В статье анализируются преемственность некоторых конституционных правовых ценностей советской России, которые получили закрепление в ходе конституционной реформы 2020 года; делается вывод о необходимости реального претворения на практике внесенных в ходе общероссийского голосования изменений, реализация новых положений должна служить действующим ценностным ориентиром для проведения внутренней и внешней политики.
Ключевые слова: Конституция, конституционные ценности, преемственность.
Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» [2] внес значительные изменения не только в вопросы организации публичной власти, но и преобразовал сложившуюся систему правовых ценностей, закрепленных в ней.
В Преамбулах Конституции СССР 1977 года [3] и Конституции РСФСР 1978 года [4] было закреплено преемственность идей и принципов предыдущих конституций. Конституция России 1993 года [1] таких положений не содержит, но после конституционной реформы 2020 года де-факто следует признать, что некая преемственность в конституционном закреплении все же есть.
Новые положения, а именно части 1 статьи 67 1 Конституции Российской Федерации о том, что современная Россия является правопреемником Союза ССР, и части 2 этой же статьи о сохранении преемственности в развитии Русского государства, наиболее полно характеризуют всю суть закрепления большинства новых конституционных ценностей, которые, если присмотреться, не такие уж и новые.
В части 2 статьи 67 Конституции России установлено, что Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Эти же объекты защиты были целями создания Вооруженных сил СССР и установления всеобщей воинской обязанности в статье 31 Конституции СССР 1977 года. В Конституции РСФСР 1978 года в последней редакции 1992 года статья 29 содержит норму о том, что защита суверенитета и территориальной целостности Отечества относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа.
Говоря о суверенитете и территориальной целостности, стоит затронуть также позиционирование России в международных отношениях. Российская Федерация согласно статье 79 1 Конституции России принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства. Это отдаленно напоминает содержание главы 4 про внешнюю политику Конституции СССР 1977 года, в статье 28 которой утверждалось, что СССР неуклонно проводит ленинскую политику мира, выступает за упрочение безопасности народов и широкое международное сотрудничество, а статья 29 гласила: «Отношения СССР с другими государствами строятся на основе соблюдения принципов суверенного равенства; взаимного отказа от применения силы или угрозы силой; нерушимости границ; территориальной целостности государств; мирного урегулирования споров; невмешательства во внутренние дела; уважения прав человека и основных свобод; равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничества между государствами; добросовестного выполнения обязательств, вытекающих из общепризнанных принципов и норм международного права, из заключенных СССР международных договоров».
Закрепление вышеуказанных ценностей безусловно имеет объективную необходимость ввиду достаточно сложной обстановки на мировой политической арене. Так, уже не раз звучали призывы североатлантических и западноевропейских стран вернуть контроль над Крымом Украине [5]. И конституционный статус данных норм безусловно укрепляет векторы внешней политики России, делая ее направленной на обеспечение суверенитета государства, его территориальной целостности и принципа невмешательства во внутренние дела.
В новой редакции Конституции Российской Федерации от 1993 года закрепили защиту института брака как союза мужчины и женщины, конечно общемировые реалии в советские времена были другие, но Конституция СССР 1977 года изначально исходила из того, что брак — союз мужчины и женщины, который основывается на добровольном согласии женщины и мужчины; супруги полностью равноправны в семейных отношениях.
Защита института семьи достаточно важное направление для современной России, которое призвано решить в первую очередь демографические проблемы, связанные с убылью населения. По предварительным данным численность постоянного населения России на 1 января 2022 года составила 145,478 млн человек, снизившись за год почти на 693 тыс. человек (минус 0,5 %). Это следует из предварительной оценки численности постоянного населения, размещенной Росстатом 28 января. Прежний максимум был в 2002 году — минус 686 тыс. человек [6]. Непроведение такой политики лишь усугубило бы данные показатели.
Часть 4 статьи 67 1 Конституции России 1993 года содержит обязательства государства по созданию условий, способствующих всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Аналогичное по смыслу положение содержится в Конституции СССР 1977 года, в которой единая система народного образования служит коммунистическому воспитанию, духовному и физическому развитию молодежи, готовит ее к труду и общественной деятельности.
К координации вопросам здравоохранения в новой редакции Конституции Российской Федерации от 1993 года добавились обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью. В Конституции СССР 1977 года это вытекало из содержания права граждан СССР на отдых и права на здоровье, которые обеспечивались расширением сети культурно-просветительных и оздоровительных учреждений, развитием массового спорта, физической культуры и туризма; созданием благоприятных возможностей для отдыха по месту жительства и других условий рационального использования свободного времени; бесплатной квалифицированной медицинской помощью, оказываемой государственными учреждениями здравоохранения; расширением сети учреждений для лечения и укрепления здоровья граждан.
Статья 68 Конституции России 1993 года пополнилась новой частью 4, которая закрепляет, что культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством. По Конституции СССР 1977 года государство заботилось об охране, преумножении и широком использовании духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания советских людей, повышения их культурного уровня.
К слову, о культуре, была изменена формулировка нормы о государственном языке, который теперь определяется как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации, что вызвало довольно неоднозначную оценку со стороны представителей некоторых народов [7]. Но говоря о советских конституциях, стоит вспомнить Преамбулу к первоначальной редакции Конституции РСФСР 1978 года, в которой образование РСФСР обеспечило русскому народу, всем нациям и народностям Российской Федерации благоприятные условия для всестороннего экономического, социального и культурного развития, с учетом их национальных особенностей в братской семье советских народов. Да и в государственном гимне СССР, если вспомнить, пелось про великую Русь.
Все вышеупомянутые конституционные ценности в социально-культурной сфере в том или ином виде были регламентированы в федеральном законодательстве, но придание им статуса конституционных норм влечет их использование при оценке всего остального законодательства на предмет конституционности, что безусловно усилит обеспечение условий, направленных на достойную жизнь и развитие человека и общества в целом.
Анализируя, все вышесказанное, можно смело констатировать о преемственности некоторых положений конституций СССР и РСФСР, пусть и в несколько урезанном или видоизменном состоянии. И это обстоятельство наталкивает на вопрос о включении других советских правовых ценностей, которые не противоречат основам конституционного строя современной России, например признание земель не только основой жизни и деятельности народа, но и его достоянием.
Но вместе с тем, вызывает обеспокоенность тот факт, что данные ценности переняты с семантических конституций СССР, которые, мягко говоря, не соответствовали действительности. Поэтому возникает необходимость реального претворения на практике внесенных в ходе общероссийского голосования изменений, реализация новых положений должна служить действующим ценностным ориентиром для проведения внутренней и внешней политики.
Литература:
- Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 // URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102027595 (Дата обращения: 28.02.2022).
- О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти [Электронный ресурс]: Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 № 1-ФКЗ // URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202003140001 (Дата обращения: 28.02.2022).
- Конституция СССР [Текст]: принята ВС СССР 07 октября 1977 г. (ред. от 14 марта 1990 г.) (утратила силу) // Ведомости ВС СССР. -1977. — № 41. Ст. 617.
- Конституция РCФСР [Текст]: принята ВС РСФСР 12 апреля 1978 г. (утратила силу) // Ведомости ВС РСФСР. — 1978. — № 15. -Ст. 407.
- Joint Declaration of the International Crimea Platform Participants. Доступ из сайта Crimea Platfrom // URL: https://crimea-platform.org/en/samit/deklaraciya (Дата обращения: 28.02.2022).
- Предварительная оценка численности постоянного населения на 1 января 2022 года и в среднем за 2021 год. Доступ из сайта Росстата // URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (Дата обращения: 28.02.2022).
- Татарстанские общественники считают дискриминационной поправку о русском языке. Доступ из сайта «Коммерсантъ» // https://www.kommersant.ru/doc/4283282 (Дата обращения: 28.02.2022).