Теоретико-методологические основы исследования этнополитики и государственной безопасности в пограничном пространстве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №2 (106) январь-2 2016 г.

Дата публикации: 13.01.2016

Статья просмотрена: 133 раза

Библиографическое описание:

Ганаева Е. Э. Теоретико-методологические основы исследования этнополитики и государственной безопасности в пограничном пространстве // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 668-671. — URL https://moluch.ru/archive/106/25174/ (дата обращения: 26.09.2018).



 

Исследование проблем государственной безопасности Российской Федерации невозможно без глубокого и всестороннего понимания ее особенностей в пограничном пространстве, так как больше половины субъектов федерации являются приграничными. Многонациональность же России в целом и, соответственно, этническое многообразие ее пограничного пространства обусловливает целесообразность исследования государственной безопасности Российской Федерации в этнополитическом аспекте.

Современный мировой порядок характеризуется противоречивыми политическими процессами и явлениями, которые часто имеют глобальный масштаб и отличаются многомерностью содержания. Наиболее могущественные акторы геополитических процессов заинтересованы в неспособности отстаивания своих интересов остальными участниками международных отношений. При этом конституционный строй государств становится предметом посягательств как извне, так и со стороны внутренних деструктивных сил. Урон социально-политической стабильности современных стран наносят межэтнические конфликты и религиозные противоречия. Обостряется межцивилизационная вражда, рушатся политические режимы, возникают военные конфликты, изменяются государственные границы — таковы реалии наступившего XXI века.

Для России отмеченные процессы особенно значимы. Этнополитические конфликты в пограничном пространстве Российской Федерации, значительное нарастание потенциала религиозного экстремизма в отдельных приграничных регионах, стимулирование зарубежными политическими силами процессов политизации этничности в ряде субъектов федерации дестабилизируют межнациональное единство российской нации, посягают на суверенитет, территориальную целостность и основы конституционного строя России. [1,с.274]

Рост угроз Российскому государству в этнополитической сфере потребовал современного переосмысления проблем государственной безопасности. Возникла также необходимость уточнения особенностей ее обеспечения в пограничном пространстве Российской Федерации, которое в постсоветский период стало наиболее нестабильной в этнополитическом аспекте территорией. С утратой же иллюзий 1990-х годов о международной разрядке и стремлении западных государств к интеграции на равных с правопреемницей СССР — Российской Федерацией у российского народа вернулось понимание важности национального развития на основе интересов Отечества. Но данное развитие возможно, как считают многие ученые и политики, только в условиях безопасности. [2,с.61]

Во-первых, с учетом проявившихся за два десятилетия посягательств на политический строй России и попыток игнорирования деструктивными силами конституционных основ жизнедеятельности российской нации в политологии и общественно-политической практике вновь востребовано понятие «государственная безопасность». Оно перестало восприниматься как архаизм «советской эпохи» и стало неотъемлемым сегментом сферы национальной безопасности, что детерминировало совершенствование форм и методов соответствующей деятельности российских спецслужб и обусловило развитие политических механизмов обеспечения государственной безопасности.

Обозначились и новые направления политологических исследований, нацеленные на интеграцию термина «государственная безопасность» в понятийно-категориальный аппарат теории национальной безопасности. [3, с.98]

Во-вторых, осознание социальной потребности в научной проработке проблем государственной безопасности, по мнению экспертов, «обусловливает необходимость научного анализа национальных ценностей и жизненно важных интересов не только государства, но личности, социальных общностей и общества в целом, а также оценки и прогнозирования реальных и потенциальных угроз этим интересам в изменившемся мире и в изменившихся внутренних факторах политической деятельности» [4, с.411]. Поддерживая этот тезис, считаем целесообразным обратить внимание на ряд пространственных, этнических, религиозных и др. особенностей России и их метаморфозы, происходящие в современных геополитических условиях, что побуждает исследовать государственную безопасность как политическую категорию применительно к социально-пространственному аспекту пограничной сферы.

В интересах определения возможностей укрепления государственной безопасности Российской Федерации, правомочно нацелить исследование на выявление характера воздействия на нее этнополитических факторов, присущих пограничному пространству. Неслучайно в России противодействие «проявлениям национализма, шовинизма, этнического и религиозного сепаратизма, межэтнической напряженности на приграничной территории» нормативно определено как одна из задач приграничного сотрудничества. При этом среди основных факторов, характеризующих «приграничные территории Российской Федерации», выделяются этнополитические особенности и особенности обеспечения на «приграничных территориях» национальной безопасности, а развитие системы ее обеспечения на «приграничных территориях» является приоритетом стимулирования развития их самих [5, с.357].

В-третьих, Российская Федерация обладает самыми протяженными в мире границами. Соответственно площадь приграничных территорий страны также беспрецедентна. При этом состояние государственной безопасности Российской Федерации складывается в этносоциальных условиях, которые обладают различающимися характеристиками внутри страны и в ее пограничном пространстве. Например, анализ распределения по территории страны ее самой многочисленной этнической группы, показывает, что если в среднем русские составляют 77,7 % от всей численности населения страны, то в пограничном пространстве данный показатель ниже (69,5 %). Доля русского населения в приграничных субъектах федерации, созданных по национальному основанию (в среднем 39,2 %) значительно ниже, чем во внутренних субъектах федерации, созданных по тому же основанию (в среднем 52,6 %). [6,с.88]

Следовательно, достижение равных этнополитических условий обеспечения государственной безопасности и во внутренних, и в приграничных регионах России маловероятно. Этим обусловлено, например, нормативное выделение в качестве одного из основных направлений государственной политики по противодействию экстремизму «обеспечение взаимодействия субъектов противодействия экстремизму на приграничных территориях в целях пресечения проникновения на территорию Российской Федерации членов международных экстремистских организаций» [7, с.80]. Таким образом, востребованы такие подходы к обеспечению государственной безопасности Российской Федерации в условиях полиэтничности пограничного пространства, которые бы учитывали его этнополитические отличия.

В-четвертых, Россия граничит с восемнадцатью странами, имеющими между собой политические, экономические, этнические и др. различия. Существенно разнится историко-политический опыт взаимодействия с ними Российского государства. Специфичны и неоднозначны отношения многонационального народа России с нациями и отдельными этническими общностями сопредельных государств. При этом глобализация, стирая информационные, экономические, религиозные, культурные и др. границы, способствует обострению этнополитических проблем в пограничном пространстве Российской Федерации.

Геополитические соперники России с целью дестабилизации социально-политической обстановки в стране усиливают экономическое, политическое, военное, информационное давление на нее. В реализации своих интересов они нередко опираются на этнополитические противоречия внутри России, что создает широкий спектр внешнеполитических факторов государственной безопасности Российской Федерации. Их необходимо исследовать и учитывать. [8,с.100]

В-пятых, пограничное пространство Российской Федерации уникально по ряду социальных параметров. Единство российской нации не исключает многообразия составляющих еѐ социальных групп по этническим, демографическим, религиозным, сословным и др. показателям. Население приграничных территорий по ряду объективных и субъективных причин подвержено дифференцирующим признакам в большей степени, чем во внутренних регионах страны, что детерминирует формирование нередко противоположных (в том числе этнополитических) интересов, а это не может не оказывать влияния на государственную безопасность. Специфика указанного влияния, характер его проявления на различных участках государственной границы, выявление его взаимосвязей с широким спектром современных политических, экономических, религиозных и др. процессов нуждаются в постоянном мониторинге и учёте в деятельности субъектов обеспечения государственной безопасности Российской Федерации. [9,с.58]

В-шестых, этносоциальное многообразие приграничных субъектов федерации обусловливает необходимость политологического анализа присущей им специфики государственной безопасности Российской Федерации в интересах определения возможностей совершенствования ее обеспечения. Таким образом, масштаб пограничного пространства Российской Федерации и особенности, протекающих в нём этнополитических процессов, должны учитываться при принятии политических решений по недопущению посягательств на суверенитет, территориальную целостность и неприкосновенность и конституционный строй России со стороны внешних и внутренних деструктивных сил, нейтрализации существующих и предотвращении потенциальных угроз государственной безопасности в пограничном пространстве Российской Федерации.

Анализ массива научных трудов, раскрывающих различные аспекты проблематики данного исследования, позволяет автору сформулировать ряд положений.

Во-первых, наличие неоднозначных подходов к определению понятия «государственная безопасность» говорит о существовании определенного теоретико-методологического плюрализма. Обширная теоретическая база способствует свободе методологического выбора и поиску новых решений в исследовании государственной безопасности применительно к специфическим областям еѐ существования. Следовательно, расширение пределов научного анализа понятия «государственная безопасность» с конкретизацией в этнополитической сфере пограничного пространства, способно выявить его специфичные черты и обогатить содержание.

Во-вторых, несмотря на наличие определенного количества научных трудов и нормативных документов, определяющих пределы пограничного пространства, четкого политологического содержания данного понятия не выявлено. Вместе с тем, в связи с неоднозначным развитием этнополитических процессов в ряде приграничных регионов России, которое в современных условиях нередко создает предпосылки для нанесения ущерба ее государственной безопасности, необходимо сформировать единый подход к определению понятия «пограничное пространство» в контексте политической науки. Его политологическое обоснование и нормативно-правовое закрепление позитивно скажется на нейтрализации деструктивных этнополитических процессов в приграничных субъектах федерации, когда возникает необходимость установления в них пределов действия специальных режимов обеспечения государственной безопасности Российской Федерации.

В-третьих, обилие исторических трудов, описывающих особенности расширения российской территории, изменения подходов к обеспечению еѐ безопасности, трансформацию государственного управления, динамику этнического состава населения пограничного пространства Российского государства, предоставляют массив ценнейших научных сведений для анализа сложившихся подходов к обеспечению государственной безопасности с учетом полиэтничности приграничья. В этой связи опыт обеспечения государственной безопасности в условиях полиэтничности пограничного пространства Российского государства требует дальнейшего изучения и учета.

В-четвертых, за время, прошедшее с момента распада СССР, в ряде сопредельных с Россией стран успели сформироваться новые этнические, религиозные, политические, экономические и др. обстоятельства, оказывающие заметное влияние на состояние их государственной безопасности, что не могло не найти отражения в исследованиях как отечественных, так и зарубежных ученых. Многие из них отличаются неординарными взглядами на этнополитику и соответствующие политические отношения на приграничных территориях. Но системное представление о взаимосвязях национального состава приграничных регионов, политической практики и государственной безопасности полиэтничных стран в трудах современных политологов не отражено. При этом в постсоветский период негативные события в этнополитической сфере часто создавали угрозы безопасности и России, и сопредельных с ней стран. Поэтому анализ таких относительно похожих процессов необходим для снижения уязвимости государственной безопасности в условиях полиэтничности пограничного пространства Российской Федерации.

Все это определяет необходимость фундаментального политологического осмысления как самого понятия «государственная безопасность в пограничном пространстве», так и взаимосвязей его содержания с этнополитическими особенностями приграничных регионов России, которые могут быть использованы деструктивными политическими силами для нанесения ущерба государственной безопасности Российской Федерации. В контексте современных политологических подходов подобных исследований ранее не проводилось.

 

Литература:

 

  1.    Пирумов В. С. Национальная безопасность: научное и государственное управленческое содержание: мат. Всерос. науч. конф. (Москва, 4 декабря 2009 года). — М.: Научный эксперт, 2010. — С. 273–284.
  2.    Диденко А. В. Концептуальные основы национальной безопасности Российской Федерации: монография. — М.: ПА ФСБ России, 2010. — 177с.
  3.    Ирошников Д. B. Правовая политика Российской Федерации в сфере государственной безопасности (теоретический аспект): Дис. … канд. юр. наук. — М., 2011. — 281с.
  4.    Бидова Б. Б.Некоторые аспекты обеспечения национальной безопасности на региональном уровне //Молодой ученый. 2014. № 19. С. 410–412.
  5.    Бидова Б. Б.Криминологическая характеристика экстремизма, основанного на национально-религиозной специфике Северо-Кавказского федерального округа //Молодой ученый. 2012. № 12. С. 356–358.
  6.    Буркин А. И., Возжеников А. В., Синеок Н. В. Национальная безопасность России в контексте современных политических процессов /под ред. А. В. Возженикова. — М.: Изд-во РАГС, 2008. — 109с.
  7.    Малин А. С. Содержание понятия «безопасность» //Вестник Академии военных наук. — 2007. — № 4. — С. 77–82.
  8.    Аксенов В. С. Проблемы внутренней безопасности России в ХХI в. — М.: Экономика, 2010. — 199с.
  9.    Басаев В. А. Факторы, детерминирующие совершение преступлений, связанных с осуществлением экстремистской деятельности //Вестник Ессентукского института управления, бизнеса и права. — 2012. — № 6. — С. 57–61.
Основные термины (генерируются автоматически): государственная безопасность, Российская Федерация, пограничное пространство, Россия, Российское государство, российская нация, приграничный субъект федерации, приграничный регион России, национальная безопасность, этнополитическая сфера.


Похожие статьи

Анализ отечественных научных подходов к определению...

Усиление этнополитической активности в пограничном пространстве Российской Федерации часто создает угрозы ее государственной безопасности...

Анализ отечественных научных подходов к определению...

Усиление этнополитической активности в пограничном пространстве Российской Федерации часто создает угрозы ее государственной безопасности...

Причины возникновения этнических движений | Статья в журнале...

Российская Федерация, государственная безопасность, пограничное пространство, интерес, этническая общность, этнополитический конфликт, конституционный строй, политический, этническая группа, Северный Кавказ.

Причины возникновения этнических движений | Статья в журнале...

Российская Федерация, государственная безопасность, пограничное пространство, интерес, этническая общность, этнополитический конфликт, конституционный строй, политический, этническая группа, Северный Кавказ.

Обеспечение безопасности Российской федерации в ее...

Сегодня главной целью единой государственной пограничной политики Российской Федерации, является обеспечение национальных интересов и безопасности страны на Государственной границе и в ее пограничном пространстве.

Обеспечение безопасности Российской федерации в ее...

Сегодня главной целью единой государственной пограничной политики Российской Федерации, является обеспечение национальных интересов и безопасности страны на Государственной границе и в ее пограничном пространстве.

Анализ возможности развития приграничных и трансграничных...

Сотрудничество приграничных территорий Республики Тыва (Российская Федерация) и приграничных районов (аймаков) Баян-Улгий, Завхан, Увс, Хувсгел

Артоболевский С. Приграничные территории Российской Федерации: что может и хочет государство?

Анализ возможности развития приграничных и трансграничных...

Сотрудничество приграничных территорий Республики Тыва (Российская Федерация) и приграничных районов (аймаков) Баян-Улгий, Завхан, Увс, Хувсгел

Артоболевский С. Приграничные территории Российской Федерации: что может и хочет государство?

Миграционная ситуация на Северном Кавказе в оценке...

После распада Советского Союза Северный Кавказ превратился в приграничную территорию Российской Федерации.

- политические и этнополитические — вышеуказанные возрождение и становление казачьих объединений в русскоязычных регионах и...

Миграционная ситуация на Северном Кавказе в оценке...

После распада Советского Союза Северный Кавказ превратился в приграничную территорию Российской Федерации.

- политические и этнополитические — вышеуказанные возрождение и становление казачьих объединений в русскоязычных регионах и...

Контрабанда как угроза национальной безопасности России

Российская Федерация занимает огромное пространство, поэтому она не может находиться вне различных мировых процессов.

Следует добавить, что 24 субъекта Российской Федерации впервые оказались в положении приграничных.

Контрабанда как угроза национальной безопасности России

Российская Федерация занимает огромное пространство, поэтому она не может находиться вне различных мировых процессов.

Следует добавить, что 24 субъекта Российской Федерации впервые оказались в положении приграничных.

Региональные конфликты КНР и возможные негативные...

Глобальные и региональные угрозы оказывают воздействие на пограничную безопасность. Российские власти вырабатывают новые формы защиты рубежей и совершенствуют приграничное сотрудничество.

Региональные конфликты КНР и возможные негативные...

Глобальные и региональные угрозы оказывают воздействие на пограничную безопасность. Российские власти вырабатывают новые формы защиты рубежей и совершенствуют приграничное сотрудничество.

Роль Совета Безопасности РФ в обеспечении национальной...

Российская Федерация, национальная безопасность, международная безопасность, коллективная безопасность, Совет Безопасности, государственная власть, обеспечение, национальная безопасность России...

Роль Совета Безопасности РФ в обеспечении национальной...

Российская Федерация, национальная безопасность, международная безопасность, коллективная безопасность, Совет Безопасности, государственная власть, обеспечение, национальная безопасность России...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Анализ отечественных научных подходов к определению...

Усиление этнополитической активности в пограничном пространстве Российской Федерации часто создает угрозы ее государственной безопасности...

Анализ отечественных научных подходов к определению...

Усиление этнополитической активности в пограничном пространстве Российской Федерации часто создает угрозы ее государственной безопасности...

Причины возникновения этнических движений | Статья в журнале...

Российская Федерация, государственная безопасность, пограничное пространство, интерес, этническая общность, этнополитический конфликт, конституционный строй, политический, этническая группа, Северный Кавказ.

Причины возникновения этнических движений | Статья в журнале...

Российская Федерация, государственная безопасность, пограничное пространство, интерес, этническая общность, этнополитический конфликт, конституционный строй, политический, этническая группа, Северный Кавказ.

Обеспечение безопасности Российской федерации в ее...

Сегодня главной целью единой государственной пограничной политики Российской Федерации, является обеспечение национальных интересов и безопасности страны на Государственной границе и в ее пограничном пространстве.

Обеспечение безопасности Российской федерации в ее...

Сегодня главной целью единой государственной пограничной политики Российской Федерации, является обеспечение национальных интересов и безопасности страны на Государственной границе и в ее пограничном пространстве.

Анализ возможности развития приграничных и трансграничных...

Сотрудничество приграничных территорий Республики Тыва (Российская Федерация) и приграничных районов (аймаков) Баян-Улгий, Завхан, Увс, Хувсгел

Артоболевский С. Приграничные территории Российской Федерации: что может и хочет государство?

Анализ возможности развития приграничных и трансграничных...

Сотрудничество приграничных территорий Республики Тыва (Российская Федерация) и приграничных районов (аймаков) Баян-Улгий, Завхан, Увс, Хувсгел

Артоболевский С. Приграничные территории Российской Федерации: что может и хочет государство?

Миграционная ситуация на Северном Кавказе в оценке...

После распада Советского Союза Северный Кавказ превратился в приграничную территорию Российской Федерации.

- политические и этнополитические — вышеуказанные возрождение и становление казачьих объединений в русскоязычных регионах и...

Миграционная ситуация на Северном Кавказе в оценке...

После распада Советского Союза Северный Кавказ превратился в приграничную территорию Российской Федерации.

- политические и этнополитические — вышеуказанные возрождение и становление казачьих объединений в русскоязычных регионах и...

Контрабанда как угроза национальной безопасности России

Российская Федерация занимает огромное пространство, поэтому она не может находиться вне различных мировых процессов.

Следует добавить, что 24 субъекта Российской Федерации впервые оказались в положении приграничных.

Контрабанда как угроза национальной безопасности России

Российская Федерация занимает огромное пространство, поэтому она не может находиться вне различных мировых процессов.

Следует добавить, что 24 субъекта Российской Федерации впервые оказались в положении приграничных.

Региональные конфликты КНР и возможные негативные...

Глобальные и региональные угрозы оказывают воздействие на пограничную безопасность. Российские власти вырабатывают новые формы защиты рубежей и совершенствуют приграничное сотрудничество.

Региональные конфликты КНР и возможные негативные...

Глобальные и региональные угрозы оказывают воздействие на пограничную безопасность. Российские власти вырабатывают новые формы защиты рубежей и совершенствуют приграничное сотрудничество.

Роль Совета Безопасности РФ в обеспечении национальной...

Российская Федерация, национальная безопасность, международная безопасность, коллективная безопасность, Совет Безопасности, государственная власть, обеспечение, национальная безопасность России...

Роль Совета Безопасности РФ в обеспечении национальной...

Российская Федерация, национальная безопасность, международная безопасность, коллективная безопасность, Совет Безопасности, государственная власть, обеспечение, национальная безопасность России...

Задать вопрос