Авторская интонация в фильме М. Ромма «Обыкновенный фашизм» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №4 (399) январь 2022 г.

Дата публикации: 27.01.2022

Статья просмотрена: 1193 раза

Библиографическое описание:

Самойленко, А. А. Авторская интонация в фильме М. Ромма «Обыкновенный фашизм» / А. А. Самойленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (399). — С. 396-399. — URL: https://moluch.ru/archive/399/87985/ (дата обращения: 27.04.2024).



Картина советского кинорежиссера Михаила Рома «Обыкновенный фашизм» вышла в свет в 1965 году, но не теряет своей актуальности до сих пор. Складывается ощущение, что все события происходили совсем недавно, будто бы зритель — это часть той эпохи. Он вместе с автором переживает всю сущность этого нелегкого слова война. Мне кажется, это одна из лучших документальных работ того времени. В фильме использованы уникальные материалы из киноархивов министерства пропаганды нацистской Германии (Третьего рейха) и личного фотоархива Гитлера, а также многочисленные любительские снимки, обнаруженные у эсэсовцев.

Картина не должна терять своей актуальности. Подрастающему поколению необходимо показывать данный фильм, чтобы они увидели события середины 20 века наглядно, без притворства, такими, какими они были на самом деле. Поскольку история с каждым годом искажается все сильнее, нельзя допустить, чтобы современные дети смогли быть обманутыми. Их надо приучать к уважению и ответственности. Они должны почтить и помнить тех, кто отдал за их мирное небо над головой свою жизнь.

Работа Михаила Ромма совместно со сценаристами Майей Туровской и Юрием Ханютиным дает нам представление о том, с чего же началась Вторая Мировая Война, какие события предшествовали, какие люди этому поспособствовали. Также, мы можем углубиться в понятие фашизм и определить его истоки. Ведь режиссер не просто рассуждает о нем, он рассматривает все его аспекты, подводя зрителя на мысль: «А навсегда ли он закончился? Есть ли последователи этого движения в наши дни?»

Михаил Ромм

Фильм не был бы гениальным, если бы не был гениальным его автор. Прежде чем приступить к анализу фильма, стоит сказать пару слов о режиссере. Михаил Ромм является заслуженным деятелем искусств РСФСР, народным артистом СССР, почётным членом-корреспондентом Академии искусств ГДР. Более того, он лауреат пяти сталинский премий.

В годы военного коммунизма Ромм стал проагентом. Он много разъезжал по стране, затем попал в Красную армию, где был рядовым, телефонистом и даже инспектором.

С 1931 года он начал работать на Московской объединённой кинофабрике «Союзкино» (позже «Мосфильме») режиссёром художественных и документальных фильмов. С 1938 года работал педагогом, с 1948 года руководил актёрско-режиссёрской мастерской ВГИКа. Среди его известных учеников были Тенгиз Абуладзе, Григорий Чухрай, Василий Шукшин, Александр Митта, Андрей Тарковский, Никита Михалков, Сергей Соловьёв. Также Михаил Ромм преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссёров. Был членом Союза кинематографистов СССР.

Он автор многих книг и статей по вопросам киноискусства. Про режиссуру говорил так: «Это дело безответственное, легкое». Он полагал, что если человек знает, из чего сделана картина, то он может сделать ее сам. Ромм всегда был уверен и непоколебим в своих высказываниях. Он не боялся озвучивать свое мнение, несмотря на сложное время.

За всю карьеру режиссера поставил порядка двадцати картин.

«Обыкновенный фашизм»

Последней работой режиссера стал документальный фильм о Третьем рейхе «Обыкновенный фашизм» (1966) — пожалуй, одно из крупнейших художественных произведений 20 века. Герои картины: человек — толпа — вождь (фюрер).

Ромм- прямой последователь Эйзенштейна, Вертова, Пудовкина. В этом фильме он мастерски использует выразительные средства монтажа, музыкального оформления, публицистической речи для характеристики нацистского режима. Именно за счёт сочетания хроникальных кадров, музыки и закадровой речи фильм оказывает по-настоящему сильное эмоциональное воздействие на зрителя. Поначалу, как говорил сам Ромм, фильм не складывался, однако помог сам материал.

Михаил Ромм обратился к художественному исследованию такого феномена как «коллективное бессознательное», удерживающее тоталитарный режим. Поскольку фильм был действительно исследованием, он целиком строился на документальной основе. В картине использованы немецкие архивы и фотоснимки, изъятые у немецких военнослужащих, а также хроника послевоенных антифашистских организаций. Фильм является уникальным памятником событий второй Мировой Войны.

Он завоевал внимание свыше сорока миллионов зрителей. Для документального фильма цифра просто астрономическая.

Фашизм

Для начала стоит определить, что же такое фашизм и кто стоит у его истоков.

Переводится с итальянского это понятие как «связка», «пучок», «объединение». Фашизм — политическое движение, охватившее всю Европу в 20 веке и уничтожившее десятки миллионов людей. В основе его лежит тоталитарный тип управления. Зарождение фашизма как идеологии относится к концу XIX столетия. Именно тогда появились писатели и философы, пропагандирующие идеи, которые легли в основу политики Гитлера и Муссолини.

Впервые о нем заговорили в Италии в двадцатых годах прошлого столетия, но спустя короткое время фашизм нашел свое продолжение в Германии, где он обрел свою самую жестокую форму. Именно там стали проповедовать превосходство своей расы.

В дальнейшем фашизм несколько видоизменялся в зависимости от особенностей страны, где он возникал, но неизменной оставалась его идеология расового превосходства одной нации над остальными.

Одним из важнейших фактов является то, что Гитлер был приверженец творчества философа Ницше, который был якобы первым основоположников фашизма. Здесь есть несколько нюансов. Ницше действительно имел теорию о сверхчеловеке и о господствующей расе. Только Гитлер воспринял все это слишком буквально, перевернув в свою сторону. Во-первых, сверхчеловек- это не нацист и не фашист. Он никогда не проявляет жестокость по отношению к окружающим. Наоборот, это мудрый философ, мыслитель и благороднейший интеллектуал. Истолкованная идея о сверхчеловеке фашистами, возомнившими себя выше простых людей, к сожалению, оставила красный след в нашей истории. Во-вторых, превосходство одной расы не имело никакого этнического или национального подтекста. Высшая раса, по мнению Ницше, — это категория людей, наделенная высшими моральными ценностями. Их задача стать господами над необразованными падшими людьми. Ни о каком насилии речи и не шло. Но именно мыслями немецкого философа оправдывали свою жестокость фашисты в Германии. «Среди худших из зол, от которых должно избавиться человечество — поклонение государству», — полагал Ницше.

Гитлер. Убийца или гений?

«Он превосходно понимал душу обывателя»- говорит Ромм в своем фильме. Гитлер — это не просто политик, диктатор, оратор, он ко всему прочему еще и очень хороший психолог. Он точно понимает человеческие потребности, знает, чего хочет обычный рядовой гражданин, потому что некогда сам им и являлся. Он сумел расположить к себе людей, заставить их доверять.

Несомненно, было проведена колоссальная работа перед тем, как все они добровольно подчинились Гитлеру, и пошли воевать против выдуманного врага. Он умел очень хорошо довлеть над людьми. Его философия выглядела примерно так: «отдельный человек — это ничто, а толпа или масса — это все, а с массой надо обращаться как с женщиной, а женщина уязвима перед силой». «Бог есть один, и это Адольф Гитлер» — так считала вся Германия 20 века, или почти вся. Конечно же, были люди, которые не соглашались с идеологией вождя, но либо их было очень мало, либо их сразу «убирали».

Люди запутались, люди потерялись. Им внушили чудовищные вещи, в которые они охотно верили. Любовь к фюреру стала правовым понятием. Народ был куском мяса в руках власти. Такое государство не имело ничего человеческого, ничего святого, поэтому неудивительно, что оно долго не просуществовало. Однако, благодаря своему уму и характеру, Гитлер мог добиться любых поставленных целей. К счастью, не все они все они были воплощены в жизнь.

Художественные приемы фильма

Монтаж

В начале фильма говорится о том, что люди изначально рождаются добрыми и безобидными малышами. «Плохих детей нет» — утверждает Ромм. Неспроста он сравнивает берлинского и московского мальчиков на первых минутах картины. Они совершенно одинаково хороши, милы и очаровательно. Если бы мы не услышали о том, что они из разных стран, то никогда об этом не догадались. К сожалению, часто складывается так, что дети, сами того не желая, становятся жертвами обстоятельств. Любая ошибка взрослых оставляет свой отпечаток на судьбах этих крохотных и беззащитных людей. В данной картине этот отпечаток оставила война. Затем кадры детей и их мам прерывают выстрел оружия и стоп-кадр, где изображены мама с младенцем под дулом пистолета.

Вообще режиссер активно пользуется приемом застывшего изображения на протяжении всего фильма. Это помогает нам лучше сконцентрироваться на фотографии и заострить на ней свое внимание. Многочисленные укрупнения заставляют будоражить наши сердца. Их автор часто используют на взглядах измученных и истощенных людей. Мне кажется, это сильнейший психологический прием, который может показать, что все ужасы войны происходили с настоящими живыми людьми. Они были не когда-то давно, они есть и сейчас. Мы можем увидеть их лично. «Их давно уже нет на свете, но глаза еще живут, глаза еще глядят на нас», — так говорит автор. С ними же мы встречаемся и в конце картины, когда девочка читает отрывок из детской сказки. Этот финал не был бы таким волнующим, если бы нам не показали эти фотографии ранее.

С самого начала Ромм задает динамику фильма. Резкий контраст между мирной жизнью и страшным военным временем создают фотографии людей, беззаботно гуляющих по городу и снимки истощенных мертвых тел, безжалостно брошенных на землю. Автор показывает нам, что может произойти с невинными людьми на войне. Еще одним примером такого контраста служат фотографии эсэсовцев, которые хранили у себя в карманах портреты своих детей, матерей, жен, а вместе с ними снимки мертвых и повешенных людей. Этот резкий прием скачка с одного настроения в другое не оставляет равнодушными зрителей. Ромм не говорит множество раз об ужасах войны, зато он один раз показывает. Данное эмоциональное воздействие хорошо играет свою роль для тех, кто не имеет о войне никакого представления. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»- считает автор. Жестоких кадров в картине немало, но без них она не была бы такой достоверной и честной.

Звук

Эта работа уникальна не только благодаря монтажу, но и использованию звукового сопровождения.

В четвертой главе фильма «А в это время…» показаны правители того времени в других странах. Съемка сопровождена веселой музыкой, которая передает непосредственность обстановки. Люди занимаются своими делами и даже не подозревают, какую роль в их судьбе сыграет приход к власти Гитлера.

В фильме присутствует даже тишина. Она является отдельным действующим лицом. Во время показа чудовищных фотографий не играет музыка. Тишина заставляет нас глубже прочувствовать весь кошмар. Обычно она наступает после веселой музыки, чтобы усилить у нас, у зрителей, внутренний страх.

Закадровый голос

Однако не стоит забывать про главную звуковую составляющую фильма — закадровый голос. Примечательным является то, что он записан самим режиссером. Изначально Ромм искал профессионального диктора для этой работы, но потом, когда его коллеги услышали черновые записи режиссера, они посоветовали ему самостоятельно записать закадровый текст. Разговорный характер текста стал отличительной чертой фильма. Тембр, интонация, легкость в голосе Михаила Рома помогают нам более внимательно его слушать. Автор будто беседует со зрителем, рассказывает ему события как очевидец. Он не докучает фактами и научными терминами, поэтому у нас складывается доверительное отношение к рассказчику. Пожалуй, его голос считается одной из самых притягательных сторон в художественном отношении картины.

Удивительным является то, что автор не дает никакой личной оценки всему происходящему. Он лишь описывает ужас войны, страх мирных жителей, кошмар обстановки концлагерей такими, какими они были на самом деле. Он не называет солдат фашисткой Германии плохими, он лишь говорит, что они были обмануты.

Заключение

Работа, которую проделал Михаил Ромм в своем фильме, удостоена множества похвал. Это невероятно ценный материал в копилке отечественного творчества. Благодаря ему мы можем наблюдать уникальные кадры из разных кинохроник и практически вживую столкнуться с событиями того нелегкого времени.

Автор оставляет финал незаконченным для того, чтобы мы могли поразмышлять. Он говорит: «Может быть, раковая опухоль и вырезана, но метастазы остались». К этим словам невольно хочется добавить: «Люди, очнитесь! Посмотрите, что творится вокруг! Нельзя допустить, чтобы все повторилось!». Мне кажется, автор сравнивает все события прошлого с настоящим временем. Он как бы намекает, что последователи фашизма живут и в наши дни. Однако фильм был снят в 1965 году. Можем ли мы смело сказать, что что-то изменилось спустя 55 лет? Этот вопрос остается открытым.

Литература:

  1. Обыкновенный фашизм. — Текст: электронный // На завалинке: [сайт]. — URL: https://tunnel.ru/post-obyknovennyjj-fashizm
  2. Обыкновенный фашизм. — Текст: электронный // Wiki 2: [сайт]. — URL: https://wiki2.org/ru/Обыкновенный_фашизм
  3. О 50-летии фильма Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм». — Текст: электронный // Московское бюро по правам человека: [сайт]. — URL: http://pravorf.org/index.php/news/1780-o-50-letii-filma-mikhaila-romma-obyknovennyj-fashizm
Основные термины (генерируются автоматически): фильм, автор, ужас войны, быль, веселая музыка, документальный фильм, закадровый голос, зритель, Мировая Война, самое дело.


Похожие статьи

Кино как средство патриотического воспитания | Статья в журнале...

Патриотические фильмы — это фильмы, освещающие граждан страны в хорошем свете

Одновременно с этим документальное кино выходит на новый уровень: чего стоит

Говоря о фильмах и сюжетах Великой Отечественной войны, можно утверждать, что они являются...

Сравнительный анализ экранизаций 20 и 21вв. произведения...

 На самых ранних стадиях существования кино его основу составляли литературные произведения.

Это сделано для того, чтобы зритель на подсознательном уровне воспринимал всю «тьму» войны. Чёрный цвет в психологии человека считается самым негативным.

Особенности голоса автора в романе «Великий Гэтсби» и его...

В киноадаптации голос автора представлен закадровым голосом.

В фильме эмоциональность высказывания несколько теряется за счет упрощения языка: «He was the

В сочетании с медленной, щемящей музыкой зрителю передается атмосфера возвышенной...

Внеклассное занятие на тему: «Сталинград во время Великой...»

Компьютер, интерактивная доска, презентация, документальные и художественные фильмы, стихотворения поэтов, песни о Сталинграде.

К битве за Сталинград обращались и многие писатели. Через год после окончания войны увидела свет одна из правдивейших и вместе с...

Некоторые проблемы социальной защиты военнослужащих и пути...

На взгляд автора, в целях справедливой социальной защиты разных групп военнослужащих, следует уравнять права и размеры компенсационных выплат при увольнении с военной службы по состоянию здоровья с формулировками «военная травма» и «заболевание...

Музыка в кинематографе. Опыт анализа музыкальной партитуры...

Опыт анализа музыкальной партитуры фильма на примере трех экранизаций произведений М. Булгакова.

Автор статьи обращается к рассмотрению роли музыки в кинематографе.

1970–80-е годы в советском кинематографе были отмечены музыкальным расцветом.

Литвин Федор Борисович — Информация об авторе

Вопрос — ответ. Отзывы наших авторов.

Вопрос — ответ. Редакционный совет. Отзывы наших авторов. Реклама на сайте. Срочная публикация научных статей.

Каюда Виктория Алексеевна — Информация об авторе

Вопрос — ответ. Отзывы наших авторов.

Вопрос — ответ. Редакционный совет. Отзывы наших авторов. Реклама на сайте. Срочная публикация научных статей.

Метод построения блока бесконтактных кнопок в системах...

В статье проанализированы методы построения устройств с бесконтактными кнопками. Бесконтактные кнопки представляют собой датчики, с помощью которых возможен набор информации. Используются для нескольких целей, таких как: защита информации, борьба с...

Похожие статьи

Кино как средство патриотического воспитания | Статья в журнале...

Патриотические фильмы — это фильмы, освещающие граждан страны в хорошем свете

Одновременно с этим документальное кино выходит на новый уровень: чего стоит

Говоря о фильмах и сюжетах Великой Отечественной войны, можно утверждать, что они являются...

Сравнительный анализ экранизаций 20 и 21вв. произведения...

 На самых ранних стадиях существования кино его основу составляли литературные произведения.

Это сделано для того, чтобы зритель на подсознательном уровне воспринимал всю «тьму» войны. Чёрный цвет в психологии человека считается самым негативным.

Особенности голоса автора в романе «Великий Гэтсби» и его...

В киноадаптации голос автора представлен закадровым голосом.

В фильме эмоциональность высказывания несколько теряется за счет упрощения языка: «He was the

В сочетании с медленной, щемящей музыкой зрителю передается атмосфера возвышенной...

Внеклассное занятие на тему: «Сталинград во время Великой...»

Компьютер, интерактивная доска, презентация, документальные и художественные фильмы, стихотворения поэтов, песни о Сталинграде.

К битве за Сталинград обращались и многие писатели. Через год после окончания войны увидела свет одна из правдивейших и вместе с...

Некоторые проблемы социальной защиты военнослужащих и пути...

На взгляд автора, в целях справедливой социальной защиты разных групп военнослужащих, следует уравнять права и размеры компенсационных выплат при увольнении с военной службы по состоянию здоровья с формулировками «военная травма» и «заболевание...

Музыка в кинематографе. Опыт анализа музыкальной партитуры...

Опыт анализа музыкальной партитуры фильма на примере трех экранизаций произведений М. Булгакова.

Автор статьи обращается к рассмотрению роли музыки в кинематографе.

1970–80-е годы в советском кинематографе были отмечены музыкальным расцветом.

Литвин Федор Борисович — Информация об авторе

Вопрос — ответ. Отзывы наших авторов.

Вопрос — ответ. Редакционный совет. Отзывы наших авторов. Реклама на сайте. Срочная публикация научных статей.

Каюда Виктория Алексеевна — Информация об авторе

Вопрос — ответ. Отзывы наших авторов.

Вопрос — ответ. Редакционный совет. Отзывы наших авторов. Реклама на сайте. Срочная публикация научных статей.

Метод построения блока бесконтактных кнопок в системах...

В статье проанализированы методы построения устройств с бесконтактными кнопками. Бесконтактные кнопки представляют собой датчики, с помощью которых возможен набор информации. Используются для нескольких целей, таких как: защита информации, борьба с...

Задать вопрос