Государственные закупки: понятие и виды | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №8 (403) февраль 2022 г.

Дата публикации: 25.02.2022

Статья просмотрена: 5419 раз

Библиографическое описание:

Тармаханов, Б. В. Государственные закупки: понятие и виды / Б. В. Тармаханов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 8 (403). — С. 195-201. — URL: https://moluch.ru/archive/403/89073/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье рассматриваются понятие «государственные закупки» и их виды. Рассмотрены различные подходы к определению понятия «государственные закупки». Виды государственных закупок имеют адаптированный характер под сложившиеся государственные, рыночные и промышленные потребности, потребности всех участников контрактной системы, с целью минимизации затрат различных ресурсных средств при максимальной эффективности в решении поставленных задач. Выделены виды государственных закупок по таким основаниям, как наличие или отсутствие конкуренции при заключении контракта, способ определения поставщика и степень открытости информации о закупке в целом или ряда сведений, содержащихся в документации или проекте контракта. Анализ статистических данных показал, что наибольшее распространение имеет такой вид государственной закупки, как электронный аукцион.

Ключевые слова: государственные закупки, понятие государственных закупок, виды государственных закупок, электронный аукцион, конкурс, запрос котировок.

The article examines the concept of «public procurement» and their types. Various approaches to the definition of the concept of «public procurement» are considered. The types of public procurement are adapted to the prevailing state, market and industrial needs, the needs of all participants in the contract system, in order to minimize the costs of various resource funds with maximum efficiency in solving the assigned tasks. The types of public procurement are highlighted on such grounds as the presence or absence of competition when concluding a contract, the method of determining the supplier and the degree of openness of information about the procurement in general or a number of information contained in the documentation or the draft contract. Analysis of statistical data showed that the most widespread type of public procurement is an electronic auction.

Keywords: public procurement, the concept of public procurement, types of public procurement, electronic auction, tender, request for quotations.

В современных развитых странах с высоким уровнем качества жизни одним из важнейших направлений развития рыночной экономики является успешная работа системы государственных закупок, являющейся одним из серьезных факторов для экономического роста этих стран.

Система государственных закупок представляет собой одну из основ, на которых базируется управление финансовыми ресурсами государства. Государственные закупки необходимы для обеспечения потребностей общества, а также являются одним из регуляторов экономики со стороны государства.

Государственные закупки в условиях различных финансовых кризисов начинают играть ведущую роль, поскольку большая часть государственных средств направляется в сферу государственного заказа на обеспечение потребностей общества.

Органы государственной власти являются представителями общественных интересов и, занимаясь государственными закупками, должны тратить бюджетные деньги с максимальным эффектом для обеспечения высокого уровня качества жизни граждан. Граждане, а также общество в целом, являются основным потребителем товаров и услуг, которые закупаются государственными органами. В связи с этим, они имеют желание получать более качественные товары и услуги, они хотят иметь достойный уровень сервиса и жить в комфортных условиях. Главной целью государственных закупок является приобретение качественных товаров и услуг с экономией бюджетных средств.

Изучим понятие «государственные закупки» более подробно. В современной научной литературе сложились определенные трактовки этого термина. Также выделяются различные подходы к определению понятия «государственные закупки».

Первый подход основывается на экономической теории. Его представителями являются такие авторы, как А. А. Яковлев, И. В. Кузнецова, М. М. Юдкевич, Л. И. Якобсон и др. С точки зрения экономической теории, государственные закупки представляют собой часть произведенных в стране или за рубежом товаров, работ и услуг, закупаемых государством за счет доходов и расходов государственного бюджета путем реализации оптимального размещения собственных ресурсов [12, с. 523].

Второй подход основывается на макроэкономике. Его представителями являются С. С. Шувалов, Л. В. Никифорова и др. С точки зрения макроэкономики, государственные закупки можно рассмотреть в узком и широком смыслах. В узком смысле они представляют собой эффективный процесс организации поставки товаров, работ и услуг для выполнения государством своих функций. В широком понимании — это перераспределение денежных средств для удовлетворения общественных потребностей [12, с. 523].

Третий подход основывается на юриспруденции. Его представителем является М. В. Шмелева. С юридической точки зрения, М. В. Шмелева характеризует государственные закупки с юридической точки зрения и описывает их как «регулирование отношений экономических субъектов, осуществляющих возложенные на них законодательно действия и функции, направленные на достижение поставленных целей осуществления закупок» [13, с. 249]. Данное определение очень широко описывает государственные закупки, не конкретизируя цели осуществления закупок.

Четвертый подход основывается на механизме осуществления государственных закупок. Его представителями являются А. В. Снеткова, И. И. Смотрицкая, С. И. Черных и др. С точки зрения механизма осуществления государственных закупок, государственные закупки представляют собой систему отношений, в основе которой лежит контракт и которая связана с закупкой и поставкой товаров и услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд за счет средств бюджета с целью их рационального использования [12, с. 523].

А. В. Снеткова дает такое определение государственных закупок: «это приобретение (покупка) товаров, работ или услуг для государственных нужд за счет бюджетных средств, не закупаемых с целью их дальнейшей перепродажи, где государство выступает в роли покупателя» [8].

И. И. Смотрицкая характеризует государственные закупки как «часть произведенных в стране или за рубежом товаров и услуг, закупаемых правительством, государственными органами за счет средств государственного бюджета» [7, с. 28.]. В данном определении государственные закупки выступают в качестве товаров, приобретаемых за счет средств бюджета, что не охватывает всю существующую систему государственных закупок.

После изучения различных подходов определения понятия «государственные закупки», можно сделать обобщенный вывод о том, что государственные закупки представляют собой систему правоотношений, возникающих между двумя сторонами, которыми являются заказчик и поставщик различных услуг, товаров и работ, обеспечивающих нужды государственных и муниципальных органов и организаций с целью эффективного использования бюджетных средств.

Исходя из этого, можно выделить основные характеристики государственных закупок:

  1. Государственные закупки производятся за счет бюджетных средств разных уровней (федерального, уровня субъекта РФ и муниципального уровня).
  2. Государственные закупки услуг, товаров и работ осуществляются для нужд государственных и муниципальных органов и организаций, не имеющих целью дальнейшую перепродажу этих услуг, товаров и работ.
  3. Государственные закупки осуществляются с целью эффективного использования бюджетных средств.

В настоящее время в России регулирование закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд осуществляется Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [9].

Законодательством предусмотрено, что закупки представляют собой приобретение определенных товаров работ и услуг посредством совокупности действий, которые начинаются с этапа по выявлению поставщика или исполнителя (подрядчика) и заканчиваются этапом исполнения заключенного контракта, направленного на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Эти действия имеют законодательно закрепленный порядок осуществления.

Государственные закупки решают большое количество задач по обеспечению государственных и муниципальных нужд в товарах, работах и услугах в различных сферах общественной жизни. Виды государственных закупок имеют адаптированный характер под сложившиеся государственные, рыночные и промышленные потребности, потребности всех участников контрактной системы, с целью минимизации затрат различных ресурсных средств при максимальной эффективности в решении поставленных задач.

Л. И. Юзвович, Н. Ю. Исакова предложили сгруппировать виды государственных закупок по следующим основаниям:

– наличие или отсутствие конкуренции при заключении контракта;

– способ определения поставщика;

– степень открытости информации о закупке в целом или ряда сведений, содержащихся в документации или проекте контракта [6, с. 13.].

По первому основанию — наличие или отсутствие конкуренции при заключении контракта — виды государственных закупок бывают конкурентные и неконкурентные.

Конкурентные государственные закупки представляют собой закупки с применением торгов в том или ином виде. Для этого заказчик доводит информацию о предстоящей закупке неограниченному количеству лиц с использованием специализированных систем электронной информации.

Неконкурентные государственные закупки представляют собой закупки с отсутствием торгов, т. е. закупки у единственного поставщика. Закупка у единственного поставщика означает заключение контракта с любой организацией, которая может поставить те товары, работы и услуги, интересующие заказчика. Обычно у единственного поставщика размещаются заказы на товары, работы и услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, а также к сфере водоотведения и водоснабжения, к сфере поставок электроэнергии и к другим сферам.

По второму основанию, т. е. способу определения поставщика, виды государственных закупок делятся на аукционы, конкурсы и запросы котировок.

Широкое распространение и активное применение получил такой вид государственной закупки, как открытый аукцион в электронной форме (электронный аукцион). Данный вид закупки является самым открытым, прозрачным и антикоррупционным, поскольку он осуществляется на электронной площадке, где его оператор имеет возможность пресечь возможный сговор между участниками аукциона и заказчиком. Победителем электронного аукциона становится организация, которая показала минимальную цену на торгах. Согласно Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» электронный аукцион является наиболее предпочтительным видом, т. е. способом определения поставщика [9].

Так, по результатам осуществления государственных закупок в 2020 году наибольшее количество и объем оставили контракты, заключенные путем проведения электронного аукциона: 1,8 млн. контрактов на общую сумму 5 трлн. рублей [1].

Вторым видом государственной закупки по этому основанию является конкурс. Процедура конкурса носит длительный и сложный характер. Конкурс представляет собой единственный вид государственной закупки, при котором победитель определяется по совокупности условий. Цена в этой процедуре играет не такую важную роль, как в аукционе, поскольку победитель определяется по предложению наилучших условий по исполнению государственного контракта. Основными критериями, по которым оцениваются все заявки, могут быть эксплуатационные расходы, характеристики качества и функциональности того, что закупается, квалификационные характеристики участника закупки, имеющиеся финансовые ресурсы и другие критерии оценки.

Так, по результатам осуществления государственных закупок в 2020 году количество и объем контрактов, заключенных путем проведения конкурса, составили 70 тыс. контрактов на общую сумму 1,12 трлн. рублей [1].

Третьим видом государственной закупки является запрос котировок. Этот вид государственной закупки используется в основном для закупок с небольшой суммой заказа и участием местных поставщиков. Запрос котировок также определяет победителем того, кто предложит наименьшую цену контракта. В данном виде государственной закупки действует такое ограничение, по которому начальная (максимальная) цена контракта не может быть больше 500 тыс. рублей. Следующее ограничение говорит о том, что общая сумма закупок, проведенных таким способом, не должна превышать 10 % объема совокупных закупок заказчика за год.

Так, в 2020 году количество и объем извещений о проведении запроса котировок в электронной форме составило 110 тыс. извещений c общей суммой НМЦК 17,2 млрд. рублей [1].

В целом, по первому основанию классификации видов государственных закупок по результатам 2020 года можно сделать следующие выводы:

– конкурентные виды государственных закупок составили 65,0 % от общего числа закупок;

– неконкурентный вид государственной закупки, т. е. закупка у единственного поставщика составила 35,0 % от общего числа закупок [1].

Виды государственных закупок по наличию или отсутствию конкуренции при заключении контракта в 2020 году, в %: 1 — Конкурентные виды государственных закупок; 2 — Неконкурентные виды государственных закупок

Рис. 1. Виды государственных закупок по наличию или отсутствию конкуренции при заключении контракта в 2020 году, в %: 1 — Конкурентные виды государственных закупок; 2 — Неконкурентные виды государственных закупок

С учетом второго основания классификации видов государственных закупок по результатам 2020 года можно сказать, что наибольшее число получил такой вид государственной закупки, как аукцион, что составило 1,8 млн. контрактов, заключенных путем проведения электронного аукциона.

Виды государственных закупок по способу определения поставщика среди конкурентных видов в 2020 году, в %: 1 — Открытый аукцион в электронной форме; 2— Конкурс; 3— Запрос котировок [1]

Рис. 2. Виды государственных закупок по способу определения поставщика среди конкурентных видов в 2020 году, в %: 1 — Открытый аукцион в электронной форме; 2— Конкурс; 3— Запрос котировок [1]

По третьему основанию, т. е. степени открытости информации о закупке в целом или ряда сведений, содержащихся в документации или проекте контракта, виды государственных закупок бывают открытыми и закрытыми.

Открытые виды государственных закупок характеризуются тем, что в них действует максимальная степень открытости информации о закупке, т. е. информация о предстоящей закупке доводится до неограниченного количества лиц, которые потенциально могут участвовать в этой процедуре.

Закрытые виды государственных закупок обладают некоторыми ограничениями, поскольку заказчики могут их использовать тогда, когда речь идет о государственной тайне. В некоторых случаях, особенно это касается военной, космической и других отраслей, информация о государственной закупке, а также сведения, которые имеются в документации о закупке, не могут быть переданы неограниченному количеству лиц, поскольку составляют государственную тайну. В этих случаях заказчики могут прибегать к закрытым видам государственных закупок. Эти закупки не размещаются в открытом доступе, поэтому не представляется возможным оценка количества таких закупок, оценка отраслей или сфер деятельности, в которых проходят закрытые закупочные процедуры.

В 2021 году были приняты изменения в Федеральным законе от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Был принят Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». По этому закону изменения вступают в силу с 1 января 2022 года (за исключением отдельных положений, вступающих в силу позднее). Сократилось число способов закупки до трех наиболее используемых видов, таких как конкурс, аукцион и запрос котировок. Были исключены такие виды государственных закупок, как двухэтапные конкурсы, конкурсы с ограниченным участием и запросы предложений [10].

Таким образом, государственные закупки представляют собой систему правоотношений, возникающих между двумя сторонами, которыми являются заказчик и поставщик различных услуг, товаров и работ, обеспечивающих нужды государственных и муниципальных органов и организаций с целью эффективного использования бюджетных средств. Государственные закупки решают большое количество задач по обеспечению государственных и муниципальных нужд в товарах, работах и услугах в различных сферах общественной жизни. Виды государственных закупок имеют адаптированный характер под сложившиеся государственные, рыночные и промышленные потребности, потребности всех участников контрактной системы, с целью минимизации затрат различных ресурсных средств при максимальной эффективности в решении поставленных задач. Анализ статистических данных и отчетов показал, что наиболее широкое распространение и активное применение получил такой вид государственной закупки, как открытый аукцион в электронной форме (электронный аукцион). Среди конкурентных видов государственных закупок электронный аукцион занимает 90,9 % от числа всех государственных закупок, осуществленных конкурентным способом. Данный вид закупки является самым открытым, прозрачным и антикоррупционным, поскольку он осуществляется на электронной площадке.

Литература:

  1. Аналитический отчет по результатам осуществления мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по итогам 2020 года / Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации, 2021. [Электронный ресурс] // URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2021/05/main/44-FZ.pdf (дата обращения: 05.01.2022)
  2. Герасименко А. А., Иванов А. М. О понятии и принципах государственных закупок // Теология. Философия. Право. 2020. № 1 (13). С. 95–105.
  3. Горохова Д. В. Государственные закупки в Российской Федерации: ретроспектива и развитие // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 2. С. 57–68.
  4. Попова К. А. Роль и функции государственной системы закупок // Молодой ученый. 2018. № 47 (233). С. 271–273. [Электронный ресурс] // URL: https://moluch.ru/archive/233/54042/ (дата обращения: 07.01.2022).
  5. Порошина А. А. Понятие и сущность государственных закупок в Российской Федерации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2020. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2020/01/16957 (дата обращения: 05.01.2022).
  6. Система государственных закупок: теоретический и практический аспекты: монография / Л. И. Юзвович, Н. Ю. Исакова, Ю. В. Истомина и др.; под ред. Л. И. Юзвович, Н. Ю. Исаковой. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. 233 с.
  7. Смотрицкая И. И. Трансформация системы государственных закупок в российской экономике: автореф. дис. д-ра экон. наук. М., 2009. 51 с.
  8. Снеткова А. В. Международный опыт организации государственных закупок // Международный экономический форум. 2014. [Электронный ресурс] // URL: http://www.rusnauka.com/4_SND_2014/Economics/15_158085.doc.htm (дата обращения: 20.12.2021).
  9. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс] // URL: https://base.garant.ru/70353464/ (дата обращения: 03.01.2022).
  10. Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL: https://base.garant.ru/401423520/ (дата обращения: 03.01.2022).
  11. Шацкий Д. Е. Теоретические и организационные основы формирования государственной контрактной системы в Российской Федерации // Вестник университета. 2018. № 5. С. 28–32.
  12. Шешукова Т. Г. Система государственных закупок: понятие, влияние на экономику // Международный бухгалтерский учет. 2018. Т. 21. № 5. С. 520–527.
  13. Шмелева М. В. Понятие и правовая природа государственного контракта // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2015. № 2.С. 248–253.
Основные термины (генерируются автоматически): закупка, государственная закупка, вид, электронный аукцион, запрос котировок, контрактная система, услуга, заключение контракта, работа, единственный поставщик.


Ключевые слова

конкурс, государственные закупки, запрос котировок, электронный аукцион, понятие государственных закупок, виды государственных закупок

Похожие статьи

Теоретические основы развития закупок для государственных и муниципальных нужд

В настоящей статье проведен анализ развития отечественной системы государственных закупок, Выявлены и охарактеризованы основные нормативно-правовые акты, связанные со сферой государственного заказа, существующие в рамках изучаемых отношений в настоящ...

Закупки, осуществляемые отдельными видами юридических лиц: общая характеристика, порядок заключения контрактов (договоров)

В статье автор пытается раскрыть общую характеристику проведение закупок отдельными видами юридических лиц, порядок заключения контрактов (договоров), а также определить особенности данных правоотношений.

Гражданско-правовое регулирование контрактной системы в РФ

В данной статье рассматривается вопрос становления и развития такой формы гражданско-правового регулирования отношений как контрактные отношения. Автор делает акцент на то, что правовую основу зарождения указанных отношений составляют специальные акт...

Опыт зарубежных стран в осуществлении закупок товаров, работ, услуг: аналитический обзор

В данной статье приводится аналитический обзор различных авторов в исследованиях вопросов теории и практики осуществления закупочной деятельности в иностранных государствах. Анализируются процедуры проведения закупочной деятельности в иностранных гос...

Роль принципов гражданского права в регулировании контрактных отношений в сфере закупок

Значимость изучения данной темы обусловлена важностью правильного подхода и законодательного регулирования контрактных отношений для стимулирования экономического развития страны. Исследование основных гражданско-правовых принципов и их роль в сфере...

Понятие, принципы и цели осуществления закупок

Контрактная система в сфере закупок регулярно попадает в поле зрения законодателя и научного сообщества. В статье отмечается, что действующее законодательство позволяет заключать различные контракты. В то же время, закупочная деятельность преследует ...

Анализ первого опыта применения Закона о контрактной системе. Основные проблемы

Настоящая статья посвящена основным проблемам, возникшим при применении Закона о контрактной системе, которые на настоящий день не урегулированы.

Государственные закупки как особый инструмент поддержки предпринимательства в Российской Федерации

В настоящей статье автором исследуются отдельные вопросы государственной поддержки малого предпринимательства посредством стимулирования его участия в государственной контрактной системе. Автором выделяются некоторые проблемы данного участия, а также...

Особенности выбора способа закупок для государственных и муниципальных нужд в Свердловской области

В статье рассмотрены основные способы определения поставщиков в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд на опыте Свердловской области в условиях действия законодательства о контрактной системе закупок.

Мировой опыт системы государственного заказа

В статье рассмотрены контрактные системы развитых стран мира с позиции применения способов определения поставщиков. Автором проведен анализ используемых способов размещения заказа в странах мирового сообщества для государственных закупок товаров, раб...

Похожие статьи

Теоретические основы развития закупок для государственных и муниципальных нужд

В настоящей статье проведен анализ развития отечественной системы государственных закупок, Выявлены и охарактеризованы основные нормативно-правовые акты, связанные со сферой государственного заказа, существующие в рамках изучаемых отношений в настоящ...

Закупки, осуществляемые отдельными видами юридических лиц: общая характеристика, порядок заключения контрактов (договоров)

В статье автор пытается раскрыть общую характеристику проведение закупок отдельными видами юридических лиц, порядок заключения контрактов (договоров), а также определить особенности данных правоотношений.

Гражданско-правовое регулирование контрактной системы в РФ

В данной статье рассматривается вопрос становления и развития такой формы гражданско-правового регулирования отношений как контрактные отношения. Автор делает акцент на то, что правовую основу зарождения указанных отношений составляют специальные акт...

Опыт зарубежных стран в осуществлении закупок товаров, работ, услуг: аналитический обзор

В данной статье приводится аналитический обзор различных авторов в исследованиях вопросов теории и практики осуществления закупочной деятельности в иностранных государствах. Анализируются процедуры проведения закупочной деятельности в иностранных гос...

Роль принципов гражданского права в регулировании контрактных отношений в сфере закупок

Значимость изучения данной темы обусловлена важностью правильного подхода и законодательного регулирования контрактных отношений для стимулирования экономического развития страны. Исследование основных гражданско-правовых принципов и их роль в сфере...

Понятие, принципы и цели осуществления закупок

Контрактная система в сфере закупок регулярно попадает в поле зрения законодателя и научного сообщества. В статье отмечается, что действующее законодательство позволяет заключать различные контракты. В то же время, закупочная деятельность преследует ...

Анализ первого опыта применения Закона о контрактной системе. Основные проблемы

Настоящая статья посвящена основным проблемам, возникшим при применении Закона о контрактной системе, которые на настоящий день не урегулированы.

Государственные закупки как особый инструмент поддержки предпринимательства в Российской Федерации

В настоящей статье автором исследуются отдельные вопросы государственной поддержки малого предпринимательства посредством стимулирования его участия в государственной контрактной системе. Автором выделяются некоторые проблемы данного участия, а также...

Особенности выбора способа закупок для государственных и муниципальных нужд в Свердловской области

В статье рассмотрены основные способы определения поставщиков в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд на опыте Свердловской области в условиях действия законодательства о контрактной системе закупок.

Мировой опыт системы государственного заказа

В статье рассмотрены контрактные системы развитых стран мира с позиции применения способов определения поставщиков. Автором проведен анализ используемых способов размещения заказа в странах мирового сообщества для государственных закупок товаров, раб...

Задать вопрос