Проблемы и условия формирования представлений о здоровом образе жизни в теории и практике дошкольного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (399) январь 2022 г.

Дата публикации: 29.01.2022

Статья просмотрена: 857 раз

Библиографическое описание:

Флинкман, М. В. Проблемы и условия формирования представлений о здоровом образе жизни в теории и практике дошкольного образования / М. В. Флинкман. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (399). — С. 382-386. — URL: https://moluch.ru/archive/399/88377/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье автором рассматривается вопрос формирования у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни. Здоровый образ жизни устанавливает качество жизни и долголетие. Формирование представлений о здоровом образе жизни в теории и практике дошкольного образования носит целостный характер и охватывает множество областей. Основные задачи по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей: развить представления о признаках здоровья; воспитать навыки здорового физического поведения: много двигаться, есть полезную еду, соблюдать правила гигиены, психологическое спокойствие, совершать ежедневные прогулки на свежем воздухе; научить соблюдать режим дня; развить умение заботиться о своем здоровье и здоровье близких и т. д.

Ключевые слова: дошкольники, здоровый образ жизни, дошкольное учреждение.

Проблема формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста является одной из наиболее значимых в современной педагогике. «С одной стороны, в текущем периоде происходит значительное ухудшение показателей уровня здоровья населения страны, и поэтому важно ориентироваться на воспитание здорового образа жизни молодого поколения. С другой стороны, именно в дошкольном возрасте происходит активное усвоение, и развитие ряда ключевых правил, привычек, норм поведения, которые определяют жизнь человека в будущем. Поскольку уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения, а также уровня воспитания личности, то формирование осознанного отношения к здоровью дошкольника является залогом его здоровья на последующих стадиях развития личности» 5.

Недостаточный уровень знаний о культуре здоровья, а также низкое качество жизни обусловили сокращение ее продолжительности и увеличение заболеваемости детей. Необходимость изменения сложившейся тенденции закреплена в рамках государственных стратегических приоритетов развития системы российского дошкольного образования.

Совершенствование деятельности детского организма, улучшение здоровья, правильное формирование нервной работы, рост энергичных, гибких, стройных, и все это на научной основе в сочетании с другими видами воспитания — одна из основных целей и задач детских садов. Крепкое здоровье, правильное развитие движений, строение тела формируется в дошкольном возрасте. Поэтому повышение способности совершенствовать функции детского организма является на данный момент самой главной задачей. Важность этих задач заключается в том, что маленькие дети, у которых плохо сформирована защитная способность организма, быстро подвергаются неблагоприятным воздействиям внешней среды. Поэтому необходимо постоянно способствовать правильному и своевременному созреванию костей, суставов, формированию правильных физиологических качеств поясничного отдела позвоночника, правильному созреванию стопы, глубине и ритмичности дыхания, способствуя координации дыхания. Также основное внимание уделяется совершенствованию движений ребенка, формированию двигательных навыков и гибкости тела, таких качеств, как быстрота, силовая выносливость, развитию личностных и социальных навыков, необходимых в быту и на занятиях физической культурой. В период подготовки детей к школе особое внимание сегодня уделяется тенденции роста по вопросу улучшения их здоровья. В этом контексте особое значение придается формированию представлений о здоровом образе жизни в теории и практике дошкольного образования 7.

Развитие представлений детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни состоят из следующих направлений: физическая культура, основы безопасного поведения, валеология. В связи с этим в годовой план дошкольного образовательного учреждения включены оздоровительные мероприятия по сохранению здорового образа жизни и формированию физического развития детей в зависимости от особенностей каждого ребенка: физкультура на свежем воздухе, утренние упражнения, спортивные развлечения, прогулки, подвижные игры на прогулке, тонизирующие моменты, гимнастика после сна, массаж, ходьба босиком, водные процедуры и др. 2

Формирования представлений о здоровом образе жизни — сложный, системный процесс. Поэтому его реализация требует решения определенных вопросов (рис. 1).

Процесс формирования представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста

Рис. 1. Процесс формирования представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста

Формирование представлений о здоровом образе жизни в теории и практике дошкольного образования дает следующие результаты:

1) укрепление здоровья детей дошкольного возраста;

2) повышение гигиенической грамотности;

3) формирование методов и правил охраны здоровья;

4) познание основ и форм здорового образа жизни;

5) применение методов психопрофилактики и психогигиены;

6) повышение ответственности за сохранение своего здоровья;

7) усиление двигательной активности детей дошкольного возраста;

8) страхование от возникновения различных инфекционных и характерных хронических заболеваний 5.

Формирование представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста это:

— Во-первых, формирование у личности умения всесторонне гармонировать с окружающей ее неживой и живой природной средой.

— Во-вторых, здоровый образ жизни — это проведение мероприятий, направленных на укрепление здоровья с целью обеспечения гармоничного развития, сохранения и укрепления здоровья.

Таким образом, среди приоритетных задач дошкольного образования определено воспитание у детей сознательного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как высшей социальной ценности, формирование духовных потребностей и навыков здорового образа жизни, сохранение и укрепление физического, психического, социального и морального здоровья детей [8].

Однако одной из самых актуальных проблем современности является необходимость сохранения и укрепления здоровья именно дошкольников. Ведь дети дошкольного возраста много времени проводят в стенах детского сада. Это период жизни, когда закладываются основные физические и психологические характеристики личности. Дети в этом возрасте понимают значение своего здоровья. Поэтому важно определить условия, содержание, формы и методы, которые являются влиятельными в обучении и воспитании здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

Для того, чтобы результат формирования представлений о здоровом образе жизни был значительно успешнее при создании и реализации следующих педагогических условий:

— работа с родителями с целью повышения их компетентности в вопросах здорового образа жизни и улучшения социально-педагогических условий обеспечение сохранения и укрепления здоровья детей и их гармоничного развития;

— формирование у детей дошкольного возраста комплекса знаний и конкретных навыков здорового образа жизни;

— активизация участия родителей в совместной деятельности детей и взрослых при формировании здорового образа жизни;

— создание предметно-развивающей среды, способной развивать личность ребенка;

— систематичность, непрерывность и последовательность обучения и воспитания дошкольников в процессе формирования здорового образа жизни;

— смена различных видов деятельности в режиме дня каждого дошкольника;

— воспитание у дошкольников негативного отношения к антисоциальным проявлениям: табакокурение, алкоголизм, наркомания;

— демонстрация собственного поведения, направленного на самосохранение здоровья и здорового образа жизни;

— специальная подготовка кадров в образовательных учреждениях и системе последипломного педагогического образования;

— наличие творческих способностей педагога по формированию развивающих целей и задач обучения и воспитания в области здоровья;

— организация учебно-воспитательного процесса и оздоровительной работы с привлечением педагогов, родителей и медицинских работников 6.

Соблюдение подрастающим поколением требований здорового образа жизни способствует формированию у них здоровьесберегающей компетентности как совокупности знаний, умений и навыков здорового образа жизни.

В понятие здоровый образ жизни входят следующие составляющие [3]: рациональное питание, физическая культура, общая гигиена организма, закалка.

По нашему мнению, учет этих составляющих определяет основные направления работы в процессе формирования представлений о здоровом образе жизни в практике дошкольного образования. Считаем целесообразным охарактеризовать их более детально.

Составляющие формирования представлений о здоровом образе жизни в практике дошкольного образования

Рис. 2. Составляющие формирования представлений о здоровом образе жизни в практике дошкольного образования

Следовательно, при соблюдении всех этих условий здорового образа жизни каждый человек создает большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения работоспособности и физической активности.

Стереотип поведения человека в повседневной жизни с точки зрения гигиены питания, режима двигательной активности и т. п. производится на основе аргументированных знаний, которые и являются мотивацией здорового образа жизни. Благодаря этим знаниям человек набирает полезные привычки, привычки заботиться о своем теле и своем духе [4].

Работа по формированию представлений о здоровом образе жизни в практике дошкольного образования направлена на:

— формирование позитивной мотивации в отношении здорового образа жизни, культур здоровья;

— знакомство детей дошкольного возраста с основами здорового стиля жизни;

— осуществление профилактической работы с негативными проявлениями;

— формирование теоретических и практических навыков здорового образа жизни детей;

— формирование творческой личности, способной к саморазвитию и самообразованию.

Формирование представлений о здоровом образе жизни в практике дошкольного образования зависит от той социальной среды, в которой они находятся — это семья и детский сад. Дети в таком возрасте еще подражают поведению и поступкам взрослых. Взрослые, которые ведут правильный образ жизни, помогают детям осознавать ответственность за свое здоровье. Потому как от родителей, так и от педагогов зависит, каким будет здоровье ребенка в будущем. Именно в дошкольном возрасте закладывается будущий потенциал здоровья взрослого человека.

Воспитатели детских садов во время учебно-воспитательного процесса должны сформировать основные умения и навыки, научить ребенка делать выбор, что не повредит его здоровью и жизни в целом, сформировать умения и навыки у детей дошкольного возраста правильного закаливания организма.

Важно с самого детства сформировать основные умения, навыки и привычки здорового образа жизни, которые со временем превратятся в важную составляющую общей культуры человека и этим самым повлияют на формирование здорового образа жизни общества в целом.

Таким образом, для того чтобы вырастить молодое поколение всесторонне развитым, с высоким интеллектом и сформированной личностью, в системе обучения огромное место занимает физическое воспитание. А чем раньше его будут вести, тем более продуктивным будет результат. Ведь именно в дошкольный период уделяется все большее внимание здоровому, правильно сформированному, энергичному росту будущего гражданина, привитию общительных навыков.

В современном детском саду используются дополнительные программы и инновационные технологии. Ежедневно дается много познавательных знаний для повышения интеллекта ребенка. При формировании ребенка как личности необходимо уделять внимание его физическому развитию. Для правильного развития детского организма — оздоровительные и профилактические задачи в детском саду должны систематически выполняться в ежедневном режиме дня. Для улучшения здоровья необходимо адаптировать ребенка к выносливости, умению, психологической и физической гармонии.

Литература:

  1. Веракса Н. Е. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.
  2. Здоровье детей. Информационный бюллетень Всемирной организации здравоохранения. Москва: ВОЗ, 2020.
  3. Каплий Н. С. Организация здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Краснодар: Кубанский государственный университет: физической культуры, спорта и туризма, 2017.
  4. Касьянова Л. Г., Литвинюк В. К. Формирование культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в ДОО // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2016. № 1 (29). URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 27.01.2022).
  5. Кузаева И. В., Фролова И. В., Чеснокова Л. Н. Формирование представлений о здоровом образе жизни дошкольников // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2015. № 2 (18). URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 27.01.2022).
  6. Парфёнова О. А. Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни через активный отдых // Проблемы педагогики. 2017. № 5 (28). URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 27.01.2022).
  7. Петрова Т. И., Петров С. С. Формирование здорового образа жизни у дошкольников // МНКО. 2021. № 4 (89). URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 27.01.2022).
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобр-науки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, дошкольный возраст, дошкольное образование, формирование представлений, ребенок, формирование, здоровый образ жизни детей, навык, детский организм, детский сад.


Похожие статьи

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного...

Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье...

детский сад, здоровый образ жизни, дошкольное образование...

Большое значение для формирования представлений дошкольников о здоровом образе

Итак, процесс формирования здорового образа жизни дошкольников связан

дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни...

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного...

Библиографическое описание: Ятьяева, Н. М. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО

 В статье рассматриваются основные аспекты формирования принципов ведения здорового образа жизни у детей дошкольного возраста...

Формирование навыков здорового образа жизни...

Библиографическое описание: Копосова, Е. А. Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников / Е. А. Копосова.

ЗОЖ — это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания...

Формирование представлений о здоровом образе жизни...

Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников. Здоровый образ жизни это — образ жизни...

Формирование здорового образа жизни у детей старшего...

Библиографическое описание: Макаренко, И. Е. Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в...

Педагогические условия формирования здорового образа...

 В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной...

Формирование здорового образа жизни у детей раннего...

Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных...

Формирование представлений о здоровом образе жизни...

Библиографическое описание: Аблитарова, А. Р. Формирование представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста как основа

Дошкольный возраст — время серьезной физиологической перестройки, роста и развития детского организма.

Похожие статьи

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного...

Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье...

детский сад, здоровый образ жизни, дошкольное образование...

Большое значение для формирования представлений дошкольников о здоровом образе

Итак, процесс формирования здорового образа жизни дошкольников связан

дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни...

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного...

Библиографическое описание: Ятьяева, Н. М. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО

 В статье рассматриваются основные аспекты формирования принципов ведения здорового образа жизни у детей дошкольного возраста...

Формирование навыков здорового образа жизни...

Библиографическое описание: Копосова, Е. А. Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников / Е. А. Копосова.

ЗОЖ — это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания...

Формирование представлений о здоровом образе жизни...

Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников. Здоровый образ жизни это — образ жизни...

Формирование здорового образа жизни у детей старшего...

Библиографическое описание: Макаренко, И. Е. Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в...

Педагогические условия формирования здорового образа...

 В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной...

Формирование здорового образа жизни у детей раннего...

Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных...

Формирование представлений о здоровом образе жизни...

Библиографическое описание: Аблитарова, А. Р. Формирование представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста как основа

Дошкольный возраст — время серьезной физиологической перестройки, роста и развития детского организма.

Задать вопрос