Применение метода наглядного моделирования и схематизации в работе учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми с тяжелыми нарушениями речи и их родителями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Макушева, И. А. Применение метода наглядного моделирования и схематизации в работе учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми с тяжелыми нарушениями речи и их родителями / И. А. Макушева, А. И. Орлова, Е. С. Трошина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 15 (410). — С. 194-197. — URL: https://moluch.ru/archive/410/90336/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье авторы описывают применение методов наглядного моделирования и схематизации в коррекционной педагогике в условиях дошкольного обучения.

Ключевые слова: наглядное моделирование, схематизация, тяжелое нарушение речи, работа с родителями.

C:\Users\User\Desktop\20170127_155911.jpg

Одним из перспективных направлений в совершенствовании коррекционно-образовательного процесса с детьми с тяжелыми нарушениями речи является применение метода наглядного моделирования и схематизации. Работа с родителями воспитанников, организация сотрудничества, также является одним из основных основополагающих факторов, влияющих на результат коррекционной работы с ребенком.

Актуальность использования наглядного моделирования состоит в:

— применение метода наглядного моделирования способствует развитию всех компонентов речевой системы;

— вызывает интерес, формирует познавательную активность и помогает решить проблему утомляемости и мотивации на логопедическом занятии;

— использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, способствует формированию приёмов работы с памятью;

— применяя графическую аналогию, дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания;

Научные исследования и практика работы с дошкольниками подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Опыт работы показывает, что метод позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), позволяет научиться работать с ними. Это очень важно для дошкольников с тяжелой речевой патологией, ведь мыслительные задачи у них решаются с преимущественной ролью внешних средств, материал, представленный в наглядной форме, усваивается лучше вербального. У таких детей страдает память, замедлен процесс запоминания.

Наглядное моделирование является своего рода схематичной заменой изучаемого объекта.

Овладение навыками наглядного моделирования происходит постепенно в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия ребенка. При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:

— знакомство с графическим способом представления информации;

— развитие умения дешифровки модели;

— формирование навыка самостоятельного моделирования.

В работе с детьми с ОВЗ моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой — как программа для анализа новых явлений.

Сам процесс моделирования состоит из следующих этапов:

— усвоение и анализ сенсорного материала;

— перевод его на знаково-символический язык;

— работа с моделью, схемой.

Опорные схемы дают возможность задействовать для решения задач познавательного характера различные виды памяти, такие как: зрительная, двигательная, ассоциативная.

Где можно начать использовать модели — это артикуляционная гимнастика. Знакомя детей с названиями упражнений, логопед показывает ребенку правильную артикуляцию упражнения при использовании картинок-символов, которые отражают данное упражнение. После того, как дети познакомились со всеми упражнениями логопед, показывает детям, над какими упражнениями при помощи картинок-схем, они будут сегодня работать. Сначала взрослый показывает самостоятельно, а затем привлекает к показу детей.

Учителем — логопедом былопредложено детям смоделировать героев сказки о веселом язычке из пластилина. Совместно, нами были изготовлены пособия «Артикуляционный кубик» и «Артикуляционные часы», а дома изготовлена книга «Удивительные приключения язычка», в которой дети, совместно с родителями проиллюстрировали свои истории о язычке, схематизируя названия артикуляционных упражнений.

Также начиная работу над звуками со знакомства с ними, логопед также использует модели-символы, которые показывают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. Ребенку показывается положение языка, губ, которое обозначают символом. Модели классифицированы по всем видам нарушенного произношения звуков и хорошо узнаваемы и с легкостью запоминаются.

Процесс слияния звуков в слоги, зашифрованных с помощью символов. Это и есть моделирование чтения, а выкладывание слов с помощью символов является моделированием письма. То и другое происходит в облегченном, интересном, занимательном, игровом варианте.

Для этого взрослый обращает внимание ребенка на положение губ при артикуляции соответствующего гласного звука и соотносит артикулему со знакомыми детям геометрическими формами.

Согласные звуки воспринимаются и различаются детьми сложнее, поэтому для обозначения каждого из них используется зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук, и в тоже время жестовый символ, связанный со зрительным. Одноцветные картинки — символы вызывают у дошкольников яркий запоминающийся зрительный образ, который концентрирует, уточняет восприятие соответствующего согласного звука.

Дополнительный к зрительному жестовому символу подкрепляет, обогащает слуховой и зрительный образы согласного звука и создает еще одну опору восприятию, расширяя звуковую рецепцию.

Новым приемом данного направления в работе с детьми дошкольного возраста является использование моделей артикуляции звуков. Это действенный эффективный прием коррекции звукопроизношения. Модели артикуляции звуков отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука, положение губ и работу голосовых складок. Дети наглядно воспринимают звук и различают гласный он или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий; учатся выделять звук в начале, в середине и в конце слова, определять его место.

Правильное артикулирование звука, уточненное при помощи наглядной модели, улучшает качество приема и воспроизведения звуков.

Довольно легко в моделях идет запоминание различия звонких и глухих согласных. Например, звуков С-З. Ребенок, видя на модели колокольчик знает, что надо «включить» голосок. Отработав данный навык на моделях, он не будет совершать ошибок в различении букв и звуков по этому признаку.

Для автоматизации поставленного звука в слогах, формирования навыков звукового синтеза было изготовлено пособие «Слоговые часы», где автоматизируемый согласный звук кодируется с помощью символа, а гласный — с помощью геометрической фигуры. Вверху закрепляется символ согласного звука. Ребенок двигает стрелку «слоговых часов» и проговаривает получившийся слог.

Мы с детьми учимся кодировать информацию с помощью символов, пиктограмм, а затем рассказываем по данным схемам предложения, загадываем загадки, пересказываем тексты, выполняем пальчиковую гимнастику, тем самым развиваем связную речь, автоматизируем правильное звукопроизношение. Также учимся составлять собственные предложения с помощью картинок и пиктограмм, при использовании планшетов с магнитами, на которых последовательно размещаются карточки — картинки. Также мнемотаблицы облегчают запоминание стихотворений, пальчиковых гимнастик. Ведь у детей с общим недоразвитием речи страдают все психические процессы, в том числе память и надо стремиться их всячески развивать.

В рамках реализации модели взаимодействия с семьями воспитанников с нарушениями речи и в рамках применения данного метода, родителям совместно с детьми было предложено изготовить сборник фонетических историй «Прогулки со звуками», в котором были истории на звук были проиллюстрированы. Они получились необычные, сказочные, а иллюстрации красочные и что, самое главное, каждая история была насыщена автоматизируемым звуком. Особенным было то, что в составлении рассказов мы решили использовать мнемотехнику и зашифровали, закодировали и засхематизировали многие слова в тексте.

Также для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи, в рамках данной технологии была изготовлена дидактическая игра «Чудесная рука», каждый пальчик руки символизирует какое-либо упражнение: Глаз — упражнение «Я вижу», Руки — «Жадина», сердце — «Назови ласково», телефон — «Сколько слогов в слове?», цифра 5 — «Посчитай-ка». Данная игра применяется учителем — логопедом не только для автоматизации звуков, для развития грамматического строя речи и слогового анализа, но еще и педагогом-психологом для развития психических процессов.

Еще одним универсальным дидактическим пособием является пособие «Поле чудес».

Оно применяется для развития всех компонентов речевой системы дошкольников с ОНР. На первый взгляд может показаться, что работать с ним сложно, но это вовсе не так. Варианты выбора модели зависят от выбора определенного блока:

1 блок — направлен на формирование лексико-грамматических представлений. Включает в себя следующие задания: «Скажи чей?», «Назови ласково», «Большой, еще больше, самый большой», «Один-много», «Мой или моя?», «Скажи наоборот», «Скажи так же», «Маленькое слово» — один предлог на столе, остальные на карточках.

2 блок — включает в себя работу со звуками. Включает в себя следующие задания: «Расскажи про звук», «Где находится звук?», «Подели слово на части, на слоги»

3 блок — направлен на развитие словаря и связной речи. Включает в себя следующие задания: «Назови детенышей животных», «Живое или неживое», «Назови слова — родственники», «Слово одно, а значений много», «Вопрос» — сектор сюрпризов для детей. Он дает возможность логопеду включить в занятие любое другое задание, которого нет на поле.

Задания выполняются по определенному алгоритму: логопед объявляет задание — дети ищут соответствующую модель (поворачивают стрелку), далее выбирает модель (поворачивает стрелку) — дети рассказывают, в чем суть задания. Дети сами выбирают модель (задание).

Благодаря предлагаемым играм, пособиям, приемам работы процесс коррекции речи в целом и звукопроизношения в частности, станет более эффективным, интересным и увлекательным.

Таким образом, метод наглядного моделирования и схематизации открывает перед специалистами дошкольных образовательных организаций ряд дополнительных возможностей: использование аналогии символов облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, применение графической аналогии способствует развитию у дошкольников с ОНР мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения и систематизации, задания с использованием данного метода можно с легкостью использовать в домашних условиях.

Литература:

  1. Акименко В. М. Новые педагогические технологии: учебно-метод. пособие.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
  2. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.
  3. Акименко В. М. Речевые нарушения у детей.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): наглядное моделирование, ребенок, звук, задание, модель, помощь символов, процесс запоминания, работа, тяжелое нарушение речи, артикуляционный аппарат.


Похожие статьи

Технология наглядного моделирования в коррекции общего...

Наглядное моделирование — это воспроизведение существенных свойств изучаемого

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия

работа с моделью. Формирование навыков наглядного моделирования происходит в...

Модели артикуляции звуков как эффективный метод коррекции...

Начиная работу над звуками, используются модели-символы, которые отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. «Ребёнок видит и слышит, что разному укладу органов артикуляционного аппарата соответствует разное количество...

Использование метода наглядного моделирования в работе...

Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на

Наглядное моделирование — это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта

В работе с детьми с общим недоразвитием речи применяются элементы творческого рассказывания.

Наглядное моделирование как эффективное средство развития...

При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его

Речь — это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством

Практика и поиск новых путей повышения результативности работы по развитию речи

- Работа с моделью. Эти этапы развития навыков наглядного моделирования решают...

Использование метода наглядного моделирования в работе по...

Использование наглядного моделирования уточняет знания детей, развивает активность и самостоятельность в усвоении и передачи ими информации; вызывает интерес и способствует большей концентрации на занятии; ускоряет процесс запоминания и усвоения материала.

Наглядное моделирование как средство развития связной речи...

Метод наглядного моделирования позволяет младшему школьнику зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Что значительно влияет на развитие связной речи первоклассников, так как мыслительные задачи...

Моделирование, как основа развития связной речи детей...

наглядное моделирование, вид деятельности, ребенок, модель, связная речь, коррекционный процесс, коррекционная педагогика, наглядно-образное

При обучении связной речи метод наглядного моделирования используется в работе над всеми видами связного высказывания...

Коррекция речи на основе ведущего канала восприятия

Определить доминирующий канал восприятия дошкольника можно в процессе наблюдения за поведением ребёнка, по результатам опроса родителей.

С целью анализа устной речи дошкольников, на наш взгляд, можно провести опрос по содержанию любимой ребенком сказки.

Использование в работе логопеда схем ориентировочной основы...

Незнание правильного уклада органов артикуляционного аппарата или отсутствие «образа»

В коррекционной работе логопеда весьма актуальным становится вопрос об использовании

Детям-логопатам свойственно первичное или вторичное нарушение фонематического...

Похожие статьи

Технология наглядного моделирования в коррекции общего...

Наглядное моделирование — это воспроизведение существенных свойств изучаемого

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия

работа с моделью. Формирование навыков наглядного моделирования происходит в...

Модели артикуляции звуков как эффективный метод коррекции...

Начиная работу над звуками, используются модели-символы, которые отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. «Ребёнок видит и слышит, что разному укладу органов артикуляционного аппарата соответствует разное количество...

Использование метода наглядного моделирования в работе...

Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на

Наглядное моделирование — это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта

В работе с детьми с общим недоразвитием речи применяются элементы творческого рассказывания.

Наглядное моделирование как эффективное средство развития...

При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его

Речь — это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством

Практика и поиск новых путей повышения результативности работы по развитию речи

- Работа с моделью. Эти этапы развития навыков наглядного моделирования решают...

Использование метода наглядного моделирования в работе по...

Использование наглядного моделирования уточняет знания детей, развивает активность и самостоятельность в усвоении и передачи ими информации; вызывает интерес и способствует большей концентрации на занятии; ускоряет процесс запоминания и усвоения материала.

Наглядное моделирование как средство развития связной речи...

Метод наглядного моделирования позволяет младшему школьнику зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Что значительно влияет на развитие связной речи первоклассников, так как мыслительные задачи...

Моделирование, как основа развития связной речи детей...

наглядное моделирование, вид деятельности, ребенок, модель, связная речь, коррекционный процесс, коррекционная педагогика, наглядно-образное

При обучении связной речи метод наглядного моделирования используется в работе над всеми видами связного высказывания...

Коррекция речи на основе ведущего канала восприятия

Определить доминирующий канал восприятия дошкольника можно в процессе наблюдения за поведением ребёнка, по результатам опроса родителей.

С целью анализа устной речи дошкольников, на наш взгляд, можно провести опрос по содержанию любимой ребенком сказки.

Использование в работе логопеда схем ориентировочной основы...

Незнание правильного уклада органов артикуляционного аппарата или отсутствие «образа»

В коррекционной работе логопеда весьма актуальным становится вопрос об использовании

Детям-логопатам свойственно первичное или вторичное нарушение фонематического...

Задать вопрос