Развитие системы управления здравоохранением региона | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №8 (403) февраль 2022 г.

Дата публикации: 22.02.2022

Статья просмотрена: 389 раз

Библиографическое описание:

Полесков, И. С. Развитие системы управления здравоохранением региона / И. С. Полесков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 8 (403). — С. 191-193. — URL: https://moluch.ru/archive/403/89017/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье рассматриваются проблемы управления современной системой здравоохранения, в частности вопросы достижения показателей «цифровой зрелости» сферы здравоохранения.

Ключевые слова: здравоохранение, медицинские услуги, цифровая трансформация

Проблемы современной системы управления сферой здравоохранения вызывают серьезную обеспокоенность в обществе. Об этом можно судить по ряду объективных и субъективных индикаторов, отражающих состояние системы здравоохранения, к которым, в первую очередь, относятся: продолжительность жизни населения, доступность медицинских услуг, состояние собственно системы здравоохранения, оценка населением состояния своего здоровья и его отношение к системе здравоохранения в целом. Субъективные оценки населением состояния своего здоровья подтверждают данные социологических опросов, демонстрирующих низкую самооценку населением состояния здоровья. Это свидетельствует о том, что значимого улучшения положения дел в системе здравоохранения пока не произошло.

В настоящее время развитие современной системы управления здравоохранением региона является одним из основных направлений достижения стратегических ориентиров экономического роста субъектов РФ. Необходимо отметить, что региональное здравоохранение непосредственно связно с эффективностью управления медицинскими учреждениями определенных территорий, что проявляется в доступности и качестве медицинских услуг, достижении основных индикаторов развития отрасли.

Необходимо отметить и наличие глобальных вызовов системам здравоохранения как на уровне страны в целом, так и на уровне отдельного региона. Сегодня системы здравоохранения на всех уровнях испытывают ряд серьёзных проблем, требующих реакции. С одной стороны, происходит рост спроса на медицинские услуги, а с другой — увеличение демографической нагрузки на работающих, что осложняет проблему финансирования здравоохранения. Увеличение спроса на медицинские услуги вызвано так же развитием современных технологий, которые дают новые возможности в области лечения различных заболеваний, и соответственно, почву для появления новых ожиданий со стороны населения.

Исследование «Индекс здоровья будущего 2021», проводимое с 2016 года, основано на данных четырнадцати стран, включая Россию. В частности, в отчете по результатам данного исследования представлены ключевые проблемы систем здравоохранения, вопросы инвестирования в цифровые технологии здравоохранения, а также выделены аспекты устойчивости и модели оказания помощи как в условиях стационара, так и за его пределами [1].

Весной 2021 года премьер-министром России Михаилом Мишустиным было подписано постановление Правительства Российской Федерации, которым были внесены изменения в оценку эффективности деятельности губернаторов [2]. В частности, данные изменения коснулись реализации федерального плана статистических работ, один из новых разделов которого посвящен «цифровой зрелости» органов региональной власти и организаций здравоохранения с учетом использования ими российских IT-технологий. Ответственным ведомством за мониторинг выполнения показателя назначено Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Ведение полномасштабного мониторинга за процессами цифровизации в сфере здравоохранения позволит Министерству здравоохранения РФ получать объективную информацию о состоянии медицины в различных регионах России. Наличие динамических показателей всегда помогает более оперативно выявлять и поддерживать положительные тенденции, реагировать на негативные проявления, планировать дальнейшее развитие отрасли, определять ее ключевые задачи и методы их реализации.

Цифровая трансформация, связанная с достижением «цифровой зрелости» главных сфер социально-экономического развития страны, в том числе здравоохранения, выделена указом президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 21.07.2020 года в качестве одного из приоритетных направлений развития [3]. Поставлена задача увеличения доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 %. К условиям достижения названной цели относится реализация:

— обеспеченности цифровыми технологиями лечения и предупреждения болезней, систематизации внутренних процессов;

— наличия в медицинских организациях доступа к сети интернет, позволяющего эффективно взаимодействовать с коллегами и пациентами;

— повышения качества и доступности медицинских услуг, в том числе с применением новых технологий.

Правительство РФ в феврале 2021 года подвело итоги цифровой зрелости российских регионов в сфере здравоохранения за 2020 год. Рейтинг цифровой зрелости субъектов РФ в сфере здравоохранения рассчитывается с начала реализации федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)» [4]. При расчете рейтинга используются показатели, характеризующие:

— развитость инфраструктуры;

— взаимодействие медицинских организаций с подсистемами ЕГИСЗ медицинских информационных систем и информационное взаимодействие с ЕГИСЗ;

— предоставление электронных услуг и сервисов в личном кабинете «Моё здоровье» на портале Госуслуг;

— внедрение централизованных подсистем ГИС в субъекте РФ и межведомственное электронное взаимодействие [4].

Лучшие показатели в рейтинге продемонстрировали: Тульская область, Тамбовская область, Ленинградская область, Республика Чувашия, Белгородская область, Кировская область, Сахалинская область, Пензенская область, Республика Башкортостан и Алтайский край. Худшие показатели в итоговом рейтинге оказались у следующих субъектов РФ: Республика Крым, Ивановская область, Свердловская область, Камчатский край, Приморский край, Ставропольский край, Вологодская область, Омская область, Ростовская область и Еврейская автономная область.

Критериями оценки стали следующие показатели:

— инфраструктура, включающая, в том числе оснащенность медработников автоматизированным рабочим местом;

— внедрение медицинских информационных систем и информационное взаимодействие с единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ);

— предоставление электронных услуг и сервисов на портале госуслуг;

— внедрение централизованных информационных систем в субъекте РФ, а также межведомственное электронное взаимодействие.

Основными проблемами в сфере цифровизации региональных систем здравоохранения сегодня остаются доступность свободных слотов для электронной записи на прием к врачу и подготовка электронных медицинских документов. Следовательно, необходима трансформация сложившейся в настоящее время архитектуры оказания данной услуги для отслеживания дальнейшего пути пациента после записи: посещение медицинской организации, учет оказанной помощи и подготовка документации после приема, оценка качества полученной услуги на портале либо в мобильном приложении «Моё здоровье». Это, в свою очередь, требует выстраивания бизнес-процессов современного уровня, стимулируя тем самым цифровую трансформацию оказания медицинской помощи.

Литература:

  1. «Индекс здоровья будущего 2021»: лидеры здравоохранения оценивают будущее медицинской помощи. — Текст: электронный // https://www.philips.ru/aw/about/news/archive/standard/news/press/2021/20211309-fhi-2021-healthcare-leaders-assess-the-future-of-healthcare.html: [сайт]. — URL: (дата обращения: 20.02.2022).
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2021 № 542 «Об утверждении методик расчета показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2019 г. № 915". — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: (дата обращения: 20.02.2022).
  3. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» (дата обращения: 20.02.2022).
  4. Рейтинг цифровой зрелости регионов поможет повысить доступность сервисов здравоохранения для граждан. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://minzdrav.gov.ru/news/2021/04/15/16468-reyting-tsifrovoy-zrelosti-regionov-pomozhet-povysit-dostupnost-servisov-zdravoohraneniya-dlya-grazhdan (дата обращения: 20.02.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): сфера здравоохранения, система здравоохранения, субъект РФ, услуга, единая государственная информационная система, информационное взаимодействие, межведомственное электронное взаимодействие, Российская Федерация, современная система управления, цифровая трансформация.


Похожие статьи

Реализация системы межведомственного электронного...

Система взаимодействия органов государственной власти является одним из ключевых факторов в

единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) в целях

Система межведомственного электронного взаимодействия. - обеспечение...

Совершенствование межведомственного взаимодействия...

Обеспечение информационного взаимодействия органов власти с обществом получило

Информационно-коммуникационных технологии обеспечивают возможность перехода на

Вместе с тем, цифровые технологии, базирующиеся на информационных системах и...

Система межведомственного электронного взаимодействия

Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) представляет собой информационную систему, включающую информационные

Система межведомственного электронного взаимодействия предназначена для решения следующих задач

Информационные системы электронного развития...

Бокиева, К. Г. Информационные системы электронного развития государственного управления / К. Г. Бокиева.

 Электронное взаимодействие государственных организаций и ведомств между собой, с бизнесом и гражданами, а также обеспечение доступности и...

Основные приоритеты развития национального проекта...

– Создание механизмов взаимодействия медицинских организаций на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.

– Руководителем национального проекта — министра здравоохранения РФ Вероника Скворцова.

Значение предоставления государственных услуг на основе...

В целом, межведомственное взаимодействие на основе информационного обеспечения, создание реестров государственных услуг, наличие межмуниципальных информационных систем и баз данных, свободный доступ общественности к информации о текущей...

Предоставление государственных и муниципальных услуг...

Система межведомственного электронного взаимодействия. - обеспечение предоставления государственных и муниципальных

Ключевые слова: государственные и муниципальные услуги, электронный вид, система межведомственного электронного взаимодействия.

Информационное обеспечение граждан в сфере...

Информационное обеспечение граждан в сфере здравоохранения с помощью сети Интернет.

Самыми активными потребителями медицинских услуг в системе здравоохранения являются люди пожилого возраста и дети, но, к сожалению, дистанционная...

«Интернет-регистратура Югры» как механизм реализации...

Ключевые слова: единая система интернет-записи «Интернет-регистратура Югры», информационно-коммуникационные технологии, механизм реализации концепции электронного правительства, электронное правительство, электронные услуги.

Похожие статьи

Реализация системы межведомственного электронного...

Система взаимодействия органов государственной власти является одним из ключевых факторов в

единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) в целях

Система межведомственного электронного взаимодействия. - обеспечение...

Совершенствование межведомственного взаимодействия...

Обеспечение информационного взаимодействия органов власти с обществом получило

Информационно-коммуникационных технологии обеспечивают возможность перехода на

Вместе с тем, цифровые технологии, базирующиеся на информационных системах и...

Система межведомственного электронного взаимодействия

Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) представляет собой информационную систему, включающую информационные

Система межведомственного электронного взаимодействия предназначена для решения следующих задач

Информационные системы электронного развития...

Бокиева, К. Г. Информационные системы электронного развития государственного управления / К. Г. Бокиева.

 Электронное взаимодействие государственных организаций и ведомств между собой, с бизнесом и гражданами, а также обеспечение доступности и...

Основные приоритеты развития национального проекта...

– Создание механизмов взаимодействия медицинских организаций на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.

– Руководителем национального проекта — министра здравоохранения РФ Вероника Скворцова.

Значение предоставления государственных услуг на основе...

В целом, межведомственное взаимодействие на основе информационного обеспечения, создание реестров государственных услуг, наличие межмуниципальных информационных систем и баз данных, свободный доступ общественности к информации о текущей...

Предоставление государственных и муниципальных услуг...

Система межведомственного электронного взаимодействия. - обеспечение предоставления государственных и муниципальных

Ключевые слова: государственные и муниципальные услуги, электронный вид, система межведомственного электронного взаимодействия.

Информационное обеспечение граждан в сфере...

Информационное обеспечение граждан в сфере здравоохранения с помощью сети Интернет.

Самыми активными потребителями медицинских услуг в системе здравоохранения являются люди пожилого возраста и дети, но, к сожалению, дистанционная...

«Интернет-регистратура Югры» как механизм реализации...

Ключевые слова: единая система интернет-записи «Интернет-регистратура Югры», информационно-коммуникационные технологии, механизм реализации концепции электронного правительства, электронное правительство, электронные услуги.

Задать вопрос