Программирование в дошкольном возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Тетерина, Г. А. Программирование в дошкольном возрасте / Г. А. Тетерина, Е. Я. Дмитриева, А. Н. Меташова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 7 (402). — С. 211-214. — URL: https://moluch.ru/archive/402/88878/ (дата обращения: 27.04.2024).



Жизнь в современном обществе требует владения информационными технологиями. Первые шаги на пути освоения робототехники и программирования в дошкольном возрасте. Программа «ПиктоМир» как системный материал для педагогов, который помогает в игровой форме, на бестекстовой основе освоить азы программирования детям дошкольного возраста. Преемственность садика и школы в формировании познавательной активности детей.

Ключевые слова: алгоритм, пиктограммы, программирование, программа, робот, дошкольник, ПиктоМир.

Развитие человечества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Ученые утверждают, что мир стремительно переходит к информационному укладу жизни. Сейчас уже невозможно представить жизнь без компьютерных и информационных ресурсов. Современные приборы для облегчения быта людей становятся всё более интерактивными и с легкостью интегрируются в сеть Интернет. Большинство детей, ещё не умеющие ни читать, ни писать, без труда справляются с сенсорными панелями, пультами. Ребенок интуитивно, бесконтрольно, копируя движение взрослого, тычет пальчиком по гаджету, чтобы включился экран, заиграла музыка. Хорошо это или плохо? Рассуждать можно долго, но никто не оспорит вывод: это данность, веяние времени, современная действительность.

Законодательными структурами власти России федерального уровня выдвигаются предложения по понижению возраста знакомства детей с информатикой и программированием на уровень системы дошкольного образования [1]. Использование информационных технологий в образовательном процессе, создание дидактических пособий, которые бы вводили в игровой форме дошкольников в мир робототехники, вызывает повышенный интерес в мировой, отечественной науке и педагогике.

Педагогический коллектив МАДОУ № 23 города Новороссийска уже несколько лет с интересом следит за новинками в информационном пространстве, связанными с темой развития и активизации у дошкольников познавательного интереса и формированием предынженерного мышления. Педагогами изучается работа других образовательных учреждений, делаются первые собственные шаги, создается свой уникальный опыт работы в этом направлении.

В настоящее время существует ряд дидактических пособий, которые достойны внимания дошкольной педагогики. Некоторые уже традиционно используются в детских садах, а некоторые только апробируются в работе.

C:\Users\tatia\Desktop\ПиктоМир\В цро\Зинченко Иван 6 лет.jpg

Первый набор, доступный детям в нашем учреждении, — это игровой набор «Дары Фрёбеля», который может быть использован с самого раннего детства, во всех образовательных областях развития. Начиная с модуля «Шерстяные мячики» и заканчивая «Арками и цифрами», все они наиболее целостно способны развить познавательный интерес, творческий потенциал ребенка. Переоценить достоинства этого набора сложно.

Конструктор «Lеgо» покорил российских детей с начала 2000-х годов и прочно внедрился в их повседневную жизнь. Интерес к этому конструктору у многих не угасает долгие годы, так как авторы предлагают большую линейку усложнения, учитывающую гендерные, возрастные особенности. В 2019 году в МАДОУ № 23 группа педагогов познакомилась с методикой работы с игровым базовым набором WeDo 2.0. Это усложненный конструктор «Lеgо», который позволил сделать педагогам и детям первые шаги в освоение азов робототехники. Стартовые проекты WeDo 2.0 представляли собой готовое образовательное решение. После того, как были освоены предлагаемые готовые решения, у детей подготовительной группы стали возникать свои, оригинальные проекты конструирования и программирования различных моделей, которые ездили, летали, звучали.

Электронный конструктор «Знаток», имеющий в своем потенциале 320 схем начального уровня, позволяет ребёнку познакомиться с удивительным миром электроники. Такие конструкторы привлекают внимание детей старшего и подготовительного возраста в нашем детском саду. Используются они в совместной деятельности с педагогом, работа проводится с подгруппами. У детей есть возможность создавать электротехнические схемы, которые позволяют увидеть связь источника питания с загорающейся лампочкой, звучащей мелодией, движением вентилятора.

В 2020 году перед педагогами МАДОУ 23 стояла задача выбора дальнейшего пути развития дошкольников в мире робототехники. В настоящий момент программируемые пособия — логоробот пчелка (bee-bot), «робот-экспресс», «робот-улитка», конструктор «Robo kids» — уступили место программе «ПиктоМир». Данная программа создана на базе Российской академии наук, начала внедрятся в различных областях нашей страны. В Краснодарском крае принимают участие в этом федеральном инновационном проекте 4 детских сада, в числе которых Новороссийск.

C:\Users\tatia\Desktop\ПиктоМир\В цро\Работа с конструкторами Знаток.jpg

Привлекает «ПиктоМир» выстроенной системой в освоении дошкольниками программирования, разработанным методическим и дидактическим оснащением. Как же ребенок может создать свои первые программы? Для решения проблемы была предложена идея — не записывать программы в текстовом виде, а «собирать» программы из готовых элементов. Дети, собирая алгоритмы из пиктограмм, могут управлять виртуальным роботом в игре или на экране планшета. Это обеспечивает возможность постепенного освоения таких важнейших концепций программирования как циклы, подпрограммы и условные операторы [2]. Всё это безусловно влияет на развитие познавательных процессов у детей, благодаря которым они узнают новую информацию, запоминают и решают алгоритмические задачи.

C:\Users\tatia\Desktop\ПиктоМир\В цро\игровой набор 1 ПиктоМир.jpg

В игровой деятельности в программной среде «ПиктоМир» педагоги МАДОУ № 23 закладывают навыки предынженерного мышления у старших дошкольников. Развивается умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, планировать, выстраивать последовательность. Неподдельный интерес детей к игрушкам-роботам мотивирует проявлять инициативность, самостоятельность в среде программирования, в познавательно-исследовательской деятельности, общении.

Развивающая среда программы «ПиктоМир» способствует активному взаимодействию детей между собой и взрослым. Сообща они участвуют в совместной игровой и моделирующей деятельности. При этом роль детей в игре остаётся ведущей, а роль взрослого-педагога может быть как активного участника, так и наблюдателя.

Первая ступень освоения программирования началась в МАДОУ № 23 с детьми старшей группы. Это беспланшетный период. Дети познакомились с простейшей графической информацией — пиктограммами, знаковой системой, которая лежит в основе программирования. Ребята уже знакомы с понятиями «робот», «программа», «алгоритм», «команда». Закрепление этой информации проходит исключительно в игровой форме. В группе появилась сюжетно-ролевая игра «Конструкторское бюро». В роли «командира-программиста» дошкольник учится правильно составлять алгоритм (путь действий) для управления другим участником игры «роботом-исполнителем». Задача «робота-исполнителя» выполнить заданный командиром алгоритм. Команды «вправо-влево» исполнитель выполняет относительного своего тела. Предметно-действенный способ помогает освоить пространственную среду. Возникает мышечная память действий при определённой команде, стимулируется активность в осмыслении механизма алгоритма.

После беспланшетного периода для дошкольников в шести-, семилетнем возрасте наступает период работы с цифровыми средствами: смартфоном, планшетом, компьютером. Игровые действия становятся более сложными. Дети осваивают разные формы и виды творческо-технической игры, закрепляют основные понятия на основе использования гаджетов.

В программе «ПиктоМир» предусмотрено направление на организацию командной работы дошкольников, что позволяет формировать ценные личностные качества: коммуникабельность, инициативность, контактность, любознательность, самостоятельность, настойчивость. Развивается умение задавать вопросы. Ребята учатся наблюдать и экспериментировать. Появляется интерес к исследовательской и творческо-технической деятельности, к установке причинно-следственных связей, что обеспечивает неформальную преемственность детского сада и школы в вопросах формирования познавательной активности.

C:\Users\tatia\Desktop\ПиктоМир\В цро\Я-исследователь2.jpg

В настоящее время МАДОУ детский сад № 23 г. Новороссийска работает в статусе «Федеральной сетевой инновационной площадки по теме «Апробация и внедрение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников и младших школьников в цифровой образовательной среде «ПиктоМир». И хотя наш коллектив находится еще в начале этого пути, но уже сейчас видно, как интересно это направление для детей, как с неподдельным интересом они изучают пиктограммы, складывая из них дорожки-программы. Это означает то, что курс, выбранный учреждением, верный («Дорогу осилит идущий»). И если педагоги нацелены на результат, то результат обязательно будет.

Литература:

  1. В. Б. Бетелин, А. Г. Кушниренко, А. Г. Леонов. Основные понятия программирования в изложении для дошкольников. — Информатика и её применение.- 2020, том 14, выпуск 3, с. 55–61.
  2. А. Г. Кушниренко, И. Б. Рогожкина. ПиктоМир: опыт обучения программированию старших дошкольников». — Научная электронная библиотека «КиберЛенинка», https://cyberleninka.ru/article/n/provedenie-godovogo-tsikla-zanyatiy-algoritmika-dlya-doshkolnikov-v-podgotovitelnyh-gruppah-dou
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, программа, дошкольник, дошкольный возраст, игровая форма, мир робототехники, новороссийск, педагог, познавательный интерес.


Ключевые слова

алгоритм, программа, программирование, дошкольник, робот, пиктограммы, ПиктоМир

Похожие статьи

Робототехника как средство развития познавательного...

Начинать учить детей робототехнике нужно как можно раньше, так как интерес к

Робототехника — это идеальное сочетание развлечения с развитием, удовольствия с пользой.

Целенаправленное систематическое обучение детей дошкольного возраста...

Внедрение образовательной робототехники в деятельность...

Что же такое робототехника в детском саду? Робототехника — это создание роботов из специальных конструкторов.

В чём цель занятий робототехникой в детском саду? Ребёнку интересно собственными руками создать настоящего робота и понаблюдать за результатом...

Программа дополнительного образования «Робототехника...»

Целью использования программы «Робототехника в детском саду» является овладение навыками

Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Развитие технического творчества у дошкольников в рамках...

Развитие технического творчества детей дошкольного возраста... изобразительная деятельность, детское творчество , ребенок...

Игровая деятельность дошкольников. В статье раскрывается понятие игровой деятельности дошкольников, психологические основы...

Рабочая программа по компьютерному обучению в детском саду...

Программа «Игровая информатика» дополняет «Основную общеобразовательную программу дошкольного образования МАДОУ «ЦРР-ДС

Срок реализации программы по компьютерному обучению «Игровая информатика» — 2 года, для детей старшего дошкольного возраста.

От дошкольника до инженера | Статья в журнале «Образование...»

Ребенок дошкольного возраста активно осваивает окружающий мир. Его привлекает все интересное, необычное, новое и неизведанное. Взрослый открывает ребенку мир инженерных наук, технического прогресса, начиная с последовательного усложнения от одного возраста к...

Проект «Робототехника в ДОУ с конструктором HUNA-робот»

Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности детей, в процессе которой они отступают от привычных и знакомых ему способов

Робототехника — это, несомненно, наше будущее, ставшее уже. Для детей дошкольного возраста игра в такой конструктор...

Робототехника в детском саду как новое направление в работе...

Библиографическое описание: Карачарова, Л. Е. Робототехника в детском саду как новое направление в работе с детьми дошкольного возраста

Робототехника для дошкольников — это прежде всего творческая деятельность, развивающая интеллект ребенка: улучшается...

ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование...

Так как дошкольный возраст уникален, смотря вперед — как сформируется ребенок, такова будет его жизнь, для педагогов очень важно не упустить этот период для того, чтобы раскрыть творческий потенциал каждого ребёнка. Мы используем данную технологию с целью развития...

Похожие статьи

Робототехника как средство развития познавательного...

Начинать учить детей робототехнике нужно как можно раньше, так как интерес к

Робототехника — это идеальное сочетание развлечения с развитием, удовольствия с пользой.

Целенаправленное систематическое обучение детей дошкольного возраста...

Внедрение образовательной робототехники в деятельность...

Что же такое робототехника в детском саду? Робототехника — это создание роботов из специальных конструкторов.

В чём цель занятий робототехникой в детском саду? Ребёнку интересно собственными руками создать настоящего робота и понаблюдать за результатом...

Программа дополнительного образования «Робототехника...»

Целью использования программы «Робототехника в детском саду» является овладение навыками

Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Развитие технического творчества у дошкольников в рамках...

Развитие технического творчества детей дошкольного возраста... изобразительная деятельность, детское творчество , ребенок...

Игровая деятельность дошкольников. В статье раскрывается понятие игровой деятельности дошкольников, психологические основы...

Рабочая программа по компьютерному обучению в детском саду...

Программа «Игровая информатика» дополняет «Основную общеобразовательную программу дошкольного образования МАДОУ «ЦРР-ДС

Срок реализации программы по компьютерному обучению «Игровая информатика» — 2 года, для детей старшего дошкольного возраста.

От дошкольника до инженера | Статья в журнале «Образование...»

Ребенок дошкольного возраста активно осваивает окружающий мир. Его привлекает все интересное, необычное, новое и неизведанное. Взрослый открывает ребенку мир инженерных наук, технического прогресса, начиная с последовательного усложнения от одного возраста к...

Проект «Робототехника в ДОУ с конструктором HUNA-робот»

Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности детей, в процессе которой они отступают от привычных и знакомых ему способов

Робототехника — это, несомненно, наше будущее, ставшее уже. Для детей дошкольного возраста игра в такой конструктор...

Робототехника в детском саду как новое направление в работе...

Библиографическое описание: Карачарова, Л. Е. Робототехника в детском саду как новое направление в работе с детьми дошкольного возраста

Робототехника для дошкольников — это прежде всего творческая деятельность, развивающая интеллект ребенка: улучшается...

ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование...

Так как дошкольный возраст уникален, смотря вперед — как сформируется ребенок, такова будет его жизнь, для педагогов очень важно не упустить этот период для того, чтобы раскрыть творческий потенциал каждого ребёнка. Мы используем данную технологию с целью развития...

Задать вопрос