Автор: Лоскутова Ирина Владимировна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (40) май 2012 г.

Статья просмотрена: 833 раза

Библиографическое описание:

Лоскутова И. В. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 447-448.

«…чтение нужно человеку не для того, чтобы быстро читать в слух или про себя, а для того, чтобы познавать»

Ш.Амонашвили [1, c. 25]

Психологические особенности младших школьников, их природная любознатель­ность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность восприни­мать все, что дает учитель, создает благоприятные условия для развития у детей познава­тельных интересов и активности. Когда учиться интересно – учиться легко. Поэтому каж­дый учитель задумывается: «Что можно и нужно сделать, чтобы дети с большим жела­нием шли в школу? Как сформировать и направить их стремление к овладению знаний?»

Эти вопросы задавала себе и я. В результате изучения психолого-педагогической литературы, опыта учителей и его анализа, я пришла к выводу, что воспитать у детей по­знавательный интерес к учению можно, если систематически накапливать и вдумчиво от­бирать материал для чтения, способный привлечь к себе внимание каждого ученика. Ведь то, что привлекает детей, заставляет их размышлять, сосредоточиваться, легче запомина­ется, вызывает чувство радости и удовлетворения. Недаром Ш.А. Амонашвили в своих работах отмечал, что «педагогический процесс должен предоставить ребенку радость жизни, чтобы этот процесс увлекал его полностью, со всеми его жизненными устремле­ниями и потребностями» [2, c. 8].

Одним из главных учебных предметов в начальной школе я считаю литературное чтение. Ведь хорошо читающие дети, имеющие высокий уровень речевого развития ус­пешно обучаются не только в начальных классах, но и в среднем звене. Без чтения чело­век не может постичь окружающий мир. Поэтому каждый учитель стремиться, чтобы чте­ние было самым любимым для детей уроком.

Дети идут в школу с огромным желанием научиться в первую очередь читать. По­этому уже с первых уроков я начинаю знакомство с буквами. На первом уроке обучения грамоте мы знакомимся с волшебной страной «Букварией» и ее жителями – звуковичками, человечком Ударение. Далее идет блоковое изучение букв. При работе над каждой буквой работаем над артикуляцией, разучиваем стихотворения на изученные буквы. Таким обра­зом, к началу букварного периода дети практически знакомы со всеми буквами алфавита. К моменту знакомства с согласными дети неплохо умеют классифицировать гласные и согласные буквы. Именно в этот момент начинается процесс обучения чтению. «В на­стоящее время многие взрослые утверждают, что современные дети не хотят читать художественную литературу потому, что книгу заменил компьютер и телевизор. А мо­жет быть, причина кроется еще и в том, что детей не научили правильно читать, не взрастили любовь к чтению? Ведь можно овладеть скоростью чтения, но при этом не вникать в суть прочитанного. Чтение ради получения хороших показателей не может заставить полюбить книгу, в то время как отвратить от нее может надолго» [3, c. 99].

Каждый урок начинаю с разминки. В процессе разминки большое внимание уде­ляю работе над дикцией, четкому произношению слов и фраз. Здесь мне помогают чисто­говорки, скороговорки. В скороговорках нужно преодолеть все трудные звукосочетания. Очень важно произносить сложное слово по слогам, пусть в медленном темпе, но произ­носить без каких – либо затруднений и оговорок. Работая над скороговоркой, вырабаты­ваю чистоту звука, интонации с помощью заданий: «Прочитай скороговорку с удивле­нием, с радостью, с возмущением». В разминку также входят чтение открытых и закры­тых слогов, составление слов по слоговой таблице, игровые приемы «Доскажи словечко», «Слог потерялся», «Слоговая туча», «Угадай, какая буква пропущена», «День-ночь» и другие. Очень помогает в работе сборник игровых упражнений В.В. Волиной «Занима­тельное азбуковедение» [6, c. 71].

Чтобы прочитать слоги-слияния с изученным согласным звуком, повторяем глас­ные с помощью пособия, показывающего артикуляцию при произнесении гласных, ис­пользуем кубики Зайцева. Затем перед гласным в кармашек помещается изучаемый со­гласный звук, буквы «берутся за ручки» – читаем полученные слоги-слияния. С помощью этого пособия проводим игру «Угадай по моим губам, к произнесению, какого слога я приготовилась».

Дети приходят в 1 класс с довольно скромным запасом слов. С первых шагов учу детей выражать свои мысли точно, ясно, в меру громким голосом. Пополнять словарный запас слов помогают пословицы, поговорки. На своих уроках применяю некоторые приемы и методы, разработанные в пособии Г.А. Бакулиной «Интеллектуальное развитие на уроках обучения грамоте» [4, c. 15].

Игры, игровые приемы, загадки, ребусы, кроссворды, применяемые на уроках, де­лают процесс обучения грамоте более интересным, занимательным, облегчают преодоле­ние трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные виды чтения на уроке не дают детям скучать. Но самое главное, чтобы работа велась систематически и регулярно.

На мой взгляд, система взглядов по Ш.А. Амонашвили, крайне необходима в наше время, так как гармонична и, главное, в таком образовательном процессе дети будут учиться изменять, улучшать, совершенствовать жизнь, а не приспосабливаться к уже сло­жившимся условиям. Знания, не обогащенные любовью, становятся бедствием для их обладателя. «Мы не физику, не математику сеем, каждый из нас сеятель любви» [5, c. 92].

Мне кажется, что самое главное – это любовь к детям, которая является стержнем этой идеи. «…Любовь – это человеческое солнце. Учитель должен излучать человеческую доброту и любовь, без которых невозможно воспитывать гуманную душу в человеке. Пе­дагогика любви не терпит грубости, давления, ущемления достоинства, игнорирования жизни ребёнка…» [8, c. 23].

Таким образом, принципы, на которых строится обучение в школе Ш.А. Амона­швили, очень просты, только нужно принять их за Истину, пропитаться ими, строить на них свою деятельность. «Любовь надо нести детям с любовью, красиво и изящно, чтобы они приняли ее и воспитывались» [7, c. 23].


Литература:
  1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск, 1990.

  2. Амонашвили Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе. // Вопросы психологии, № 5, 1984.

  3. Асмолов А. Введение в Мир по имени Амонашвили // Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. – М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2000.

  4. Бакулина Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте: пособие для учителя / Г.А.Бакулина. – Москва: ВЛАДОС, 2004.

  5. Гуливатый В. Учитель света и радости // Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. Часть 1.– Екатеринбург: Изд. Уральского ун-та, 1993.

  6. Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя /Сост. В. Волина. – М.: Просве­щение. 1991. – 368 с.

  7. Зуев Д.Д. Антология Гуманной Педагогики – духовный источник Школы Жизни // Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. – М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2000.

  8. Стародуб Я. Каждому – по щепотке добра // "Российская газета" – Дальний Восток, №4206 от 26 октября 2006.

Основные термины (генерируются автоматически): младших школьников, уроках литературного чтения, обучения грамоте, способностей младших школьников, творческих способностей младших, развития творческих способностей, Особенности развития творческих, уроках обучения, уроках обучения грамоте, уроках обучения грамоте», игровые приемы, процесс обучения, интегрированных уроках обществознания, уроках английского языка, уроке обучения грамоте, Духовно-нравственное воспитание, особенности младших школьников, процесс обучения чтению, процесс обучения грамоте, букварного периода дети.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос