроносов, И. Н. Маврина — Екатеринбург: Изд-во Урал Ун-та, 2014. — 194 с.
  3. Туристская статистика Краснодарского края [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kuban.rbc.ru/krasnodar/03/09/2021/6131ca1e9a794703367a50a2
  4. Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью организации / Р. А. Фатхутдинов. — М.: Эксмо, 2004. — 544 с.
  5. Шарафутдинова Н. С. Управление конкурентоспособностью организации: учебное пособие / Н. С. Шарафутдинова, Р. Б. Палякин. — Москва: РУСАЙНС, 2017. — 132 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Краснодарский край, турист, туристический поток, Черноморское побережье, конкурентоспособность предприятия, миллион, услуга, добровольное медицинское страхование, Россия, ценовая политика.


Похожие статьи

Оценка туристического потенциала Краснодарского края

Краснодарский край представляет собой регион, который обладает высоким уровнем туристического потенциала, а также способностью региона повышать свои возможности в сфере туризма. Поэтому необходимо качественно и эффективно осуществлять деятельность...

Управление конкурентоспособностью предприятий...

Управление конкурентоспособностью предприятий курортно-туристского комплекса (на примере Краснодарского края).

конкуренция, конкурентоспособность предприятия, управление конкурентоспособностью, анализ, туристические услуги, туристический поток.

Управление конкурентоспособностью предприятий...

Управление конкурентоспособностью предприятий курортно-туристского комплекса (на примере Краснодарского края).

конкуренция, конкурентоспособность предприятия, управление конкурентоспособностью, анализ, туристические услуги, туристический поток.

Управление конкурентоспособностью предприятий...

Управление конкурентоспособностью предприятий курортно-туристского комплекса (на примере Краснодарского края).

конкуренция, конкурентоспособность предприятия, управление конкурентоспособностью, анализ, туристические услуги, туристический поток.

Инструменты развития и повышения конкурентоспособности...

 Краснодарский край находится на юге России, в юго-западной части Северного Кавказа и входит в состав Южного федерального округа.

Одним из «полюсов роста» России является «Южный полюс роста», в котором основными лидерами являются Краснодарский край...

Анализ развития въездного туризма в России и Краснодарском...

Краснодарский край в Российской Федерации является самым крупным рекреационным

Таким образом, Краснодарский край в Российской Федерации является наиболее

Объем услуг, оказанных организациями санаторно-курортного и туристского комплекса в 2015 году...

Предложения по развитию внутреннего туризма в Российской...

Опасность неадекватной ценовой политики предприятий индустрии гостеприимства Черноморского побережья Краснодарского края и

В 2014 году вырос поток туристов в Алтайский край до 1,62 миллиона человек.

Краснодарский край посетили 14 млн туристов.

Программно-целевой подход к развитию санаторно-курортного...

Санаторно-курортные организации края оказывают услуги по двум основным направлениям

Предприятия санаторно-курортного комплекса не проводят калькуляции услуги

- недостаточная конкурентоспособность системы продвижения (маркетинг и дистрибуция)...

Маркетинговый потенциал Краснодарского края

Краснодарский край — один из самых южных регионов России, что обуславливает

Субтропический, теплый и мягкий климат на побережье Черного моря формирует

Потеря монополии на Черном море. С присоединением Крыма к России, Краснодарский край начал...

Похожие статьи

Оценка туристического потенциала Краснодарского края

Краснодарский край представляет собой регион, который обладает высоким уровнем туристического потенциала, а также способностью региона повышать свои возможности в сфере туризма. Поэтому необходимо качественно и эффективно осуществлять деятельность...

Управление конкурентоспособностью предприятий...

Управление конкурентоспособностью предприятий курортно-туристского комплекса (на примере Краснодарского края).

конкуренция, конкурентоспособность предприятия, управление конкурентоспособностью, анализ, туристические услуги, туристический поток.

Управление конкурентоспособностью предприятий...

Управление конкурентоспособностью предприятий курортно-туристского комплекса (на примере Краснодарского края).

конкуренция, конкурентоспособность предприятия, управление конкурентоспособностью, анализ, туристические услуги, туристический поток.

Управление конкурентоспособностью предприятий...

Управление конкурентоспособностью предприятий курортно-туристского комплекса (на примере Краснодарского края).

конкуренция, конкурентоспособность предприятия, управление конкурентоспособностью, анализ, туристические услуги, туристический поток.

Инструменты развития и повышения конкурентоспособности...

 Краснодарский край находится на юге России, в юго-западной части Северного Кавказа и входит в состав Южного федерального округа.

Одним из «полюсов роста» России является «Южный полюс роста», в котором основными лидерами являются Краснодарский край...

Анализ развития въездного туризма в России и Краснодарском...

Краснодарский край в Российской Федерации является самым крупным рекреационным

Таким образом, Краснодарский край в Российской Федерации является наиболее

Объем услуг, оказанных организациями санаторно-курортного и туристского комплекса в 2015 году...

Предложения по развитию внутреннего туризма в Российской...

Опасность неадекватной ценовой политики предприятий индустрии гостеприимства Черноморского побережья Краснодарского края и

В 2014 году вырос поток туристов в Алтайский край до 1,62 миллиона человек.

Краснодарский край посетили 14 млн туристов.

Программно-целевой подход к развитию санаторно-курортного...

Санаторно-курортные организации края оказывают услуги по двум основным направлениям

Предприятия санаторно-курортного комплекса не проводят калькуляции услуги

- недостаточная конкурентоспособность системы продвижения (маркетинг и дистрибуция)...

Маркетинговый потенциал Краснодарского края

Краснодарский край — один из самых южных регионов России, что обуславливает

Субтропический, теплый и мягкий климат на побережье Черного моря формирует

Потеря монополии на Черном море. С присоединением Крыма к России, Краснодарский край начал...

Задать вопрос