Ключевые слова: цифровые инструменты, цифровое обучение, обучение иностранному языку.
В настоящее время учебный процесс требует не только традиционных подходов к обучению, но и уникальных методов обучения студентов. Век технологий позволяет профессорам придумывать отличные идеи с использованием цифровых инструментов, особенно при обучении иностранным языкам.
Использование электронной доски в образовательном процессе является одним из наиболее ярких примеров того, как цифровые инструменты подпитывают энтузиазм учащихся при освоении сложных тем, например, при чтении иностранной литературы, неадаптированной для людей, для которых эта книга написана не на родном языке. Транслируя презентации, отчеты, учебные программы, студенты, которые хорошо владеют визуальным обучением, в соответствии с типологией по наиболее эффективным методам обучения, могут добиться выдающихся успехов в изучении практически любого аспекта языка. Психолог Ричард Э. Мейер является автором исследования по изучению учебных материалов с помощью мультимедиа, основанного на модели обработки информации в мозгу. Он заявил: «Мультимедиа о том принципе, что обучение на словах и изображениях более эффективно, чем обучение только на словах».
Для процесса обучения иностранным языкам важными считаются такие виды визуализации, как лингвистическая (словесно-речевая) и неязыковая (предметно-изобразительная). Центральное место занимает языковая наглядность, которая существует в речевых образцах, грамматических правилах и схемах, лексических единицах, в графических и слуховых текстах, а также видеофильмах. Он основан на нормах употребления языка, на его аутентичном образцовом характере и, как видно из предыдущего перечисления, может быть выражен в разных формах — зрительных и слуховых.
Более того, учащиеся могут углублять знания по темам и активно мыслить, использовать ранее приобретенную лексику для формирования мировоззрения, осуществления синтеза, анализа, обобщения, выводов, способствующих заполнению пробелов в их сознании по различным неизвестным языковым аспектам.
Неязыковая визуализация часто сопровождает (подкрепляет) восприятие языковой визуализации и представлена в картинках, предметах, действиях, схемах и имеет непосредственное отношение к зрительному восприятию. Важно, чтобы разные виды визуализации были представлены в комплексе.
С учетом возможностей компьютерной визуализации информации процесс представления языковой и, в большей степени, неязыковой наглядности приобретает новые методические и инструментальные решения. Как отмечает Г. О. Аствацатуров: «технология визуализации учебной информации предполагает умелое обращение с основными элементами зрительного образа: точкой, линией, формой, направлением, тоном, цветом, структурой, величиной, масштабом, движением» [1, с. 25].
Резюмируя, использование интерактивной доски на занятиях способствует мобилизации мыслительной деятельности учащихся, внося новизну в учебный процесс изучения иностранных языков, повышая интерес к уроку, увеличивая возможность непроизвольного запоминания материала с учетом личных особенностей восприятия информации, выделение главного в материале и его систематизация.
Во-вторых, использование видеоигр в обучении иностранным языкам успешно с тех пор, как игры усложнились и стали альтернативной реальностью для геймеров. Переключение настроек игры на иностранный язык может облегчить дальнейший процесс изучения языка.
Игровая индустрия невероятно огромна — сейчас она больше, чем музыкальная индустрия или кассовые сборы фильмов. Существует множество различных игр и приложений, от головоломок и викторин до экшн-игр и новел. Одним из популярных приложений является Dubsmash, где люди записывают свое пение на английском языке под поп-песню. Это помогает в предоставлении знаний в развлекательной форме. Это снижает нагрузку на мозг от постоянного ежедневного потребления информации и упрощает изучение языков.
Игры открывают доступ к другому миру, обычно защищенному от последствий «реального» мира. Они дают игрокам свободу и контроль, чтобы создавать новые личности и взаимодействовать как с окружающей средой, так и с другими людьми новыми и неожиданными способами [2]. Они также могут создать ощущение веселья и удовольствия, сняв некоторые стрессы и давление, которые часто связаны с формальным образованием, и позволяя учащимся участвовать в игровой деятельности в непринужденной и беззаботной манере. Более того, с точки зрения игры, совершение ошибок не только рассматривается как неотъемлемый аспект многих игр, но и как возможность лучше освоить тонкости изучения языка, когда на экране всплывает надпись Failure. Наконец, игры приносят пользу как взрослым, изучающим языки, так и младшим возрастным группам.
Стоит упомянуть программное обеспечение которое профессора могут использовать во время учебного взаимодействия со студентами. Разработчики программного обеспечения не останавливаются и продолжают делать прорывы в сфере образования. Цифровой инструмент под названием Pixton подвергает сомнению общепринятый подход к развитию мыслительного процесса детей, когда им приходится придумывать истории. Данная платформа положительно влияет на визуальное мышление и творчество учащихся. Таким образом, сохраняет вовлеченность в образовательный процесс. С помощью данного метода учащиеся всех возрастов могут создавать комиксы. Данное занятие может носить как образовательный, так и развлекательный характер.
Prezi — цифровое программное обеспечение для создания интерактивных презентаций. Согласно исследованиям, инновационный способ Prezi помогает вам создавать презентации — путем увеличения масштаба — приводит к более эффективным, убедительным, действенным и увлекательным презентациям, что способствует лучшему пониманию информации. Кроме того, это позволяет студентам использовать режим онлайн-перевода. Когда презентация сделана на иностранном языке, студенты могут нажать на текст и найти правильный аналог слова на своем родном языке.
Этот прием можно выполнять не только во время чтения презентации. В последнее время студенты и преподаватели имеют тенденцию смотреть фильмы, передачи и видео в образовательных целях прямо во время уроков! Использование таких цифровых инструментов в обучении помогает познакомиться с естественным языком своего народа. Например, просмотр фильмов на английском языке позволяет людям изучать английский язык в реальных ситуациях. Можно освоить новые выражения для употребления в повседневной жизни. Важно не только произношение, но и язык тела. Также этот метод прекрасно подходит для понимания контекста произнесения того или иного слова. Хороший пример — «получить». «Get» имеет более 200 значений, поэтому понимание того, как именно люди используют его в реальной жизни, поможет вам в повседневных разговорах. Кроме того, это положительно сказывается на навыках аудирования. Во время разговора на иностранном языке часто трудно понять, что говорят люди, когда они говорят быстро. Это связано с тем, что не все звуки произносятся в естественной речи. Таким образом, просмотр фильмов на родном языке может помочь учащимся лучше понимать носителей английского языка. Такие цифровые инструменты, как просмотр чего-либо, резко улучшают словарный запас учащихся. Это включает в себя естественный английский язык, такой как сленг, идиомы и разговорные выражения. Их трудно выучить из учебников. Услышав новые слова или выражения в контексте, ученики смогут правильно использовать их в разговоре [3, с. 32].
Однако преподаватели сталкиваются с проблемами при интеграции цифровых инструментов в учебный процесс. Некоторые технологии ненадежны и могут легко подвести во время важного испытания. Это может отбить у учителей желание использовать технологии так часто, как им хотелось бы. Это усугубляется тем фактом, что, если эти учителя работают в школах, они сталкиваются с классами учеников, которые, по крайней мере, на первый взгляд, могут показаться более компетентными в цифровых технологиях, чем их учителя. Таким образом, учащиеся могут бросить вызов своим учителям таким образом, что последние откажутся от использования технологий, которые потенциально могут иметь такое значение для того, что происходит в классе. Хотя Рим строился не за один день, скоро учителя смогут быстрее адаптироваться к новым тенденциям.
Подводя итог, можно сказать, что использование цифровых инструментов в обучении иностранному языку необходимо и эффективно. Кроме того, это создает важную связь между профессорами и студентами. Делясь знаниями, учителя признают важность правильного подхода к своим ученикам, потому что те родились в век технологий, которые в наши дни стремительно модернизируются. Цифровые инструменты важно интегрировать в процесс изучения языков, поскольку они положительно влияют на то, как наш мозг воспринимает информацию.
Литература:
- Беляева, Л. А. Интерактивные средства обучения иностранному языку. Интерактивная доска: учебник для вузов / Л. А. Беляева. — Москва: Изд-во Юрайт, 2022. — 157 с. — (Высшее образование).
- Larissa, Albano Using games in the classroom / Albano Larissa. — Текст: электронный // TeachingEnglish: [сайт]. — URL: https://www.teachingenglish.org.uk/blogs/larissa84/larissa-albano-using-games-classroom
- Harry, Motterem Advantages and Disadvantages of Technology in Education / Motterem Harry. — Текст: электронный // Future of working: [сайт]. — URL: https://futureofworking.com/10-advantages-and-disadvantages-of-technology-in-education