Организация проведения опытов на основе сказочных сюжетов с детьми среднего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (399) январь 2022 г.

Дата публикации: 29.01.2022

Статья просмотрена: 765 раз

Библиографическое описание:

Свистула, И. П. Организация проведения опытов на основе сказочных сюжетов с детьми среднего дошкольного возраста / И. П. Свистула. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (399). — С. 373-375. — URL: https://moluch.ru/archive/399/88385/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье описана организация проведения простых опытов и экспериментов с использованием сказочных сюжетов с детьми среднего дошкольного возраста, а также методика организации опытно-экспериментальной деятельности, постановки цели и образовательных задач с учетом возрастных особенностей детей 4–5 лет.

Ключевые слова: опыт, дети, сказки, дошкольный возраст.

На сегодняшний день перед педагогами дошкольных образовательных организаций стоит задача развития у воспитанников не только познавательной мотивации и любознательности, но и формирования у них познавательных действий и первичных представлений о свойствах и отношениях окружающего мира. Очень важно организовать деятельность детей увлекательно, тем самым стимулируя развитие познавательной активности. Поэтому проведение опытов на основе сказочных сюжетов, на мой взгляд, является интересным и актуальным решением этой задачи.

В дошкольной педагогике сказка является одним из доступных средств развития ребенка. Она способствует формированию личности ребенка, развивает речь, творческое мышление и воображение. Применяя сказки в своей работе, я наблюдаю, что у детей проявляется более быстрое усвоение знаний, повышается интерес к обучению.

Экспериментирование является одним из сквозных механизмов развития ребенка-дошкольника. Именно во время исследовательской деятельности и проведения простейших опытов дети получают не готовые знания и ответы на возникающие вопросы, а имеют возможность самостоятельно «добыть» знания, а педагог лишь ненавязчиво направляет их в нужное русло.

Следовательно, если в работу с дошкольниками по проведению экспериментальной деятельности включать сюжеты знакомых сказок, то можно в увлекательной форме познакомить ребенка с окружающим миром, помочь познать его.

Проведение опытов вместе с детьми способствуют развитию у них таких качеств, как: организованность, дисциплинированность, аккуратность, ответственность и последовательность.

В процессе проведения опытов происходит обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы так как постоянно необходимо совершать анализ и делать обобщающие выводы.

Организуя занятия по экспериментальной деятельности, воспитателю следует учитывать возрастные особенности детей 4–5 лет, уровень психического развития и мышления.

Возрастные особенности детей 4–5 лет

— возрастает объем памяти по сравнению с младшим дошкольным возрастом;

— активно развивается образное мышление;

— продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность;

— увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут;

— изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Ведущим становится познавательный мотив [1].

При проведении экспериментальной деятельности необходимо учитывать следующие принципы:

— Принцип научности: содержание деятельности должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогике.

— Принцип доступности: предлагаемый материал должен объясняться детям легким, доступным языком.

— Принцип систематичности и последовательности: работу с детьми необходимо проводить систематически и последовательно. Освоение нового материала должно быть постепенно с усложнением.

— Принцип активного обучения: он предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию деятельности, в процессе которой они самостоятельно узнают новое.

— Принцип наглядности: наглядное пособие является основой формирования чувственного образа, помогающего делать обобщающие выводы.

Использование сказок для проведения опытов вместе с детьми дошкольного возраста способствует тому, что из пассивного наблюдателя ребенок становиться активным участником образовательной деятельности.

В процессе практической деятельности с дошкольниками мною был разработан цикл развивающих занятий по детскому экспериментированию на основе сказочных сюжетов. Предлагаю вниманию коллег один из конспектов.

Конспект занятия по познавательному развитию «Простые опыты с водой на основе сказки «Крошка Енот» для детей средней группы».

Виды деятельности:коммуникативная, познавательная, познавательно-исследовательская.

Образовательные области:познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Цель: создание условий для развития у дошкольников любознательности, познавательной активности, формирования познавательных действий в процессе исследования свойств воды.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с основными свойствами воды, учить детей способам исследования окружающего мира.

Развивающие: развивать логическое мышление, речь. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности.

Воспитательные: продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Предварительная работа:чтение сказки М. Долотцевой «Крошка Енот».

Ход развивающего занятия:

Создание мотивации:

— Ребята, мы с вами читали сказку про Крошку Енота, а кто может напомнить, куда его мама отправила за раками? Почему Енот испугался, когда посмотрел в реку, что он там увидел? Интересно, как Енот увидел свое отражение? Вот было бы здорово это проверить! Ребята, а вы знаете, как это проверить? Может, мы с вами проведем настоящий опыт, как ученые и все узнаем? Кто со мной?

Детское экспериментирование:

— Ребята, предлагаю вам посмотреть в воду, как это сделал Крошка Енот. Скажите, что вы увидели?

—Точно, свое отражение. А где мы можем еще увидеть свое отражение?

— Свое отражение мы можем увидеть в зеркале.

— А, если держать карандаш над водой, он отражается в воде? (ответы детей)

Да, и правда отражается. Как вы думаете, воду можно использовать, как зеркало? Каким свойствам обладает вода? Совершенно верно, вода может отражать окружающие предметы.

— Ну, что, ребята, пришло время немного отдохнуть.

Физминутка «Енот».

На реке живет енот,

Чешет лапкою живот.

Своим хвостиком виляет.

Кверху лапки поднимает.

Шустро он по кочкам скачет,

И запас под корень прячет.

Он среди воды живет,

Добродушный наш енот.

— Ребята, посмотрите, у меня есть камушек и палочка, которую Крошка Енот хотел бросить в пруд, чтобы защитится от того, кто там сидел. Если бы он это сделал, как вы думаете, что бы утонуло: камень или веточка?

—Мы можем это проверить? Как? Точно, возьмем камешек и бросим в воду! Что с ним случилось? Как вы думаете, почему камень утонул?

— Совершенно верно, камень очень тяжёлый.

— Ну, а теперь возьмем палочку. А почему же она не утонула?

— Ребята, значит, камни в воде тонут, а древесина нет.

Подведение итогов занятия. Рефлексия.

— Ребята, наше исследование подходит к концу. Удалось ли нам проверить, что увидел Крошка Енот в воде? И что же он увидел? А что ещё нового о воде вы сегодня узнали? Каким свойством обладает вода? Какие предметы тонут в воде, а какие нет? Я сегодня хочу похвалить вас за внимательность и интересные вопросы. Мне с вами было очень интересно.

Литература:

  1. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова. Э. М. Дорофеева. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.
  2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / под редакцией Л. Н. Прохоровой — 3–е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. — М.: ТЦ Сфера, 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): вод, ребенок, возрастная особенность детей, дошкольный возраст, Енот, окружающий мир, проведение опытов, экспериментальная деятельность, детское экспериментирование, дошкольная педагогика.


Похожие статьи

Влияние экспериментирования на развитие познавательной...

Экспериментирование — это активная деятельность, направленная на активный поиск решений задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка...

Роль детского экспериментирования как метод познавательного...

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. Н. Н. Поддьяков. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской...

Раннее экспериментирование детей | Статья в журнале...

ребенок, детское экспериментирование, дошкольный возраст, неживая природа, окружающий мир, проведение опытов, особенность строения, опытно-экспериментальная деятельность, качество материала... Поисково-практическая активность детей раннего...

Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду

Ребенка-дошкольника нужно заинтересовать экспериментальной деятельностью, поэтому

Из всего выше сказанного следует, что экспериментальная деятельность в детском саду

Для проведения опытов и экспериментов в детском саду используются простые приборы...

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим...

Дети дошкольного возраста — пытливые исследователи окружающего мира.

Опытно-экспериментальная деятельность помогает дошкольнику понять окружающий мир

ребенок, окружающий мир, вид деятельности, детское экспериментирование...

Организация исследовательской деятельности детей...

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности — к экспериментированию. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой...

Что значит экспериментирование для дошкольника?

ребенок, экспериментально-исследовательская деятельность, экспериментальная деятельность, детское экспериментирование, деятельность, окружающий мир, опыт, опыт работы. Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим...

Метод экспериментирования, как средство познавательного...

 В статье представлен опыт работы по познавательному развитию детей, раскрывается использование метода

Ребенокдошкольник сам по себе уже является исследователем

За использование метода экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста...

Экспериментирование как средство развития...

ребенок, окружающий мир, вид деятельности, детское экспериментирование, дошкольный возраст, экспериментирование

Похожие статьи. Роль детского экспериментирования как метод познавательного... ребенок, экспериментальная деятельность, вод, познавательная...

Похожие статьи

Влияние экспериментирования на развитие познавательной...

Экспериментирование — это активная деятельность, направленная на активный поиск решений задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка...

Роль детского экспериментирования как метод познавательного...

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. Н. Н. Поддьяков. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской...

Раннее экспериментирование детей | Статья в журнале...

ребенок, детское экспериментирование, дошкольный возраст, неживая природа, окружающий мир, проведение опытов, особенность строения, опытно-экспериментальная деятельность, качество материала... Поисково-практическая активность детей раннего...

Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду

Ребенка-дошкольника нужно заинтересовать экспериментальной деятельностью, поэтому

Из всего выше сказанного следует, что экспериментальная деятельность в детском саду

Для проведения опытов и экспериментов в детском саду используются простые приборы...

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим...

Дети дошкольного возраста — пытливые исследователи окружающего мира.

Опытно-экспериментальная деятельность помогает дошкольнику понять окружающий мир

ребенок, окружающий мир, вид деятельности, детское экспериментирование...

Организация исследовательской деятельности детей...

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности — к экспериментированию. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой...

Что значит экспериментирование для дошкольника?

ребенок, экспериментально-исследовательская деятельность, экспериментальная деятельность, детское экспериментирование, деятельность, окружающий мир, опыт, опыт работы. Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим...

Метод экспериментирования, как средство познавательного...

 В статье представлен опыт работы по познавательному развитию детей, раскрывается использование метода

Ребенокдошкольник сам по себе уже является исследователем

За использование метода экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста...

Экспериментирование как средство развития...

ребенок, окружающий мир, вид деятельности, детское экспериментирование, дошкольный возраст, экспериментирование

Похожие статьи. Роль детского экспериментирования как метод познавательного... ребенок, экспериментальная деятельность, вод, познавательная...

Задать вопрос