Социологическая диагностика реализации государственной поддержки музыкально одаренной молодежи Белгородской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (401) февраль 2022 г.

Дата публикации: 09.02.2022

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Кисиленко, А. В. Социологическая диагностика реализации государственной поддержки музыкально одаренной молодежи Белгородской области / А. В. Кисиленко, Е. Д. Усиченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 6 (401). — С. 260-262. — URL: https://moluch.ru/archive/401/88692/ (дата обращения: 02.05.2024).



В данной работе рассмотрена проблема эффективности реализации государственной поддержки музыкально одаренной молодежи Белгородской области. Приведены результаты социологического опроса молодежи. Представлены ключевые положения анализа полученных данных. Предложены рекомендации по решению выявленных проблем.

Ключевые слова: музыка, молодежь, музыкально одаренная молодежь, государственная поддержка, музыкальное развитие.

Одним из ключевых направлений реализации государственной политики в сфере образования и работы с молодежью является поддержка и развитие одаренных детей и молодых людей как передового интеллектуального и творческого потенциала страны. Организация работы с данными категориями осуществляется для того, чтобы поддержать их специальными технологиями, и позволить максимально полно реализовать личностный потенциал, принести значительную пользу обществу.

При реализации государственной поддержки следует разделять сферы одаренности молодых людей. Так, для нашего исследования наибольший интерес представляет группа музыкально одаренных детей и молодежи. Поддержка данной категории зачастую осложнена некоторыми проблемами. Они обусловлены преобладанием консервативного подхода в системе музыкального образования, нехваткой разнообразия технологий и их эффективного подбора для поддержки «музыкальных талантов». Все это требует проведения дополнительных эмпирических исследований на предмет выявления особенностей реализации государственной поддержки музыкально одаренной молодежи в различных регионах, определения имеющихся проблем с последующим поиском их конструктивного разрешения. В этих целях была проведена социологическая диагностика эффективности реализации государственной поддержки музыкально одаренной молодежи в Белгородской области. В рамках исследования ставились задачи, связанные с выявлением мотивации молодежи к музыкальному образованию, обобщением актуальных проблем, мешающих полноценному музыкальному развитию, а также оценкой уровня и способов поддержки органами государственной власти музыкально одаренной молодежи региона. В ходе авторского исследования было опрошено 190 учащихся музыкальных учреждений области. Возраст опрошенных составил 8–17 лет.

Для начала необходимо понимание того, что мотивирует молодых людей заниматься музыкой, является ли это их собственным желанием или навязано кем-то из окружения (родители, друзья и т. д.). В целом можно сказать о том, что молодые люди занимаются музыкой из собственных побуждений и интереса. Так ответило большинство, а именно 84,2 % молодых людей. Говоря о мотивации занятиями музыкой, большая часть учащихся выбрала музыкальное развитие по личной инициативе (73,3 %). Прислушавшись к мнению родителей к занятиям музыкой приступили 15,8 % учеников, 10,6 % учеников побудило к обучению окружение в лице друзей. Исходя из ответов респондентов, можем сделать вывод, что большинство пришли в музыкальные школы все-таки по личному желанию и процент таких учеников практически полностью коррелирует с теми, кто ответил, что занятия музыкой им нравятся.

Построение эффективной системы государственной поддержки музыкально одаренной молодежи требует понимания того, какие форматы организации работы и занятий являются наиболее востребованным у целевой аудитории. Относительно самых интересных вариантов активностей в рамках музыкальных школ чаще всего учащиеся отмечали участие в концертах и конкурсах (по 42,1 %), чуть реже (по 36,8 %) — индивидуальные занятия с преподавателем по специальности и уроки по теоретические дисциплинам. Кроме того, 31,6 % выбрали обучение учениками друг друга, 26,3 % отметили индивидуальные уроки с преподавателями высших и средних музыкальных заведений и совместные просмотры фильмов. Разборы книг о великих музыкантах, посещение мастер-классов с выдающимися музыкантами города и области вызвали интерес 17,3 % респондентов, 15,8 % отметили такие формы обучения, как тематические игры между музыкальными классами, музыкальные соревнования, 10,5 % предпочли бы открытые уроки с преподавателями высших и средних музыкальных учебных заведений, периодические индивидуальные занятия по специальности с разными педагогами.

Распределение вариантов ответов на вопрос: «Ваши любимые виды активностей в рамках обучения в Вашем музыкальном учебном заведении?»

Рис. 1. Распределение вариантов ответов на вопрос: «Ваши любимые виды активностей в рамках обучения в Вашем музыкальном учебном заведении?»

Государственная поддержка музыкально одаренных детей и молодежи должна решать те проблемы, с которыми они сталкиваются в процессе своего музыкального обучения. Выясним, какие недостатки и проблемы системы обучения своего музыкального учебного заведения видят респонденты. Большинство респондентов отметили недостаток в виде однообразия в формах обучения (57,9 %). 31,6 % учеников обозначили проблему неинтересной или трудной программы, 26,3 % — необъективную оценку результатов, 25,2 % — отсутствие взаимопонимания с педагогом, 16,8 % и вовсе не считают себя одаренными, 15,8 % отметили отсутствие взаимопонимания со стороны родителей, у 11 % опрошенных нет понимания, как нужно работать во время выполнения домашних заданий.

На наш взгляд, важным показателем сложившейся в сфере поддержки музыкально одаренных детей и молодежи ситуации является процент молодых людей, планирующих дальнейшее поступление в музыкальное училище. Именно это свидетельствует об их уверенности в выбранном пути и призвании. Однако среди опрошенных только 21 % планируют поступление в музыкальные колледжи и в высшие учебные заведения, связанные с искусством (в частности, музыкальным). Из тех, кто не планирует поступление, 42,1 % не намерены продолжать обучение после музыкальной школы по причине приоритетности других увлечений, не считают занятие музыкой серьезной профессией и не чувствуют, что хватит таланта для поступления по 26,3 %, выбор 5,3 % респондентов не поддерживают родители.

Таким образом, анализ данных опроса показывает необходимость увеличения престижа музыкального образования, а также решения проблем и устранения недостатков, с которыми молодым людям приходится сталкиваться в процессе музыкального обучения. Для решения выявленных проблем считаем целесообразным организацию работ в рамках следующих направлений. Во-первых, увеличить престиж музыкального образования в глазах учащихся возможно, в первую очередь, посредством обеспечения знакомства и взаимодействия с представителями музыкальной среды, которые достигли успехов в своем деле, так сказать посредством популяризации и тиражирования образа музыкально одаренного человека в молодежной среде. Кроме того, необходимо создавать условия для раскрытия одаренности учеников посредством обучения и взаимодействия с другими преподавателями, развития околомузыкальных навыков (углубление в музыкальную литературу, расширение музыкального кругозора, способности видеть ошибки и анализировать их, сочинение музыки, импровизации, аранжировки и т. п.). Целесообразно придерживаться концепции повышения разнообразия форм обучения, поскольку такая стратегия способна повысить интерес и желание молодежи развиваться в музыкальной сфере. В настоящий период времени применяются в основном специальные, узконаправленные методы сопровождения музыкально одаренной молодежи. В то время как использование, например, проектного подхода для совершенствования развития музыкально одаренной молодежи и оказания помощи в их сопровождении, может быть более перспективным и эффективным.

Литература:

  1. Глуханюк, Н. С. Социальная технология работы с молодежью. — М.: РИОР, 2019. — 142 с.
  2. Гусева, Д. А. Влияние музыки на психофизиологию подростка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 11. — С. 23–43.
  3. Мелик-Пашаев, А. А. Одаренность: способность к творчеству и норма развития // Проблемы одаренности в контексте устойчивого развития природы и общества. — 2018. — № 3. — С. 32–36.
Основные термины (генерируются автоматически): государственная поддержка, одаренная молодежь, музыкальное образование, занятие музыкой, Белгородская область, молодая, музыкальное обучение, музыкальное развитие, отсутствие взаимопонимания, форма обучения.


Похожие статьи

Ключевые слова: музыка, молодежь, музыкально одаренная...

Для совершенствования системы поддержки музыкально одаренной молодежи следует учитывать необходимость реализации двух основных шагов: поиска музыкальной одаренности и ее развитие. В связи с этим обобщенно можно выделить два подхода к поддержке и...

Дополнительное музыкальное образование детей как условие...

Музыкальное образование – это процесс усвоения знаний, умений, и навыков, необходимых для музыкальной деятельности, а также совокупность знаний и связанных с ними умений и навыков, полученных в результате обучения.

Музыкальное образование как необходимый аспект развития...

Сегодня музыкальное образование является не обязательным, да и не таким престижным, как в прошлом. Раньше было принято массово отдавать детей в музыкальные школы: музыкальному воспитанию придавалось очень большое значение.

Музыкальное образование — главный фактор развития ребенка...

Библиографическое описание: Воронова, И. Г. Музыкальное образование — главный фактор развития ребенка, становления успешной

И надо помнить, что музыкальное образование может способствовать не только душевному преображению, но и физическому здоровью...

Региональные особенности музыкального образования...

Рассматривая историю формирования музыкального образования на территории СКФО, мы обратили внимание на даты открытия первых специализированных музыкальных учебных заведений в республиках округа. В Дагестане музыкальное училище открыто в 1926 году.

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при...

Библиографическое описание: Королькова, Е. А. Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при обучении и воспитании детей с

Процесс обучения пению ребенка с ОВЗ длителен и сложен, поскольку требует интенсивной мыслительной активности и...

Музыкально-эстетическое развитие подростка в современной...

Быкова, О. В. Музыкально-эстетическое развитие подростка в современной детской школе искусств / О

музыкально-эстетическое воспитание широкого круга подростков, приобщение их к

подготовку наиболее одаренных учащихся к дальнейшему профессиональному обучению...

Некоторые особенности современного музыкального...

Массовое музыкальное воспитание и образование, помимо

И вот ребенок, приступивший к занятиям музыкой, на протяжении долгих лет ежедневно приобщается к

Занятие музыкой — это тяжелый труд. Он по силам только тем, у кого есть стремление заниматься музыкой, кто не...

Система работы с музыкально-одарёнными детьми...

В группах есть центр музыкального развития, диски и кассеты с музыкой для детей, в том числе музыкой для режимных моментов: колыбельные

Одним из важных аспектов в развитии одаренной личности ребенка является детское музыкальное творчество, которое находит...

Похожие статьи

Ключевые слова: музыка, молодежь, музыкально одаренная...

Для совершенствования системы поддержки музыкально одаренной молодежи следует учитывать необходимость реализации двух основных шагов: поиска музыкальной одаренности и ее развитие. В связи с этим обобщенно можно выделить два подхода к поддержке и...

Дополнительное музыкальное образование детей как условие...

Музыкальное образование – это процесс усвоения знаний, умений, и навыков, необходимых для музыкальной деятельности, а также совокупность знаний и связанных с ними умений и навыков, полученных в результате обучения.

Музыкальное образование как необходимый аспект развития...

Сегодня музыкальное образование является не обязательным, да и не таким престижным, как в прошлом. Раньше было принято массово отдавать детей в музыкальные школы: музыкальному воспитанию придавалось очень большое значение.

Музыкальное образование — главный фактор развития ребенка...

Библиографическое описание: Воронова, И. Г. Музыкальное образование — главный фактор развития ребенка, становления успешной

И надо помнить, что музыкальное образование может способствовать не только душевному преображению, но и физическому здоровью...

Региональные особенности музыкального образования...

Рассматривая историю формирования музыкального образования на территории СКФО, мы обратили внимание на даты открытия первых специализированных музыкальных учебных заведений в республиках округа. В Дагестане музыкальное училище открыто в 1926 году.

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при...

Библиографическое описание: Королькова, Е. А. Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при обучении и воспитании детей с

Процесс обучения пению ребенка с ОВЗ длителен и сложен, поскольку требует интенсивной мыслительной активности и...

Музыкально-эстетическое развитие подростка в современной...

Быкова, О. В. Музыкально-эстетическое развитие подростка в современной детской школе искусств / О

музыкально-эстетическое воспитание широкого круга подростков, приобщение их к

подготовку наиболее одаренных учащихся к дальнейшему профессиональному обучению...

Некоторые особенности современного музыкального...

Массовое музыкальное воспитание и образование, помимо

И вот ребенок, приступивший к занятиям музыкой, на протяжении долгих лет ежедневно приобщается к

Занятие музыкой — это тяжелый труд. Он по силам только тем, у кого есть стремление заниматься музыкой, кто не...

Система работы с музыкально-одарёнными детьми...

В группах есть центр музыкального развития, диски и кассеты с музыкой для детей, в том числе музыкой для режимных моментов: колыбельные

Одним из важных аспектов в развитии одаренной личности ребенка является детское музыкальное творчество, которое находит...

Задать вопрос