Гарантии реализации административно-правового статуса граждан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №8 (403) февраль 2022 г.

Дата публикации: 28.02.2022

Статья просмотрена: 1477 раз

Библиографическое описание:

Антонов, А. А. Гарантии реализации административно-правового статуса граждан / А. А. Антонов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 8 (403). — С. 70-72. — URL: https://moluch.ru/archive/403/89127/ (дата обращения: 26.04.2024).



Административные права граждан посредством метода дозволения закрепляются в нормативно-правовых актах и позволяют осуществлять определенные действия в рамках установленных законодательных границ. При этом неотъемлемой частью таких прав является право самих граждан требовать от других лиц и государственных органов действовать в этих границах и не препятствовать осуществлению указанных прав, а также содействовать их реализации. Права и обязанности граждан занимают главенствующее место в основах правового положения личности.

В целях классификации прав граждан можно выделить конституционные права и права, регулирующиеся иными законами и нормативно-правовыми актами. Права, регулируемые административными нормами, делятся на два вида: первичные права (к примеру, право избираться в органы власти, право управления транспортным средством, право на ношение оружия) и конкретизирующие (например, право на обращение в органы власти детально отрегулировано различными нормами).

Д. Н. Бахрах классифицирует права на абсолютные (безусловные) и относительные. К абсолютным относятся права, используемые гражданами на свое усмотрение, при этом органы власти обязаны создавать условия для реализации этих прав, осуществлять их защиту. Например, право на административное обжалование, на образование. К относительным правам относят такие, для которых требуется акт органа публичной власти, который закрепляет волеизъявление гражданина. Это различные постановления, приказы, выдача разрешений и лицензий [3, с. 30].

В законодательстве закреплен перечень обстоятельств, при которых административно-правовой статус граждан может быть ограничен. К примеру, это чрезвычайные ситуации (стихийные бедствия, беспорядки), несовместимость статуса субъекта с его деятельностью (запрет для предпринимателей замещать должности государственной службы), вопросы государственной безопасности (доступ к государственной тайне), совершение неправомерных действий (ограничение использования оружия).

Основополагающим правом граждан РФ является право на участие в управлении делами государства. Такое право является отличительным признаком демократической политической системы. Данное право подробно регулируется федеральными законами — о местном самоуправлении, об организации государственной власти субъектов РФ и другими. Важным способом участия граждан в государственном управлении является возможность участия в законотворческой деятельности. Эта возможность обеспечивается правом внесения предложений и поправок в законодательные акты, а также проведением публичных слушаний.

Право граждан на равный доступ к государственной службе также закреплено в Конституции РФ. Таким правом обладают граждане РФ не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, соответствующим должности. Для поступления на госслужбу существуют и ограничения, связанные с предельным возрастом, наличием судимости, иностранного гражданства и другие [1]. Государственный служащий действует от имени государства и обладает специальным статусом.

Право граждан на объединение заключается в праве создания общественных объединений в целях защиты своих интересов и достижения общих целей. Одним из принципов реализации данного права является невмешательство органов публичной власти в деятельность таких объединений. Однако государством устанавливаются правила их создания и функционирования, а также осуществляется контроль над их деятельностью.

Право свободы собраний также закреплено в Конституции РФ. Граждане имеют право организовывать публичные мероприятия, митинги, демонстрации. Их проведение имеет уведомительный порядок, но оно не должно препятствовать реализации прав иных граждан.

Право граждан на обращение в органы государственной власти закреплено в Федеральном законе от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [2]. Граждане имеют право обращаться лично или коллективно в государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, к должностным лицам.

Под правом на свободу и личную неприкосновенность понимается гарантия государством обеспечения безопасности граждан, пресечение посягательств на их неприкосновенность. Одним из способов обеспечения такого права является применение мер принуждения к лицам, совершившим административные правонарушения.

Неприкосновенность жилища граждан предполагает запрет проникать в жилище против воли собственников. Исключением являются противоправные действия граждан, чрезвычайные ситуации, а также исполнение судебных решений.

Право на свободу передвижения предполагает свободный выбор места проживания и перемещения внутри территории страны. При этом при смене места жительства граждане обязаны произвести государственную регистрацию по своему месту нахождения. В закрытых административно-территориальных образованиях предусмотрен особый режим проживания и перемещения.

Граждане имеют право свободного выезда за пределы страны, за исключением случаев призыва на военную службу, статуса обвиняемого по уголовному делу, а также наложения ограничения со стороны судебного пристава-исполнителя.

Административно-правовые обязанности граждан устанавливаются государством как меры должного поведения граждан, которые закрепляются в источниках административного права, и обеспечивают интересы общества и государства.

Абсолютные административно-правовые обязанности являются фундаментальными и не зависят от обстоятельств. Таковыми являются обязанность уплаты налогов, соблюдение действующего законодательства, обязанность охраны и защиты природы, и другие. Относительные вытекают из действий после приобретения прав и в результате их использования (к примеру, обязанность произвести государственную регистрацию недвижимости).

Гарантия реализации административно-правового статуса гражданина должна содержать в себе не только его декларацию в законодательстве, но и устанавливать механизм реализации его положений.

Организационные гарантии подразумевают наличие разветвленной системы правоохранительных и контрольных органов, прокуратуры и суда, нотариата.

Экономические гарантии предполагают обеспечение эффективной работы денежно-кредитной, финансовой системы, промышленности, стабильности в выплате государственных пенсий и пособий, обеспечение благосостояния и высокого уровня жизни населения.

Политические гарантии подразумевают приоритет личности и его свобод, признание прав человека высшей ценностью, идеологическое многообразие, система сдержек и противовесов в системе публичной власти, обеспечение согласия в многонациональном федеративном государстве.

Юридические гарантии подразделяются на судебные и внесудебные. Суды в большом объеме рассматривают дела об административных правонарушениях, а также споры, вытекающие из административных правоотношений. Административное законодательство, сформировавшееся за последние 5–7 лет, предусматривает судебную защиту прав и свобод граждан, вытекающих из административных и иных публичных правоотношений. Такими делами являются дела об оспаривании нормативно-правовых актов органов власти, об установлении и прекращении административного надзора, о защите избирательных прав граждан.

Многообразие юридических и правовых взаимосвязей в системе государственного управления порождает многочисленные нарушения и споры, связанные с ними [4].

У граждан есть возможность обращения в суд, в том числе и без участия профессионального представителя, с административным иском об оспаривании действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, их решений, в случае нарушения прав и законных интересов граждан. Как следует из Кодекса административного судопроизводства, обязанность доказывания фактов нарушения прав лежит на обратившемся лице, однако гражданин имеет право представить суду ходатайство об истребовании любых доказательств в подтверждение своих доводов, и суд обязан оказать содействие в получении этих доказательств. Право обжалования постановлений должностных лиц также закреплено в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.

Внесудебные гарантии шире по содержанию, и предполагают участие всех органов публичной власти в защите прав граждан, так как законодательство предоставляет этим органам значительные юрисдикционные полномочия. Примером этого является организация многофункциональных центров по оказанию государственных услуг, а также возможность обращения в органы власти в электронном виде. При этом вышестоящие органы власти имеют полномочия по контролю работы нижестоящих органов в целях обеспечения прав граждан.

Литература:

  1. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». — Текст: электронный // Консультант Плюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.05.2021).
  2. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». — Текст: электронный // Консультант Плюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.05.2021).
  3. Бахрах Д. Н. Административное право России. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Эксмо, 2011. — 622 c. — Текст: непосредственный.
  4. Хлебников П. Оспаривание в административном праве. — Текст: непосредственный // Административное право. — 2020. — № 2. — С. 6.
Основные термины (генерируются автоматически): гражданин, орган власти, публичная власть, местное самоуправление, орган, возможность обращения, государственная власть, государственная служба, государственное управление, Российская Федерация.


Похожие статьи

обращение, гражданин, государственная власть, местное...

Институт права граждан на обращения в органы государственной власти представляет собой закрепленные в нормах Основного Закона субъективное право человека и гражданина, включая иностранцев и апатридов, а также объединений граждан и юридических лиц непосредственно...

государственная власть, местное самоуправление, орган...

Обращения в органы государственной власти могут поступать в устной форме на личном приеме, который проводится согласно графику приема граждан. Также через почтовую связь, в электронном виде. Обращения, направленные в государственные органы и органы...

Формирование понятия «государственная услуга» на...

услуга, исполнительная власть, местное самоуправление, Российская Федерация, государственная услуга, государственная власть, орган, БК РФ, законный интерес граждан, оказание услуг.

Право граждан Российской Федерации на участие в управлении...

Публично-политические права и свободы связаны с общественной политической жизнью общества, с процессом формирования правового государства, государственных органов и органов местного самоуправления, а также взаимодействием с ними [7]...

Правовые принципы обращения граждан в органы...

В статье идет речь о правовой основе обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Гарантию на возможность гражданам правильно реагировать на действия органов госвласти, определять собственные потребности в...

общественный контроль, государственная власть, Российская...

публичная власть, Российская Федерация, государственная власть, Конституция РФ

Взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти в

общественное участие, Российская Федерация, государственное управление...

Единая система публичной власти: проблемы и перспективы

Существенные изменения системы государственного управления в России в 2020 году

«Правительство Российской Федерации является органом государственной власти

между уровнями публичной власти, свою деятельность в целях соблюдения и защиты прав и свобод...

Правовой статус государственного гражданского...

Органы местного самоуправления не включены в систему органов государственной власти [16].

Государственная служба — это подвид работы в государственном аппарате, который является

Эффективность публичного управления определяется результативностью...

обращение, гражданин, государственная власть, местное...

Обращения граждан — источник информации о качестве предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций, а

В Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» указывается, что...

Похожие статьи

обращение, гражданин, государственная власть, местное...

Институт права граждан на обращения в органы государственной власти представляет собой закрепленные в нормах Основного Закона субъективное право человека и гражданина, включая иностранцев и апатридов, а также объединений граждан и юридических лиц непосредственно...

государственная власть, местное самоуправление, орган...

Обращения в органы государственной власти могут поступать в устной форме на личном приеме, который проводится согласно графику приема граждан. Также через почтовую связь, в электронном виде. Обращения, направленные в государственные органы и органы...

Формирование понятия «государственная услуга» на...

услуга, исполнительная власть, местное самоуправление, Российская Федерация, государственная услуга, государственная власть, орган, БК РФ, законный интерес граждан, оказание услуг.

Право граждан Российской Федерации на участие в управлении...

Публично-политические права и свободы связаны с общественной политической жизнью общества, с процессом формирования правового государства, государственных органов и органов местного самоуправления, а также взаимодействием с ними [7]...

Правовые принципы обращения граждан в органы...

В статье идет речь о правовой основе обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Гарантию на возможность гражданам правильно реагировать на действия органов госвласти, определять собственные потребности в...

общественный контроль, государственная власть, Российская...

публичная власть, Российская Федерация, государственная власть, Конституция РФ

Взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти в

общественное участие, Российская Федерация, государственное управление...

Единая система публичной власти: проблемы и перспективы

Существенные изменения системы государственного управления в России в 2020 году

«Правительство Российской Федерации является органом государственной власти

между уровнями публичной власти, свою деятельность в целях соблюдения и защиты прав и свобод...

Правовой статус государственного гражданского...

Органы местного самоуправления не включены в систему органов государственной власти [16].

Государственная служба — это подвид работы в государственном аппарате, который является

Эффективность публичного управления определяется результативностью...

обращение, гражданин, государственная власть, местное...

Обращения граждан — источник информации о качестве предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций, а

В Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» указывается, что...

Задать вопрос