Под развивающей предметно-пространственной средой подразумеваются не только материалы и оборудование к различным видам образовательной деятельности детей дошкольного возраста, но в правильно оформленные холлы, рекреации, коридоры, лестничные пролеты и территория дошкольных организаций. Детский дизайн — это форма участия детей в оформлении помещений и территории детского сада.
Ключевые слова: развивающая предметно-пространственная среда, детский дизайн, классификация детского дизайна, особенности использования детских работ в детском дизайне.
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования предусматривается, что развивающая предметно-пространственная среда детского сада обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства дошкольной организации, а также территории, прилегающей к ней [8]. Поэтому построение развивающей предметно — пространственной среды современных дошкольных организаций является одним из основных направлений их деятельности.
В дошкольной педагогике на важность и актуальность правильного построения развивающей предметно-пространственной среды указывается в работах А. Г. Гогоберидзе, Л. М. Клариной, С. А. Козловой, Н. В. Микляевой, С. Л. Новоселовой, В. А. Петровского и др.
В работах А. Г. Гогоберидзе и О. В. Солнцевой по вопросам проектирования предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении подчёркивается, что значительную роль в развитии дошкольника играет искусство, поэтому в оформлении детского сада большое место отводится изобразительному и декоративно-прикладному искусству. Картины, скульптуры, графика, роспись, витражи, декоративные кладки, изделия народного прикладного искусства и т. д. с детства входят в сознание и чувства ребенка [2, с. 404].
Н. В. Микляева считает, что предметно-пространственная среда должна носить интерактивный характер. Н. В. Микляевой предложены элементы развивающей среды детского сада, которые в настоящее время широко используются в практике современных дошкольных организаций. Это: панно «Мое настроение», символическое панно «Лестница успеха», сюжетное панно «Что мне запомнилось сегодня?», «Почтовые ящики» для детей и родителей, детские стенгазеты: «События недели: было-будет» и др. [3, с.195]. В работах Н. В. Микляевой разработаны рекомендации об их использовании как элементов дизайна детского сада [5].
Таким образом все авторы подчеркивают, что под развивающей предметно-пространственной средой подразумеваются не только материалы и оборудование к различным видам образовательной деятельности в групповых комнатах, но и правильно оформленные холлы, рекреации, коридоры, лестничные пролеты и территория дошкольных организаций.
В соответствии с Концепцией создания образовательных холлов, разработанной и апробированной в дошкольных организациях Белгородской области (в соответствии с планом управления проектом «Формирование детствосберегающего пространства дошкольного образования Белгородской области «Дети в приоритете»), в оформлении помещений и территории детских садов наряду с работами профессиональных дизайнеров и художников, должны использоваться работы участников образовательных отношений (педагогов, детей и их родителей), то есть в оформлении должен присутствовать детский дизайн.
Понятие детский дизайн, как предмет научного исследования и изучения в дошкольной педагогике появился сравнительно недавно, поэтому в настоящее время научной литературы по данной проблеме очень мало (И. А. Лыкова, Н. В. Микляева, Г. Н. Пантелеев и др.).
В исследованиях Г. Н. Пантелеева художника-дизайнера и педагога-исследователя по изучению основных направлений в дизайн-культуре, детский дизайн представлен, как новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста. Г. Н. Пантелеев пишет: «Педагогам дошкольной организации необходимо овладевать культурой дизайна, знать и, главное, уметь показать детям, как можно грамотно и красиво обустроить среду обитания» [6].
В его работах освещены некоторые культурологические и образовательные аспекты детского дизайна, дано определение понятия «детский дизайн», его классификация плоскостной (аппликативно‑графический); объёмный (предметно‑декоративный); пространственный (архитектурно‑декоративный), а также этапы выполнения работ дошкольниками.
Г. Н. Пантелеев указывает на то, что профессиональный дизайн имеет общие черты с детским дизайном. Это:
— оригинальность и неповторимость творческого продукта;
— знакомство с системой сенсорных эталонов, предпосылкой модульного принципа проектирования;
— совместно раздельный характер исполнения замысла;
— предметно и пространственно-декоративный характер проектной деятельности;
— использование аналогичных материалов и техник;
— общий подход в оценке художественности профессионального и «детского» искусства;
— самодостаточность неконкурентоспособность продукции детского творчества» [6].
В некоторых статьях журналов и сети Интернет можно познакомиться с опытом работы отдельных детских садов и педагогов по использованию в развивающей предметно-пространственной среде дошкольной организации детского дизайна. Среди педагогов — практиков интересен опыт работы Е. П. Савенко [7], Е. А. Валиулина [1], О. Н. Жирновой [4] и др.
О. Н. Жирнова указывает на различия между ручным трудом дошкольников и детским дизайном. Она пишет: «Детская продукция после художественно — дидактических занятий, складываемая в папки и коробки, и далее остается невостребованной. А «детский дизайн» связан с декоративной деятельностью самого ребенка по благоустройству окружающий его предметно — пространственной среды» [4].
Интересен опыт использования детского дизайна в зарубежных детских садах, в том числе описанный в книгах и статьях Фон дер Беек А., Руфэнах А. [9]
Детский сад, в котором формировался опыт работы по данной проблеме, расположен в типовом здании, рассчитанном на сто воспитанников.
Для размещения творческих детских работ как элементов детского дизайна, используются коридоры, лестничные пролеты, холлы детского сада, а также павильоны на игровых площадках. (Таблица 1)
Таблица 1
Детский дизайн в развивающей предметно-пространственной среде детского сада
Помещения детского сада и территории |
Название экспозиции |
Тип детского дизайна |
Коридор второго этажа |
Выставка фотоколлажей: «Мы на прогулке»; «Семейный выходной» |
Пространственный |
Лестничные пролеты |
Выставка детских работ по теме «Театр» (технология образовательного холла): выставка поделок детско-взрослых работ «История театральных масок»; выставка театральных костюмов для праздника «Театральное дефиле» |
Плоскостной Объемный |
Коридор первого этажа |
Панно «Красная книга Белгородской области» (животные, растения) |
Плоскостной |
Холл |
Выставка детских групповых стенгазет «События недели: было-будет» |
Плоскостной |
Игровые павильоны на детской площадке |
Оформление центральной стены в стиле детского граффити «Цветной калейдоскоп» |
Пространственный |
Особенность предметов детского дизайна в мобильности интерьера, частой сменяемости, вариативности.
В основном, многие выставки меняются полностью или частично не менее одного раза в месяц. Работа над поделками или рисунками для различного рода выставок и экспозиций включается в комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в группах. Поэтому тематика оформления холлов или коридоров планируется, а подготовка к выставкам и оформлению экспозиций включается в образовательную деятельность с воспитанниками. Но важно не только подготовить экспонаты и оформить выставку, но и организовать её презентацию.
Презентация выставки детьми — это одна из интересных современных форм организации образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию дошкольников [5, 9].
В зависимости от вида выставки (персональная или коллективная) в организации и проведении презентации могут принимать участие один ребенок или несколько. В случае организации персональные выставки в презентации чаще всего участвует только автор работ. Если выставка — это коллективная работа, то и презентацию проводят группа дошкольников. Но в любом случае презентация выставки осуществляется в соответствии с составленном заранее сценарием и требует предварительной подготовки. Она заключается в составлении списка приглашённых лиц, изготовлении пригласительных билетов, подготовки детских рассказов о работах, подбора фоновой музыки, художественных текстов, при необходимости и др.
Часто в организации выставок принимают самое активное участие родители воспитанников, в таком случае и в презентации их участие будет уместным.
Если творческие выставки приурочены к празднику или досуговому мероприятию, то целесообразно подвести итоги и наградить участников и победителей грамотами и подарками. Все это подчеркнет эстетическую и практическую ценность детских работ.
Таким образом, использование детского дизайна в построении образовательного пространства в дошкольной образовательной организации способствует осознанию детьми своего соавторства, авторской компетентности. Кроме этого, педагоги, дети и их родители, участвуя в создании объектов красоты, учатся благоустраивать быт, используя опыт дизайна в детском саду.
Литература:
- Валиулина, Е. А. Создаем развивающую среду своими руками. — URL: http://www.dou.ru/new/make_eviroment.shtml. (дата обращения 06.04.2021). — Режим доступа: свободный. — Текст электронный.
- Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с. Текст: непосредственный.
- Дошкольная педагогика: учебник для академического бакалавриата / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова; под общ. ред. Н. В. Микляевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: ЮРАЙТ, 2015. — 496 с. Текст: непосредственный.
- Жирнова, О. Н. Развитие художественного творчества посредством обучения детей элементам дизайн. — URL: http://a2b2.ru/methods/7743_innovacionnyy_opyt_jirnovoy_on_razvitie_hudojestvennogo__tvorchestva_posredstvom_obucheniya_detey_elementam_dizayna/ (дата обращения 04.04.2021). — Режим доступа: свободный. — Текст электронный.
- Микляева, Н. В. Дизайн в детском саду. — М.: Перспектива, 2016. — 123 с.
- Пантелеев, Г. Н. Детский дизайн. — М.: ООО КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006. — 56 с. Текст: непосредственный.
- Савенко, Е. П. Обучение элементам дизайна как условие развития изобразительного творчества дошкольников. — URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/05/21/obuchenie-elementam-dizayna-kak-uslovie-razvitiya-izobrazitelnogo (дата обращения 04.04.2021). — Режим доступа: свободный. — Текст электронный.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Письма и приказы. — URL: https://www.labirint.ru/books/439174/ (дата обращения 04.04.2021). — Режим доступа: свободный. — Текст электронный.
- Фон дер Беек А., Руфэнах А., Бук М. Дизайн интерьеров детских садов для детей от 3 до 6 лет. Учебно-практическое пособие. ФГОС ДО. — М.: Национальное образование, 2015. — 136 с. Текст: непосредственный.