В статье рассмотрены вопросы, касающиеся совершенствования государственного регулирования визовой деятельности в Российской Федерации.
Ключевые слова: виза, деятельность, режим, системы, политика, оптимизация, совершенствование.
Актуальность темы. Глобализационные процессы в сочетании со стремительными переменами в глобальных политических и экономических системах способствуют резкой интенсификации межгосударственных территориальных перемещений населения в начале XXI века, и привели к формированию принципиально новой миграционной ситуации в мире.
Визовая политика Российской Федерации в настоящее время находится в управлении Министерства иностранных дел Российской Федерации, для въезда на территорию Российской Федерации гражданам большинства государств требуется заблаговременное получение визы в дипломатических представительствах и консульских России. Но гражданам некоторых стран виза для въезда в Россию не требуется.
Цель исследования: исследовать и проанализировать совершенствование государственного регулирования визовой деятельности в Российской Федерации.
Совершенствование государственного регулирования визовой деятельности в Российской Федерации — это реализация мер, направленных на оптимизацию политики российского государства относительно мигрантов, пребывание которых на территории страны влияет на ее развитие и жизнь каждого гражданина.
Государственное регулирование визовой деятельности государства ориентирована на решение задач адаптации мигрантов и обеспечение защиты интересов собственных граждан. Особым аспектом государственной визовой деятельности являются типы миграции, которые формируют ее концепцию.
Анализ опыта реализации визовой политики свидетельствует о том факте, что управление легальной миграцией и борьба с ее нелегальными формами является важной задачей.
Стратегия его решения предусматривает реализацию комплекса мероприятий, который направлен на интеграцию иностранцев в общественной жизни, и основывается на признании того, что интеграционные процессы осуществляются во встречных направлениях.
Ядром этой стратегии долгие годы было убеждение, что многие проблемы визовой деятельности должны решаться путем последовательных шагов в различных областях, в частности, таких, как экономика, предоставление политического убежища, ликвидация различий в правовых режимах различных групп населения или репатриация [1,с.95].
В настоящее время такой путь более неприемлем, а стратегия визовой политики в Российской Федерации должна быть единой и долговременной.
В процессе изменения социально-экономической, политической ситуации в стране, или в мире, а также учитывая результативность проводимых мероприятий, в разработанную стратегию вносят коррективы (в том числе по ее целям или механизмам реализации), направленные на устранение новых вызовов и обеспечение максимального использования имеющихся возможностей.
Стоит отметить, что стратегия должна стать основополагающим документом при разработке и реализации программ по отдельным направлениям визовой политики и социально-экономического развития страны.
Виза — это документ, дающий право иностранным гражданам пересекать границу страны или находиться на ее территории в течение определённого срока, в зависимости от цели пребывания.
Это может быть деловая поездка, трудовой контракт, туризм, воссоединение с семьей. Сейчас мы разберем, какими бывают визы, их виды и категории.
В современном мире, с его стремлением к глобализации, виза занимает особое место, поскольку позволяет регулировать поток людей, прибывающих из-за рубежа и, в то же время, предотвращать случаи незаконной миграции. У каждого государства существуют свои критерии предоставления того или иного вида и категории виз.
Визовые ограничения могут периодически изменяться. Например, меняется список необходимых документов или сроки нахождения на территории государства. Такие колебания в правилах пересечения границ наблюдаются каждый год. Для того, чтобы следить за нововведениями в визовых режимах, создан ежегодно обновляемый индекс визовых ограничений (или индекс паспортов).
Он представляет из себя рейтинг стран по уровню свободы передвижения. В этом списке видно, в какие страны требуется приобрести визу и узнать разрешенные сроки пребывания на территории того или иного государства. Критерии по выбору транспорта для выезда за границу не устанавливаются. Поэтому, для путешествия на автомобиле, поезде, самолете или для круиза на лайнере оформляется одна и та же виза, разрешающая посещение той или иной территории [2,с.84].
Результатом реализации стратегии должно быть утверждение в Российской Федерации стратегической визовой модели, которая может быть направлена на экономическое и социальное развитие страны, а также повышение эффективности использования интеллектуального потенциала страны, ее человеческих ресурсов и т. д.
Реализация стратегии будет создавать возможности для успешного продвижения Российской Федерации по пути экономического и социального развития, основанного на уважении интересов нации.
В России необходимо реализовать комплекс мер, которые будут способствовать созданию благоприятных условий для развития и функционирования визового бизнеса, включая создание эффективного механизма государственной поддержки и развитие рыночной инфраструктуры.
Основными отличительными чертами механизма государственной поддержки визового дела нашего государства являются его эффективное функционирование, соблюдение установленных принципов и процедур оказания государственной поддержки и реализация максимального спектра услуг.
Помимо концептуального совершенствования процесса формирования механизма государственной поддержки предлагается принять ряд практических мер: создание единого специализированного государственного органа с максимальной автономией.
Меры по созданию благоприятного делового и инвестиционного климата должны оказать стимулирующее воздействие на региональное развитие. При развитии этих мероприятий следует учитывать положительный опыт некоторых стран.
Для въезда в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства требуется виза.
При наличии договора возможен въезд иностранных граждан в Российскую Федерацию без визы. Условия въезда граждан иностранных государств в Российскую Федерацию [3,с.79].
Для получения визы иностранный гражданин должен обратиться в консульство России по месту постоянного жительства.
Российские консульские учреждения выдают визу в зависимости от цели поездки и срока пребывания иностранца на территории Российской Федерации.
Для посещения большинства зарубежных стран необходимо получить специальные разрешения — визы. Поскольку поездки различаются не только по географическим районам, но и по продолжительности и цели визита, различаются и типы виз. Существующая классификация была введена для контроля потока посетителей и наделения их особыми правами и обязанностями. Несоблюдение визового режима является незаконным и преследуется по закону, поэтому важно попросить документ, точно соответствующий вашим целям поездки.
Современный этап социально-экономического развития России связан с рядом серьезных вызовов, несущих непосредственную угрозу экономике, политической ситуации и обществу в целом.
Каждое государство старается управлять миграционными процессами, и в нашей стране управление имеет свою специфику. Регулирование миграционных потоков в советское время в основном осуществлялось административными методами. Сегодня новая модель регулирования базируется на квотных методах и экономических методах [2,с.68].
При этом особенно важно, чтобы основное внимание уделялось внутрихозяйственным проблемам территорий. При этом объектом воздействия является не сама миграция, а региональная система, в рамках которой происходит этот процесс. Эта система включает в себя такие компоненты, как экономический, социальный, демографический и экологический. При этом основное воздействие направлено на миграционное поведение населения и регулируется его потребностями.
Конечно, эффективно влиять на миграцию можно только при изучении этих потребностей. Только зная их, можно разработать средства для их удовлетворения. Однако прямое воздействие на подавляющее большинство миграции невозможно. Такое влияние должно осуществляться только косвенно, т. е. необходимо создать условия, при которых этот процесс может развиваться [1,с.47].
Вывод. Несомненно, что основным способом преодоления негативных последствий и влияния на миграционные процессы является управление миграцией, которое может и должно осуществляться на государственном, региональном, муниципальном уровне. Безусловно, наиболее эффективное управление миграцией происходит на государственном уровне, главное, чтобы не было нарушения гражданских и политических прав граждан, что является одной из основных и самых сложных задач государства.
Литература:
- Воловик, Н. П. Таможенно-тарифная политика и стимулирование инноваций в России / Н. П. Воловик. — М.: Дело, 2020. — 431 с.
- Кислая К. Г. Современные проблемы иммиграционной политики России: состояние и пути решения // Научный молодежный форум. № 1, 2020, с. 33–38.
- Малиновская, В. М. Международно-правовое регулирование применения таможенных процедур в ЕАЭС / В. М. Малиновская // Международное сотрудничество государств Евразии: политика, экономика, право. — 2020. — № 4 (5).