Феномен macabre в коллективных представлениях о смерти в Западной Европе в эпоху позднего Средневековья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №5 (400) февраль 2022 г.

Дата публикации: 01.02.2022

Статья просмотрена: 61 раз

Библиографическое описание:

Корнева, А. В. Феномен macabre в коллективных представлениях о смерти в Западной Европе в эпоху позднего Средневековья / А. В. Корнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 5 (400). — С. 255-257. — URL: https://moluch.ru/archive/400/88460/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье автор анализирует рождение феномена macabre, его место в коллективных представлениях о смерти в Западной Европе в XIV–XVI вв., а также основные сюжеты macabre, используемые в искусстве.

Ключевые слова: смерть, macabre, Западная Европа, позднее Средневековье.

Смерть — неотъемлемая часть жизни каждого человека, конечная точка его существования. Это одна из важнейших составляющих, влияющих на ментальные установки человека. Комплекс представлений о смерти влияет на отношение человека к жизни, его поведение, на представление об устройстве мира и т. д. Этот комплекс во многом зависит от множества факторов: развитие науки, образования, культуры, экономики, промышленности, политики, поэтому он не может изначально быть статичным. Он меняется, приобретает новые формы.

В Средние века жизнь человека была неразрывно связана со смертью, ставшей привычным явлением для населения Западной Европы. Случаи массовой обезличенной смерти, причина которых кроется в бедности, голоде, эпидемии, войне, природном катаклизме и т. д., разрушив привычные устои жизни, формируют новую картину бытия. Естественной закономерностью данного процесса является изменение образа смерти в искусстве Западной Европы эпохи позднего средневековья. Оно становится репрезентацией коллективных представлений о смерти. Его главным предназначением становится напоминание о неизбежности смерти, о незнании человеком времени своей кончины. Оно отражает знаменитое «memento mori» — «помни о смерти», которое очень точно характеризует данный период.

В эпоху позднего средневековья в искусстве Западной Европы формируется новый феномен, широко распространившийся в обществе, — macabre. Этот термин появился во Франции во второй половине XIV века, а затем проник во многие страны Западной Европы. Данный сюжет неизменно включает в себя изображение мрачных и отталкивающих разлагающихся трупов, гниения, скелетов, костей и черепов. Он показывал, что жизнь ничто перед лицом смерти, кем бы ты не был при жизни, ты в конце концов обратишься в гниющий труп.

Сам сюжет macabre не был монолитным, для него было характерно три ветви описываемого сюжета — «Легенда о трех живых и трех мертвых», «Пляска смерти», «Триумф смерти». Все они имели одно предназначение, но по-разному изображались в искусстве.

«Легенда о трех живых и трех мертвых», первые упоминания о которой относятся к XIII веку, повествует о встрече трех живых (по разным версиям были: три короля, три принца или герцог, князь и граф) и трех трупов. Мертвецы внушают ужас и напоминают о неизбежности смерти: «Такими, как вы, мы были, такими, как мы, вы будете». Данный сюжет получил широкое распространение во Франции, Англии, Италии, Германии и других европейских странах [3, с. 46]. Эта легенда служит напоминанием о неизбежной конечности жизни и равенстве всех людей перед смертью, независимо от их статуса и дохода. Но, в отличие от двух других сюжетов, трое живых еще не встретили свой последний момент перед смертью, они еще будут жить после данной встречей, поэтому мертвецы призывают их покаяться при жизни.

Второй сюжет macabre — danse macabre («Пляска смерти»). «Пляска смерти — синтетический жанр, существовавший в европейской культуре с середины XIV по первую половину XVI вв. и сопровождаемый стихотворным комментарием иконографический сюжет, танец скелетов с новопреставленными» [4, с. 360.]. Это хоровод, в который смерть утягивает за собой живых. Скелеты всегда изображаются в оживленном действии, в то время как мужчины и женщины всех возрастов в соответствующем их социальному статусу одеянии представлены в некоем оцепенении. Первоначальный вариант «Пляски смерти» был написан около 1350 года в качестве иллюстрации к проповеди. В нее были вовлечены 24 персонажа различных сословий, партнерами которых стали скелеты. Они танцуют под аккомпанемент Смерти, которая играет на духовом инструменте. Считается, что первая фреска в этом жанре была создана на Кладбище невинных в Париже в 1424 году, а затем распространился по Западной Европе. Фрески чаще всего располагаются на внешних стенах монастырей, семейных склепов, некоторых церквей. Фреска на Кладбище невинных в Париже была дополнена стихами Жана Ле Февра, написанными в 1375 году. Как и «Легенда о трех живых и трех мертвых», «Пляска смерти» напоминает о конечности человеческой жизни, ничтожности ее перед Смертью: «Мертвые, гнилые, вонючие, скелетные. Как мы, так вы и будете» [5]. Как уже говорилось ранее, перед смертью все равны, поэтому в этом страшном танце находится даже сам Папа Римский (рис.1), за которым поочередно следуют все духовные и светские лица различных сословий.

Пляска смерти. Фреска. Кладбище невинных, Париж, Франция. 1424 год. [5]

Рис. 1. Пляска смерти. Фреска. Кладбище невинных, Париж, Франция. 1424 год. [5]

Следует также обратить внимание, что живые не готовы к смерти, что выражается в их позе, изображаемой на фреске или картине. Поворот головы либо отталкивающий жест рукой демонстрируют попытку отказаться от приглашения смерти. Но это не имеет никакого смысла, ведь они не в силах противостоять ей и уже втянуты в смертельный хоровод.

Наконец, третьим сюжетом macabre является Триумф Смерти. Исследователи связывают популярность данной тематики с распространением бубонной чумы в XIV в., унесшей жизни до половины населения Западной Европы. Здесь уже Смерть не встречает человек один на один, а проявляет свое коллективное могущество. Характерным изображением для данного сюжета является скелет или труп с оружием в руках, сидящий на коне или стоя на повозке. Это изображение машины разрушений, давящей все на своем пути. Смерть как владычица торжественно идет по земле. Подобный сюжет представлен на фреске Кампо Санто в Пизе (рис. 2).

Буонамико Буффальмакко. Триумф смерти. Фреска. Кампо Санто, Пиза, Италия. 1335–1340 гг. [6]

Рис. 2. Буонамико Буффальмакко. Триумф смерти. Фреска. Кампо Санто, Пиза, Италия. 1335–1340 гг. [6]

Изображение делится на несколько сцен. В правой нижней части фрески мы видим женщину с распущенными волосами, в длинных темных одеждах. Она держит в руках косу и имеет во внешности признаки как ангела (антропоморфность), так и демона (крылья летучей мыши). Это и есть Смерть. Величественная, торжествующая она движется вперед, унося за собой всех людей на своем пути, которые еще не знают о приближающейся кончине и спокойно расположились в тени деревьев. Смерть оставляет за собой полосу трупов, а за души умерших происходит битва между ангелами и демонами, изображенная в верхней правой части фрески. В левом нижнем углу также есть сцена, изображающая сюжет «Легенды о трех живых и трех мертвых». Отряд всадников встречает на своем пути три гроба с трупами, разной степени разложения: первого едва тронули процессы гниения и опознать в нем мертвого можно только по вздувшемуся от трупных газов животу, второй уже наполовину сгнил, а третий уже достиг состояния мумии. Предназначение этой фрески такое же, как и у всего искусства macabre — напоминать человечеству о власти смерти над всем живым.

Уже на итальянской фреске XV в. из г. Клузоне Смерть предстает в мантии и короне (рис. 3).

Джакомо Борлоне. Триумф Смерти. Фреска. Клузоне, Италия. 1485 г. [7]

Рис. 3. Джакомо Борлоне. Триумф Смерти. Фреска. Клузоне, Италия. 1485 г. [7]

Смерть в виде скелета расположена на возвышении в центре картины, ее рост гораздо выше других персонажей. Она центральный персонаж, приковывающий к себе внимание. У ее ног расположились самые властные — Папа Римский, король и знатные вельможи. Они пытаются уговорить Смерть смилостивиться, преподнося ей дары. Но Смерть провозгласила свой Триумф. Ничто не может ей противостоять. Она конец всему.

Таким образом, феномен macabre неразрывно связан с коллективными представлениями о смерти в Западной Европе в позднее средневековье. Особенно ярко он отразился в искусстве XIV–XV вв. Сюжеты macabre внушали живущим мысли о неизбежности смерти, ничтожности земных благ перед Смертью, которая становилась великим уравнителем всей людей. Они заставляли людей смириться с предстоящей участью и покаяться в своих грехах. Подобные образы иконографии сохранились в несколько видоизмененном виде и в последующих столетиях.

Литература:

  1. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. — М.: Издательская группа «Прогресс», 1992. — 528 с.
  2. Мириманов В. Б. Четвертый всадник Апокалипсиса. Эстетика смерти. — М.: РГПУ, 2002. — 133 с.
  3. Сапожникова Л. М. Макабрические сюжеты в искусстве средневековой Европы // Культура и цивилизация. 2016. № 3.
  4. Реутин М. Ю. Пляска смерти // Словарь средневековой культуры. Под ред. А. Я. Гуревича. — М.: РОССПЭН, 2003. — 631 с.
  5. Le cimetière des Innocents, Paris. [Электронный ресурс] // La Mort dans I’Art. URL: http://www.lamortdanslart.com/danse/France/Paris/dm_paris01.htm
  6. Buffalmacco Bounamico. Triumph of Death [Электронный ресурс] // Web Gallery og Art. URL: https://www.wga.hu/frames-e.html?/html/b/buffalma/
  7. Le triomphe de la Mort de Clusone // Le triomphe de la Mort [Электронный ресурс] // La Mort dans I’Art. URL: http://www.lamortdanslart.com/triomphe/triomphe.htm
Основные термины (генерируются автоматически): Западная Европа, Смерть, позднее средневековье, живой, Италия, неизбежность смерти, Париж, сюжет, триумф Смерти, фреска.


Ключевые слова

смерть, macabre, Западная Европа, позднее Средневековье

Похожие статьи

Трансформация аллегорического сюжета «Пляски смерти»...

Связь сюжета «пляски смерти» с разными видами искусства заинтересовало нас и

Обычно смерть фигурировала в церковных и кладбищенских фресках как событие общественное

Смерти все равно, кого и когда забирать к себе, что люди и должны были понять благодаря...

Анализ произведения «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли

В средние века такие атрибуты Венеры, как розы и раковина, стали ассоциироваться с Девой Марией. Раковина, сопровождавшая изображения Венеры, символизировала плодородие, чувственные удовольствия и сексуальность, перекочевав в иконографию Богоматери...

Интерпретация мифа о грехопадении в поэме Джона Мильтона...

Три аспекта понимания смерти в ранних упанишадах. Для христианина смерть — это катастрофа, своего рода «возмездие за грех», следствие грехопадения.

жить им или умереть, вернее, если следовать мильтоновскому толкованию смерти, как им умереть.

Тема смерти в контексте религиозно-философских исканий...

Смерть — явление сложное и неоднозначное. В зависимости от позиций рассмотрения смерть

В творчестве Е. А. Боратынского мотив смерти заметным образом эволюционировал: от

Осознание неизбежности смерти вызывает с одной стороны боль души: «Для дружбы...

Образ Беатриче в «Божественной комедии» Данте и образ Софии...

С 1308 по 1321 (до самой своей смерти) он пишет одно из самых известных его творений

Беатриче умерла в раннем возрасте, а он до самой своей смерти любил ее.

Выходит, Рай — это кульминация человеческого счастья, то, к чему человек должен рано или поздно...

История в загадках. Петр I. Царь-реформатор | Статья в журнале...

Насмотревшись на Европу. Начал царь в стране …

Название Катеринбурхъ городу дал де Генин, а позднее Петр I официально разрешил именовать его в честь своей жены — императрицы Екатерины I. Получилось, что Санкт-Петербург — город императора Петра...

Жорж Дюруа: феномен «Милого друга» | Статья в журнале...

Тем легче ему идти от триумфа к триумфу, чтобы на последней странице романа достигнуть подлинного апофеоза — венчания в церкви Мадлен, благословения и торжественной речи епископа. «Милый друг, стоя на коленях подле Сюзанны, склонил голову.

Экзистенциал свободы в философии абсурда и бунта Альбера Камю

Если до этого абсурд рассматривался западноевропейскими мыслителями как некий вывод, интеллектуальный итог, то Камю трактует его как отправной пункт своего собственного исследования, исходную точку зрения. Речь идет о «болезни духа» в его чистом состоянии.

«Потерянный Рай»: от замысла к созданию | Статья в сборнике...

Не сразу пришел Мильтон и к идее создания эпоса по библейскому сюжету. Изначально поэт собирался пойти по пути Вергилия, который воспел Рим, и создать эпос о подвигах короля Артура, как сделал это его предшественник Э. Спенсер, но впоследствии отказался от этой...

Похожие статьи

Трансформация аллегорического сюжета «Пляски смерти»...

Связь сюжета «пляски смерти» с разными видами искусства заинтересовало нас и

Обычно смерть фигурировала в церковных и кладбищенских фресках как событие общественное

Смерти все равно, кого и когда забирать к себе, что люди и должны были понять благодаря...

Анализ произведения «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли

В средние века такие атрибуты Венеры, как розы и раковина, стали ассоциироваться с Девой Марией. Раковина, сопровождавшая изображения Венеры, символизировала плодородие, чувственные удовольствия и сексуальность, перекочевав в иконографию Богоматери...

Интерпретация мифа о грехопадении в поэме Джона Мильтона...

Три аспекта понимания смерти в ранних упанишадах. Для христианина смерть — это катастрофа, своего рода «возмездие за грех», следствие грехопадения.

жить им или умереть, вернее, если следовать мильтоновскому толкованию смерти, как им умереть.

Тема смерти в контексте религиозно-философских исканий...

Смерть — явление сложное и неоднозначное. В зависимости от позиций рассмотрения смерть

В творчестве Е. А. Боратынского мотив смерти заметным образом эволюционировал: от

Осознание неизбежности смерти вызывает с одной стороны боль души: «Для дружбы...

Образ Беатриче в «Божественной комедии» Данте и образ Софии...

С 1308 по 1321 (до самой своей смерти) он пишет одно из самых известных его творений

Беатриче умерла в раннем возрасте, а он до самой своей смерти любил ее.

Выходит, Рай — это кульминация человеческого счастья, то, к чему человек должен рано или поздно...

История в загадках. Петр I. Царь-реформатор | Статья в журнале...

Насмотревшись на Европу. Начал царь в стране …

Название Катеринбурхъ городу дал де Генин, а позднее Петр I официально разрешил именовать его в честь своей жены — императрицы Екатерины I. Получилось, что Санкт-Петербург — город императора Петра...

Жорж Дюруа: феномен «Милого друга» | Статья в журнале...

Тем легче ему идти от триумфа к триумфу, чтобы на последней странице романа достигнуть подлинного апофеоза — венчания в церкви Мадлен, благословения и торжественной речи епископа. «Милый друг, стоя на коленях подле Сюзанны, склонил голову.

Экзистенциал свободы в философии абсурда и бунта Альбера Камю

Если до этого абсурд рассматривался западноевропейскими мыслителями как некий вывод, интеллектуальный итог, то Камю трактует его как отправной пункт своего собственного исследования, исходную точку зрения. Речь идет о «болезни духа» в его чистом состоянии.

«Потерянный Рай»: от замысла к созданию | Статья в сборнике...

Не сразу пришел Мильтон и к идее создания эпоса по библейскому сюжету. Изначально поэт собирался пойти по пути Вергилия, который воспел Рим, и создать эпос о подвигах короля Артура, как сделал это его предшественник Э. Спенсер, но впоследствии отказался от этой...

Задать вопрос