Эффективные методы преподавания робототехники в современном образовательном процессе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (403) февраль 2022 г.

Дата публикации: 20.02.2022

Статья просмотрена: 401 раз

Библиографическое описание:

Воржеинов, И. А. Эффективные методы преподавания робототехники в современном образовательном процессе / И. А. Воржеинов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 8 (403). — С. 208-210. — URL: https://moluch.ru/archive/403/89011/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье автор пытается раскрыть теоретические основы использования различных методов в преподавании робототехники.

Ключевые слова: робототехника, методы, дети.

С каждым днем мир вокруг человека меняется до неузнаваемости, что служит веским поводом для грамотного подхода к построению образовательного процесса школьников. Уроки истории, обществознания, литературы, к примеру, давно перестав являть собой форму коллективного заучивания дат, понятий и сюжетов, развивают у обучающегося навыки логики, рассуждения, четкого понимания причин и следствий, воображения и многие другие качества сформированной целостной личности. Технические науки не меньше других преуспевают в этом направлении. Изучение физики, математики, информатики создаёт хороший базис для осуществления научно-исследовательской деятельности.

Уверенно внедряется в образовательный процесс дисциплина «Робототехника», реализуемая как в системе основного общего образования, так и в системе дополнительного образования. Это новшество обусловлено потребностью в школьниках, уверенно владеющих навыками алгоритмического мышления. Робототехника — интегративная наука, в процессе изучения которой также развивается представление о явлениях окружающего нас мира, формируются навыки программирования и конструирования. Также, в ответ на социальный заказ на увеличение числа молодых ученых в нашей стране, педагоги робототехники внедряют элементы исследовательской деятельности в работу обучающихся.

Став популярной относительно недавно, робототехника вызывает серьезный интерес у педагогов, подкупая вариативностью методов её преподавания. Учитывая успешный опыт педагогов робототехники федеральной сети детских технопарков «Кванториум», можно с уверенностью выделить такие подходы как:

— использования элементов проектной деятельности или «метод проектов»

— метод портфолио

— метод взаимообучения

— модульный метод

— кейс-метод

При обзоре научной литературы можно найти различные объяснения понятия «метод проектов». Его изучением занимались А. Н. Щукин, Э. Г. Азимов, Е. С. Полат, З. Х. Ботамева. Нам ближе трактовка доктора педагогических наук Евгении Семёновны Полат, которая характеризует его как «совокупность приёмов, позволяющих в определённой их последовательности, диктуемой логикой познавательной деятельности и особенностями использования метода, реализовывать этот метод на практике» [1].

Это основной подход, который повсеместно используется в ДТ «Кванториум». Он развивает познавательные навыки учащихся при решении поставленных различными современными проблемами задач. В данном методе работа ведётся в узких и мобильных командах школьников, где каждый примеряет на себя определённую роль (программиста, инженера, менеджера) в целях достижения результата. Получив необходимые знания, учащиеся применяют их непосредственно на практике проявляя нестандартные подходы к созданию проекта.

Метод портфолио реализуется на протяжении всего периода обучения ребёнка в технопарке. Интересующегося и увлеченного наукой ребенка педагог привлекает к участию в различных конференциях и конкурсах, на первых порах являясь его наставником, а позже и соратником. Готовые и качественно оформленные работы, статьи, модели робота позволяют проследить достижения учащегося на протяжении всего периода обучения.

Великий педагог Ян Амос Коменский утверждал, что «все, что усвоено, в свою очередь должно быть передаваемо другим и для других. Как можно больше спрашивать, спрошенное — усваивать, тому, что усвоил — обучать. Эти три правила дают возможность ученику побеждать учителя». Этот постулат и является основой для метода взаимообучения. Каждый ребёнок, имея под рукой смартфон или ноутбук, может с легкостью воспользоваться информацией в Интернете или найти необходимые данные для выполнения различных задач. Поощряя способность учеников к грамотному поиску информации, педагоги отходят в сторону, уступая место ученику, который может поведать остальным знания, важные для решения конструкторских задач. В таких случаях это положительно влияет на развитие познавательных способностей, коммуникативных умений, общую атмосферу коллектива.

С обучающимися с высоким уровнем мотивации нередко используется метод модульного обучения, представляющий собой самостоятельную индивидуальную траекторию изучения робототехники. В данной методике характерна непосредственная работа над формулированием цели познавательной деятельности ребенка, постановкой задач и совместная проработка поэтапности: общие основы сборки робототехнических моделей — программирование — применение этих роботов на практике. Положительными сторонами модульной программы является её гибкость и возможность её вариативности в зависимости от изменяющихся внешних условий и задач, формирование самостоятельности и саморефлексии ребёнка.

Кейс-метод — это метод активного обучения, отличительной особенностью которого является поиск практического решения уже выполненной задачи. Иными словами — решение кейса не уникально, не имеет объективной новизны, однако для обучающихся субъективная новизна сохраняется. Практическое решение кейса нужно выработать, т. е. создать с нуля либо подобрать оптимальный алгоритм решения из набора готовых приёмов. Результат решения кейса существует (и даже может быть известен команде, работающей над решением), но не известен способ достижения результата. Для успешного выполнения кейса необходимо грамотно и понятно поставить задачу перед учеником, используя дополнительные источники информации, которые помогут подойти к конечному решению рационально (статьи, конструкторскую документацию, публикации и пр.). Далее следует коллективное обсуждение по выбору рациональных подходов к решению задачи: ученики учатся аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения, а также видеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни, соотносить изученный материал с практикой.

Проанализировав основные методики преподавания робототехники нельзя достаточно точно определить — какая из представленных форм будет наиболее эффективной. Методические исследования и сегодня проводятся с целью выявить самые рациональные подходы в этом направлении. Исходя из опыта педагогической деятельности, можно с уверенностью сказать, что на данном этапе только грамотная совокупность данных методов будет наиболее продуктивной в реализации занятий по робототехнике.

Литература:

  1. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат. — 1-е изд. — Москва: Академия, 2003. — 272 c. — Текст: непосредственный.
  2. Шереужев, М. А. Промробоквантум тулкит / М. А. Шереужев. — 2-е изд. — Москва: Фонд новых форм развития образования, 2019. — 60 c.
Основные термины (генерируются автоматически): метод взаимообучения, метод портфолио.


Ключевые слова

дети, методы, робототехника

Похожие статьи

Современные цифровые образовательные технологии на уроках информатики

В статье авторы рассматривают типы и особенности применения современных образовательных технологий на уроках информатики в школе. Особое внимание уделено использованию цифровых инструментов в процессе обучения.

Интегрирование робототехники с учебно-методическим комплексом по предмету «Окружающий мир» в начальной школе

В статье авторы проводит анализ существующих образовательных решений в области образовательной робототехники и рассказывает, на каких занятиях в начальной школе можно использовать конструкторы по робототехнике, в качестве эффективных методов обучения...

Робототехника — одновременно и наука, и предмет, и метод обучения

В статье автор раскрывает понятие термина и анализирует возможности использования робототехники как одного из методов инновационного преподавания различных дисциплин.

Игровые методики в начальном курсе информатики

Статья посвящена использованию игровых методик на уроках информатики в начальной школе. Выявлено и обосновано отличие игрового обучения от других педагогических технологий.

Использование компьютерных средств обучения для организации самостоятельной работы студентов при изучении комбинаторики

В статье рассмотрены методические аспекты использования информационных технологий при обучении младших школьников комбинаторике. Выявлены основные направления и особенности внедрения компьютерных средств обучения для организации самостоятельной работ...

Применение современных технологий при обучении русскому языку

В статье автор рассматривает определение, типы и структуры современного урока, и основные направления развития урока в современном образовании, рассматривает применение новых технологий при обучения русскому языку в школе.

Дифференцированный подход при обучении робототехнике в школе

В статье описывается опыт обучения робототехнике школьников 5 класса в рамках предмета «Технология», даются методические рекомендации и советы по организации уроков первого года обучения.

Использование дистанционных технологий в преподавании истории

В этой статье авторами рассматриваются способы применения дистанционных технологий в процессе преподавания истории в средней школе.

Особенности использования интерактивных методов на уроках технологии

В данной статье описываются особенности, преимущества использования интерактивных методов на уроках технологии.

Возможность использования образовательной робототехники в обучении учащихся средней школы

В статье излагается возможность внедрения в образовательный процесс элементов робототехники. Представлен анализ использования среды MRDS при изучении информатики в 7–9 классах на примере программы Л. Л. Босовой.

Похожие статьи

Современные цифровые образовательные технологии на уроках информатики

В статье авторы рассматривают типы и особенности применения современных образовательных технологий на уроках информатики в школе. Особое внимание уделено использованию цифровых инструментов в процессе обучения.

Интегрирование робототехники с учебно-методическим комплексом по предмету «Окружающий мир» в начальной школе

В статье авторы проводит анализ существующих образовательных решений в области образовательной робототехники и рассказывает, на каких занятиях в начальной школе можно использовать конструкторы по робототехнике, в качестве эффективных методов обучения...

Робототехника — одновременно и наука, и предмет, и метод обучения

В статье автор раскрывает понятие термина и анализирует возможности использования робототехники как одного из методов инновационного преподавания различных дисциплин.

Игровые методики в начальном курсе информатики

Статья посвящена использованию игровых методик на уроках информатики в начальной школе. Выявлено и обосновано отличие игрового обучения от других педагогических технологий.

Использование компьютерных средств обучения для организации самостоятельной работы студентов при изучении комбинаторики

В статье рассмотрены методические аспекты использования информационных технологий при обучении младших школьников комбинаторике. Выявлены основные направления и особенности внедрения компьютерных средств обучения для организации самостоятельной работ...

Применение современных технологий при обучении русскому языку

В статье автор рассматривает определение, типы и структуры современного урока, и основные направления развития урока в современном образовании, рассматривает применение новых технологий при обучения русскому языку в школе.

Дифференцированный подход при обучении робототехнике в школе

В статье описывается опыт обучения робототехнике школьников 5 класса в рамках предмета «Технология», даются методические рекомендации и советы по организации уроков первого года обучения.

Использование дистанционных технологий в преподавании истории

В этой статье авторами рассматриваются способы применения дистанционных технологий в процессе преподавания истории в средней школе.

Особенности использования интерактивных методов на уроках технологии

В данной статье описываются особенности, преимущества использования интерактивных методов на уроках технологии.

Возможность использования образовательной робототехники в обучении учащихся средней школы

В статье излагается возможность внедрения в образовательный процесс элементов робототехники. Представлен анализ использования среды MRDS при изучении информатики в 7–9 классах на примере программы Л. Л. Босовой.

Задать вопрос