Влияние альтернативных занятий по физкультуре на повышение уровня вовлечённости детей с ТМНР | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (398) январь 2022 г.

Дата публикации: 22.01.2022

Статья просмотрена: 78 раз

Библиографическое описание:

Филиппова, Е. С. Влияние альтернативных занятий по физкультуре на повышение уровня вовлечённости детей с ТМНР / Е. С. Филиппова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 3 (398). — С. 86-89. — URL: https://moluch.ru/archive/398/88180/ (дата обращения: 23.12.2024).



Введение

Одной из главных причин, затрудняющих формирование двигательных умений и навыков у детей с ТМНР, являются нарушения моторики, не только накладывающие отрицательный отпечаток на их физическое, но и психическое здоровье.

Актуальность темы состоит в том, что дети, с ограниченными возможностями здоровья, нуждаются в создании специальных условий обучения и воспитания. Для повышения интереса к физкультуре и спорту, целесообразно, помимо классических занятий, использовать альтернативные методы.

Общеизвестно, что у всех категорий детей с ТМНР значительные отставание моторного развития в разной степени выраженности. Они не пластичны, не ритмичны, у них нарушены все виды координаций, снижены все показатели двигательной памяти. Моторное развитие является не менее важной задачей для детей с ТМНР, чем когнитивное. Поэтому обучение гимнастическим и танцевальным упражнениям под музыку, несложным ритмическим комбинациям, является одним из основных направлений работы на альтернативных занятиях по физкультуре.

Портативные колонки, USB-флешки, смартфоны, позволяют готовить и проводить традиционные и альтернативные занятия по физкультуре под музыку и в спортивном зале, и на улице. Основное, чему должны научиться эти дети, используя музыкально-ритмическую двигательную активность — адекватному эмоционально-речевому общению, умению использовать знакомые двигательные комбинации в реальных ситуациях и пользоваться вербальными и невербальными навыками общения, для дальнейшей социализации.

Особенности проведения занятий с детьми с ТМНР

В ЦСПР «Семь-Я» физкультурная работа ведётся с учётом индивидуального развития и возможностей каждого ребёнка. По данным мониторинга сентября 2020 года, 65 % детей учреждения способны выполнять двигательную активность только совместно с педагогом, 20 % воспитанников осуществляют действий по подражанию, 10 % воспитанникам, достаточно действий по образцу и лишь 5 % детей поднимаются на уровень самостоятельных действий. У ребят, долго и с большим трудом формируются серии движений, что необходимо для образования двигательных навыков. Даже незначительные показатели положительной динамики в двигательном развитии для такого ребёнка — считаются хорошим результатом.

Для детей с глубокими нарушениями умственного и речевого развития очень значимой является эмоциональная окраска танца, возможность совместных общих сильных ощущений. Они начинают активно общаться с партнерами, произносят звуки и слоги, которые от них редко можно услышать, переживают радостное эмоции, часто помогают и поправляют друг друга в отдельных движениях.

Альтернативные формы физкультурных занятий музыкально-ритмического направления.

В ЦСПР «Семь-Я» физкультурно-оздоровительная работа ведётся согласно календарно-тематическому плану инструктора по физкультуре. Физкультурное занятие является основным в плане моторного развития детей с ТМНР. Для повышения заинтересованности воспитанников развивать двигательную активность, мной, инструктором по физкультуре, помимо классических уроков, использовались альтернативные занятия. Альтернативные занятия отличаются от классической структуры, за счет использования новых способов организации детей, внесения некоторых изменений в традиционную форму построения занятия.

Непосредственная педагогическая деятельность с детьми с ТМНР подтвердила, что привлекательными для них являются музыкально-ритмические занятия. Отмечено, что двигательная активность под музыкальное сопровождение, активизирует положительные эмоции, улыбки, желание двигаться в музыкальном ритме. Все это благоприятно воздействует на возникновение доверительной психологической атмосферы в процессе тренировок.

Были разработаны несколько видов альтернативных занятий по физкультуре под музыкальное сопровождение:

— комплексы утренней гимнастики под музыку;

— комплексы аэробики;

— «Танцевальная минутка на прогулке»;

Организация и структура занятий

Комплексы утренней гимнастики под музыку

Утренняя зарядка — это неотъемлемая часть режима дня воспитанника ЦСПР «Семь-Я».

Актуальность и практическая значимость утренней зарядки состоит в повышении тонуса всего тела, пробуждении нервной системы и улучшении обмена веществ.

При составлении комплексов утренней зарядки для детей с ОВЗ, возникает необходимость разработки гимнастики, в которой бы не было строгих правил выполнения упражнений, но которая позволяла бы уравновесить эмоциональное состояние детей и обрести положительный настрой и хороший тонус на целый день.

На протяжении 2020–2021 учебного года, в зарядке принимали участие все воспитанники учреждения (50 чел.) Для заинтересованности и привлечения детей к выполнению утренней гимнастики, я использовала разнообразную музыкальную «Зарядку клоуна Плюха». Это зарядка даёт нагрузку на все группы мышц, упражнения сопровождаются доступным объяснением и весёлой музыкой. Для каждой группы был подобран определённый комплекс с учётом способностей и возможностей детей. Зарядка длится 10–15 минут.

В начале года большинство детей не проявляли интерес к занятию и пассивно подчинялись инструктору. Только 20 % воспитанников выполняли упражнения самостоятельно. Постепенно, музыкальная зарядка ускорила процесс установление контакта, выполнение упражнений (пассивно, совместно или самостоятельно) под музыку расширило речевое и невербальное общение с использованием жестов, и мимики, активизировало двигательную деятельность многих воспитанников. В результате, в конце учебного года 60 % детей учреждения с желанием и интересом, выполняли музыкальную зарядку.

По сравнению с началом учебного года на 40 % увеличился заинтересованность и количество ребят, принимающих участие в музыкальной зарядке (рис. 1)

.

Рис. 1.

Комплексы аэробики

На занятиях принимают участие несколько групп (10–15 чел.) одновременно. При проведении занятий по аэробике, важным моментом является подбор музыкальных композиций и постоянных танцевальных движений к ним. За время занятия выполняется 3–4 комплекса, продолжительностью 1–3 минуты. После выполнения каждого комплекса даются упражнения на восстановления дыхания и расслабления мышц. Занятие длится 10–15 минут.

Была составлена музыкальная подборка, наиболее популярная среди детей. В неё вошли следующие треки:

  1. «Clap Snap» — Icona pop (флешмоб remix)
  2. «Я — ракета» — танцы для детей
  3. «Лошадь» — Детский Хор Великан
  4. «Виноватая тучка» — Тухманов Д.
  5. «SKIBIDI» — трек группы Little Big
  6. «Чика — рика» — Миединова Н.
  7. «Море Галилей» — DJ КоролькOFF
  8. «Утренняя гимнастика» — DJ Леонид Руденко и А-Студио
  9. «Take You Dancing»-Jason Derulo
  10. «Часики» — Фиксики
  11. «Учитель танцев» — Дюна
  12. «Я — повар» — Иван Савельев и Алдар Шагжиев

В начале учебного года (2020–2021), большинство детей не проявляли особого интереса к занятиям (70 %). Они привыкали к музыке, постепенно начинали смотреть за детьми, выполняющими комплекс. Выполняя вместе с инструктором всей группой несколько раз в неделю танцевальные комбинации под знакомую музыку, дети становились увереннее в своих двигательных возможностях, импровизировали, проявляли эмоциональный подъём и радость, получали удовольствие от работы в коллективе.

Всё это позволило к концу учебного года повысить процент воспитанников, заинтересованных в занятиях аэробики на 40 % (рис. 2).

.

Рис. 2.

«Танцевальная минутка на прогулке»

Для разнообразия физкультурной деятельности на прогулке, помимо традиционных методов проведения занятий (эстафеты, игры), проводится музыкальная игра «Танцевальная минутка». Задача этой игры направлена на развитие самостоятельного выбора музыкальных композиций детьми и дальнейшее выполнение танцевальных движений под них. Возможность самостоятельного выбора, оказывает положительное влияние на развитие мыслительного процесса воспитанников.

Ребёнок мимикой, жестами, вокализацией или речью указывает на свой выбор, проявляет желание танцевать под музыку, которая нравится ему, вовлекает в процесс других детей. Если инструктор предлагает воспитаннику выбрать другую композицию, он (в большинстве случаях) мимикой и жестами протестует и настаивает на своём выборе. Затем ребёнок с интересом ждёт выбора следующего участника и продолжает участвовать в игровой ситуации, выполняет танцевальные движения под выбранную музыку другого ребёнка.

В результате воспитанники пользуются правом самостоятельного выбора , повышается позитивное эмоциональное настроение и интерес к занятию, пополняется багаж двигательных комбинаций, развиваются коммуникативные навыки, которые сплачивают коллектив.

Учитывая, всё вышеизложенное, можно сказать, что, включая в физкультурную работу с детьми с ТМНР музыкально-ритмические занятия, появляется высокая вероятность добиться определённых положительных результатов:

— проявление желания и интереса выполнять танцевальные комбинации самостоятельно, совместно с инструктором или другими детьми: на прогулке, праздниках, концертах, выездных мероприятиях, каникулярных дискотеках, конкурсах и в театральных сценках;

— создаются условия для проявления коммуникативных навыков;

— появляется возможность передать другим детям эмоциональный подъём, радость от самовыражения через музыкально-ритмические движения.

Подводя итоги проделанной работы, можно с уверенностью сказать, что альтернативные занятия по физкультуре, не менее эффективны, чем традиционные. Использование нетрадиционных методов, позволяет значительно повысить (40 %) вовлеченность воспитанников в занятия по физкультуре. В результате всё это оказывает положительное влияние на двигательное развитие, социализацию и интеграцию, позволяет воспитанникам невербально, через музыку, больше общаться между собой и другими людьми, повышает социальную активность, формирует у умственно отсталыхдетей навыки практического владения невербальными средствами общения (мимикой, жестами, пантомимикой).

Литература:

  1. Руднева, С., Фиш, Э. Музыкальное движение [Текст]: методическое пособие для педагогов музыкально-двигательного воспитания, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / С. Руднева, Э. Фиш. — СПб: 2000. — 176 с.
  2. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Педагогика, 1973. 173 с.
  3. Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. Умственно отсталый ребенок / Под ред. Л. С. Выготского и И. И. Данюшевского. М.: 1995. 390 с.
  4. Лазарева В. К. Музыкально-ритмические занятия на уроках пения и музыки в начальных классах вспомогательной школы. Дефектология, 1990. № 5. С. 2
  5. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, Л. Н. Комиссарова, Г. Р. Шашкина.
  6. Данилкина П. Н. Коррекционная работа в процессе обучения и воспитания, Ленинград, 1974.
  7. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология. М., 1983. 190 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, занятие, двигательная активность, музыка, музыкальная зарядка, самостоятельный выбор, утренняя гимнастика, утренняя зарядка, физкультура, двигательное развитие.


Похожие статьи

Использование игр как средства развития предпосылок к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Возрастные аспекты влияния включенности в занятия спортом на социальную адаптацию личности в образовательной среде

Влияние пальчиковых и жестовых игр на всестороннее развитие детей с интеллектуальной недостаточностью

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с ТМНР

Использование педагогом-психологом элементов сказкотерапии в работе с детьми ОВЗ, направленной на формирование экологической культуры дошкольников (из опыта работы)

Использование игровых технологий в работе с детьми с ТМНР

Предупреждение дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза, у детей с ОНР на занятиях по подготовке к обучению грамоте

Использование приемов поведенческой терапии в работе по развитию речи у детей с аутизмом

Развитие устойчивого интереса подростков к урокам музыки через организацию проектно-исследовательской деятельности

Использование метода Монтессори в формировании жизненных компетенций у детей с ОВЗ

Похожие статьи

Использование игр как средства развития предпосылок к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Возрастные аспекты влияния включенности в занятия спортом на социальную адаптацию личности в образовательной среде

Влияние пальчиковых и жестовых игр на всестороннее развитие детей с интеллектуальной недостаточностью

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с ТМНР

Использование педагогом-психологом элементов сказкотерапии в работе с детьми ОВЗ, направленной на формирование экологической культуры дошкольников (из опыта работы)

Использование игровых технологий в работе с детьми с ТМНР

Предупреждение дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза, у детей с ОНР на занятиях по подготовке к обучению грамоте

Использование приемов поведенческой терапии в работе по развитию речи у детей с аутизмом

Развитие устойчивого интереса подростков к урокам музыки через организацию проектно-исследовательской деятельности

Использование метода Монтессори в формировании жизненных компетенций у детей с ОВЗ

Задать вопрос