В общем смысле термин «ответственность органов местного самоуправления» возможно определить в качестве «наступления неблагоприятных правовых последствий для субъектов муниципальных правоотношений в результате принятия ими противоправных решений или ненадлежащего исполнения своих обязанностей».
Органы местного самоуправления за неправомерные действия могут быть подвержены конституционной, административной и гражданско-правовой ответственности. В свою очередь, к должностным лицам, непосредственно замещающим должности в органах муниципальной власти, могут применяться меры конституционной, административной, дисциплинарной и уголовной ответственности (Таблица 1).
Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед определенным кругом субъектов, перечень которых закреплен в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Названный нормативно-правовой акт федерального уровня содержит указание на три вида юридической ответственности:
– перед гражданами;
– перед государством;
– перед физическими и юридическими лицами.
Таблица 1
Разновидности ответственности должностных лиц и органов местного самоуправления
Ответственность должностных лиц и органов местного самоуправления |
|
Вид |
Характеристика |
Конституционная ответственность |
Может наступить при издании незаконных муниципальных правовых актов, при неисполнении или ненадлежащем исполнении государственных полномочий. |
Административная ответственность |
Наступает в случае совершения муниципальными служащими административных правонарушений при исполнении служебных обязанностей. |
Уголовная ответственность |
Наступает в случае совершения муниципальными служащими деяний, содержащих признаки состава преступлений, предусмотренных гл. 30 УК РФ (в частности, злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ); получение взятки (ст. 290 УК РФ); служебный подлог (ст. 292 УК РФ); халатность (ст. 293 УК РФ) и пр.). |
Дисциплинарная ответственность |
Наступает в случае совершения муниципальным служащим должностного проступка ввиду нарушения запретов, установленных ст. 14 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». |
Гражданско-правовая ответственность |
Наступает в случае нарушения должностными лицами частных прав и причинения убытков физическим и юридическим лицам. |
Далее подробно рассмотрим каждый субъект и основания для наступления ответственности перед ним.
Основанием для наступления юридической ответственности перед гражданами служит утрата доверия населения к органам и должностным лицам местного самоуправления. Как справедливо отмечается в научной литературе, «она может произойти в случае неудовлетворенности деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления. Причинами могут выступать, например, нарушение прав и законных интересов граждан, недобросовестное осуществление полномочий, злоупотребление служебными полномочиями и т. д. Мерой пресечения служит досрочное прекращение полномочий органов или должностных лиц, которое может быть произведено путем механизма отзыва. Невозможность применения иных мер объясняется тем, что органы и должностные лица не могут представлять интересы граждан, выражать их волю, потеряв доверие.
Основания для наступления ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством закреплены в ФЗ № 131 и представлены нами для наглядности в виде таблицы (Таблица 2).
Таблица 2
Основания для наступления ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством
Исследовав особенности конституционно-правовой ответственности органов местного самоуправления, необходимо сделать вывод о том, что данный институт нуждается в совершенствовании. По нашему мнению, эффективность данного института возможно повысить путем внесения следующих корректировок в действующее законодательство:
– предлагаем закрепить в ФЗ № 131 определение термина «ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением местного образования и государством». Предлагаем следующее определение:
« ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением местного образования и государством — это разновидность юридической ответственности, обязывающая органы и должностные лица местного самоуправления действовать в соответствии с возложенными на них обязанностями »;
– в случае же невыполнения прописанных обязанностей или же отклонения от оных предлагаем ввести для органов и должностных лиц местного самоуправления меры пресечения в виде роспуска, отрешения от должности и удаления в отставку;
– предлагаем дополнить перечень действующих санкций временными предупредительными мерами, ориентированными на пресечение дальнейших злоупотреблений должностными лицами своими полномочиями.
Литература:
- Чиркин В. Е. Глава государства. Сравнительно-правовое исследование. — М., 2016.
- Кондрашев А. А. Теория конституционно-правовой ответственности в Российской Федерации: дис.... докт. юрид. наук: 12.00.02 / А. А. Кондрашев. — М., 2011.
- Авакьян С. А. Конституционализм и публичная власть // Конституционное и муниципальное право. — 2014.
- Муниципальное право России: учебник / А. В. Малько, С. В. Корсакова. 2-е изд., перераб. и доп. — М: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. — 398 с.
- Архиреева А. С. К вопросу о правовом регулировании института обязанностей государственных служащих в российской империи в XIX Веке // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2015. — № 110. — С. 1604–1614.;
- Девичева А. Р., Коровин Д. А. Особенности ответственности должностных лиц и органов местного самоуправления // Эпомен. — 2021. — № 53. — С. 110.