Библиографическое описание:

Раджабов Д. Х. Политические процессы в пограничном пространстве Республики Таджикистан // Молодой ученый. — 2012. — №6. — С. 326-328.


Современный мир и новый миропорядок пронизан диалектическими процессами изменения границ стран, регионов и цивилизаций, которые приобретают прозрачный вид. Это связано с набирающими темпами процессом глобализации, ростом приоритета общечеловеческих ценностей, более тесного международного сотрудничества и появления новейших коммуникационных технологий. С другой стороны, глобализация создает благоприятные условия для роста трансграничной незаконной деятельности, контрабанды товаров, оружия и боеприпасов, миграции людей, активизации деятельности международного терроризма, религиозного экстремизма и наркобизнеса, а также совершения, ранее не виданных, террористических актов.

Указанные проблемы в полной мере присущи Центральной Азии в общем и Таджикистану, в частности. Сегодня, важным фактором, влияющим на политические процессы в регионе является обстановка в пограничном пространстве. Существуют различные пограничные споры между государствами Центральной Азии. Например, пограничные споры между Таджикистаном и Узбекистаном, вызванные неопределенностью границ. Из почти полутора тысяч километров общей границы Таджикистана с Узбекистаном по сей день не демаркированы две трети. На фоне этого узбекская сторона посчитала некоторые участки вдоль границы своей территорией и заминировала их, не предупредив при этом руководство Таджикистана.

Неурегулированность границ в течение многих лет остается одной из причин неспокойной и нестабильной обстановки в Центрально-Азиатском регионе. Многие новые политические процессы по пограничным вопросам в пограничном пространстве Республики Таджикистан были вызваны распадом Советского Союза. Сегодня угроза безопасности в Таджикистане приобрела новое значение и в совокупности включает следующий комплекс проблем.

1. Республика Таджикистан имеет наибольшую протяженность государственной границы – около полутора тысяч километров с государством Афганистан, где на протяжении нескольких десятилетий не утихает гражданское противостояние.

2. Государственные границы Республики Таджикистана с некоторыми Центрально-Азиатскими республиками на сегодняшний день, имеют четко выраженный напряженный характер, что связано с ужесточением правил пограничного пропуска на участках таджикско-узбекской границы; наличием спорных территорий и проблем по рациональному использованию гидро и природных ресурсов на приграничных территориях; наличием коммуникационных проблем на пути конструктивного трансграничного сотрудничества.

3. Результаты мониторинга социальных настроений таджикского общества во многом определяются вопросами, непосредственно имеющих, прямое или косвенное отношение к пограничным проблемам, что связанно с трансграничным проникновением на территорию республики наркотических средств и дальнейшим их распространением в другие регионы; формированием на этой почве негативного имиджа таджикских граждан в странах СНГ; неоднозначной военно-политической и социально-экономической ситуацией в соседнем Афганистане.

Следовательно, можно говорить об особенностях политических процессов в пограничном пространстве Республики Таджикистан возникновением и развитием продолжительного противостояния на таджикско-узбекском и таджикско-афганском участках границы. Данный факт подтверждает справедливость научной установки о том, что частота и обостренность пограничных вопросов зависит от различных уровней политического и социально-экономического развития граничащих общественных сред. Сегодня, когда некоторые народы испытывают острый недостаток природных ресурсов и считают, что жизненные пространства распределены «несправедливо», вопросы межгосударственного разграничения приобретают особую остроту. Так, Таджикистан и Кыргызстан являются основными обладателями водных ресурсов, в то время как, углеводородные ресурсы (нефть, газ и т.д.) сконцентрированы в Казахстане, Туркменистане и Узбекистане. Из этого следует, что существует определенная взаимодополняемость между центрально-азиатскими странами, которая не в полной мере используется в их интересах. Таким образом, неравномерное распределение водно-энергетических и природных ресурсов активизирует различные политические силы к пересмотру границ, а значит активизации политических процессов в пограничном пространстве.

Итак, различный уровень социально-экономического положения государств региона вызывает пограничные противоречия, которые выливаются в межгосударственные конфликты [1, с. 6].

Активизация политических процессов в пограничном пространстве Республики Таджикистан вызывает необходимость пересмотра подходов формирования системы региональной безопасности, которая основывается на следующем:

- Таджикистану, который ранее не существовал в таком виде ни территориально, ни политически, приходится заново формировать свою идентичность, в том числе в сфере безопасности. В этом плане особенно важно определить национальные интересы, угрозы и вызовы безопасности государства;

- Таджикистан заново создает механизмы национальной безопасности, что требует радикальной реорганизации вооруженных сил и других силовых структур.

Важно отметить, что существует ряд геополитических факторов глобального характера, которые во многом определяют политические процессы в пограничном пространстве Республики Таджикистан и их учет требует приоритетности в политической деятельности государства, которая включает в себя следующие направления:

1. Пограничное пространство Республики Таджикистан является сложной многокомпонентной территориальной структурой организованного геопространства и в этом качестве выступает важнейшим фактором международной безопасности, а также политического, экономического и межцивилизационного взаимодействия, чем определяется содержание современных геополитических процессов.

2. Факторами, сдерживающими дезинтеграционные тенденции в таджикском пограничном пространстве и в странах СНГ обеспечивающие ее устойчивость в современных геополитических процессах, являются: унаследованные от СССР культурно-смысловые значения, сохраняющиеся старшими поколениями, а также территориальная структура хозяйства, к настоящему времени не разрушенная окончательно в ходе тотальной приватизации.

На этом фоне необходима последовательность методических операций по изучению организации пограничного пространства государства, включающая выявление:

а) содержания геополитических процессов, оказывающих давление на пограничное пространство государства;

б) принадлежности социально-политических институтов государства к «западному» (европейскому) или «восточному» (неевропейскому) типу;

в) состояния каждого из элементов организации пограничного пространства по перечисленным выше параметрам (что предполагает рассмотрение соответствующих элементов в исторической ретроспективе);

г) сущности и содержания политических акторов, осуществляющих свою деятельность в пограничном пространстве;

д) организации пограничных пространств стран, сопредельных с изучаемым государством, оцениваемых по определенным методикам.

Кроме того, сегодня в целях обоснования национальных интересов Республики Таджикистан в пограничном пространстве необходима дальнейшая работа в сфере экономической, духовной и пространственной безопасности.

Таким образом, пограничная политика Республики Таджикистан, с точки зрения геополитических интересов страны, в современных условиях приобретает чрезвычайно важное государственное значение, а государственная граница в системе национальной безопасности играла и продолжает играть важнейшую роль. Кроме того, стабилизация политических процессов в пограничном пространстве Республики Таджикистан является важным условием политической стабильности государства. Можно утверждать, что пограничные интересы государства – это национальные интересы государства, реализуемые в пограничном пространстве этого государства.


Литература:

  1. Махмадов А.Н. Таджикистан: новые аспекты в политике обеспечения безопасности. Душанбе. 2010. с.6.


Основные термины (генерируются автоматически): пограничном пространстве, Республики Таджикистан, пространстве Республики Таджикистан, пограничном пространстве Республики, политических процессов, Республики Таджикистан возникновением, пограничном пространстве необходима, таджикском пограничном пространстве, пространство Республики Таджикистан, интересов Республики Таджикистан, политика Республики Таджикистан, политические процессы, геополитических процессов, Республика Таджикистан, границы Республики Таджикистана, организации пограничного пространства, природных ресурсов, современных геополитических, пограничные споры, современных геополитических процессов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос