В процессе рассмотрении вопроса о сущности правового положения иностранных граждан хотелось бы коснуться вопроса двойного гражданства. Поскольку указанный институт является относительно новым для отечественной правовой системы, а кроме того, правовое положение физических лиц, обладающих двойным гражданством (бипатридов) все же имеет свои характерные особенности, которые обусловлены, в первую очередь, наличием у индивида, гражданства иностранного государства вкупе с гражданством страны пребывания.
Статья 62 Конституции РФ говорит, что гражданин Российской Федерации вправе обладать гражданством иностранного государства, то есть может иметь двойное гражданство в соответствии с федеральным законодательством либо действующим международным соглашением Российской Федерации. При этом, обладание гражданином Российской Федерации гражданством иностранного государства не сокращает общий объем его прав и свобод, а также не может являться условием освобождения от обязанностей, которые вытекают из отечественного гражданства, если другие правила не предусмотрены федеральным законодательством или международным соглашением.
Ю. В. Герасименко отмечает, что обладание гражданином Российской Федерации гражданством другого государства не сокращает общий объем его прав и свобод, при этом одновременно не освобождает данное лицо от выполнения предусмотренных по закону обязанностей. Таким образом, существование двойного гражданства не говорит о том, что объем прав и свобод данного лица расширен. Другими словами, физическое лицо, которое обладает гражданством Российской Федерации и иного иностранного государства, не имеет возможности в одно и то же время реализовывать комплекс прав и обязанностей, который проистекает из гражданства двух стран одновременно [1, c. 24]. Схожую точку зрения высказал Л. А. Залевский, который отмечает, что физическое лицо, которое состоит в гражданстве двух стран, но проживает на постоянной основе на территории только одного государства, в максимальном объеме пользуется правами и свободами, а также выполняет обязанности гражданина именно того государства, в котором данное лицо проживает на постоянной основе.
В настоящее время в Российской Федерации предусмотрен такой конституционно-правовой институт как «союзное гражданство» [2, c. 16]. Указанная форма гражданства обусловлена исторически сформировавшимися чрезвычайно близкими межгосударственными отношениями между Республикой Беларусь и Россией и имеет целый ряд специфических особенностей, которые часто вынуждают считать граждан данной страны, пребывающих на территории Российской Федерации в качестве отдельной группы иностранных граждан со специфическим правовым положением.
Следует отметить, что существует достаточно многочисленная группа иностранных граждан, а также лиц, не обладающих гражданством, которую составляют беженцы и вынужденные переселенцы. Важнейшей характерной чертой указанной социальной группы иностранных граждан, в сравнении с вышерассмотренными категориями лиц, является вынужденная миграция и наделение указанных групп лиц специфическим юридическим статусом на территории России, который закреплен в Законах «О беженцах» [3] и «О вынужденных переселенцах» [4].
Статья 1 Закона РФ о беженцах указывает, что беженец — это физическое лицо, которое не обладает гражданством Российской Федерации и которое в виду обоснованных и реальных опасений быть жертвой различного рода преследований пребывает вне страны своей принадлежности и не имеет возможности пользоваться защитой своего государства либо не желает воспользоваться таковой защитой ввиду соответствующих опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. Тем самым, вышеуказанный Закон определяет характер вынужденного пребывания указанных лиц на территории российского государства [5, c. 30].
Кроме того, видится необходимым выделять из числа беженцев лиц, ходатайствующих о временном убежище (ст.12 Закона о беженцах), т. к. в данном случае речь идет о выделении отдельной группы лиц из числа беженцев. Данная точка зрения встречается в работах С. А. Авакьяна [6, c. 126]. Он указывает, что Закон о беженцах определил категорию иностранных граждан и лиц без гражданства, которые близки к беженцам по своему положению, но все-таки отличаются от них тем, что хотели бы довольствоваться не продолжительным, а лишь временным пребыванием на территории РФ.
Следующей специфической группой из состава беженцев, следует отметить лиц, которые получили на территории Российской Федерации политическое убежище. Институт предоставления лицу политического убежища закреплен в Российской Федерации специальным Положением о порядке предоставления Российской Федерацией такого вида убежища [7].
Действующее законодательство о переселенцах предусматривает, что под вынужденным переселенцем следует понимать иностранного гражданина либо апатрида, которые на постоянной основе легально проживают на территории России и изменившие место проживания в рамках российской территории в связи с совершенным в отношении него либо членов его семьи насильственных действий либо иного преследования в каких бы то ни было формах, или в связи с реальной опасностью подвергнуться гонениям или преследованию по таким признакам как расовая либо национальная принадлежность, вера и религиозные предпочтения, языковой принадлежности, принадлежности к той или иной социальной группе, ввиду определенных политических убеждений, которые стали поводами для осуществления недружественных нападок в отношении определенного физического лица либо группы лиц, в том числе массовых нарушений общественной безопасности и общественного порядка. Каждая из вышеперечисленных социальных групп имеет не только общие, но и собственные специфические черты, которые в значительной степени определяют её правовое положение. Наиболее значимые различия в их правовом статусе будут подробно проанализированы во второй и третьей главах настоящего исследования.
Таким образом, обобщая все вышесказанное, можно сделать следующие выводы по поводу вопросов, касающихся понятия иностранного гражданина и лиц без гражданства в действующем законодательстве Российской Федерации.
Государственная принадлежность физического лица в определяющей степени влияет на объем правоспособности каждого конкретного индивида, то есть увеличивает содержательную наполненность конституционно-правового статуса российского гражданина по сравнению с иностранными гражданами, в непосредственной степени влияя на объем прав, свобод и обязанностей.
Наличие у российского гражданина гражданства другого государства (институт двойного гражданства) не влечет за собой расширения содержания его правового статуса посредством распространения на данное лицо требований законодательства другого государства.
Литература:
- Герасименко Ю. В., Залевский Л. А. Указ. соч. С. 24.
- Давудова Д. К. Актуальные проблемы института гражданства в Российской Федерации // Актуальные вопросы юридических наук: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, ноябрь 2012 г.). Челябинск, 2012. С. 16.
- О беженцах: Федеральный закон от 19 февр. 1993 г. № 4528–1 (в ред. от 31.12.2017 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 12. Ст. 425.
- О вынужденных переселенцах: Федеральный закон от 19 февр. 1993 г. № 4530–1 (в ред. от 30.12.2015 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 12. Ст. 427.
- Иванов Д. В. Беженцы в современном международном праве. М., 2016. С. 30.
- Аду Я. Н. Проблема государственного регулирования приобретения гражданства в меняющемся мире // Актуальные проблемы права: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2011 г.). М., 2011. С. 126.
- Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища: Указ Президента РФ от 21.07.1997 г. № 746 (в ред. от 07.12.2016 г.) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 30. Ст. 3601.