На современном этапе развития общественных отношений цифровые технологии активно влияют на сферы государственного управления и правового регулирования. В 2017 г. Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. N 203 была утверждена «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг.», целью принятия которой явилось создание условий для формирования в России общества знаний — общества, в котором преобладающее значение для развития граждан, экономики и государства имеют получение, сохранение, производство и распространение информации [10].
Вопросы цифровизации нашли свое место в Конституции Российской Федерации. Так, Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» в статью 71 введен пункт «м», которым устанавливается, что к исключительным полномочиям Российской Федерации относится обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных [1]. Это подтверждает признание значимости вопросов цифровизации для российского государства. В будущем данное введение должно оказать влияние на государственную политику, а также определить основные направления для дальнейшего развития налоговых правоотношений. Применение цифровых технологий в налоговой сфере влияет и на повышение доходов бюджетов [9].
А. В. Изотов определяет цифровизацию налоговых правоотношений как «процесс создания, внедрения, применения и совершенствования цифровых технологий и информационных систем, влияющих на трансформацию состава и содержания отношений, урегулированных нормами налогового права, а также совершенствование и автоматизацию реализации субъективных прав и юридических обязанностей участников соответствующих отношений» [7].
Значительное влияние на развитие цифровых технологий оказала Государственная программа «Информационное общество» (2011–2020 гг.). Согласно данной государственной программе на Федеральную налоговую службу РФ (ФНС России) была возложена ответственность за создание системы электронного документооборота и развитие сервисов, повышающих открытость деятельности налоговых органов и упрощающих процедуры взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов с использованием информационных технологий [8]. Одним из востребованных электронных сервисов и проектов ФНС России является информационный сервис «Личный кабинет налогоплательщика». Данный сервис был введен Федеральным законом от 4 ноября 2014 г. N 347-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Так, в Налоговый кодекс РФ была введена статья 11.2, которая положила начало формированию института взаимоотношений налоговых органов с налогоплательщиками с использованием информационного ресурса «Личный кабинет налогоплательщика» .
Возможности «Личного кабинета» многообразны. Благодаря этому информационному ресурсу граждане могут получать налоговые уведомления, представлять необходимые документы и информацию в электронном виде, производить безналичную оплату налогов и налоговых задолженностей. Сервисом «Личный кабинет» предусмотрено также большое количество действий с объектами налогообложения.
«Личный кабинет налогоплательщика» выполняет три основные функции:
1) организация электронного документооборота и перевод всех процессов в цифровую форму дает возможность гражданам дистанционно обратиться в налоговые органы и уменьшить сроки оборота документов;
2) использование сервиса «Личный кабинет» существенно уменьшает расходы на традиционный документооборот;
3) при использовании данного сервиса налоговые отношения между налоговыми органами и налогоплательщиками отличаются прозрачностью. Следовательно, уровень доверия граждан к налоговым органам значительно возрастает.
Сервис «Личный кабинет налогоплательщика» оптимизировал работу налоговых органов. С введением данного ресурса у налоговых органов появилась возможность мониторинга действий налогоплательщиков. Это позволило снизить необходимость проведения налоговых проверок в большом количестве. Важно отметить, что благодаря введению данного информационного сервиса повысился уровень законности в области дополнительных начислений налогов и сборов, а также возрос уровень показателей по взиманию и доначислению налогов и сборов.
Однако при использовании «Личного кабинета» налогоплательщики столкнулись с определенными проблемами. В качестве наиболее распространенной категории проблем можно выделить проблемы, носящие технический характер. Например, согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» оформление и представление любого электронного документа требует, чтобы он был подписан руководителем организации или уполномоченным на то должностным лицом. Это требование одновременно вызывает нежелание налогоплательщиков пользоваться «Личным кабинетом» и значительно повышает нагрузку на каналы связи налоговых органов. Помимо технических проблем также выделяются проблемы, связанные с несоответствием документооборота в традиционной форме электронному документообороту, поскольку, в большинстве случаев, обновление информации по налогам и сборам оперативнее происходит в «Личном кабинете налогоплательщика» . По этой причине нередко встречаются случаи, когда налогоплательщики, получив документы о необходимости уплаты налогов в бумажной форме и внеся оплату, вскоре обнаруживают, что все необходимые платежи ими уже были осуществлены. Нередко налогоплательщики отмечают также проблемы, связанные с процедурой получения доступа к «Личному кабинету налогоплательщика», требующей личного посещения гражданином налоговых органов [6]. Кроме того, в некоторых случаях граждане считают, что взаимодействие с налоговыми органами через сервис «Личный кабинет» нарушает их права на конфиденциальность. Так, гражданка Т. обратилась в районный суд с иском к ИФНС о признании незаконной и посягающей на частную жизнь обработку персональных данных. Решением районного суда истцу было отказано в удовлетворении иска. Апелляционная и кассационная инстанции оставили решение суда первой инстанции в силе, посчитав, что формирование налоговым органом налогового уведомления и выгрузка его в «Личный кабинет налогоплательщика» не может расцениваться как нарушение прав истица на конфиденциальность и распространение личной информации [12].
Еще одним примером недоверительного отношения к взаимодействию с налоговыми органами через «Личный кабинет налогоплательщика» является факт обращения в суд налогоплательщика с административным исковым заявлением о признании незаконными действий налогового органа по обеспечению доступа к «Личному кабинету налогоплательщика» и направлению требования в «Личный кабинет». Районным судом и судом апелляционной инстанции в удовлетворении требований истцу было отказано [13]. Некоторые граждане и вовсе решают оспорить конституционность положений Налогового кодекса Российской Федерации. В частности абзац восьмой пункта 2 статьи 11.2, в соответствии с которым на индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и других лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, не распространяются положения данного пункта в части передачи в налоговые органы документов (информации), сведений, связанных с осуществлением ими указанной деятельности, через личный кабинет налогоплательщика. По мнению заявителя, обратившегося с жалобой в Конституционный Суд РФ оспариваемые законоположения противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку ограничивают индивидуальных предпринимателей в использовании личного кабинета налогоплательщика. Конституционный Суд РФ отказал в принятии к рассмотрению жалобы гражданина, указав на то, что статья 11.2 НК РФ предусматривает возможность использования «Личного кабинета налогоплательщика» для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав, установленных НК РФ. При этом федеральным законодателем установлены особенности использования «Личного кабинета» разными категориями налогоплательщиков. В частности «Личный кабинет налогоплательщика» используется налогоплательщиками — физическими лицами как для получения от налогового органа документов, так и для передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме (пункт 2 статьи 11.2). В свою очередь, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, не вправе передавать в налоговые органы документы (информацию), сведения, связанные с осуществлением ими указанной деятельности, через личный кабинет налогоплательщика (абзац восьмой пункта 2 статьи 11.2). Указанное нормативно-правовое регулирование, предусматривающее одну из форм взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов, не препятствует передаче соответствующими категориями налогоплательщиков документов (информации), сведений в ином порядке и не может нарушать права заявителя в указанном в жалобе аспекте [14].
На данный момент доступ к «Личному кабинету налогоплательщика» может осуществляться одним из трех способов. Первый способ связан с получением и использованием налогоплательщиком логина и пароля, указанных в регистрационной карте. Второй способ предполагает доступ в «Личный кабинет» при помощи квалифицированной электронной подписи. Данная подпись должна быть выдана Удостоверяющим центром, аккредитованным Минкомсвязи России, и может храниться на любом носителе: жестком диске, USB-ключе или смарт-карте. При этом требуется использование специального программного обеспечения — криптопровайдера. Третий способ является наиболее распространенным. Он предусматривает доступ в «Личный кабинет» при помощи учетной записи Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) — реквизитов доступа, используемых для авторизации на Едином портале государственных и муниципальных услуг (портал «Госуслуги») [5].
В заключение можно сделать вывод о том, что сервис «Личный кабинет налогоплательщика» является средством повышения налоговой грамотности граждан. Введение данного информационного ресурса стало одним из наиболее важных шагов для дальнейшей информатизации и цифровизации взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков.
Литература:
- Конституция Российской Федерации// http://www.consultant.ru/(дата обращения: 21.02.2022).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) // http://www.consultant.ru/(дата обращения: 18.02.2022).
3. Федеральный закон «Об электронной подписи» от 06.04.2011 N 63-ФЗ // http://www.consultant.ru/(дата обращения: 18.02.2022).
4. Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы»// http://www.consultant.ru/(дата обращения: 18.02.2022).
5. Как получить доступ в Личный кабинет налогоплательщика. — Текст: электронный // ФНС России: [сайт]. — URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/fl/interest/lk-account/ (дата обращения: 18.02.2022).
6. Домов, Р. Г. Цифровизация взаимодейстия налоговых органов с налогоплательщиками: проблемный комментарий к статье 11.2 Налогового кодекса РФ/ Р. Г. Домов. — Текст: непосредственный // Налоги. — 2020. — № 1. — С. 10–14.
7. Изотов, А. В. Цифровизация налоговых правоотношений: теоретико-правовой аспект / А. В. Изотов. — Текст: непосредственный // Финансовое право. — 2021. — № 1. — С. 28–31.
8. Коваленко, Н. С. Налоговый мониторинг как инструмент налоговой цифровизации / Н. С. Коваленко, Е. М. Леонов. — Текст: непосредственный // Закон. — 2021. — № 4. — С. 50–59.
9. Миронова, С. М. Влияние применения цифровых технологий в налоговой сфере на повышение доходов местных бюджетов: российский и зарубежный опыт / С. М. Миронова // Цифровая экономика как вектор трансформации правосубъектности участников налоговых отношений в России и за рубежом: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в рамках IV Саратовских финансово-правовых чтений научной школы Н. И. Химичевой, Саратов, 23 мая 2019 года. — Саратов: Саратовская государственная юридическая академия, 2019. — С. 105–111.
10. Омелехина, Н. В. Цифровизация бюджетной сферы как предмет правового воздействия / Н. В. Омелехина. — Текст: непосредственный // Журнал российского права. — 2020. — № 8. — С. 127–140.
11. Поветкина, Н. А. «Цифровые» права налогоплательщика / Н. А. Поветкина, А. А. Копина. — Текст: непосредственный // Налоги. — 2020. — № 5. — С. 40–44.
12. Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 03.06.2020 по делу N 88–14141/2020// http://www.consultant.ru/(дата обращения: 21.02.2022)
13. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 03.07.2019 по делу N 33а-11248/2019// http://www.consultant.ru/(дата обращения: 21.02.2022)
14. Определение Конституционного Суда РФ от 28.09.2021 N 1697-О// http://www.consultant.ru/(дата обращения: 21.02.2022)