Использование детского дизайна в построении образовательного пространства в дошкольной образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (398) январь 2022 г.

Дата публикации: 24.01.2022

Статья просмотрена: 936 раз

Библиографическое описание:

Шиянова, Л. А. Использование детского дизайна в построении образовательного пространства в дошкольной образовательной организации / Л. А. Шиянова, Л. Н. Борзилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 3 (398). — С. 97-100. — URL: https://moluch.ru/archive/398/88147/ (дата обращения: 16.11.2024).



Под развивающей предметно-пространственной средой подразумеваются не только материалы и оборудование к различным видам образовательной деятельности детей дошкольного возраста, но в правильно оформленные холлы, рекреации, коридоры, лестничные пролеты и территория дошкольных организаций. Детский дизайн — это форма участия детей в оформлении помещений и территории детского сада.

Ключевые слова: развивающая предметно-пространственная среда, детский дизайн, классификация детского дизайна, особенности использования детских работ в детском дизайне.

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования предусматривается, что развивающая предметно-пространственная среда детского сада обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства дошкольной организации, а также территории, прилегающей к ней [8]. Поэтому построение развивающей предметно — пространственной среды современных дошкольных организаций является одним из основных направлений их деятельности.

В дошкольной педагогике на важность и актуальность правильного построения развивающей предметно-пространственной среды указывается в работах А. Г. Гогоберидзе, Л. М. Клариной, С. А. Козловой, Н. В. Микляевой, С. Л. Новоселовой, В. А. Петровского и др.

В работах А. Г. Гогоберидзе и О. В. Солнцевой по вопросам проектирования предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении подчёркивается, что значительную роль в развитии дошкольника играет искусство, поэтому в оформлении детского сада большое место отводится изобразительному и декоративно-прикладному искусству. Картины, скульптуры, графика, роспись, витражи, декоративные кладки, изделия народного прикладного искусства и т. д. с детства входят в сознание и чувства ребенка [2, с. 404].

Н. В. Микляева считает, что предметно-пространственная среда должна носить интерактивный характер. Н. В. Микляевой предложены элементы развивающей среды детского сада, которые в настоящее время широко используются в практике современных дошкольных организаций. Это: панно «Мое настроение», символическое панно «Лестница успеха», сюжетное панно «Что мне запомнилось сегодня?», «Почтовые ящики» для детей и родителей, детские стенгазеты: «События недели: было-будет» и др. [3, с.195]. В работах Н. В. Микляевой разработаны рекомендации об их использовании как элементов дизайна детского сада [5].

Таким образом все авторы подчеркивают, что под развивающей предметно-пространственной средой подразумеваются не только материалы и оборудование к различным видам образовательной деятельности в групповых комнатах, но и правильно оформленные холлы, рекреации, коридоры, лестничные пролеты и территория дошкольных организаций.

В соответствии с Концепцией создания образовательных холлов, разработанной и апробированной в дошкольных организациях Белгородской области (в соответствии с планом управления проектом «Формирование детствосберегающего пространства дошкольного образования Белгородской области «Дети в приоритете»), в оформлении помещений и территории детских садов наряду с работами профессиональных дизайнеров и художников, должны использоваться работы участников образовательных отношений (педагогов, детей и их родителей), то есть в оформлении должен присутствовать детский дизайн.

Понятие детский дизайн, как предмет научного исследования и изучения в дошкольной педагогике появился сравнительно недавно, поэтому в настоящее время научной литературы по данной проблеме очень мало (И. А. Лыкова, Н. В. Микляева, Г. Н. Пантелеев и др.).

В исследованиях Г. Н. Пантелеева художника-дизайнера и педагога-исследователя по изучению основных направлений в дизайн-культуре, детский дизайн представлен, как новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста. Г. Н. Пантелеев пишет: «Педагогам дошкольной организации необходимо овладевать культурой дизайна, знать и, главное, уметь показать детям, как можно грамотно и красиво обустроить среду обитания» [6].

В его работах освещены некоторые культурологические и образовательные аспекты детского дизайна, дано определение понятия «детский дизайн», его классификация плоскостной (аппликативно‑графический); объёмный (предметно‑декоративный); пространственный (архитектурно‑декоративный), а также этапы выполнения работ дошкольниками.

Г. Н. Пантелеев указывает на то, что профессиональный дизайн имеет общие черты с детским дизайном. Это:

— оригинальность и неповторимость творческого продукта;

— знакомство с системой сенсорных эталонов, предпосылкой модульного принципа проектирования;

— совместно раздельный характер исполнения замысла;

— предметно и пространственно-декоративный характер проектной деятельности;

— использование аналогичных материалов и техник;

— общий подход в оценке художественности профессионального и «детского» искусства;

— самодостаточность неконкурентоспособность продукции детского творчества» [6].

В некоторых статьях журналов и сети Интернет можно познакомиться с опытом работы отдельных детских садов и педагогов по использованию в развивающей предметно-пространственной среде дошкольной организации детского дизайна. Среди педагогов — практиков интересен опыт работы Е. П. Савенко [7], Е. А. Валиулина [1], О. Н. Жирновой [4] и др.

О. Н. Жирнова указывает на различия между ручным трудом дошкольников и детским дизайном. Она пишет: «Детская продукция после художественно — дидактических занятий, складываемая в папки и коробки, и далее остается невостребованной. А «детский дизайн» связан с декоративной деятельностью самого ребенка по благоустройству окружающий его предметно — пространственной среды» [4].

Интересен опыт использования детского дизайна в зарубежных детских садах, в том числе описанный в книгах и статьях Фон дер Беек А., Руфэнах А. [9]

Детский сад, в котором формировался опыт работы по данной проблеме, расположен в типовом здании, рассчитанном на сто воспитанников.

Для размещения творческих детских работ как элементов детского дизайна, используются коридоры, лестничные пролеты, холлы детского сада, а также павильоны на игровых площадках. (Таблица 1)

Таблица 1

Детский дизайн в развивающей предметно-пространственной среде детского сада

Помещения детского сада и территории

Название экспозиции

Тип детского дизайна

Коридор второго этажа

Выставка фотоколлажей: «Мы на прогулке»; «Семейный выходной»

Пространственный

Лестничные пролеты

Выставка детских работ по теме «Театр» (технология образовательного холла): выставка поделок детско-взрослых работ «История театральных масок»; выставка театральных костюмов для праздника «Театральное дефиле»

Плоскостной

Объемный

Коридор первого этажа

Панно «Красная книга Белгородской области» (животные, растения)

Плоскостной

Холл

Выставка детских групповых стенгазет «События недели: было-будет»

Плоскостной

Игровые павильоны на детской площадке

Оформление центральной стены в стиле детского граффити «Цветной калейдоскоп»

Пространственный

Особенность предметов детского дизайна в мобильности интерьера, частой сменяемости, вариативности.

В основном, многие выставки меняются полностью или частично не менее одного раза в месяц. Работа над поделками или рисунками для различного рода выставок и экспозиций включается в комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в группах. Поэтому тематика оформления холлов или коридоров планируется, а подготовка к выставкам и оформлению экспозиций включается в образовательную деятельность с воспитанниками. Но важно не только подготовить экспонаты и оформить выставку, но и организовать её презентацию.

Презентация выставки детьми — это одна из интересных современных форм организации образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию дошкольников [5, 9].

В зависимости от вида выставки (персональная или коллективная) в организации и проведении презентации могут принимать участие один ребенок или несколько. В случае организации персональные выставки в презентации чаще всего участвует только автор работ. Если выставка — это коллективная работа, то и презентацию проводят группа дошкольников. Но в любом случае презентация выставки осуществляется в соответствии с составленном заранее сценарием и требует предварительной подготовки. Она заключается в составлении списка приглашённых лиц, изготовлении пригласительных билетов, подготовки детских рассказов о работах, подбора фоновой музыки, художественных текстов, при необходимости и др.

Часто в организации выставок принимают самое активное участие родители воспитанников, в таком случае и в презентации их участие будет уместным.

Если творческие выставки приурочены к празднику или досуговому мероприятию, то целесообразно подвести итоги и наградить участников и победителей грамотами и подарками. Все это подчеркнет эстетическую и практическую ценность детских работ.

Таким образом, использование детского дизайна в построении образовательного пространства в дошкольной образовательной организации способствует осознанию детьми своего соавторства, авторской компетентности. Кроме этого, педагоги, дети и их родители, участвуя в создании объектов красоты, учатся благоустраивать быт, используя опыт дизайна в детском саду.

Литература:

  1. Валиулина, Е. А. Создаем развивающую среду своими руками. — URL: http://www.dou.ru/new/make_eviroment.shtml. (дата обращения 06.04.2021). — Режим доступа: свободный. — Текст электронный.
  2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с. Текст: непосредственный.
  3. Дошкольная педагогика: учебник для академического бакалавриата / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова; под общ. ред. Н. В. Микляевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: ЮРАЙТ, 2015. — 496 с. Текст: непосредственный.
  4. Жирнова, О. Н. Развитие художественного творчества посредством обучения детей элементам дизайн. — URL: http://a2b2.ru/methods/7743_innovacionnyy_opyt_jirnovoy_on_razvitie_hudojestvennogo__tvorchestva_posredstvom_obucheniya_detey_elementam_dizayna/ (дата обращения 04.04.2021). — Режим доступа: свободный. — Текст электронный.
  5. Микляева, Н. В. Дизайн в детском саду. — М.: Перспектива, 2016. — 123 с.
  6. Пантелеев, Г. Н. Детский дизайн. — М.: ООО КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006. — 56 с. Текст: непосредственный.
  7. Савенко, Е. П. Обучение элементам дизайна как условие развития изобразительного творчества дошкольников. — URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/05/21/obuchenie-elementam-dizayna-kak-uslovie-razvitiya-izobrazitelnogo (дата обращения 04.04.2021). — Режим доступа: свободный. — Текст электронный.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Письма и приказы. — URL: https://www.labirint.ru/books/439174/ (дата обращения 04.04.2021). — Режим доступа: свободный. — Текст электронный.
  9. Фон дер Беек А., Руфэнах А., Бук М. Дизайн интерьеров детских садов для детей от 3 до 6 лет. Учебно-практическое пособие. ФГОС ДО. — М.: Национальное образование, 2015. — 136 с. Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): детский дизайн, детский сад, развивающая предметно-пространственная среда, образовательная деятельность, дошкольная организация, опыт работы, дошкольная педагогика, дошкольный возраст, презентация выставки, пространственная среда.


Ключевые слова

развивающая предметно-пространственная среда, детский дизайн, классификация детского дизайна, особенности использования детских работ в детском дизайне

Похожие статьи

Инновационные образовательные технологии в углубленном обучении французскому языку

Основные методы обучения в рамках социокультурной образовательной модели носят интерактивный характер. Образовательные технологии, применяемые в учебном процессе на разных этапах обучения, отличаются креативностью, импровизацией, аутентичным общением...

Дидактический образ как модель отражения целостности изучаемых дошкольниками объектов и явлений в центре развития ребенка, детском саду

Статья посвящена использованию дидактического образа как модели отражения целостности изучаемых предметов и явлений при непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками. Дидактика понимается как важнейшая отрасль, изучающая проблемы дошк...

Особенности взаимодействия дошкольной организации и родителей в процессе подготовки детей к школе

В данной статье рассматриваются особенности взаимодействия дошкольной организации и родителей. Доказывается, что одним из главных в дошкольной организации направлением считается взаимодействие дошкольной организации и родителей при подготовке детей к...

К вопросу о развитии музейной культуры дошкольников в дошкольном образовательном учреждении

Статья посвящена актуальному вопросу реализации музейной педагогики в ДОУ с целью развития музейной культуры детей, в статье изложены определения понятий «музейная педагогика», «культура», «музейная культура», обоснована актуальность внедрения мини-м...

Сущность формирования способностей в области дизайна у младших школьников на уроках технологии

Уроки технологии в начальных классах развивают у детей творческий потенциал, иное восприятие к миру, усидчивость, прилежность. Анализируя статьи педагогов-ученых, можно привести более компактное определение слову дизайн. Дизайн — это вид деятельности...

Использование современных инновационных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе

В данной статье рассматриваются проблемы интерпретации инновационной деятельности педагогов в дошкольном учебном заведении. Были проанализированы и очерчены условия и виды инновационной деятельности педагогического коллектива, а также инновационные х...

Современные способы озеленения в ландшафтном дизайне

В статье затронуты проблемы проектирования и организации средового пространства. Статья посвящена некоторым актуальным проблемам, связанным с недостатком озеленения ландшафтной среды города, а также рассмотрены современные способы благоустройства тер...

Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации как фактор раннего профессионального ориентирования дошкольников

Статья посвящена изучению развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации как фактора раннего профессионального ориентирования детей. Проведен анализ влияния социального, психодиагностического, пространственно-пр...

К проблеме дезадаптации детей младшего дошкольного возраста при поступлении в дошкольную образовательную организацию

В статье описаны сложности адаптационного процесса, возникающие у детей младшего дошкольного возраста при поступлении в ДОО (дошкольную образовательную организацию). Представлен диагностический комплекс, позволяющий провести исследование адаптации, а...

Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников посредством развивающей предметно-пространственной среды

В статье раскрываются особенности использования развивающей предметно-пространственной среды при формировании экономических основ у детей дошкольного возраста. Отмечается, что развивающая среда создает благоприятные условия для обучения ребенка азам ...

Похожие статьи

Инновационные образовательные технологии в углубленном обучении французскому языку

Основные методы обучения в рамках социокультурной образовательной модели носят интерактивный характер. Образовательные технологии, применяемые в учебном процессе на разных этапах обучения, отличаются креативностью, импровизацией, аутентичным общением...

Дидактический образ как модель отражения целостности изучаемых дошкольниками объектов и явлений в центре развития ребенка, детском саду

Статья посвящена использованию дидактического образа как модели отражения целостности изучаемых предметов и явлений при непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками. Дидактика понимается как важнейшая отрасль, изучающая проблемы дошк...

Особенности взаимодействия дошкольной организации и родителей в процессе подготовки детей к школе

В данной статье рассматриваются особенности взаимодействия дошкольной организации и родителей. Доказывается, что одним из главных в дошкольной организации направлением считается взаимодействие дошкольной организации и родителей при подготовке детей к...

К вопросу о развитии музейной культуры дошкольников в дошкольном образовательном учреждении

Статья посвящена актуальному вопросу реализации музейной педагогики в ДОУ с целью развития музейной культуры детей, в статье изложены определения понятий «музейная педагогика», «культура», «музейная культура», обоснована актуальность внедрения мини-м...

Сущность формирования способностей в области дизайна у младших школьников на уроках технологии

Уроки технологии в начальных классах развивают у детей творческий потенциал, иное восприятие к миру, усидчивость, прилежность. Анализируя статьи педагогов-ученых, можно привести более компактное определение слову дизайн. Дизайн — это вид деятельности...

Использование современных инновационных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе

В данной статье рассматриваются проблемы интерпретации инновационной деятельности педагогов в дошкольном учебном заведении. Были проанализированы и очерчены условия и виды инновационной деятельности педагогического коллектива, а также инновационные х...

Современные способы озеленения в ландшафтном дизайне

В статье затронуты проблемы проектирования и организации средового пространства. Статья посвящена некоторым актуальным проблемам, связанным с недостатком озеленения ландшафтной среды города, а также рассмотрены современные способы благоустройства тер...

Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации как фактор раннего профессионального ориентирования дошкольников

Статья посвящена изучению развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации как фактора раннего профессионального ориентирования детей. Проведен анализ влияния социального, психодиагностического, пространственно-пр...

К проблеме дезадаптации детей младшего дошкольного возраста при поступлении в дошкольную образовательную организацию

В статье описаны сложности адаптационного процесса, возникающие у детей младшего дошкольного возраста при поступлении в ДОО (дошкольную образовательную организацию). Представлен диагностический комплекс, позволяющий провести исследование адаптации, а...

Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников посредством развивающей предметно-пространственной среды

В статье раскрываются особенности использования развивающей предметно-пространственной среды при формировании экономических основ у детей дошкольного возраста. Отмечается, что развивающая среда создает благоприятные условия для обучения ребенка азам ...

Задать вопрос