Компьютерные игры в жизни дошкольника | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (402) февраль 2022 г.

Дата публикации: 18.02.2022

Статья просмотрена: 865 раз

Библиографическое описание:

Романенко, И. Е. Компьютерные игры в жизни дошкольника / И. Е. Романенко, К. Э. Зинчевская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 7 (402). — С. 144-147. — URL: https://moluch.ru/archive/402/88869/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье авторы приводят обзор популярных компьютерных игр среди детей дошкольного возраста

Ключевые слова : компьютерная игра, ребенок, агрессивное поведение

В наше время компьютеры, планшеты, смартфоны являются доступными предметами повседневного обихода. Гаджетами пользуется широкий круг людей без всяких возрастных ограничений. Это приводит к резкому снижению возраста геймеров и к широкому распространению игр в домашнем пользовании. Увлеченность детей, в том числе младших дошкольников, компьютерами, с одной стороны, вызывает озабоченность родителей и педагогов, однако, с другой стороны, есть обучающие игры, способствующие формированию полезных навыков и обогащению знаний. Кроме того, заинтересованность детей в компьютерных играх оказалась «удобна» всем: самим детям, увлекающимся играми; родителям, довольным, что, во-первых, дети заняты и не нужно уделять им внимания, во-вторых, ИКТ-компетентность детей формируется практически самостоятельно и пригодится им в будущем; производителям компьютеров, программного обеспечения и особенно — разработчикам и продавцам адресованных детям информационных продуктов. Таким образом, невозможно спорить с тем фактом, что компьютерные игры стали неотъемлемой частью и детской, и взрослой культуры.

Согласно сформированному общественному мнению, компьютерные игры повышают уровень агрессивности. Так, некоторые исследователи считают, что компьютерные игры провоцируют агрессивное поведение, подталкивая игроков к насилию и убийствам (Д. Бака, Д. Томпсон, Д. Гроссман и др.). Другие исследователи, такие, как И. В. Бурлаков, А. Сакамото, Л. Ловелле, К. Андерсен, полагают, что компьютерная игра может повышать уровень агрессивности игрока только при наличие определенных обстоятельств: личной жизненной ситуации, эмоционального состояния, свойств характера и т. д.

Как показало исследование взрослых китайских геймеров, проведенное в 2007 году, видеоигры с элементами насилия способствуют развитию терпимости к насилию, формируют более низкий уровень сочувствия и более агрессивное поведение.

Существует несколько классификаций компьютерных игр. За основу мы взяли классификацию, основанную на жанровом отнесении игр к различным типам. Следует отметить, что появились также игры, которые могут быть отнесены по своему жанру, сразу к нескольким типам.

Типы компьютерных игр:

1. Игры-стрелялки

2. Игры-стратегии

3. Спортивные игры, гонки

4. Игры-развлекалки

5. Игры-бродилки

6. Обучающие игры

Как мы видим, сейчас существует множество компьютерных игр, к счастью, не все они одинаково опасны.

Нами был проведен опрос среди родителей детей старших и подготовительных к школе групп. Были опрошены родители 70 детей от 5 до 7 лет. 15 детей (21,4 %) не играют в компьютерные игры совсем, только смотрят мультфильмы или различные видео. Подавляющее количество детей играют в игры на телефонах, порядка 79 %. В получившемся списке компьютерных игр представлены все типы, указанные выше, кроме развивающих.

Наибольшей популярностью пользуются у детей старшего дошкольного возраста такие игры, в которых смешаны два жанра — стрелялки и бродилки 31,4 % из опрошенных детей. Например, такие названия игр, как Brawl Stars, Minecraft, GTA, Alien Shooter чаще всего встречались в ответах родителей. Minecraft — это компьютерная игра с бесконечными мирами, созданными из блоков, где нужно строить и выживать. Сделать это будет не просто, так как на пути часто встречаются зомби, пауки, волки, ведьмы и другие отрицательные персонажи. Действие игры Brawl Stars происходит на городской местности, а сражаться предстоит командами друг против друга в режиме реального времени. Герои в игре представлены различными персонажами, как нашего, так и фантазийного мира. К примеру, имеется президент Линкольн, девочка с шапкой медведя, сам медведь, оживший кактус и другие. Все они обладают уникальными атаками, суперспособностями и внешним видом, который можно настраивать. Особого внимания заслуживает GTA. В этой игре ребенок играет за преступника, плохого парня, одного из членов банды, и выполняете различные миссии, такие как заказное убийство, угон автомобиля, ограбление и разбой. Кроме выполнения поручений необходимо задумываться о зарабатывании денег, причем не всегда преступным путем. При успешном прохождении игры вы становитесь крестным отцом, который держит в страхе весь город. В Alien Shooter бесконечная темнота, мрачные длинные проходы военного комплекса стали местожительством зла, поскольку тысячи кровожадных монстров заполняют его офисы, склады и исследовательские лаборатории. Ваша миссия проста: уничтожьте чужих любой ценой. Вам будет предоставлено необходимое количество взрывчатых веществ, разнообразное оружие и куча снаряжения. Как видим, объединяет эти игры необходимость убивать врагов различными способами. Можно сказать, что в подобных играх тренируется быстрота реакции, но насколько эта быстрота реакции пригодится в жизни и какова ценность жизни в таких играх? Среди вышеперечисленных игр не везде смерть персонажа детализирована, так в Minecraft все существа выглядят как нагромождение прямоугольников, с натянутой текстурой, и естественно тут нет никакой детализации — крови и т. п. Убили свинку — она упала, а потом исчезла, растворившись в облачке дыма. Однако, во всех этих играх присутствуют неожиданные элементы и неожиданное появление какого-то существа, сопровождающееся соответствующим звуком, что может напугать ребёнка. Отметим, что Brawl Stars предполагает, что игроки договариваются между собой в чате, чтобы определить состав своей команды и жертву нападения.

GTA выделяется из этих игр, поскольку только в этой игре достоверно воспроизводится ситуация в криминальном мире и здесь нет фантастических персонажей. Ребенок в игре становится преступником, гангстером, который угоняет машины, убивает полицейских и совершает различные противоправные действия. Таким образом, данная игра побуждает к нарушению законов. Возникает вопрос, зачем детям, тем более дошкольникам, знать тонкости преступного мира и нарушать закон, пусть и только в виртуальной игре? В плане нарушения правопорядка похожа так же игра Subway surfer (развлекалка), где мальчик раскрашивает вагоны поезда, а затем убегает от полицейского. Однако, в этой игре нет убийств, и окружающая действительность не так детализирована, как в GTA.

Одной из самых популярных бродилок согласно данным опроса является Зомби ферма, в нее играет процент. Сюжет игры заключается в том, что игрок оказывается на острове, где никого нет, кроме зомби. Но они не представляют опасности, а работают на вас. Среди них есть представители разных профессий: дровосеки, каменоломы, охотники, охранники, рыбаки и другие. Игра довольно безобидная, но поскольку выбрана тема зомби, то и антураж соответствующий — мрачные здания, кладбища и другие жуткие места. Следующая по популярности бродилка — Craft island. Как понятно из названия, действие опять происходит на острове. Вы в полном одиночестве, ваша задача выбраться на соседний остров, для этого нужно собирать различные ресурсы и таким образом зарабатывать валюту.

Kissy Missy — бродилка, которая привлекла наше внимание больше всех. Kissy Missy является розовой версией Хагги Вагги женского пола. Игрок должен разгадать тайну пропажи коллег на фабрике игрушек, исчезнувших десять лет назад. По ходу игры геймер разгадывает головоломки и спасается от главного злодея Хагги Вагги — огромной антропоморфной куклы, покрытой синей шерстью. Его главная способность — обниматься, что отражено в имени. По ходу игры придется прыгать через ямы, вращающиеся пилы и прочие ловушки. Наш интерес вызван распространением игрушек Хагги Вагги и Кисси Мисси среди детей дошкольного возраста, которые преподносятся, как игрушки-антистресс.

Довольно популярны среди детей-дошкольников различные спортивные игры и гонки, что составило 20 % опрошенных дошкольников: Kinect Sports, Forza Horizon, Hill Climb Racing, Beat Racing. Kinect Sports включает в себя шесть спортивных симуляторов и восьми мини-игр. В спортивные симуляторы входят: Боулинг, Бокс, Лёгкая атлетика (Спринт, метание копья, прыжки в длину, метание диска, бег с препятствиями), настольный теннис, пляжный волейбол и футбол. В этих играх нет пугающих сюжетов, монстров, поэтому можно сделать вывод, что они более безобидны, хотя особой пользы от них тоже нет. В этих играх развитие координации и моторных навыков невозможно, то есть это просто приятное времяпровождение.

Развлекательный жанр игр из опрошенных детей составил 12,9 %: представлен обильным разнообразием игр: моя говорящая Анджела, мой Том, bubby, baby care, где игрок должен ухаживать либо за питомцем, либо за младенцем. Такие игры, возможно, способствуют формированию ответственного отношения к животным и младшим детям. Однако, настоящих питомцев и младших братьев/сестер такая игра все — таки заменить не может. Также популярны развлекалки типа Fork N Sausage, Going balls, Pop it 3D, Беги, кайдзю, беги, Аквапринт Мастерская Челлендж, которые разнообразны по сюжетным линиям — от лопания пузырей и опускания в ведра с красками различных предметом до собирания яиц. Они не развивают никаких навыков и умений, являясь просто приятным времяпрепровождением.

Мы были приятно удивлены, когда среди игр, в которые играют дети нашего детского сада, оказалось несколько обучающих игр. Таких детей 10 %. Игры Resizeit, Улитка Боб, 12 замков, пазлы. Это головоломки, направленные на развитие логического мышления. Встретилась нам и одна цифровая энциклопедия — Jurassic World Facts, которая позволяет посмотреть на динозавров мира Юрского периода и на факты про них. Динозавры представлены как 3D-модели своих фигурок-аналогов. На данный момент в игре есть 195 динозавров, включая 4 морских рептилий и 23 птерозавра. Также встречаются прописи для детей: «пишем буквы», где объясняется, как правильно писать буквы и цифры, рисовать различные линии и завитушки.

В игры-стратегии играет всего 3 детей из 70, что составляет 4,3 %. Связано это с возрастом детей, которым сложно выстраивать стратегии для захвата территорий и т. п.

Как видно из проведенного исследования, большинство игр являются ролевыми, то есть игрок «вживается» в определенную роль, отождествляет себя с каким-то персонажем, одновременно уходя от реальности. Такие игры имеют наиболее сильное влияние на психику детей. Многие игры имеют агрессивную направленность, мрачные декорации, пугающие элементы — резкие неожиданные звуки, внешность персонажей, которая может напугать и так далее. Несмотря на многочисленные исследования детей и подростков, играющих в компьютерные игры, все еще нет понимания долгосрочного влияния компьютерных игр на психические и социальные процессы, поскольку не отслеживается взрослая жизнь бывших маленьких геймеров.

Поэтому, на наш взгляд, необходима просветительская работа с родителями воспитанников детских садов для того, чтобы избежать зависимости от виртуальных игр, родителям необходимо знать, какие именно виды игр крайне опасны для детской психики. Чтобы исключить вероятность возникновения зависимости от виртуальных игр, достаточно наполнить жизнь ребенка интересными яркими событиями. Если родители уделяют своему малышу достаточное количество позитивного внимания и предлагают захватывающие альтернативные виды деятельности, у него вырабатывается стойкий иммунитет к компьютерной и телевизионной зависимости.

Литература:

  1. Войскунский, А. Развивается ли агрессивность у детей и подростков, увлеченных компьютерными играми? / Войскунский, А. — Текст: непосредственный // Вопросы психологии. — 2010. — № 6, с. 133–143
  2. Палфри, Дж. Дети цифровой эры / Дж. Палфри, У. Гассер. — Текст: непосредственный — Москва: Эксмо, 2011, 368 с.
  3. Энциклопедия компьютерных игр. — Текст: электронный // Яндекс: [сайт]. — URL: https://ag.ru/games
Основные термины (генерируются автоматически): игра, GTA, ребенок, агрессивное поведение, компьютерная игра, быстрота реакции, дошкольный возраст, игрок, нет, ход игры.


Похожие статьи

Электронные игры как средство развития дивергентного мышления дошкольников

В статье представлены результаты исследования проблемы формирования дивергентного мышления старших дошкольников с помощью электронных развивающих игр.

Влияние компьютерных игр на психическое здоровье детей

В статье автор пытается определить влияние компьютерных игр на психическое здоровье детей, а также разобрать конкретные примеры игр и смягчение влияния на детей от них.

К вопросу развития внимания у детей младшей группы в настольно-печатных играх

В статье рассмотрены особенности развития внимания в младшем дошкольном возрасте, роль настольно-печатных игр и условия организации работы с ними для развития внимания.

Возможности коррекции агрессии у подростков с компьютерной игровой зависимостью

Рассмотрено теоретическое представление формирование агрессии у подростков с компьютерной игровой зависимостью. Приведены примеры компьютерных игр, где демонстрируются сцены насилия. Описаны последствия формирования компьютерной игровой зависимости, ...

Компьютерные игры. Влияние на развитие сознания

В статье развивается тема влияния компьютерных игр и компьютерной индустрии в целом на развитие мировоззрения. Также приведен анализ опроса среди людей всех возрастов, в котором респонденты высказали свою точку зрения и свое отношение к компьютерным ...

Психология игровой зависимости у подростка

В статье автор определяет факторы компьютерной игровой зависимости, положительные и отрицательные стороны влияния игр на личностную и познавательные сферы подростков.

Игровая дистрофия как актуальная проблема дошкольного образования

В статье рассмотрены проблемы игровой деятельности у детей дошкольного возраста. Автор представляет проект, направленный на знакомство с русскими народными играми.

Игра как средство развития детей с ОВЗ

В статье авторы пытаются определить воздействие игры на психическое развитие детей с ОВЗ.

К проблеме агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрыта актуальность, названы некоторые методы и методики исследования агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста, обсуждены его результаты.

Повышение мотивации у обучающихся младшего школьного возраста (из практики преподавателя отдельной дисциплины)

В статье автор анализирует психологические особенности детей младшего школьного возраста, а также представляет практические приемы повышения уровня мотивации у обучающихся.

Похожие статьи

Электронные игры как средство развития дивергентного мышления дошкольников

В статье представлены результаты исследования проблемы формирования дивергентного мышления старших дошкольников с помощью электронных развивающих игр.

Влияние компьютерных игр на психическое здоровье детей

В статье автор пытается определить влияние компьютерных игр на психическое здоровье детей, а также разобрать конкретные примеры игр и смягчение влияния на детей от них.

К вопросу развития внимания у детей младшей группы в настольно-печатных играх

В статье рассмотрены особенности развития внимания в младшем дошкольном возрасте, роль настольно-печатных игр и условия организации работы с ними для развития внимания.

Возможности коррекции агрессии у подростков с компьютерной игровой зависимостью

Рассмотрено теоретическое представление формирование агрессии у подростков с компьютерной игровой зависимостью. Приведены примеры компьютерных игр, где демонстрируются сцены насилия. Описаны последствия формирования компьютерной игровой зависимости, ...

Компьютерные игры. Влияние на развитие сознания

В статье развивается тема влияния компьютерных игр и компьютерной индустрии в целом на развитие мировоззрения. Также приведен анализ опроса среди людей всех возрастов, в котором респонденты высказали свою точку зрения и свое отношение к компьютерным ...

Психология игровой зависимости у подростка

В статье автор определяет факторы компьютерной игровой зависимости, положительные и отрицательные стороны влияния игр на личностную и познавательные сферы подростков.

Игровая дистрофия как актуальная проблема дошкольного образования

В статье рассмотрены проблемы игровой деятельности у детей дошкольного возраста. Автор представляет проект, направленный на знакомство с русскими народными играми.

Игра как средство развития детей с ОВЗ

В статье авторы пытаются определить воздействие игры на психическое развитие детей с ОВЗ.

К проблеме агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрыта актуальность, названы некоторые методы и методики исследования агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста, обсуждены его результаты.

Повышение мотивации у обучающихся младшего школьного возраста (из практики преподавателя отдельной дисциплины)

В статье автор анализирует психологические особенности детей младшего школьного возраста, а также представляет практические приемы повышения уровня мотивации у обучающихся.

Задать вопрос