В статье подробно говорится о преимуществах и недостатках аренды и лизинга в сравнении с покупкой оборудования. Отмечается актуальность данной темы. Также упоминаются различия покупки основных средств от аренды и лизинга. В заключение даются рекомендации по оптимизации учета.
Ключевые слова: аренда, лизинг, бухгалтерский учет, лизинговые платежи, арендные платежи, финансовый инструмент.
Аренда выступает основным элементом современных рыночных отношений. В современном мире лизинг становится предпочтительным решением для удовлетворения потребностей в основных средствах по сравнению с покупкой актива. При оценке этих инвестиций владельцу капитала важно понять, принесет ли лизинг лучшую отдачу от капитала или нет.
Актуальность исследования обуславливается тем, что индустрия аренды и лизинга в России процветает, поскольку все больше и больше компаний видят ценность в аренде оборудования, а не в его прямой покупке.
Цель статьи: выявить ключевые особенности аренды и лизинга как финансового инструмента в России, будет предпринята попытка выяснить преимущества аренды и лизинга оборудования над покупкой, также исследовательская работа направлена на выяснение проблем в администрировании учета аренды и лизинга.
При рассмотрении особенностей учета текущей и лизинговой аренды основных средств в работе поставлены следующие задачи, необходимые для достижения цели:
— исследовать учет аренды и лизинга основных средств как у арендатора, так и у арендодателя;
— исследовать различия покупки основных средств от аренды и лизинга.
— рассмотреть шаги совершенствования процессов отображения арендных и лизинговых платежей.
Компании необходимо оборудовать свои объекты; поэтому ей необходимо инвестировать в основные средства, т. е. активы (основные средства, оборудование, приспособления и приспособления и т. д.).
Которые она будет хранить на долгосрочной основе. Эти активы относятся как к коммерческим помещениям, так и к оборудованию, необходимому для ведения бизнеса.
Компаниям, осуществляющим эти инвестиции, необходимо изучить доступные им финансовые решения. В зависимости от объема имеющихся первоначальных средств и вариантов финансирования бизнес может принять решение о покупке или аренде необходимых ему ресурсов. [9]
Решение о покупке, аренде или лизинге оборудования может быть хорошим вариантом для владельцев бизнеса с ограниченным капиталом или нуждающихся в оборудовании, которое необходимо обновлять каждые несколько лет, в то время как покупка оборудования может быть лучшим вариантом для солидных предприятий или для оборудования с длительным сроком службы.
Когда компания приобретает основной актив, он отражается в ее коммерческом и налоговом балансе, который используется для информирования третьих лиц о структуре оборотного капитала предприятия.
В случае покупки компания может забронировать расходы на амортизацию, которые затем вычитаются из ее налогооблагаемого дохода. Расходы на техническое обслуживание также вычитаются, как и проценты по кредитам, взятым для финансирования этих основных средств.
Покупка имеет немедленные налоговые последствия:
— в случае покупки здания компания должна оплатить регистрационный взнос;
— в случае покупки движимого имущества (автомобиля, оборудования и т. д.) компания должна оплатить НДС, но он часто немедленно и полностью возвращается при подаче заявления в орган по регистрации, недвижимости и НДС.
Следует отметить, что в некоторых случаях продажа может быть освобождена от уплаты НДС.
Налоговое законодательство проводит различие в зависимости от того, фигурирует ли актив на балансе компании или нет.
В принципе, рассматриваемый актив передается тому, кто является его законным владельцем.
Однако в тех случаях, когда контроль над имуществом принадлежит третьей стороне, налоговое законодательство закрепляет экономическую собственность на актив за этим лицом. Арендатор может в этом случае воспользоваться налоговыми вычетами:
— если арендатор является налоговым владельцем актива, актив отражается в активах на балансе арендатора, а не юридического владельца. Это также арендатор, который амортизирует актив.
В этих обстоятельствах арендные платежи будут разбиты на 2 части:
— одна часть состоит из процентов, которые вычитаются из налоговой базы пользователя;
— а другая часть состоит из выплат по долгам, которые не подлежат вычету;
— если арендатор не является налоговым владельцем актива, арендные платежи будут полностью вычтены из их налоговой базы.
Владение и налоговые льготы делают покупку бизнес-оборудования привлекательной, но высокие первоначальные затраты означают, что этот вариант подходит не всем.
Преимуществами покупки оборудования являются:
Собственность. Наиболее очевидным преимуществом покупки бизнес-оборудования является то, что вы получаете право собственности на него. Это особенно верно, когда имущество имеет длительный срок службы и вряд ли в ближайшем будущем технологически устареет, например, офисная мебель или сельскохозяйственная техника.
Налоговые льготы. Налоговый кодекс позволяет вам полностью вычесть стоимость некоторых вновь приобретенных активов в первый год.
Возможность вычета амортизации. Вы можете получить экономию на налогах практически для любого бизнес-оборудования за счет амортизационных отчислений.
Недостатками же покупки оборудования являются:
Более высокие первоначальные расходы. Для некоторых людей покупка бизнес-оборудования может оказаться невозможной, поскольку первоначальные денежные затраты слишком высоки. Даже если вы планируете занимать деньги и совершать ежемесячные платежи, большинство банков требуют первоначального взноса в размере около 20 %. Заимствование денег также может связать кредитные линии, и кредиторы могут наложить ограничения на ваши будущие финансовые операции, чтобы гарантировать, что вы сможете погасить свой кредит. [5]
Застрять со старым оборудованием. Хотя владение, возможно, является самым большим преимуществом при покупке бизнес-оборудования, оно также может быть недостатком. Если вы приобретаете высокотехнологичное оборудование, вы рискуете тем, что оборудование может технологически устареть, и вы можете быть вынуждены реинвестировать средства в новое оборудование задолго до того, как вы это планировали. Определенное бизнес-оборудование имеет очень низкую стоимость при перепродаже.
Существуют различные формы лизинга в зависимости от типа активов, необходимых компании, ее финансового положения и уровня обязательств, которые она желает взять на себя: это может включать аренду капитала, операционную аренду или аренду имущества.
Аренда — это договорный кредитный метод, с помощью которого лизинговая компания (арендодатель или лицензиар) приобретает по запросу и в соответствии со спецификациями своего клиента (арендатора или лицензиата) право собственности на движимые или недвижимые активы, чтобы сдавать их в аренду на определенный срок в обмен на комиссионные или арендные платежи. [7]
Арендный платеж состоит из части капитала, инвестированного лизинговой компанией, процентов, причитающихся с этого капитала, и прибыли лизинговой компании.
На практике, для учета операций по аренде основных средств, компании используют либо счет 01, либо 03. Это зависит от того, является ли аренда основной деятельностью или же это прочий вид деятельности.
Ниже рассмотрим плюсы и минусы аренды в таблице 1:
Таблица 1
Плюсы и минусы аренды
Преимущества |
Недостатки |
Более низкие ежемесячные платежи |
Отсутствие права собственности |
Никаких налогов на недвижимость |
Связаны условиями договора о франшизе |
Нет домовладельцев/страхование от пожара |
Никаких списаний налогов |
Никаких расходов на техническое обслуживание/ремонт |
Плохие арендодатели/соседи |
Деньги можно направить на другие инвестиции |
Отсутствие наращивания собственного капитала |
Относительная простота перемещения |
— |
Лизинг бизнес-оборудования и инструментов экономит капитал и обеспечивает гибкость, но в долгосрочной перспективе может обойтись вам дороже.
Для учета на балансе у лизингодателя, лизингополучатель использует забалансовый счет 001 «Арендованные основные средства».
Далее платежи отражаются по кредиту счёта 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами» в корреспонденции со счетами учёта затрат: 20, 23, 25, 26, 29,44, 91.
Амортизацию объекта лизинга рассчитывает лизингополучатель и отражает по дебету счета 20 «Основное производство» в корреспонденции с кредитом счёта 02 «Амортизация основных средств, субсчёт амортизации лизингового имущества.
Рассмотрим преимущества лизинга оборудования:
За вычетом первоначальных расходов. Основное преимущество лизингового бизнес-оборудования заключается в том, что оно позволяет приобретать активы с минимальными первоначальными затратами. Поскольку аренда оборудования редко требует первоначального взноса, вы можете получить необходимые вам товары, не оказывая существенного влияния на ваш денежный поток.
Не облагается налогом. Арендные платежи обычно могут быть вычтены в качестве коммерческих расходов в вашей налоговой декларации, что снижает чистую стоимость вашей аренды.
Гибкие условия. Договоры аренды, как правило, проще получить и имеют более гибкие условия, чем кредиты на покупку оборудования. Это может быть значительным преимуществом, если у вас плохой кредит или вам нужно договориться о более длительном плане платежей, чтобы снизить ваши расходы.
Проще модернизировать оборудование. Лизинг позволяет предприятиям решать проблему устаревания. Если вы используете договор аренды для приобретения предметов, которые могут устареть за короткий промежуток времени, таких как компьютеры или другое высокотехнологичное оборудование, договор аренды перекладывает бремя устаревания на арендодателя. Вы можете арендовать новое оборудование более высокого класса после истечения срока аренды.
Недостатки же лизингового оборудования это:
Более высокая общая стоимость. Аренда товара почти всегда дороже, чем его покупка.
Он вам не принадлежит. Вы не вкладываете капитал в оборудование. Если только оборудование не устарело к концу срока аренды, такое отсутствие права собственности является существенным недостатком.
Обязательство по оплате за весь срок аренды. Вы обязаны производить платежи за весь период аренды, даже если вы прекратите использовать оборудование. Некоторые договоры аренды дают вам возможность расторгнуть договор аренды, если ваш бизнес меняет направление и оборудование, которое вы арендовали, больше не требуется, но всегда взимаются большие сборы за досрочное расторжение договора.
Всем фирмам необходимо обеспечить, чтобы процесс учета выполнялся с предельной осторожностью. Одна — единственная ошибка в финансовых отчетах может привести к серьезным последствиям — потенциально нанести ущерб целостности компании.
Лучший способ сделать это — соблюдать следующие рекомендации:
Установите порог капитализации
Первый шаг к ведению безошибочных счетов включает в себя установление критерия для отличия активов от статей расходов. Эксперты рекомендуют регистрировать в качестве активов предметы, которые будут использоваться более года. Это удобно, так как это также помогает вам различать разные учетные записи. Кроме того, это также избавит вас от существенных искажений в ваших финансовых отчетах.
Убедитесь, что на ваших активах есть теги
У многих компаний есть основные средства, которые они перевозят в различные места для проектов за пределами площадки. Однако все это движение может затруднить отслеживание активов.
С невозможностью отслеживать активы возникает следствие огромных потерь от кражи или неправильного размещения.
Для того чтобы контролировать такие неблагоприятные действия, крайне важно пометить все активы. Этикетки со штрих-кодом и QR-кодом-хороший вариант для легкой регистрации и выезда. Эти теги позволяют вам контролировать местонахождение активов в различных местах.
Благодаря этой информации у вас также будут более точные данные для ваших финансовых отчетов.
Автоматизируйте свои идеи
В наши дни огромное количество компаний прибегают к облачному программному обеспечению для отслеживания активов для отслеживания активов, а также эффективного ведения учета основных средств.
Такое программное обеспечение предлагает множество функций, таких как отслеживание использования активов с момента покупки до их утилизации. Электронные записи в режиме реального времени, подобные вышеупомянутой, помогают уменьшить количество человеческих ошибок. Это позволяет вам поддерживать точную базу данных, которую вы затем можете обновлять из любого места и в любое время.
Выберите правильный метод начисления амортизации
Большинство компаний не могут определить правильную норму амортизации для своих активов из-за ненадежных методов расчета. Если компания продолжит применять неверный тариф, ее данные будут полны ошибок.
Чтобы избежать подобных сценариев, классифицируйте свои активы в соответствии с их использованием, долговечностью и ожидаемым сроком службы. Затем определите наилучший возможный метод амортизации на основе уникальных атрибутов этих различных групп. То, что работает, например, для группы ноутбуков, не обязательно будет лучшим вариантом и для тяжелого оборудования.
Застрахуйтесь и запишите это
Поскольку основные средства используются более года, рекомендуется застраховать их. Страховое покрытие позволяет вам справиться с неожиданным ущербом, нанесенным вашим активам, без опустошения вашего банковского счета.
Убедитесь, что вы зарегистрировали страховые претензии по их соответствующим счетам. Это включает в себя правильное указание ущерба и деталей его компенсации. Вы найдете это полезным позже, поскольку это помогает обеспечить истинное представление об использовании активов для укрепления доверия к фирме.
В прошлом переговоры об аренде, администрирование и бухгалтерский учет велись изолированно, практически без координации между командами, выполняющими каждую задачу. Это приводило к противоречивым решениям об аренде, разрозненным данным и часто переплате расходов по аренде из-за отсутствия централизованных записей и возможностей аудита. [6]
Сделаем вывод, что принимая решение о покупке, аренде или лизинге определенного бизнес-оборудования, постарайтесь определить приблизительную чистую стоимость этого актива. При расчете обязательно учитывайте налоговые льготы и стоимость перепродажи. После определения того, какой вариант более выгоден с точки зрения затрат, рассмотрите другие нематериальные активы, такие как вероятность того, что продукт устареет (если вы рассматриваете возможность покупки) или что ваша потребность в продукте истечет до истечения срока аренды (если вы рассматриваете возможность аренды).
Литература:
- МСФО IFRS 16 «Аренда» от 11.06.2016 N 111 (ред. от 20.08.2021)
- Приказ Минфина РФ № 208н от 16.10.2018 «Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»
- Marc Betesh, How to improve your lease administration process flow (статья),https://visuallease.com/the-necessary-steps-to-improve-lease-management-practices
- Bakertilly (сайт) https://www.bakertilly.com/insights/accounting-for-leases-presentation-and-disclosures
- Nolo(сайт) https://www.nolo.com/legal-encyclopedia/business-equipment-buying-vs-leasing
- Financepal (сайт) https://www.financepal.com/blog/rental-accounting/
- Accounting-financial-tax (сайт) http://accounting-financial-tax.com/2012/02/how-to-account-fixed-assets-acquired-by-leasing
- Guichet Public (сайт) https://guichet.public.lu/en/entreprises/fiscalite/creation-reprise/choix-strategiques/acquisition-location.html
- А.Саймон Экономические Аспекты Финансового Лизинга в Бизнес-Инвестициях (статья) https://www.researchgate.net/publication/46567405_Economic_Aspects_Of_Financial_Leasing_In_Business_Investments