Одним из характерных признаков развития современного общества является расширение влияния процессов глобализации и взаимной интеграции социально-культурных и образовательных систем. Немаловажную роль в этом играет международное сотрудничество.
Следует подчеркнуть, что проблемы интернационализации образования и развития международного сотрудничества в системе высшего образования в той или иной степени изучены в исследованиях целого ряда зарубежных ученых. Так, в работах Дж.Найт, Г. де Вита, К.Эбучи, М.Харари, Дж.С.Айнера, Р.Д.Ламберта, Р.Дж.Рудзки, Х.Ван-Джика, Д.Энгберга, Дж.Мэркса, Б.Уотчера анализируются вопросы организации и развития различных стратегий международного сотрудничества и межвузовской кооперации в образовательной и научно-исследовательской областях, проблемы академической мобильности преподавателей и студентов, основные тенденции глобализации и интернационализации высшего образования в современном мире. В работах ученых-педагогов стран СНГ А.И.Галагана, А.Н.Тихонова, И.Ф.Соколовой, С.К. Бондырева, В.П. Борисенкова, Б.Л. Вульфсона, А.Н. Джуринского, А.П. Лиферова, И.Р.Луговской, З.А. Мальковой, Н.Д. Никандрова, К.У. Салимова, Л.П.Супруновой, Т.Полищук, В.Н.Шкунова обозначены концептуальные идеи и принципы сравнительной педагогики, отражены проблемы развития международного образовательного сотрудничества в постиндустриальном обществе, изучены многие аспекты и специфические характеристики образовательных систем зарубежных стран, возможности внедрения их инновационного опыта в процесс обучения современной молодёжи.
Расширение международного сотрудничества, особенно такого важного аспекта интернационализации, как программы академической мобильности, являясь одной из основных тенденций развития современного высшего образования, остро ставит перед высшими образовательными учреждениями проблему учёта и приведения во взаимное соответствие различных подходов к технологии организации обучения. Одной из таких проблем является задача по всестороннему изучению мирового опыта по использованию кредитных систем, анализ их положительных и негативных сторон в целях создания системы зачетных единиц, наиболее приближенных к национальным особенностям и потребностям [1].
Системы кредитов, функционирующие в различных странах мира, значительно отличаются своими сущностными характеристиками. ECTS (European Credit Transfer System) – это одна из кредитных систем, предназначенных, главным образом, на перевод кредитов для полноценной реализации программ академической мобильности. ECTS-кредит — это числовое значение, предназначенное для описания общих затрат времени студентов на изучение определённого объёма учебного материала, отражающих суммарную работу студента над дисциплиной. Некоторые эксперты особо подчёркивают важность кредитной системы как инструмента Болонского процесса и определяют данное понятие как сумму рабочих часов, включающих в себя как аудиторные занятия, так и самостоятельную работу студента, консультации, экзамены, выполнение домашних заданий и проектов, работу в библиотеке и в сети Интернет [2]. Таким образом, ECTS-кредит основан на полной студенческой учебной нагрузке по курсу и выражается числом от 1 до 60 (семестр – 30 кредитов, учебный год – 60 кредитов).
Необходимо учитывать нижеследующие условия, характерные для европейской кредитной технологии обучения:
- продолжительность обучения по программе бакалавриата составляет, как правило, 4 года, по программе магистратуры –2 года;
- общая трудоемкость программы бакалавриата составляет 240 кредитов, 60 кредитов в год, магистратура – 120 кредитов. Один кредит равняется 30 академическим часам. Академический час составляет 50-60 минут;
- учебный год состоит из семестров с продолжительностью 15-18 недель каждый, или триместров по 10-14 недель;
- программа предусматривает прохождение практики и защиту дипломной работы, оцениваемые в кредитах;
- допускается введение летних курсов для предоставления возможностей ускоренного и дополнительного обучения, а также ликвидации разницы и академических задолженностей в учебных программах.
Согласно Национальной программе по подготовке кадров в вузах Узбекистана также была введена двухуровневая система обучения и по всем формальным признакам она достаточно близка Болонским стандартам, в том числе и указанным выше нормам и условиям. Предлагаем сводную таблицу сравнений, характеризующую сходства и точки соприкосновения национальной и европейской системы организации учебного процесса в вузах.
Признаки соответствия |
Европейская кредитная технология обучения |
Система вузовского обучения в Узбекистане |
Продолжительность обучения по программам бакалавриата |
3-4 года |
4 года |
Продолжительность обучения по программам магистратуры |
1- 2 года |
2 года |
Общий объём учебной работы студентов бакалавриата |
240 кредитов или 7200 -7400 академических часов |
7344 академических часов |
Общий объём учебной работы студентов магистратуры |
120 кредитов или 3600-3800 академических часов |
4200 академических часов (с учетом научно-исследовательской работы магистранта) |
Продолжительность учебного года |
2 семестра по 16-18 недель каждый или три семестра по 10-14 недель каждый |
2 семестра по 18-20 недель каждый |
Наличие элементов научно-исследовательской работы студентов |
Метод проектов, курсовые работы, магистерская диссертация |
Курсовая работа, выпускная квалификационная работа, магистерская диссертация |
Наличие элементов практической деятельности студентов в рамках будущей профессиональной деятельности |
Стажировки на фирмах и предприятиях, летние практики |
Квалификационная и педагогическая практика, преддипломная практика |
Организационные формы контроля и оценки деятельности вузов. |
Аттестация и аккредитация (в основном, осуществляется авторитетными агентствами и ассоциациями по аккредитации) |
Аттестация и аккредитация (осуществляется полномочным государственным органом) |
При кредитной технологии изменяется и характер контроля над усвоением знаний студентов. Его главным назначением становится оценка эффективности активной поисково-познавательной деятельности студента. Этим объясняется применение таких форм контроля, как различного вида тесты, деловые игры, дискуссии, выполнение заданий творческого характера или требующих проведения экспериментальной работы. Процесс активного внедрения новых педагогических технологий и инновационных образовательных методик, усиление роли самостоятельной работы студентов и соответствующий уровень обеспечения учебно-информационными ресурсами, в определенной степени способствуют повышению познавательной активности студентов, что, на наш взгляд, является ещё одним фактором возможности применения кредитной технологии в вузах Узбекистана.
Учитывая тот факт, что в высшем образовании Узбекистана применяется 100- балльная рейтинговая система контроля знаний студентов, есть реальные возможности разработки приемлемой системы внедрения или пересчёта кредитов ECTS. Опираясь на такой подход, можно разработать таблицу пересчёта шкалы оценок не только с общеевропейской кредитной системы ECTS, но и некоторых национальных систем стран Европы. В нижеследующей таблице предлагаем возможные варианты соотношения 100-балльной рейтинговой системы, применяемой в вузах Узбекистана с ECTS и системами оценки знаний студентов в Германии и Франции.
Шкала оценок ECTS |
Германская система оценки |
Французская система оценки |
Шкала оценок на базе 100-бальной рейтинговой системы |
Смысловое выражение оценки |
A |
1 |
18-20 |
86-100 |
Превосходный уровень (EXCELLENT) – Допускается минимальная ошибка |
B |
2 |
16-18 |
79-85 |
Очень хороший уровень (VERY GOOD) Допускается незначительная ошибка |
C |
3 |
14-16 |
71-78 |
Хороший уровень (GOOD) – Допускается ряд незначительных ошибок |
D |
4 |
12-14 |
63-70 |
Удовлетворительный уровень (SATISFACTORY) - Допускается существенная ошибка |
E |
5 |
10-12 |
55-62 |
Достаточный уровень (SUFFICIENT) – Допускается ряд существенных ошибок |
FX |
6 |
5-10 |
26-54 |
Низкий уровень (FAIL) дополнительная пересдача, либо кредит может быть засчитан при определенных условиях (устанавливается порог средневзвешенного рейтинга) |
F |
0-5 |
0 - 25 |
Неудовлетворительный уровень (FAIL) – необходимо повторное изучение дисциплины |
Таким образом, есть целый ряд объективных факторов, способствующих внедрению совместимых систем зачетных кредитов:
- схема обучения формально сходна и совместима с используемыми во многих странах национальными системами оценки;
- введение новой схемы может происходить поэтапно, без существенных потерь качества обучения;
- возможность использования базовых принципов системы ECTS: кредитов, записи оценок знаний, зачетного перевода и др.;
- совместимость с общеевропейским «Приложением к дипломам» (Diploma Supplement).
Литература:
1. Мажидов И.У. Перспективы развития двухуровневой системы высшего образования в Узбекистане.//Олий таълим муассасаларини ранжирлаш ва таълим сифати масалалари (ТЕМПУС SCM TO76B06 лойиҳаси бўйича), Т., 2009. – 14-18 с.14-18
2. Дж.Найт, Б.Сужикова, А.Раисова, Н.Муравьёв. Система кредитных часов: как организовать процесс обучения в университете.–Т.,2004, с.39
3. Материалы международной конференции ТЕМПУС в г.Ташкенте. –Т., 2004.
4. Кредитные технологии в высшем образовании./ Автор и составитель, проф. И.И.Ганчеренок. – Минск, РИВШ БГУ, 2003