Методика преподавания дискретной математики с использованием системы дистанционного обучения «Прометей» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (41) июнь 2012 г.

Статья просмотрена: 572 раза

Библиографическое описание:

Фирсова, Е. В. Методика преподавания дискретной математики с использованием системы дистанционного обучения «Прометей» / Е. В. Фирсова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 6 (41). — С. 447-451. — URL: https://moluch.ru/archive/41/5036/ (дата обращения: 27.04.2024).

В последние годы в России получил широкое распространение термин E-learning, означающий процесс обучения в электронной форме через сеть Интернет или Интранет с использованием систем управления обучением.

В соответствии с [1] «при реализации образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии…». Но для того, чтобы обучаться дистанционно, необходимо иметь компьютер с доступом в Интернет или доступ в компьютерные классы ВУЗа, а также систему дистанционного обучения с подготовленным контентом по дисциплинам учебного плана.

В Коломенском филиале ЕАОИ используется система дистанционного обучения (СДО) «Прометей» в качестве поддержки традиционного образования по многим дисциплинам для студентов всех форм обучения, в т.ч. по дисциплине «Дискретная математика» для студентов по специальности «Прикладная информатика (в экономике)».

СДО «Прометей» – это программная оболочка, которая предназначена для дистанционного обучения (ДО) и тестирования слушателей в сети Интернет/интранет, а также управления деятельностью виртуального учебного заведения. Она позволяет осуществить полный цикл обучения по любым отраслям знаний на любом уровне. СДО «Прометей» эффективно используется в различных проектах государственных и корпоративных структур, ведущими учебными заведениями России, Украины, Казахстана, Беларуси и других стран [5].

Для эффективной работы с СДО «Прометей» пользователь должен обладать следующими навыками: иметь опыт работы на персональном компьютере на уровне подготовленного пользователя; понимать принципы работы веб-браузера.

Общими достоинства СДО «Прометей» являются:

  • универсальная оболочка, которая позволяет проводить ДО по любым областям знаний;

  • дружественный интерфейс, предельная простота освоения и эксплуатации;

  • отсутствие лицензий на клиентские места и, как следствие, неограниченное количество клиентских мест;

  • возможность использования методики on-line-обучения, базирующейся на командной работе (In-Team Works);

  • высокая производительность и масштабируемость по мере увеличения числа пользователей и нагрузки;

  • 10 видов тестов, возможность использования графики и мультимедиа в тестах;

  • возможность построения дополнительных отчетов силами собственных специалистов;

  • возможность объединения нескольких систем в единую образовательную среду;

  • возможность интеграции с кадровыми, бухгалтерскими, информационными и ERP-системами;

  • невысокие требования к ресурсам сервера.

В СДО «Прометей» функции по работе с системой разделены между организатором, тьютором и администратором, которые осуществляют организацию и управление учебным процессом [2].

Тьютор (преподаватель-консультант) в целях учебно-методического обеспечения учебного процесса разрабатывает и передает администратору для размещения в электронной библиотеке: учебно-методический комплекс; дополнительные материалы и задания; указания и разработки по изменению материалов библиотеки; предоставляет организатору тесты для самопроверки и проведения текущей аттестации и совместно с организатором заносит их в базу СДО «Прометей».

Тьютор осуществляет обучение студентов (слушателей) следующим образом:

  • составляет и передает организатору календарный план изучения учебного курса (совокупность мероприятий по изучению курса);

  • читает лекции и проводит семинарские занятия;

  • осуществляет контрольные мероприятия;

  • ведет электронный журнал успеваемости;

  • проводит промежуточную и текущую аттестацию.

Ведомость с итогами тестирования студента, распечатанная из СДО «Прометей», может прилагаться в качестве протокола к ведомости экзамена (зачета).

Тьюторы Коломенского филиала ЕАОИ проходят ДО по курсу «Преподаватель в среде «e-learning» с получением сертификата из Центра Проектирования Контента, что гарантирует высокий профессионализм преподавания и качество обучения слушателей. Для работы с СДО «Прометей» необходимо получить от администратора логин и пароль доступа к серверу, который находится в голов­ном ВУЗе.

В рабочей учебной программе курса Дискретная математика автором указано, что для получения допуска к сдаче экзамена в традиционной форме студентам необходимо выполнить следующие мероприятия в СДО «Прометей»: ответить на вопросы форума; отправить через раздел Файлы доклад и презентацию в PowerPoint по индивидуальной тематике; выполнить тесты по самопроверке; сдать Итоговый тест по курсу [4].

Для входа в СДО «Прометей» необходимо зайти в Интернет и в адресной строке ввести адрес: www.study.eoi.ru. Появляются панели «Слушатель» и «Персонал», которые представляют соответственно вход для слушателей и вход для тьюторов, организаторов, администраторов (рис. 1).

Рис. 1. Интерфейс СДО «Прометей» [6]

Организатором СДО «Прометей» в Коломенском филиале ЕАОИ до сентября 2012г. являлась автор, Фирсова Е.В.

Основными средства электронного обучения являются видеолекции, видеоконференции, презентации, анимации, on-line тестирование, оn-line или off-line консультации с преподавателями. В ЕАОИ в 2012г. была записана и использована вводная видеолекции автора данной работы по курсу «Дискретная математика». С ней можно ознакомиться на [7]. Большинство студентов считают, что в таких лекциях необходимость есть.

Проведение занятий с использованием СДО «Прометей» осуществляется в ЕАОИ в разных вариантах [2].

Первый вариант.

1) Проведение преподавателем установочной лекции (2-4 часа) возможно в очной форме; в записи на диске; в режиме телевидеоконференции.

2) Осуществление процесса обучения студентов (слушателей) в соответствии с возможностями СДО «Прометей».

3) Проведение преподавателем текущей аттестации (зачеты, экзамены, защита курсовых работ) студентов (слушателей) возможно: в очной форме (устно или письменно); по электронной почте; в режиме телевидеоконференции; с помощью итогового электронного тестирования; на основании выполнения промежуточных заданий (контрольных работ, индивидуальных заданий, участия в электронных семинарах в виде форумов, промежуточного электронного тестирования).

Второй вариант.

1) Проведение преподавателем лекций (установочных, обзорных, тематических) в объеме половины часов, отведенных учебным планом на лекции по дисциплине, возможно в очной форме; в записи на диске; в режиме телевидеоконференции.

2) Проведение преподавателем в очной форме семинарских (практических) занятий в объеме половины часов, отведенных учебным планом на семинарские (практические) занятия по дисциплине.

3) Осуществление процесса обучения студентов (слушателей) в соответствии с возможностями СДО «Прометей».

4) Проведение преподавателем текущей аттестации (зачеты, экзамены, защита курсовых работ) студентов (слушателей) возможно так же, как и в первом варианте.

Третий вариант.

1) Проведение преподавателем лекций (установочных, обзорных, тематических) либо в полном объеме, либо в половине объема часов, предусмотренных учебным планом на лекции по дисциплине, возможно в очной форме; в записи на диске; в режиме телевидеоконференции.

2) Осуществление процесса обучения студентов (слушателей) в соответствии с возможностями СДО «Прометей».

3) Проведение преподавателем промежуточной аттестации (зачеты, экзамены, защита курсовых работ) студентов (слушателей) возможно так же, как и в первом варианте.

Четвертый вариант.

Использование СДО «Прометей» только для промежуточного и итогового тестирования, для выполнения промежуточных заданий (контрольных работ, индивидуальных заданий, участия в электронных семинарах в виде форумов).

Автор в своей педагогической деятельности остановилась на третьем варианте преподавания. По дисциплине «Дискретная математика» в основном использовались следующие возможности СДО «Прометей»: электронная библиотека, форумы, промежуточное тестирование для самопроверки, итоговое тестирование перед сдачей зачета или экзамена в обычной форме, обмен файлами, чат.

Интерфейс тьютора в СДО «Прометей» подчинен общей структуре пользовательского интерфейса системы: он реализован в виде веб-интерфейса, состоящего из области меню и области отображения данных (рис. 2).

Рис. 2. Интерфейс тьютора

Меню состоит из нескольких разделов, названия которых набраны прописными буквами. Состав и функциональность команд в разделах изменяется в зависимости от полномочий пользователя. Если тьютор совмещает несколько ролей, ему будут доступны соответствующие команды меню. Щелчок мышью ссылки меню (выполнение команды интерфейса) выводит соответствующую информацию в правой части окна. В области отображения данных можно выполнять действия над объектами при помощи различных элементов пользовательского интерфейса.

Команда ТЬЮТОР-Мои группы дает возможность выполнить определенные операции для группы в целом либо перейти к списку слушателей (и действий для слушателей) конкретной группы. Список групп позволяет тьютору выполнять следующие действия: просматривать свойства группы; просматривать календарные планы групп; выдавать допуски на тестирование группам; просматривать ведомости групп.

С другой стороны, команда ТЬЮТОР-Мои слушатели выводит в области отображения данных список всех слушателей и действий для слушателей, а, кроме того, позволяет определить, в какую группу (или группы) входит тот или иной слушатель. Как для групп, так и для слушателей система предоставляет информацию о состоянии обучения, а также позволяет фильтровать объекты слушателей и групп по состоянию обучения.

Список слушателей, доступный по команде ТЬЮТОР-Мои слушатели, позволяет тьютору выполнять следующие действия:

  • просматривать свойства слушателя;

  • просматривать список групп, в которые зачислен слушатель, и свойства этих групп;

  • работать с календарными планами каждого из слушателей в отдельности;

  • выдавать допуски на тестирование отдельным слушателям;

  • просматривать отчеты о прохождении слушателями тестирования.

  • просматривать журналы посещений.

Отчет о тестировании содержит информацию о попытке тестирования, предпринятой слушателем: данные о набранных баллах, максимальный и проходной балл теста. Помимо общей статистики, в отчет включается статистика по каждой секции теста (сколько было представлено вопросов, сколько получено правильных ответов, максимальный балл, набранный балл). Для каждого из вопросов теста приводится его формулировка, правильный ответ, ответ слушателя и описание правильного ответа (пояснение).

Журнал посещений слушателя позволяет тьютору оценить, как много времени слушатель потратил на работу с библиотечными учебными материалами, и определить, с какими материалами слушатель работал. Ведомость содержит сведения о прохождении слушателями оцениваемых мероприятий и полученных оценках.

Дизайнер тестов позволяет тьютору создавать тесты для проверки учебных достижений студентов. Тест состоит из секций или тематических разделов. Для каждой секции подбирается ряд вопросов, объединенных общей темой. При создании теста тьютор должен указать: название курса, с которым будет связан тест; название теста; проходной балл (в процентах); время, отводимое на выполнение теста; время, отводимое для ответа на вопрос; тип теста (для самопроверки или экзамен) [3].

К дополнительным сведениям относятся текстовое описание теста, указание перемешивать секции теста, признак запрета от копирования, указание выводить вопросы только вперед, указание считать данный вариант теста окончательным, время, отводимое для ответа на вопрос (рис. 3).

Текстовое описание должно отражать назначение теста и содержать информацию о том, какие учебные достижения проверяются тестом. Указание перемешивать секции теста предписывает подсистеме тестирования случайным образом менять порядок подачи секций слушателю при каждой попытке тестирования. Признак запрета от копирования означает, что никакой другой тьютор не может скопировать этот тест. Указание выводить вопросы только вперед означает, что после вывода следующего вопроса вернуться к предыдущему нельзя.


Рис. 3. Форма данных о тесте

Указание считать тест окончательным показывает, что тьютор завершил его создание и предполагает, что этот тест годен для проверки учебных достижений слушателей. Наличие отметки окончательного варианта позволяет тьюторам выдавать допуски на тест, а слушателям проходить тестирование, но запрещает вносить изменения в тест (во все секции, вопросы и ответы теста). Чтобы откорректировать тест, отметку необходимо снять.

Результаты тестирования слушателя всегда можно посмотреть в разделе Тьютор, в пункте Мои группы/<наименование группы>/Мои слушатели, выбрав напротив нужного слушателя маркер Результаты.

Применение системы тестирования в СДО «Прометей» позволяет более точно оценить усвоение учебного материала каждым студентом, а развернутая система статистики по курсу позволяет провести анализ сложности задаваемых вопросов и скорректировать, в случае необходимости, изучение отдельных тем. Тестовые контроли можно составлять по всему курсу или по отдельной изучаемой теме и использовать при повторении. При этом выявляется глубина знаний теоретических вопросов.

Команда интерфейса ОБЩЕНИЕ-Файлы (рис. 4) обеспечивает доступ к подсистеме обмена файлами, которая позволяет передавать слушателям инструкции, руководства, задания, а также получать от слушателей результаты выполнения заданий и самостоятельных работ.

Рис. 4. Страница пункта «Файлы»

Тьютор имеет возможность размещать файлы (определяя при размещении область видимости), пользоваться файлами, доступными в его области видимости, а также блокировать отправленные файлы.

Команда меню ОБЩЕНИЕ-Форум позволяет общаться с другими участниками учебного процесса в асинхронном режиме. Тьютор может свои создавать форумы для слушателей, просматривать сообщения в любом незаблокированном форуме, отвечать на сообщения в таких форумах, а также изменять свои сообщения.

Команда меню ОБЩЕНИЕ-Чат позволяет общаться с другими участниками учебного процесса в синхронном режиме. Тьютор имеет возможность общаться с персоналом и слушателями, которые относятся к его области видимости. Для того, чтобы провести чат с преподавателем, слушателю желательно заблаговременно договориться с ним об этом. Система автоматически создает чаты для курсов и групп. По умолчанию существует два чата – общедоступный и для персонала СДО «Прометей».

СДО «Прометей» в идеале является очень удобной для студентов, особенно для заочников, т.к. позволяет им экономить время, получить быстрый доступ к необходимой литературе, проходить обучение и тестирование без отрыва от работы с гибким индивидуальным графиком обучения, существует возможность самопроверки знаний студентами, индивидуальных заданий.

Практика преподавания показала, что использование в учебном процессе СДО «Прометей» позволяет ввести эффективные формы проведения занятий; проконтролировать через систему индивидуальных заданий и электронное тестирование каждого обучающегося; организовать работу студентов по индивидуальному графику; вести обучение удаленных студентов; улучшить уровень компьютерной грамотности; активизировать самостоятельную работу студентов.

Самые большие неудобства в работе с системой были первоначально связаны с «зависаниями» тестов и самого сайта, а также с необходимостью больших временных затрат на подготовку тестов в системе. Причинами недостаточной активности студентов в использовании СДО «Прометей» являлись нетрадиционная методика обучения и проверки знаний, отсутствие навыков работы с персональным компьютером и домашнего компьютера с доступом к Интернет, отсутствие навыков самостоятельной работы.

Для устранения первого недостатка была введена в учебные планы всех специальностей дисциплина «Студент в среде e-learning», второй недостаток в связи с информатизацией общества «исчезает» сам.

Обучение с использованием СДО «Прометей» имеет широкие перспективы, т.к. оно предоставляет большие свободы обучаемым, не ограничивает их ни во времени, ни в пространстве. Использование СДО «Прометей» в учебном процессе предоставляет возможность внедрения методов смешанного обучения в образовательный процесс, что соответствует требованиям Болонской конвенции и обеспечивает мобильность студентов.

Интернет-технологии постепенно становятся неотъемлемой частью нашей жизни и всё больше и больше людей используют их в повседневной жизни. Вместе с распространением технологий приходит и культура работы с ними, культура общения с их помощью, они становятся незаменимыми и их достоинства очевидны. Обучение с частичным использованием технологий e-learning возможно и необходимо внедрять во всех видах и на всех уровнях обучения.

Методика преподавания дискретной математики с использованием СДО «Прометей» показала, что смешанное обучение, сочетающее в себе традиционное обучение и on-line обучение, является самым эффективным и удобным для современного обучения.


Литература:
  1. Федеральный закон от 28 февраля 2012 г. N 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий».

  2. Методика применения компьютерного и электронного обучения в АНО «Евразийский открытый институт».

  3. Руководство тьютора Системы дистанционного обучения «Прометей 4.2». – М., 2007.

  4. Рабочая учебная программа по дисциплине «Дискретная математика» по специальности «Прикладная информатика (в экономике)».

  5. http://www.prometeus.ru/actual/01_products/lms/lms.html.

  6. http://www.study.eoi.ru.

  7. http://www.youtube.com/watch?v=GktKg38nsK8&feature=plcp&context=C43d1af1VDvjVQa1PpcFMiUVZDtUPRcnlSon8B-DWh8eVi2dKShy8%3D.

Основные термины (генерируются автоматически): слушатель, Проведение преподавателем, учебный процесс, дискретная математика, очная форма, тест, работа, Студент, текущая аттестация, учебный план.


Похожие статьи

Тестирование как форма контроля результатов обучения

4) Практически исключают субъективизм преподавателя, как в процессе контроля, так и в процессе оценки [4].

Целью текущего контроля знаний студентов является проверка и систематическая оценка знаний по небольшим единицам учебного материала, выявление...

Самостоятельная работа студентов как важнейшая...

· аттестационные работы бакалавра, специалиста, магистра. Форму самостоятельной работы предлагают кафедры, разрабатывая рабочие программы дисциплин.

Применение проектного метода в организации учебного процесса студентов.

Самостоятельная работа как средство формирования...

самостоятельная работа, умение, студент, самостоятельная работа студентов, учебный план, работа, педагогическая практика, познавательная деятельность, педагогический процесс, педагогическая деятельность.

Организация самостоятельной работы студентов...

В учебных заведениях активно реализуется процесс по созданию электронных учебников и их внедрения в образовательный процесс [4; 11; 13].

Дистанционное обучение как форма организации самостоятельной работы студентов с использованием доступных...

Роль самостоятельной работы студентов в системе высшего...

‒ самостоятельную работу над отдельными темами учебных дисциплин в соответствии с учебно-тематическими планами

Преподавателям-руководителям курсовых и дипломных работ не раз приходилось сталкиваться с ситуацией: студент приносит огромное количество...

Использование компьютерного тестирования для промежуточной...

В решении задачи повышения качества и эффективности учебного процесса важное место принадлежит не только процессу обучения, но и контролю знаний.

Похожие статьи. Тест для проведения процедуры промежуточной аттестации по дисциплине ОП.05 Уголовное право и...

Механизмы оценки и административного контроля качества...

Консультирование обучающегося, проверка контрольных работ, проведение иных, предусмотренных индивидуальным учебным планом мероприятий, осуществляется преподавателем соответствующей учебной дисциплины, профессионального модуля...

Мультимедийная лекция как современная форма управления...

Лекция в современной дидактике рассматривается как форма и как метод обучения. Вследствие своего центрального положения в учебном процессе, лекция определяет методологические, дидактические и организационные принципы проведения других видов...

Похожие статьи

Тестирование как форма контроля результатов обучения

4) Практически исключают субъективизм преподавателя, как в процессе контроля, так и в процессе оценки [4].

Целью текущего контроля знаний студентов является проверка и систематическая оценка знаний по небольшим единицам учебного материала, выявление...

Самостоятельная работа студентов как важнейшая...

· аттестационные работы бакалавра, специалиста, магистра. Форму самостоятельной работы предлагают кафедры, разрабатывая рабочие программы дисциплин.

Применение проектного метода в организации учебного процесса студентов.

Самостоятельная работа как средство формирования...

самостоятельная работа, умение, студент, самостоятельная работа студентов, учебный план, работа, педагогическая практика, познавательная деятельность, педагогический процесс, педагогическая деятельность.

Организация самостоятельной работы студентов...

В учебных заведениях активно реализуется процесс по созданию электронных учебников и их внедрения в образовательный процесс [4; 11; 13].

Дистанционное обучение как форма организации самостоятельной работы студентов с использованием доступных...

Роль самостоятельной работы студентов в системе высшего...

‒ самостоятельную работу над отдельными темами учебных дисциплин в соответствии с учебно-тематическими планами

Преподавателям-руководителям курсовых и дипломных работ не раз приходилось сталкиваться с ситуацией: студент приносит огромное количество...

Использование компьютерного тестирования для промежуточной...

В решении задачи повышения качества и эффективности учебного процесса важное место принадлежит не только процессу обучения, но и контролю знаний.

Похожие статьи. Тест для проведения процедуры промежуточной аттестации по дисциплине ОП.05 Уголовное право и...

Механизмы оценки и административного контроля качества...

Консультирование обучающегося, проверка контрольных работ, проведение иных, предусмотренных индивидуальным учебным планом мероприятий, осуществляется преподавателем соответствующей учебной дисциплины, профессионального модуля...

Мультимедийная лекция как современная форма управления...

Лекция в современной дидактике рассматривается как форма и как метод обучения. Вследствие своего центрального положения в учебном процессе, лекция определяет методологические, дидактические и организационные принципы проведения других видов...

Задать вопрос