Постановка и коррекция согласных звуков [ф] и [в] на занятиях по русскому языку как иностранному | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (404) март 2022 г.

Дата публикации: 06.03.2022

Статья просмотрена: 35 раз

Библиографическое описание:

Бакирова, Л. Р. Постановка и коррекция согласных звуков [ф] и [в] на занятиях по русскому языку как иностранному / Л. Р. Бакирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 9 (404). — С. 147-148. — URL: https://moluch.ru/archive/404/89208/ (дата обращения: 26.04.2024).



Статья посвящена проблеме совершенствования русского произношения инофонами. В ней представлены артикуляционная характеристика и приемы отработки согласных звуков [ф] и [в] на занятиях по русскому языку как иностранному. Приведены тренировочные задания, включающие в себя стихотворения, скороговорки, пословицы, поговорки, идиоматические выражения, работа над которыми способствует коррекции и закреплению произношения звуков.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, согласные звуки, постановка произношения, коррекция, артикуляционная характеристика, тренировочные задания

Работа по постановке и коррекции произношения трудных для иностранцев звуков проводится на занятиях по фонетике. Методисты отмечают, что фонетические навыки можно считать сформированными в том случае, если развился фонетический (смыслоразличительный) речевой слух и установились связи между слухоакустической, моторной и фонематическими сторонами речи…» [2, с. 388].

Русские звуки [ф] и [в] вызывают затруднения у многих инофонов, например, у корейских студентов. Твердые согласные звуки [ф] и [в] и мягкие согласные звуки [ф’] и [в’] образуют пары по признаку твердости-мягкости: [ф] — [ф’], [в] — [в’]. Дифференциация звуков, произношение твердых и мягких согласных — это то, на что необходимо обратить внимание при изучении данных звуков. Обратимся к их акустической характеристике.

Чтобы произнести твердые согласные звуки [ф] и [в], нужно приблизить нижнюю губу к верхним зубам и слегка коснуться их. Верхняя губа слегка открывает верхние зубы. Кончик языка не касается нижних зубов. Воздушная струя проходит через образовавшуюся плоскую щель. При произношении [ф] воздушная струя сильнее, чем при произношении [в] [1, с. 127].

Для того чтобы произнести мягкие согласные [ф’] и [в’], нужно приблизить нижнюю губу к верхним зубам так, чтобы образовалась узкая щель, через которую проходит воздух. Губы растянуты в стороны. Верхняя губа открывает нижние зубы. Весь язык продвинут вперед так, что кончик языка касается нижних зубов. Передне-средняя часть спинки языка высоко поднята по направлению к твердому небу, как при произношении звука [и] [1, с. 134].

Следующий важный этап — коррекция произношения. Отработка звуков может быть организована на основе выполнения фонетических упражнений. Это «вид упражнения, целью которого является формирование слухопроизносительных навыков» [2, с. 390]. При изучении звуков [ф] и [в] мы предлагаем обратиться к следующим упражнениям.

1. Слушайте. Слушайте и повторяйте. Читайте.

фа-фэ-фо-фу-фы

фа-ва-на

аф-эф-оф-уф-ыф

во-но-фо

ва-вэ-во-ву-вы

ну-фу-ву

ав-эв-ов-ув-ыв

фы-ны-вы

2. Прочитайте, переведите незнакомые слова, ответьте на вопросы:

жираф, фикус, фарш, ферма, фермер, фотограф, фокусник, фотоаппарат, фамилия, француженка, физика, фламинго, фразеологизм, фарфор, философ, вагон, варежки, ваза, волк, выдумщик, выдра, верблюд, весна, велосипедист, вулкан, витамин, вол, волчонок, ворона, вафли, водовоз, водопровод.

Какие из этих слов отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что? Какие слова обозначают один предмет, а какие — несколько?

3. Прочитайте, повторяйте за преподавателем скороговорки, стихотворения в медленном, в среднем, в быстром темпе:

  1. Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
  2. Федот Федотов в фуфайке улетел вчера в Уфу.
  3. Федотов вволю ел вчера из фруктов вафли до утра.
  4. Фофанова фуфайка Федору впору.
  5. У Феофана Митрофаныча три сына Митрофаныча.
  6. Фёкла в сарафане расфуфырилась.
  7. Фома фрегат направил по фарватеру.
  8. Фальсификаторы фальсифицировали фальсификации да не выфальсифицировали.
  9. Вороватые вороны разворовывали варенье, сваренное Варварой в воскресенье.
  10. Вавилу ветрило промоклосквозило.
  11. Валя на проталинке промочила валенки.

Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.

  1. Проворонила ворона воронёнка.
  2. На дворе вдовы Варвары два вора дрова воровали,

Рассердилася вдова, убрала в сарай дрова.

  1. Во дворе трава, на траве дрова:

Раз дрова, два дрова, три дрова.

Не вместит двор дров –

Дрова выдворить пора.

  1. Отворяй, Варвара, ворота, коли не враг за воротами,

А врагу да недругу от Варвариных ворот — поворот.

  1. Уточка-вострохвосточка ныряла да выныривала, выныривала да ныряла.
  2. Водовоз вез воду из-под водопровода.
  3. У девчонки, у Варюшки

потерялись варежки.

Помогали две Валюшки

Искать Варе варежки [5].

4. Прочитайте, повторяйте за преподавателем пословицы, поговорки, идиоматические выражения. Запомните их:

  1. Всюду вхож, как медный грош.
  2. Всякая всячина.
  3. Входить в курс дела.
  4. Кровь за кровь.
  5. Фирма веников не вяжет.
  6. Век живи, век учись.
  7. Ворон ворону глаз не выклюет.
  8. Вола зовут не пиво пить, а хотят на нем воду возить.
  9. С волками жить — по-волчьи выть.
  10. Встать во весь рост.
  11. Взять себя в руки.
  12. Давать голову на отсечение.
  13. Давать слово.
  14. Дырявая голова.
  15. Светлая голова [3].

5. Прочитайте шуточное стихотворение с различной интонацией (грусть, радость, удивление, восхищение, обида, страх):

Ва-ва-ва, ва-ва-ва

вот высокая трава.

Вы-вы-вы, вы-вы-вы

Даже выше головы.

Ве-ве-ве, ве-ве-ве

васильки видны в траве.

Ву-ву-ву, ву-ву-ву

— Васильков букет нарву.

Ви-ви-ви, ви-ви-ви

— Только много их не рви [4, с. 170].

Литература:

  1. Абрамова, Г. А. Вводный фонетико-грамматический курс русского языка для студентов-иностранцев. — М.: МГИМО-Университет, 2016. — 179 с.
  2. Азимов, Э. Г., Щукин, А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — Москва: ИКАР. — 2009. — 448 с.
  3. Прыгают на языке скороговорки, как караси на сковородке: материалы для занятий по русской фонетике / сост. Н. В. Богданова-Бегларян, С. Б. Степанова. — Санкт-Петербург: Златоуст, 2013. — 64 с.
  4. Успенская, Л. П., Успенский, М. Б. Учитесь правильно говорить. Книга для учащихся. В 2 т. Ч. 2. — Москва: Просвещение, 1995. — 319 с.
  5. Фонетическая хрестоматия. Материалы по русской фонетике. Скороговорки и палиндромы. Пословицы и поговорки. Идиоматические выражения. Стихи / сост. Н. В. Богданова, Л. В. Игнаткина. — Санкт-Петербург, 2003. — 204 с.
Основные термины (генерируются автоматически): артикуляционная характеристика, верхняя губа, дрова, звук, зуб, кончик языка, коррекция произношения, нижняя губа, русский язык, слово, согласный.


Ключевые слова

коррекция, русский язык как иностранный, согласные звуки, постановка произношения, артикуляционная характеристика, тренировочные задания

Похожие статьи

Вокально-артикуляционная гимнастика для развития вокальных...

– «Скольжение» — пожевали верхнюю и нижнюю губу. Рот приоткрыли, губы натягиваются на зубы, затем растягиваются в улыбке. – «Кролик» — верхняя губа подтягивается кверху, обнажая верхние зубы, затем нижняя — вниз, обнажая нижние зубы. Представьте, что губу тянут за невидимые ниточки.

кончик языка, широкий язык, рот, нижняя губа, язык, зуб, стертая форма дизартрии, речевой аппарат, артикуляционная гимнастика. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы.

Артикуляционная гимнастика в работе воспитателя

Ключевые слова: артикуляционная гимнастика, сказки, игры; развитие внимания, памяти, артикуляции, слухового и зрительного восприятия. Все педагоги знают об артикуляционной гимнастике, но не все ее используют в своей работе. Хотелось бы напомнить о данной гимнастике, о ее важности и предложить новые

Артикуляционная гимнастика подготавливает органы речи к правильному произношению звуков. Происходит укрепление и активизация мышц, дифференциация и уточнение позиции органов артикуляции при произнесении различных звуков. Так же гимнастика способствует увеличению объема движений, умению объединять...

Особенности формирования звукопроизношения у детей...

Ключевые слова: звукопроизношение, зубочелюстные аномалии, артикуляционный аппарат. Сегодня все чаще и чаще в практике логопеда встречаются дети с аномалиями зубочелюстной системы. Коррекция звукопроизношения у таких детей возможна только при активном взаимодействии логопеда и ортодонта.

При дистальном наблюдается нарушение местообразования шипящих звуков. «Нижнее» произнесение Ш и Ж формируется вследствие опущения кончика языка и приобретает мягкий оттенок. Промежуток между задней частью спинки языка и твердым небом вызывает заднеязычное произношение.

Практика проведения артикуляционной гимнастики...

Ребёнок кончиком языка упирается в свои нижние резцы, растягивая губы в «улыбке-оскале», а логопед своим указательным пальчиком, завёрнутым в тонкую тканую салфетку совершает надавливающие движения на кончик языка ребёнка.

Ребёнок кончиком языка упирается в верхние резцы, а логопед указательным пальцем, завёрнутым в тонкую тканую салфетку надавливает на нижнюю поверхность кончика языка.

- артикуляционный (самомассаж губ, щек и языка); - пальчиковый. Сочетание таких упражнений, как самомассаж и пальчиковая гимнастика, с упражнениями по коррекции звукопроизношения позволяет значительно...

Модели артикуляции звуков как эффективный метод коррекции...

Так, если звук в речи ребенка отсутствует, учитель-логопед объясняет правильный уклад органов артикуляционного аппарата, а роль зрительных ощущений выполняет модель, смотря на которую ребенок сознательно пытается расположить губы, язык, как указано на модели.

Использование моделей звуков получили распространение в моей логопедической практике. Были апробированы модели артикуляции гласных и согласных звуков, предложенные Валентиной Михайловной Акименко в учебно-методическом пособии «Исправление звукопроизношения у детей».

Особенности артикуляционной моторики у детей со стёртой...

‒ намазать нижнюю губу вареньем или протягивать к губам ребёнка конфету — для выработки движения языка вперёд к губам. Комплекс артикуляционной гимнастики, выполняемых функциональной нагрузкой. Внятность и четкость речи зависят от развития мышц языка, челюсти, состояния зубов, носоглотки. Наиболее активно участвует в образовании звуков язык и от его положения, от того, какую форму он принимает зависит правильное произношение большинства звуков русского языка. Этому и призвана помочь артикуляционная гимнастика, которая не только развивает речевой аппарат, но и является эффективным средством...

Использование в работе логопеда схем ориентировочной основы...

К составляющим артикуляционного уклада звука относят: положение губ, зубов, кончика языка в момент произнесения звука, способ образования шума и тип преграды, особенности работы голосовых складок, а также характер воздушной струи. Использование на занятиях логопедом знаков-символов позволяет ребенку более осознанно относиться к закреплению правильных артикуляционных укладов каждого изучаемого звука.

Если у ребенка искаженное произношение звука, то модель отсутствует, т.к. нет такого артикуляционного уклада в фонетической системе русского языка.

Логопедия как часть комплексной реабилитации детей...

Открытая ринолалия, обусловленная врожденными расщелинами верхней губы и неба, представляет собой проблему, как для логопедии, так и для целого ряда наук медицинского цикла [10]. Логопедические занятия по коррекции открытой органической ринолалии проводят как в дооперационном, так и в послеоперационной периоде. До операции проводится такие мероприятия, как: артикуляционная гимнастика; дыхательная гимнастика; логопедический массаж (пальцевой массаж фрагментов твердого нёба и вибрационный массаж мягкого нёба).

Артикуляции предыдущего звука при произнесении последующего

Действие артикуляционного механизма, т. е. физиологического фактора, вызывающего К. и. з., направляется и ограничивается системно-языковым фактором: взаимовлияние звуков проявляется лишь в том случае, если при этом не нарушаются существующие в языке фонематического отношения.

Влияние гласных на предшествующий согласный может сказываться в следующем. Закрытые гласные переднего ряда могут вызывать палатализацию согласных. Наиболее легко происходит палатализация не язычных согласных, так как при их произнесении язык свободен и заранее подготавливается к артикуляции гласного.

Похожие статьи

Вокально-артикуляционная гимнастика для развития вокальных...

– «Скольжение» — пожевали верхнюю и нижнюю губу. Рот приоткрыли, губы натягиваются на зубы, затем растягиваются в улыбке. – «Кролик» — верхняя губа подтягивается кверху, обнажая верхние зубы, затем нижняя — вниз, обнажая нижние зубы. Представьте, что губу тянут за невидимые ниточки.

кончик языка, широкий язык, рот, нижняя губа, язык, зуб, стертая форма дизартрии, речевой аппарат, артикуляционная гимнастика. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы.

Артикуляционная гимнастика в работе воспитателя

Ключевые слова: артикуляционная гимнастика, сказки, игры; развитие внимания, памяти, артикуляции, слухового и зрительного восприятия. Все педагоги знают об артикуляционной гимнастике, но не все ее используют в своей работе. Хотелось бы напомнить о данной гимнастике, о ее важности и предложить новые

Артикуляционная гимнастика подготавливает органы речи к правильному произношению звуков. Происходит укрепление и активизация мышц, дифференциация и уточнение позиции органов артикуляции при произнесении различных звуков. Так же гимнастика способствует увеличению объема движений, умению объединять...

Особенности формирования звукопроизношения у детей...

Ключевые слова: звукопроизношение, зубочелюстные аномалии, артикуляционный аппарат. Сегодня все чаще и чаще в практике логопеда встречаются дети с аномалиями зубочелюстной системы. Коррекция звукопроизношения у таких детей возможна только при активном взаимодействии логопеда и ортодонта.

При дистальном наблюдается нарушение местообразования шипящих звуков. «Нижнее» произнесение Ш и Ж формируется вследствие опущения кончика языка и приобретает мягкий оттенок. Промежуток между задней частью спинки языка и твердым небом вызывает заднеязычное произношение.

Практика проведения артикуляционной гимнастики...

Ребёнок кончиком языка упирается в свои нижние резцы, растягивая губы в «улыбке-оскале», а логопед своим указательным пальчиком, завёрнутым в тонкую тканую салфетку совершает надавливающие движения на кончик языка ребёнка.

Ребёнок кончиком языка упирается в верхние резцы, а логопед указательным пальцем, завёрнутым в тонкую тканую салфетку надавливает на нижнюю поверхность кончика языка.

- артикуляционный (самомассаж губ, щек и языка); - пальчиковый. Сочетание таких упражнений, как самомассаж и пальчиковая гимнастика, с упражнениями по коррекции звукопроизношения позволяет значительно...

Модели артикуляции звуков как эффективный метод коррекции...

Так, если звук в речи ребенка отсутствует, учитель-логопед объясняет правильный уклад органов артикуляционного аппарата, а роль зрительных ощущений выполняет модель, смотря на которую ребенок сознательно пытается расположить губы, язык, как указано на модели.

Использование моделей звуков получили распространение в моей логопедической практике. Были апробированы модели артикуляции гласных и согласных звуков, предложенные Валентиной Михайловной Акименко в учебно-методическом пособии «Исправление звукопроизношения у детей».

Особенности артикуляционной моторики у детей со стёртой...

‒ намазать нижнюю губу вареньем или протягивать к губам ребёнка конфету — для выработки движения языка вперёд к губам. Комплекс артикуляционной гимнастики, выполняемых функциональной нагрузкой. Внятность и четкость речи зависят от развития мышц языка, челюсти, состояния зубов, носоглотки. Наиболее активно участвует в образовании звуков язык и от его положения, от того, какую форму он принимает зависит правильное произношение большинства звуков русского языка. Этому и призвана помочь артикуляционная гимнастика, которая не только развивает речевой аппарат, но и является эффективным средством...

Использование в работе логопеда схем ориентировочной основы...

К составляющим артикуляционного уклада звука относят: положение губ, зубов, кончика языка в момент произнесения звука, способ образования шума и тип преграды, особенности работы голосовых складок, а также характер воздушной струи. Использование на занятиях логопедом знаков-символов позволяет ребенку более осознанно относиться к закреплению правильных артикуляционных укладов каждого изучаемого звука.

Если у ребенка искаженное произношение звука, то модель отсутствует, т.к. нет такого артикуляционного уклада в фонетической системе русского языка.

Логопедия как часть комплексной реабилитации детей...

Открытая ринолалия, обусловленная врожденными расщелинами верхней губы и неба, представляет собой проблему, как для логопедии, так и для целого ряда наук медицинского цикла [10]. Логопедические занятия по коррекции открытой органической ринолалии проводят как в дооперационном, так и в послеоперационной периоде. До операции проводится такие мероприятия, как: артикуляционная гимнастика; дыхательная гимнастика; логопедический массаж (пальцевой массаж фрагментов твердого нёба и вибрационный массаж мягкого нёба).

Артикуляции предыдущего звука при произнесении последующего

Действие артикуляционного механизма, т. е. физиологического фактора, вызывающего К. и. з., направляется и ограничивается системно-языковым фактором: взаимовлияние звуков проявляется лишь в том случае, если при этом не нарушаются существующие в языке фонематического отношения.

Влияние гласных на предшествующий согласный может сказываться в следующем. Закрытые гласные переднего ряда могут вызывать палатализацию согласных. Наиболее легко происходит палатализация не язычных согласных, так как при их произнесении язык свободен и заранее подготавливается к артикуляции гласного.

Задать вопрос